Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Баевой А.П.
при участии:
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представитель Коваленко А.В. по доверенности от 05.08.2013, представитель Баландина М.А. по доверенности от 24.07.2015,
от ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России": представитель Нежданова А.В. по доверенности от 11.01.2016.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.11.2015 по делу N А32-47094/2014
по заявлению ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 10-22/109/755 от 01.08.2014 в части доначисления 93 502 081 руб.
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.
ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения о привлечении ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 10-22/109/755 от 01.08.2014 в части доначисления 90 333 846 руб., в т. ч. по налогов в общей сумме 64 095 879 руб., в т. ч. НДС в сумме 11 066 074 руб., налога на прибыль в сумме 18 272 451 руб., налога на землю в сумме 34 757 354 руб., пени в общей сумме 9 823 713 руб., в т. ч. по НДС - 516 054 руб., по налогу на прибыль в сумме 1 250 529 руб., по налогу на землю 8 057 130 руб. и штрафов в общей сумме 16 414 254 руб., в т. ч. по НДС - 2 213 215 руб., по налогу на прибыль - 7 249 568 руб., по налогу на землю 6 951 471 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением от 10.11.2015 г. признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю N 10-22/109/755 от 01.08.2014 о привлечении ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налогов, пени и штрафов в сумме 90 333 846 руб.
Решение мотивировано тем, что заявителем обоснованно применена льгота, установленная пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении земель, изъятых из оборота. Поскольку по условиям Контракта Генеральным заказчиком (Министерством обороны) уменьшены объемы СМР за 2012 г. на сумму 72.544.267,52 руб. с НДС, то в налоговом учете правомерно снижены доходы от реализации за 2012 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить в части признания недействительным решения инспекции в части земельного налога и НДС.
Податель жалобы полагает, что суд пришел к неправильному выводу о правомерности применения ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" льготы по земельному налогу, установленной пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ. Льгота установленная п. 2 пп. 1 ст. 389 НК РФ не применима в отношении земель, ограниченных в обороте. Снижение заявителем доходов от реализации за 2012 г. ввиду уменьшения лимитов финансирования и принятия заказчиком работ в их пределах неправомерно. Объект налогообложения формируется при подписании сторонами сделки формы КС-2. Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, является акт приемки выполненных работ формы КС-2. Следовательно, организация-подрядчик должна отразить доход от реализации работ в налоговом учете на дату подписания акта КС-2.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта суда первой инстанции только в обжалуемой части не заявлено.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю проведена выездная налоговая проверка ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" за период 2011-2012 гг., по результатам которой составлен Акт налоговой проверки N 1022/106/548 ДСП от 19.06.2014 г. и вынесено Решение N 10-22/109/755 от 01.08.2014 г. в общей сумме на 98 906 452 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Краснодарскому краю вынесено решение N 21-12-1046 от 17.11.2014 г., которым Решение МИФНС N 10-22/109/755 было отменено в части доначисления налога на прибыль за 2012 г. в сумме 3 191 156 руб., (319 116 руб. - ФБ и 2 872 040 руб. - КБ) соответствующих штрафов и пени, а также были снижены штрафные санкции по НДС с 40% до 20% в сумме 2 213 215 руб. и уменьшены пени по налогу на землю без расшифровки сумм.
ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" с решением N 10-22/109/755 от 01.08.2014 г. не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, по оспариваемому решению налоговым органом начислен земельный налог в сумме 34 757 354 руб., в т. ч. за 2011 г. в сумме 17 565 980 руб. и за 2012 г. в сумме 17 191 374 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом, из числа которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса исключены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями обороны и безопасности признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами (статья 93 Земельного кодекса).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве специального строительства (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1084) - Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее - воинские формирования). Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент Российской Федерации.
На основании п. 5 Положения Спецстрой России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его состав воинские формирования.
Согласно указанному Положению инженерно-технические воинские формирования при Спецстрое России являются составной частью сил, привлекаемых к обороне (п. 1). К инженерно-техническим воинским формированиям относятся: пп. 1 п. 2 военно-инженерные технические формирования специального строительства - главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям (органы управления), управления строительной промышленности (органы управления), военно-инженерные технические управления (органы управления), строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования и другие организации.
На основании п. 8 Положения - имущество воинских формирований является федеральной собственностью и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 9 Положения земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные воинским формированиям в соответствии с федеральным законодательством, находятся в федеральной собственности.
Земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме -федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находятся у них в постоянном (бессрочном) пользовании.
ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права на 13 земельных участков, в каждом из которых указано на право собственности Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы инспекции о том, что спорные земельные участки не могут быть исключены из оборота и из объектов налогообложения по земельному налогу, так как их фактическое использование не связано с целевым назначением согласно Уставу.
В соответствии с п. 1.3 Устава N 533 от 09.12.2011 г. ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" находится в ведомственном подчинении Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) и относится к инженерно-техническим воинским формированиям при Спецстрое России (воинская часть 88887). Полномочия собственника имущества осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В п. 3.1 Устава также закреплено, что имущество ФГУП находится в федеральной собственности и является неделимым, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
При таких обстоятельствах отклоняются доводы о том, что спорные земельные участки, на которых расположены административные здания, завод ЖБИ, ОГМ, АЗС, жилые дома, общежития и дома отдыха, находящиеся в федеральной собственности, не могут быть изъятыми из оборота.
Доводы налогового органа о том, что земли не используются для обеспечения безопасности и обороны, не могут быть приняты во внимание, указанные объекты являются частью предприятия, а названная льгота распространяется на предприятие в целом.
Таким образом, поскольку все имущество спецстроя является федеральной собственностью, и все подразделения спецстроя относятся к воинским формированиям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельные участки, занятые подразделениями Спецстроя исключены из оборота.
Таким образом, ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" обоснованно применена льгота, установленная пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении земель, изъятых из оборота.
Суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога в размере 34 757 354 руб., пени в размере 8 057 130 руб. и штрафа в размере 6 951 471 руб. за 2011 - 2012 гг.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех полученных доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При выполнении строительно-монтажных работ согласно п. 1 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, согласно которому для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ". Унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных формы N КС-2.
В акте (форма N КС-2) и справке (форма N КС-3) в обязательном порядке должны быть указаны сведения об инвесторе, заказчике, подрядчике, субподрядчике и их адреса, должность, расшифровка подписи, кто сдал и кто принял. В акте (форма N КС-2) также в обязательном порядке должна быть указана сметная стоимость в соответствии с договором подряда (субподряда).
Формы N КС-2, КС-3 действуют с 01.01.2000 и согласно п. 2 постановления Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 распространяются на юридических лиц всех форм собственности при выполнении любых видов строительно-монтажных работ.
Составление и подписание участвующими сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) подтверждают, что работы приняты заказчиком в соответствии с договорными обязательствами, без претензий. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) заполняется на основании данных акта формы КС-2. Составление справки формы КС-3 необходимо для расчета с заказчиками за выполненные работы.
Как следует из материалов дела, инспекцией увеличены налогооблагаемые доходы от реализации за 2012 г. на сумму 61 478 192 руб. без НДС (с НДС 72 544 267,52 руб., в т. ч. НДС 11 066 075,52 руб.), в связи с непринятием инспекцией снятия с реализации части объема строительно-монтажных работ за декабрь 2012 г. по объекту "Западный мол. Корневая часть Западного мола-причала в Геопорту", выполняемых по Государственному контракту N ДГЗ-68/19-13/2011 от 03.08.2011 г., заключенному с Государственным заказчиком - Министерством обороны.
Как следует из п. 4.1 Госконтракта заказчик оплачивает выполненные работы в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по настоящему Контракту на 2011-2012 годы.
Первоначальный объем и стоимость на 2012 г. предусмотрена Контрактом в сумме 647 569 064 руб. Дополнительными соглашениями N 2 от 11.09.2012 г. и N 3 от 26.04.2013 г. к Контракту выполнение работ ранее планируемых выполнить в 2012 г. разбито на два этапа, а именно в 2012 г. следовало выполнить работ на 429 241 807 руб., в т. ч. НДС - 65 477 563,91 руб. и в 2013 г. следовало выполнить СМР на 187 314 349 руб., в т. ч. НДС - 28 573 375,30 руб.
В соответствии с условиями п. 8.2.2 Контракта Генподрядчик обязан выполнить работы по Контракту без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ Контракта на соответствующий год.
