Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2016 N 11АП-9490/2016 ПО ДЕЛУ N А49-5705/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2016 г. по делу N А49-5705/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 15 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.08.2016 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бектимирова Закира Гайсаевича на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.05.2016 по делу N А49-5705/2014 (судья Колдомасова Л.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бектимирова Закира Гайсаевича (ИНН 583700962300, ОГРН 308580335400015), с.Пионер Пензенской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области, г. Кузнецк Пензенской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области, г. Пенза, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Бектимиров Закир Гайсаевич (лично, паспорт),
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области Тенишев Р.Р. (доверенность от 19.01.2015 N 02-04/00278),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области Королева А.Г. (доверенность от 12.01.2016 N 05-29/00039),
в отсутствие представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области, извещенного надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель Бектимиров Закир Гайсаевич обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области (далее - налоговый орган) от 21.03.2014 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 266941 руб., взыскания соответствующих сумм штрафа и пеней.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.05.2016 по делу N А49-5705/2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель Бектимиров З.Г. просил отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении его заявления. По мнению предпринимателя Бектимирова З.Г., обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган и Управление в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Кадастровой палаты, которая была надлежащим образом извещена о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании предприниматель Бектимиров З.Г. поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители налогового органа и Управления отклонили апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя Бектимирова З.Г. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2010 по 31.12.2014 налоговый орган составил акт от 11.02.2014 N 3, которым установлена, в частности, неполная уплата земельного налога за 2012 год в сумме 266941 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:14:92001:254 в результате занижения его кадастровой стоимости - вместо кадастровой стоимости в размере 20223640 руб. 40 коп. применена кадастровая стоимость в размере 97499 руб. 40 коп.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 21.03.2014 N 8 о привлечении предпринимателя Бектимирова З.Г. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением налоговый орган, в частности, начислил предпринимателю Бектимирову З.Г. земельный налог в сумме 266941 руб., пени в сумме 40113 руб. за несвоевременную уплату данного налога, а также привлек его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 26694 руб. за неполную уплату данного налога.
Решением Управления от 05.05.2014 N 06-10/56 жалоба предпринимателя Бектимирова З.Г. на указанное решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю Бектимирову З.Г. в удовлетворении заявления об оспаривании указанного решения налогового органа.
Согласно статье 23 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В пункте 1 статьи 390 НК РФ указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу положений абзаца 2 пункта 3 статьи 391 и абзаца 2 пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и самостоятельно исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 391 НК РФ в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Постановление N 316), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Постановления N 316).
Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 этих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных данным пунктом Методических указаний, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.
Материалами дела подтверждается и предпринимателем Бектимировым З.Г. не оспаривается, что в 2012 году ему на праве долевой собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 58:14:92001:254.
Этот земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.06.2011 с определением его кадастровой стоимости на момент постановки на учет в размере 97499 руб. 54 коп. (т. 2 л.д. 108-110) и снят с учета 12.11.2012 в связи с образованием трех земельных участков с кадастровыми номерами 58:14:0092001:344, 58:14:0092001:345 и 58:14:0092001:346 (т. 1 л.д. 76).
Предпринимателем Бектимировым З.Г. земельный налог за 2012 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:14:92001:254 исчислен исходя из кадастровой стоимости в 97499 руб. (т. 2 л.д. 111-152; т. 3 л.д. 1-22), то есть исходя из кадастровой стоимости, установленной на дату постановки данного земельного участка на кадастровый учет.
Согласно уточненной налоговой декларации за 2012 год (корректировка N 4) земельный налог в отношении указанного земельного участка определен предпринимателем Бектимировым З.Г. в размере 1411 руб. (т. 3 л.д. 12-22).
Между тем по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 20223640 руб. 40 коп. (т. 2 л.д. 10, 11).
Изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении указанного земельного участка внесены в соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка 28.12.2011 (т. 3 л.д. 35, 36).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена Кадастровой палатой на основании постановления Правительства Пензенской области от 13.10.2011 N 716-пП "Об утверждении результатов государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Пензенской области" (далее - Постановление N 716-пП), которое опубликовано в Пензенских губернских ведомостях 18.10.2011, 20.10.2011 и 21.10.2015 (N 85, с.32; N 86 с.15; N 87 с.21), и Методических указаний.
Кадастровая стоимость в отношении указанного земельного участка в установленном порядке не оспорена.
Поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка определена предпринимателем Бектимировым З.Г. не на основании сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, являющегося налоговым периодом, то вывод налогового органа о занижении налоговой базы по земельному налогу за 2012 соответствует законодательству о налогах и сборах.
Таким образом, налоговый орган правомерно исчислил земельный налог в сумме 268352 руб. (кадастровая стоимость земельного участка 20223640 руб. 40 коп. х размер доли 0,965 = налоговая база 19515813 руб. х налоговая ставка 1,5% х 0,9167 (количество полных месяцев владения 11, поскольку указанный земельный участок снят с учета 12.11.2012); в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка земельный налог занижен на сумму 266941 руб.
На основании статьи 75 НК РФ налоговый орган начислил предпринимателю Бектимирову З.Г. пени за несвоевременную уплату земельного налога, а также привлек его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога, в виде штрафа в сумме 26694 руб. (с учетом установленных налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует законодательству о налогах и сборах.
Довод предпринимателя Бектимирова З.Г. об отсутствии у него возможности получить сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Сведения о стоимости земельных участков предоставляются плательщикам земельного налога бесплатно по письменному заявлению и размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Доказательств обращения за получением таких сведений до установленного срока представления налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год (до 01.02.2013) либо наличия объективных препятствий в получении данных сведений предприниматель Бектимиров З.Г. при рассмотрении настоящего дела не представил.
Ссылки предпринимателя Бектимирова З.Г. на судебные акты по делу N А49-2879/2014 (т. 2 л.д. 70-76) и справку от 03.02.2014 о кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 74) суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, так как они касаются иного земельного участка и не имеют отношение к проверяемому периоду.
Довод предпринимателя Бектимирова З.Г. о несоблюдении статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ суд первой инстанции признал ошибочным.
Отсутствие сведений об установлении кадастровой стоимости в отношении указанного земельного участка в Постановлении N 716-пП само по себе не свидетельствует о том, что кадастровая стоимость в отношении данного земельного участка не установлена.
Постановление N 716-пП опубликовано своевременно и в нем содержатся сведения о земельных участках, включенных в перечень объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной оценки недвижимости.
Как уже отмечено, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет в июне 2011 года и, соответственно, он не мог быть включен в названный перечень, формируемый по состоянию на 1 января текущего года.
Кадастровая стоимость земельных участков, не попавших в указанный перечень, определяется в соответствии с Методическими указаниями, что соответствует пунктам 11 и 13 Постановления N 316.
Довод предпринимателя Бектимирова З.Г. о том, что земельный участок с кадастровым номером 58:14:92001:254, по которому был доначислен земельный налог за 2012 год, и выделенные из него земельные участки с кадастровыми номерами 58:14:0092001:344 и 58:14:0092001:346, кадастровая стоимость которых определена в размере, равном их рыночной стоимости, являются тождественными, не основан на законе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер); кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о кадастре в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
Частью 3 статьи 5 Закона о кадастре предусмотрено, что порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В пункте 2 статьи 390 НК РФ указано, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действовавшей в рассматриваемый период, государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, по сведениям Кадастровой палаты, земельный участок с кадастровым номером 58:14:92001:254 был разделен на три части, только две из которых в настоящее время принадлежат предпринимателю Бектимирову З.Г.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 58:14:92001:254 и выделенные из него земельные участки являются различными земельными участками.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные предпринимателем Бектимировым З.Г. в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Бектимирова З.Г. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2016 года по делу N А49-5705/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)