Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 05 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4401/2017
на решение от 11.05.2017
судьи Андросовой Е.И.,
по делу N А51-3523/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Быстрицкого Николая Викторовича (ИНН 250106918006, ОГРНИП 306250133800022, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 04.12.2006)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края (ИНН 2501010155, ОГРН 1022500507446, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.08.2002)
о признании недействительным решения от 09.12.2016 N 035S02160067457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, и об обязании возвратить страховые взносы и пени в размере 137 638 руб. 34 коп.,
при участии:
- от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края: Кизима Е.Г., доверенность от 23.01.2017, сроком на 1 год, удостоверение; Трегубенко Л.В., доверенность от 14.03.2017, сроком по 31.12.2017, удостоверение;
- от ИП Быстрицкого Николая Викторовича: не явились,
Индивидуальный предприниматель Быстрицкий Николай Викторович (далее - заявитель, предприниматель, плательщик страховых взносов) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края (далее - фонд, Пенсионный фонд, учреждение) от 09.12.2016 N 035S02160067457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках и об обязании возвратить страховые взносы и пени в размере 137 638 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2017 требования заявителя удовлетворены частично. Оспариваемое решение Пенсионного фонда признано недействительным в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2015 год в размере 96 755,66 руб. и пеней за их несвоевременную уплату в соответствующей части, суд обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Быстрицкого Н.В. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Удовлетворяя частично требования заявителя, суд первой инстанции исходил из положений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, указал, что приведенная в указанном постановлении правовая позиция справедлива и применима к плательщикам страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы".
Не согласившись с указанным решением, Пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указал, что предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) при определении дохода должен учитывать доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом, как указывает учреждение, налоговый орган передавал в Пенсионный фонд только информацию о доходах налогоплательщика, поскольку расходы налогоплательщика в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не учитываются.
Учреждение полагает, что правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, не подлежит применению в отношении плательщиков страховых взносов, применяющих УСН.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал в полном объеме.
Предприниматель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, в котором выразил несогласие с доводами жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, своего представителя не направил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
ИП Быстрицким Н.В. была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, в соответствии с которой сумма полученных доходов за налоговый период составила 41 540 253 рубля, сумма расходов за налоговый период составила 37 882 259 рублей.
Согласно реестру доходов физических лиц за 2015 год, загруженного по данным Федеральной налоговой службы в ПК РК АСВ, доход Быстрицкого Н.В. составляет 41 540 253 рубля.
ИП Быстрицкий самостоятельно исчислил суммы подлежащих уплате страховых взносов, определив объект налогообложения путем уменьшения доходов на величину расходов, и произвел частичную оплату страховых взносов за 2015 год в размере 18610 рублей 80 копеек.
Учреждение на основании данных реестра доходов физических лиц за 2015 год, загруженного по данным Федеральной налоговой службы в ПК РК АСВ, выявило недоимку по страховым взносам, выставило предпринимателю Быстрицкому Н.В. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 06.09.2015 года N 035S01160187396, которым предлагалось в срок до 26.09.2016 года уплатить 130 275 рублей 60 копеек недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 7362 рубля 74 копеек пени.
В связи с тем, что требование не было исполнено предпринимателем, по решению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 09.12.2016 N 035S02160067457 с ИП Быстрицкого Н.В. взыскано 137 638 рублей 34 копейки, из них 130 275 рублей 60 копеек недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 7 362 рубля 74 копеек пени (инкассовыми поручениями N 146092 от 09.12.2016 и N 146091 от 09.12.2016).
Плательщик, полагая, что сумма страховых взносов исчислена фондом неверно, вследствие неправомерного определения фондом расчетной базы исходя из полученных предпринимателем доходов за спорный период без учета произведенных расходов, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав пояснения Пенсионного фонда, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавших в спорный период.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях исчисления размера страхового взноса определен порядок определения размера дохода в зависимости от налогового режима, на котором находится плательщик страховых взносов.
Как следует из материалов дела, в 2015 году предприниматель применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда", указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (Определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 N 304-КГ16-16937).
