Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2017 N 18АП-9879/2017 ПО ДЕЛУ N А76-28980/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 18АП-9879/2017

Дело N А76-28980/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 июля 2017 года по делу N А76-28980/2016 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
садоводческого некоммерческого товарищества "Авторемонтник" - Новичихина А.В. (доверенность от 16.09.2016),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области - Халикова Н.В. (доверенность от 13.01.2017 N 04-14/130), Аксенова К.В. (доверенность от 10.01.2017 N 04-14/111).

Садоводческое некоммерческое товарищество "Авторемонтник" (далее - заявитель, СНТ "Авторемонтник", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 16.05.2016 N 18612 о привлечении к ответственности на совершение налогового правонарушения (далее - решение от 16.05.2016 N 18612, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 22 по Челябинской области, налоговый орган) в части доначисления земельного налога в сумме 55,22 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.07.2017 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности Межрайонная ИФНС России по Челябинской области ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание положения ст. 387, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". В данном случае арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что на основании постановления администрации Сосновского района Челябинской области от 28.04.1993 N 374 садоводческому некоммерческому товариществу "Авторемонтник" был выдан государственный акт серии Ч-XIX N 14-00228 о предоставлении права собственности на землю площадью 15,6 га (156 000 кв. м); на основании кадастрового плана территории, выданного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, точная площадь земельных участков СНТ "Авторемонтник" составляет 155 863 кв. м, из них в собственность физических лиц - членов СНТ "Авторемонтник" оформлены участки общей площадью 152 751,9 кв. м. В этой связи земельные участки площадью 3111 кв. м (155 863-152 751,9), не закрепленные за конкретными физическими лицами являются собственностью СНТ "Авторемонтник", в связи с чем, доначисление земельного налога за 2012 год в сумме 55,22 руб. является правомерным.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель налогоплательщика пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной заинтересованным лицом камеральной налоговой проверки представленной СНТ "Авторемонтник" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, Межрайонной ИФНС России N 22 по Челябинской области 10.12.2015 составлен акт N 24985, проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, а 16.05.2016 вынесено решение N 18612 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п. 3 ст. 114 Кодекса), штрафу в сумме 277,20 руб. за неуплату земельного налога за 2012 год в результате занижения налоговой базы. Также налогоплательщику доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 2775 руб. и на основании ст. 75 НК РФ начислены пени, составившие 950,72 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 12.08.2016 N 16-07/003715@ решение нижестоящего на изменено путем отмены в его резолютивной части пунктов, касающихся привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, начисления пеней, доначисления земельного налога. С учетом вынесенных вышестоящим налоговым органом решений, оспариваемая налогоплательщиком сумма доначисленного земельного налога составила 55,22 руб.
Налоговым органом при этом установлено, на основании решения главы администрации Сосновского района Челябинской области от 28.04.1993 N 374 СНТ "Авторемонтник" 28.04.1993 был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии Ч-Х1Х N 14-00228, согласно которому СНТ "Авторемонтник" на праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования предоставлено 15,6 га земли, в т.ч. в собственность граждан 8,8 га земли, в коллективную совместную собственность 6,8 га земли (т. 5, л.д. 31).
На основании постановления Главы администрации Сосновского района Челябинской области от 26.09.1994 N 822 земельные участки в СНТ "Авторемонтник" переданы в собственность граждан, согласно прилагаемому списку садоводов, в соответствии с которым земельный участок общей площадью 10,7570 га передан 155 гражданам. В списке указаны фамилия, имя и отчество собственника и размер доли (площадь земельного участка).
В соответствии с кадастровым планом территории, выданным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии площадь земельного участка с кадастровым номером 74:1962102005:179, не закрепленного за определенным физическим лицом составляет 3111,1 кв. м.
Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) дано понятие имущества общего пользования, а именно имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В силу условий абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 26 ЗК РФ право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Доказательств фактического использования в 2012 году спорного земельного участка площадью 3 111,1 кв. м непосредственно заявителем, а не членами СНТ "Авторемонтник", налоговым органом не добыто
Для признания СНТ "Авторемонтник" плательщиком земельного налога за земельные участки общего пользования, предоставленные в коллективно-совместную собственность, необходимо наличие свидетельства о праве коллективно-совместной собственности на земельные участки, предоставленные заявителю как юридическому лицу.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 июля 2017 года по делу N А76-28980/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)