Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Рыкуновой И.А., представителя по доверенности от 24.01.2017 N 55 (сроком на один год);
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Акопашвили В.О., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 04-32/41 (сроком до 31.12.2017); Селютиной И.А., представителя по доверенности от 21.11.2016 N 04-30/014189 (сроком по 29.12.2017);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.03.2017
по делу N А73-8240/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079; ИНН 2723020115)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909; ИНН 2722045082)
о признании недействительным решения
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель; налогоплательщик, Учреждение; ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган; Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю; межрайонная инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 12.01.2016 N 12-35/1323 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 27.03.2017 оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в сумме, превышающей 80000 руб. признано недействительным; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; с заявителя в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования Учреждения удовлетворить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 388, пункт 3 статьи 392, статью 389 НК РФ, разъяснения Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 66 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2012 N 12-П, пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", статью 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", указывает на то, что: по всем земельным участкам, по которым налоговым органом произведено доначисление земельного налога, учреждение не является лицом, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования на соответствующие земельные участки; поскольку государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога, при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате земельного участка; поскольку земельные участки под многоквартирными домами перешли в собственность собственников помещений в этих домах, то они и обязаны уплачивать земельный налог; передав объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке 27:23:020338:0005, собственник распорядился и земельным участком, на котором они расположены; факт того, что на земельных участках, с кадастровыми номерами 27:23:20343:3, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37 расположены объекты недвижимого имущества (здание учебного заведения (интернатура), здание судебно-медицинской лаборатории, здание поликлиники, хирургический корпус, терапевтический корпус, инфекционное отделение, хирургическое отделение, станция переливания крови) налоговым органом не оспаривается.
В своем отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от заявителя в суд поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств: экземпляров выписок из ЕГРН, составленных на основании запросов от 24.05.2017, от 31.05.2017 (относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0020338:6, 27:23:0020350:12), уведомления о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права от 05.06.2017 N 27/999/001/2017-3076 (относительно земельного участка с кадастровым номером 27:23:0011126:36), на том основании, что эти документальные доказательства подтверждают изъятие указанных земельных участков из оборота.
Представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в судебном заседании поддержала ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представители налогового органа в судебном заседании возразили против удовлетворения такого ходатайства.
На основании статей 159 и части 2 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции определил: удовлетворить заявленное ходатайство и приобщить дополнительные документальные доказательства к материалам дела.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за период 2013 год с нулевой суммой налога, подлежащей уплате в бюджет по 34 земельным участкам, принадлежащим ФГУ "Хабаровская КЭЧ района" Минобороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, представленной ФГКУ "ДВТУИО" 29.01.2015.
Проверкой дополнительно были установлены земельные участки, принадлежащие ранее ФГУ "Хабаровская КЭЧ района" Минобороны РФ.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в налоговой декларации Учреждением была занижена налогооблагаемая база по земельному налогу, по причине невключения в объекты налогообложения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:20316:3, 27:23:11021:25, 27:23:11125:5, 27:23:20338:5, 27:23:20326:5, 27:23:11137:2, 27:23:11137:3, 27:23:00000:74, 27:23:20316:2, 27:23:20332:6, 27:23:20342:4, 27:23:20340:9, 27:23:20340:8, 27:23:20325:3, 27:23:20348:2, 27:23:20348:3, 27:23:20339:2, 27:23:20349:4, 27:23:20348:12, 27:23:11125:6, 27:23:11125:7, 27:23:11125:8, 27:23:20350:9 27:23:20330:8, 27:23:20311:7, 27:23:20311:6, 27:23:20350:12, 27:23:20343:3, 27:23:10128:8, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37, 27:23:020343:0005, 27:23:000000:0075 в связи с чем, не был исчислен и уплачен земельный налог за 2013 год в сумме 3588199 руб.
По результатам проверки составлен акт от 18.05.2015 N 361, на основании которого налоговый орган 12.01.2016 принял решение N 12-35/1323 о доначислении Учреждению к уплате земельного налога за 2013 год в сумме 3588199 руб., пеней в размере 219527,92 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 358820 руб.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 12.05.2016, указанное решение Межрайонной ИФНС N 6 по Хабаровскому краю оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю 12.01.2016 N 12-35/1323, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
По пункту 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 389 ЗК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.09.2016 по делу N А73-8534/2016 судом дана оценка тому, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:20316:3, 27:23:11021:25, 27:23:11125:5, 27:23:20338:5, 27:23:20326:5, 27:23:11137:2, 27:23:11137:3, 27:23:00000:74, 27:23:20316:2, 27:23:20332:6, 27:23:20342:4, 27:23:20340:9, 27:23:20340:8, 27:23:20325:3, 27:23:20348:2, 27:23:20348:3, 27:23:20339:2, 27:23:20349:4, 27:23:20348:12, 27:23:11125:6, 27:23:11125:7, 27:23:11125:8, 27:23:20350:9 27:23:20330:8, 27:23:20311:7, 27:23:20311:6, 27:23:20350:12, 27:23:20343:3, 27:23:10128:8, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37 являются объектом налогообложения земельным налогом, а ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России признано плательщиком земельного налога в отношении указанных земельных участков, то, как верно отмечено судом первой инстанции, обстоятельства правомерности доначисления Учреждению земельного налога по вышеуказанным земельным участкам, судом не доказываются вновь в рамках рассматриваемого дела.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано из ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с 20.10.2010 реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений.