Установлено, что в ноябре 2012 г. по объекту выполнения работ "корневая часть западного мола-причала в Геопорту г. Новороссийска" (шифр объекта 68/19-13) документы о приемки выполненных работ, в частности акты формы КС-2 и справка формы КС-3 были составлены и подписаны должностными лицами заявителя и регионального управления заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ с учетом ожидаемого выполнения работ в декабре 2012 г. общей стоимостью 536 351 816,84 руб. (с НДС).
В последующем, в результате уменьшения лимитов бюджетных обязательств объем названных работ был скорректирован на уменьшение, и принят в объеме фактически выполненных работ в сумме 463 807 549,32 руб. в т. ч. НДС. В документы были внесены изменения.
Оплата принятых работ заказчиком была произведена в два этапа: авансом в сумме в сумме 107 110 009 руб. платежным поручением N 231 от 12.08.2011 г. и окончательным расчетом в сумме 325 697 540,32 руб. платежным поручением N 849 от 06.12.2012 г.
Осуществление расчетов в сумме и принятие в качестве выполненных работ именно объемов в размере на сумму 463 807 549,32 руб. подтверждено заключением N 38 от 30.01.2013 г., выданным должностным лицом ВрИО начальника 206 отдела финансирования капитального строительства Министерства обороны РФ, а также подтверждается сообщением заказчика N 2/2534 от 15.05.2014 г. Регионального управления капитального строительства Министерства обороны РФ, в котором заказчик подтверждает уменьшение объема работ по объекту "Корневая часть западного мола-причала в Геопорту г. Новороссийска", связанного с недостаточным финансированием по данному объекту в 2012 г.
Кроме того, по состоянию на 01.01.2013 г. между Министерством обороны РФ (заказчиком) и ФГУП "ГУССТ N 4" при Спецстрое России (подрядчиком) подписан акт сверки выполненных строительно-монтажных работ и оплаченных по шифру объекта 68/19-13 по госконтракту N ДГЗ-68/19/13/2011 от 03.08.2011 г., которым стороны (заказчик и подрядчик) подтвердили объемы выполненных строительно-монтажных работ на сумму 463 807 549,32 руб., корректировку объемов в сторону уменьшения на сумму "72 544 267,52 руб.", включающую в себя НДС в сумме 11 066 075 руб. и их оплату. По указанному акту сверки расчетов задолженности между сторонами на указанную дату не имеется.
Налоговая инспекция обоснованно ссылается на то, что объект налогообложения формируется при подписании сторонами сделки формы КС-2, документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, является акт приемки выполненных работ формы КС-2.
Вместе с тем, инспекцией не учтено, что суммы, указанные в КС-2, были скорректированы, в связи с чем, подрядчик правомерно отразил доход от реализации работ в налоговом учете на дату подписания акта КС-2 в скорректированном размере.
Следует учесть, что контрактом не допускалось строительство (выполнение работ) в объеме, превышающим лимиты бюджетных обязательств. Внесенные изменения в Контракт в части изменения его стоимости соответствуют требованиям ст. 767 ГК РФ, согласно которой при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение инспекции по доначислению НДС в сумме 11 066 075 руб., а также начисление пени и штрафов.
Суд первой инстанции дал правильную оценку представленным налогоплательщиком доказательтсвам, как свидетельсвующим о том, что объем работ ранее указанный в акте КС-2 был скоректирован заказчиком и подрядчиком. В первичные документы были внесены изменения. При этом, позиция инспекции является формальной и основывается только на факте наличия ранее подписанного акта КС-2, никаких иных доказательств фактичекого выполнения работ в объеме превышающем финансирование инспекцией не представлено.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2015 по делу N А32-47094/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 15АП-22453/2015 ПО ДЕЛУ N А32-47094/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. N 15АП-22453/2015
Дело N А32-47094/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Баевой А.П.
при участии:
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представитель Коваленко А.В. по доверенности от 05.08.2013, представитель Баландина М.А. по доверенности от 24.07.2015,
от ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России": представитель Нежданова А.В. по доверенности от 11.01.2016.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.11.2015 по делу N А32-47094/2014
по заявлению ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 10-22/109/755 от 01.08.2014 в части доначисления 93 502 081 руб.
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.