С 01.01.2015 минимальный размер оплаты труда составлял 5 965 руб. (статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"), следовательно, фиксированный размер страховых взносов за 2015 год (произведение минимального размера оплаты труда на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз) составил 18 610,80 руб. (5 965 х 26% х 12).
Как правильно установил суд первой инстанции, эта часть страховых взносов за 2015 год уплачена заявителем 31.12.2015, то есть, в срок, установленный частью 2 статьи 16 Закона о страховых взносах (не позднее 01.04.2016).
Учитывая, что из налоговой декларации заявителя по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год следует, что совокупный доход плательщика за этот финансовый год составил 41 540 253 руб., а расходы - 37 888 259 руб., размер дохода для целей исчисления страховых взносов - 3 651 994 руб. (3 651 994 - 300 000), 1% от которых - 33 519,94 руб.
Таким образом, общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате ИП Быстрицким Н.В. за 2015 год составила 52 130,74 руб. (18 610,80 + 33 519,94), 18 610,80 руб. из которых были уплачены заявителем в установленный срок, а 33 519,94 руб. - 26.01.2017 - недоимка по страховым взносам за 2015 год.
С учетом вышеизложенного, решение фонда от 09.12.2016 N 035S02160067457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках правомерно признано судом первой инстанции недействительным в части предложения заявителю уплатить 96 755,66 руб. (130 275,60 руб. - 33 519,94 руб.) страховых взносов и пеней за их несвоевременную уплату в соответствующей этой сумме страховых взносов части.
Также правомерно отказано судом в удовлетворении требований об обязании возвратить излишне взысканные суммы страховых взносов и соответствующие пени, поскольку индивидуальным предпринимателем не выполнены условия, установленные статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, то перечисленная платежным поручением N 452415 от 30.05.2017 государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2017 по делу N А51-3523/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края уплаченную платежным поручением N 452415 от 30.05.2017 государственную пошлину в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 N 05АП-4401/2017 ПО ДЕЛУ N А51-3523/2017
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N А51-3523/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 05 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4401/2017
на решение от 11.05.2017
судьи Андросовой Е.И.,
по делу N А51-3523/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Быстрицкого Николая Викторовича (ИНН 250106918006, ОГРНИП 306250133800022, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 04.12.2006)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края (ИНН 2501010155, ОГРН 1022500507446, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.08.2002)
о признании недействительным решения от 09.12.2016 N 035S02160067457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, и об обязании возвратить страховые взносы и пени в размере 137 638 руб. 34 коп.,
при участии:
- от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края: Кизима Е.Г., доверенность от 23.01.2017, сроком на 1 год, удостоверение; Трегубенко Л.В., доверенность от 14.03.2017, сроком по 31.12.2017, удостоверение;
- от ИП Быстрицкого Николая Викторовича: не явились,
установил:
Индивидуальный предприниматель Быстрицкий Николай Викторович (далее - заявитель, предприниматель, плательщик страховых взносов) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края (далее - фонд, Пенсионный фонд, учреждение) от 09.12.2016 N 035S02160067457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках и об обязании возвратить страховые взносы и пени в размере 137 638 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2017 требования заявителя удовлетворены частично. Оспариваемое решение Пенсионного фонда признано недействительным в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2015 год в размере 96 755,66 руб. и пеней за их несвоевременную уплату в соответствующей части, суд обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Быстрицкого Н.В. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Удовлетворяя частично требования заявителя, суд первой инстанции исходил из положений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, указал, что приведенная в указанном постановлении правовая позиция справедлива и применима к плательщикам страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы".
Не согласившись с указанным решением, Пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указал, что предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) при определении дохода должен учитывать доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом, как указывает учреждение, налоговый орган передавал в Пенсионный фонд только информацию о доходах налогоплательщика, поскольку расходы налогоплательщика в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не учитываются.
Учреждение полагает, что правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, не подлежит применению в отношении плательщиков страховых взносов, применяющих УСН.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал в полном объеме.