К числу квартирно-эксплуатационных учреждений относятся КЭЧ штаба ДВО, Хабаровская КЭЧ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было переименовано в ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Устава ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ от 25.05.2012, утвержденного Министром обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДВТУИО" является универсальным правопреемником прав и обязанностей, поименованных в настоящем пункте Устава учреждений.
Хабаровская КЭЧ, Хабаровская КЭЧ района и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России имеют один и тот же ИНН 2723020115 и ОГРН 1072723005079.
В рамках дела А73-16484/2014 Арбитражный суд Хабаровского края установил, что согласно информационной выписке из ЕГРЮЛ от 30.06.2014 ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" в результате проведенной реорганизации в форме присоединения выступает правопреемником ФГУ "Хабаровская КЭЧ".
Как установлено судом первой инстанции, в данном случае в решении произведено начисление налога в отношении земельных участков, которые были переданы Квартирно-эксплуатационной части на праве постоянного (бессрочного) пользования решениями главы Администрации города Хабаровска, что подтверждается свидетельствами о праве бессрочного пользования землей, кадастровыми выписками и кадастровыми паспортами.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:0075 снят с кадастрового учета 22.11.2013, а земельный участок с кадастровым номером 27:23:020343:0005 снят с кадастрового учета 20.08.2013.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судом сделан верный вывод о том, что поскольку в отношении спорных земельных участков до их снятия с кадастрового учета именно ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" являлось правопреемником и обладало правом постоянного (бессрочного) пользования, то именно Учреждение являлось плательщиком земельного налога в отношении этих земельных участков.
Обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что передав в муниципальную собственность объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, собственник фактически распорядился и земельными участками.
В ходе налоговой проверки установлено, что на отдельных спорных земельных участках расположены жилые дома, которые приняты в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" из федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Однако, как указывалось выше права на земельный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, факт передачи объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках в собственность муниципального образования, не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении этих земельных участков при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений".
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю правомерно признала Учреждение плательщиком земельного налога в отношении рассматриваемых земельных участков, в связи с чем, оспариваемым решением правомерно доначислила Учреждению к уплате земельный налог в сумме 3588199 руб.
Поскольку Учреждение не исчислило и не уплатило земельный налог налоговый орган начислил пеню в размере 219527,92 руб.
Расчет пени проверен судом и признан верным.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
На основании данной нормы Межрайонная ИФНС N 6 по Хабаровскому краю, в связи с неуплатой Учреждением земельного налога в сумме 3588199 руб., привлекла налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в сумме 358820 руб., с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Вместе с тем, применив положения статьи 112, 114 НК РФ, разъяснения, данные в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пункт 19 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9, Постановление КС РФ от 15.07.1999 N 11-П, суд первой инстанции (учитывая предоставленное право устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций) посчитал возможным уменьшить размер штрафа до 80000 руб., в связи с чем, обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа в этой части (в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме, превышающей 80000 руб.)
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами, изложенными в обжалуемом решении суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, либо опровергали бы выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Представленные для приобщения к материалам дела экземпляры выписок из ЕГРН, составленных на основании запросов от 24.05.2017, от 31.05.2017 (относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0020338:6, 27:23:0020350:12), уведомления о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права от 05.06.2017 N 27/999/001/2017-3076 (относительно земельного участка с кадастровым номером 27:23:0011126:36), также не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку сроки ограничения прав и обременения земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами (с 24.05.2017, со 02.06.2017 и с 05.06.2017), не относятся к проверяемому налоговым органом периоду рассматриваемой налоговой декларации налогоплательщика по земельному налогу на 2013 год.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы учреждения, определением суда от 22.05.2017 ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения такой жалобы, с заявителя апелляционной жалобы в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1500 руб., согласно статьям 102, 110 АПК РФ, статье 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 марта 2017 года по делу N А73-8240/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 06АП-2614/2017 ПО ДЕЛУ N А73-8240/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. N 06АП-2614/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Рыкуновой И.А., представителя по доверенности от 24.01.2017 N 55 (сроком на один год);
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Акопашвили В.О., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 04-32/41 (сроком до 31.12.2017); Селютиной И.А., представителя по доверенности от 21.11.2016 N 04-30/014189 (сроком по 29.12.2017);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.03.2017
по делу N А73-8240/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079; ИНН 2723020115)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909; ИНН 2722045082)
о признании недействительным решения
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель; налогоплательщик, Учреждение; ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган; Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю; межрайонная инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 12.01.2016 N 12-35/1323 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 27.03.2017 оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в сумме, превышающей 80000 руб. признано недействительным; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; с заявителя в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования Учреждения удовлетворить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 388, пункт 3 статьи 392, статью 389 НК РФ, разъяснения Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 66 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2012 N 12-П, пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", статью 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", указывает на то, что: по всем земельным участкам, по которым налоговым органом произведено доначисление земельного налога, учреждение не является лицом, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования на соответствующие земельные участки; поскольку государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога, при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате земельного участка; поскольку земельные участки под многоквартирными домами перешли в собственность собственников помещений в этих домах, то они и обязаны уплачивать земельный налог; передав объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке 27:23:020338:0005, собственник распорядился и земельным участком, на котором они расположены; факт того, что на земельных участках, с кадастровыми номерами 27:23:20343:3, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37 расположены объекты недвижимого имущества (здание учебного заведения (интернатура), здание судебно-медицинской лаборатории, здание поликлиники, хирургический корпус, терапевтический корпус, инфекционное отделение, хирургическое отделение, станция переливания крови) налоговым органом не оспаривается.
В своем отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от заявителя в суд поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств: экземпляров выписок из ЕГРН, составленных на основании запросов от 24.05.2017, от 31.05.2017 (относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0020338:6, 27:23:0020350:12), уведомления о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права от 05.06.2017 N 27/999/001/2017-3076 (относительно земельного участка с кадастровым номером 27:23:0011126:36), на том основании, что эти документальные доказательства подтверждают изъятие указанных земельных участков из оборота.
Представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в судебном заседании поддержала ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представители налогового органа в судебном заседании возразили против удовлетворения такого ходатайства.
На основании статей 159 и части 2 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции определил: удовлетворить заявленное ходатайство и приобщить дополнительные документальные доказательства к материалам дела.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за период 2013 год с нулевой суммой налога, подлежащей уплате в бюджет по 34 земельным участкам, принадлежащим ФГУ "Хабаровская КЭЧ района" Минобороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, представленной ФГКУ "ДВТУИО" 29.01.2015.
Проверкой дополнительно были установлены земельные участки, принадлежащие ранее ФГУ "Хабаровская КЭЧ района" Минобороны РФ.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в налоговой декларации Учреждением была занижена налогооблагаемая база по земельному налогу, по причине невключения в объекты налогообложения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:20316:3, 27:23:11021:25, 27:23:11125:5, 27:23:20338:5, 27:23:20326:5, 27:23:11137:2, 27:23:11137:3, 27:23:00000:74, 27:23:20316:2, 27:23:20332:6, 27:23:20342:4, 27:23:20340:9, 27:23:20340:8, 27:23:20325:3, 27:23:20348:2, 27:23:20348:3, 27:23:20339:2, 27:23:20349:4, 27:23:20348:12, 27:23:11125:6, 27:23:11125:7, 27:23:11125:8, 27:23:20350:9 27:23:20330:8, 27:23:20311:7, 27:23:20311:6, 27:23:20350:12, 27:23:20343:3, 27:23:10128:8, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37, 27:23:020343:0005, 27:23:000000:0075 в связи с чем, не был исчислен и уплачен земельный налог за 2013 год в сумме 3588199 руб.
По результатам проверки составлен акт от 18.05.2015 N 361, на основании которого налоговый орган 12.01.2016 принял решение N 12-35/1323 о доначислении Учреждению к уплате земельного налога за 2013 год в сумме 3588199 руб., пеней в размере 219527,92 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 358820 руб.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 12.05.2016, указанное решение Межрайонной ИФНС N 6 по Хабаровскому краю оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю 12.01.2016 N 12-35/1323, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
По пункту 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 389 ЗК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.09.2016 по делу N А73-8534/2016 судом дана оценка тому, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:20316:3, 27:23:11021:25, 27:23:11125:5, 27:23:20338:5, 27:23:20326:5, 27:23:11137:2, 27:23:11137:3, 27:23:00000:74, 27:23:20316:2, 27:23:20332:6, 27:23:20342:4, 27:23:20340:9, 27:23:20340:8, 27:23:20325:3, 27:23:20348:2, 27:23:20348:3, 27:23:20339:2, 27:23:20349:4, 27:23:20348:12, 27:23:11125:6, 27:23:11125:7, 27:23:11125:8, 27:23:20350:9 27:23:20330:8, 27:23:20311:7, 27:23:20311:6, 27:23:20350:12, 27:23:20343:3, 27:23:10128:8, 27:23:20338:6, 27:23:11124:18, 27:23:11125:37 являются объектом налогообложения земельным налогом, а ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России признано плательщиком земельного налога в отношении указанных земельных участков, то, как верно отмечено судом первой инстанции, обстоятельства правомерности доначисления Учреждению земельного налога по вышеуказанным земельным участкам, судом не доказываются вновь в рамках рассматриваемого дела.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано из ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с 20.10.2010 реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений.