Предприниматель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, в котором выразил несогласие с доводами жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, своего представителя не направил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
ИП Быстрицким Н.В. была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, в соответствии с которой сумма полученных доходов за налоговый период составила 41 540 253 рубля, сумма расходов за налоговый период составила 37 882 259 рублей.
Согласно реестру доходов физических лиц за 2015 год, загруженного по данным Федеральной налоговой службы в ПК РК АСВ, доход Быстрицкого Н.В. составляет 41 540 253 рубля.
ИП Быстрицкий самостоятельно исчислил суммы подлежащих уплате страховых взносов, определив объект налогообложения путем уменьшения доходов на величину расходов, и произвел частичную оплату страховых взносов за 2015 год в размере 18610 рублей 80 копеек.
Учреждение на основании данных реестра доходов физических лиц за 2015 год, загруженного по данным Федеральной налоговой службы в ПК РК АСВ, выявило недоимку по страховым взносам, выставило предпринимателю Быстрицкому Н.В. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 06.09.2015 года N 035S01160187396, которым предлагалось в срок до 26.09.2016 года уплатить 130 275 рублей 60 копеек недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 7362 рубля 74 копеек пени.
В связи с тем, что требование не было исполнено предпринимателем, по решению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 09.12.2016 N 035S02160067457 с ИП Быстрицкого Н.В. взыскано 137 638 рублей 34 копейки, из них 130 275 рублей 60 копеек недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 7 362 рубля 74 копеек пени (инкассовыми поручениями N 146092 от 09.12.2016 и N 146091 от 09.12.2016).
Плательщик, полагая, что сумма страховых взносов исчислена фондом неверно, вследствие неправомерного определения фондом расчетной базы исходя из полученных предпринимателем доходов за спорный период без учета произведенных расходов, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав пояснения Пенсионного фонда, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавших в спорный период.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях исчисления размера страхового взноса определен порядок определения размера дохода в зависимости от налогового режима, на котором находится плательщик страховых взносов.
Как следует из материалов дела, в 2015 году предприниматель применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда", указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (Определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 N 304-КГ16-16937).
С 01.01.2015 минимальный размер оплаты труда составлял 5 965 руб. (статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"), следовательно, фиксированный размер страховых взносов за 2015 год (произведение минимального размера оплаты труда на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз) составил 18 610,80 руб. (5 965 х 26% х 12).
Как правильно установил суд первой инстанции, эта часть страховых взносов за 2015 год уплачена заявителем 31.12.2015, то есть, в срок, установленный частью 2 статьи 16 Закона о страховых взносах (не позднее 01.04.2016).
Учитывая, что из налоговой декларации заявителя по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год следует, что совокупный доход плательщика за этот финансовый год составил 41 540 253 руб., а расходы - 37 888 259 руб., размер дохода для целей исчисления страховых взносов - 3 651 994 руб. (3 651 994 - 300 000), 1% от которых - 33 519,94 руб.
Таким образом, общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате ИП Быстрицким Н.В. за 2015 год составила 52 130,74 руб. (18 610,80 + 33 519,94), 18 610,80 руб. из которых были уплачены заявителем в установленный срок, а 33 519,94 руб. - 26.01.2017 - недоимка по страховым взносам за 2015 год.
С учетом вышеизложенного, решение фонда от 09.12.2016 N 035S02160067457 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках правомерно признано судом первой инстанции недействительным в части предложения заявителю уплатить 96 755,66 руб. (130 275,60 руб. - 33 519,94 руб.) страховых взносов и пеней за их несвоевременную уплату в соответствующей этой сумме страховых взносов части.
Также правомерно отказано судом в удовлетворении требований об обязании возвратить излишне взысканные суммы страховых взносов и соответствующие пени, поскольку индивидуальным предпринимателем не выполнены условия, установленные статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, то перечисленная платежным поручением N 452415 от 30.05.2017 государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2017 по делу N А51-3523/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арсеньевскому городскому округу Приморского края уплаченную платежным поручением N 452415 от 30.05.2017 государственную пошлину в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
В.В.РУБАНОВА
Т.А.СОЛОХИНА
В.В.РУБАНОВА
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)