К числу квартирно-эксплуатационных учреждений относятся КЭЧ штаба ДВО, Хабаровская КЭЧ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было переименовано в ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Устава ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ от 25.05.2012, утвержденного Министром обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДВТУИО" является универсальным правопреемником прав и обязанностей, поименованных в настоящем пункте Устава учреждений.
Хабаровская КЭЧ, Хабаровская КЭЧ района и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России имеют один и тот же ИНН 2723020115 и ОГРН 1072723005079.
В рамках дела А73-16484/2014 Арбитражный суд Хабаровского края установил, что согласно информационной выписке из ЕГРЮЛ от 30.06.2014 ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" в результате проведенной реорганизации в форме присоединения выступает правопреемником ФГУ "Хабаровская КЭЧ".
Как установлено судом первой инстанции, в данном случае в решении произведено начисление налога в отношении земельных участков, которые были переданы Квартирно-эксплуатационной части на праве постоянного (бессрочного) пользования решениями главы Администрации города Хабаровска, что подтверждается свидетельствами о праве бессрочного пользования землей, кадастровыми выписками и кадастровыми паспортами.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:0075 снят с кадастрового учета 22.11.2013, а земельный участок с кадастровым номером 27:23:020343:0005 снят с кадастрового учета 20.08.2013.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судом сделан верный вывод о том, что поскольку в отношении спорных земельных участков до их снятия с кадастрового учета именно ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" являлось правопреемником и обладало правом постоянного (бессрочного) пользования, то именно Учреждение являлось плательщиком земельного налога в отношении этих земельных участков.
Обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что передав в муниципальную собственность объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, собственник фактически распорядился и земельными участками.
В ходе налоговой проверки установлено, что на отдельных спорных земельных участках расположены жилые дома, которые приняты в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" из федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Однако, как указывалось выше права на земельный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, факт передачи объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках в собственность муниципального образования, не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении этих земельных участков при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений".
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю правомерно признала Учреждение плательщиком земельного налога в отношении рассматриваемых земельных участков, в связи с чем, оспариваемым решением правомерно доначислила Учреждению к уплате земельный налог в сумме 3588199 руб.
Поскольку Учреждение не исчислило и не уплатило земельный налог налоговый орган начислил пеню в размере 219527,92 руб.
Расчет пени проверен судом и признан верным.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
На основании данной нормы Межрайонная ИФНС N 6 по Хабаровскому краю, в связи с неуплатой Учреждением земельного налога в сумме 3588199 руб., привлекла налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в сумме 358820 руб., с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Вместе с тем, применив положения статьи 112, 114 НК РФ, разъяснения, данные в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пункт 19 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9, Постановление КС РФ от 15.07.1999 N 11-П, суд первой инстанции (учитывая предоставленное право устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций) посчитал возможным уменьшить размер штрафа до 80000 руб., в связи с чем, обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа в этой части (в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме, превышающей 80000 руб.)
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами, изложенными в обжалуемом решении суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, либо опровергали бы выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Представленные для приобщения к материалам дела экземпляры выписок из ЕГРН, составленных на основании запросов от 24.05.2017, от 31.05.2017 (относительно земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0020338:6, 27:23:0020350:12), уведомления о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права от 05.06.2017 N 27/999/001/2017-3076 (относительно земельного участка с кадастровым номером 27:23:0011126:36), также не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку сроки ограничения прав и обременения земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами (с 24.05.2017, со 02.06.2017 и с 05.06.2017), не относятся к проверяемому налоговым органом периоду рассматриваемой налоговой декларации налогоплательщика по земельному налогу на 2013 год.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы учреждения, определением суда от 22.05.2017 ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения такой жалобы, с заявителя апелляционной жалобы в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1500 руб., согласно статьям 102, 110 АПК РФ, статье 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 марта 2017 года по делу N А73-8240/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)