установил:
ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения о привлечении ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 10-22/109/755 от 01.08.2014 в части доначисления 90 333 846 руб., в т. ч. по налогов в общей сумме 64 095 879 руб., в т. ч. НДС в сумме 11 066 074 руб., налога на прибыль в сумме 18 272 451 руб., налога на землю в сумме 34 757 354 руб., пени в общей сумме 9 823 713 руб., в т. ч. по НДС - 516 054 руб., по налогу на прибыль в сумме 1 250 529 руб., по налогу на землю 8 057 130 руб. и штрафов в общей сумме 16 414 254 руб., в т. ч. по НДС - 2 213 215 руб., по налогу на прибыль - 7 249 568 руб., по налогу на землю 6 951 471 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением от 10.11.2015 г. признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю N 10-22/109/755 от 01.08.2014 о привлечении ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налогов, пени и штрафов в сумме 90 333 846 руб.
Решение мотивировано тем, что заявителем обоснованно применена льгота, установленная пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении земель, изъятых из оборота. Поскольку по условиям Контракта Генеральным заказчиком (Министерством обороны) уменьшены объемы СМР за 2012 г. на сумму 72.544.267,52 руб. с НДС, то в налоговом учете правомерно снижены доходы от реализации за 2012 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить в части признания недействительным решения инспекции в части земельного налога и НДС.
Податель жалобы полагает, что суд пришел к неправильному выводу о правомерности применения ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" льготы по земельному налогу, установленной пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ. Льгота установленная п. 2 пп. 1 ст. 389 НК РФ не применима в отношении земель, ограниченных в обороте. Снижение заявителем доходов от реализации за 2012 г. ввиду уменьшения лимитов финансирования и принятия заказчиком работ в их пределах неправомерно. Объект налогообложения формируется при подписании сторонами сделки формы КС-2. Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, является акт приемки выполненных работ формы КС-2. Следовательно, организация-подрядчик должна отразить доход от реализации работ в налоговом учете на дату подписания акта КС-2.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта суда первой инстанции только в обжалуемой части не заявлено.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю проведена выездная налоговая проверка ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" за период 2011-2012 гг., по результатам которой составлен Акт налоговой проверки N 1022/106/548 ДСП от 19.06.2014 г. и вынесено Решение N 10-22/109/755 от 01.08.2014 г. в общей сумме на 98 906 452 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Краснодарскому краю вынесено решение N 21-12-1046 от 17.11.2014 г., которым Решение МИФНС N 10-22/109/755 было отменено в части доначисления налога на прибыль за 2012 г. в сумме 3 191 156 руб., (319 116 руб. - ФБ и 2 872 040 руб. - КБ) соответствующих штрафов и пени, а также были снижены штрафные санкции по НДС с 40% до 20% в сумме 2 213 215 руб. и уменьшены пени по налогу на землю без расшифровки сумм.
ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" с решением N 10-22/109/755 от 01.08.2014 г. не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, по оспариваемому решению налоговым органом начислен земельный налог в сумме 34 757 354 руб., в т. ч. за 2011 г. в сумме 17 565 980 руб. и за 2012 г. в сумме 17 191 374 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом, из числа которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса исключены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями обороны и безопасности признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами (статья 93 Земельного кодекса).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве специального строительства (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1084) - Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее - воинские формирования). Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент Российской Федерации.
На основании п. 5 Положения Спецстрой России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его состав воинские формирования.
Согласно указанному Положению инженерно-технические воинские формирования при Спецстрое России являются составной частью сил, привлекаемых к обороне (п. 1). К инженерно-техническим воинским формированиям относятся: пп. 1 п. 2 военно-инженерные технические формирования специального строительства - главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям (органы управления), управления строительной промышленности (органы управления), военно-инженерные технические управления (органы управления), строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования и другие организации.
На основании п. 8 Положения - имущество воинских формирований является федеральной собственностью и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 9 Положения земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные воинским формированиям в соответствии с федеральным законодательством, находятся в федеральной собственности.
Земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме -федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находятся у них в постоянном (бессрочном) пользовании.
ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права на 13 земельных участков, в каждом из которых указано на право собственности Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы инспекции о том, что спорные земельные участки не могут быть исключены из оборота и из объектов налогообложения по земельному налогу, так как их фактическое использование не связано с целевым назначением согласно Уставу.
В соответствии с п. 1.3 Устава N 533 от 09.12.2011 г. ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" находится в ведомственном подчинении Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) и относится к инженерно-техническим воинским формированиям при Спецстрое России (воинская часть 88887). Полномочия собственника имущества осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В п. 3.1 Устава также закреплено, что имущество ФГУП находится в федеральной собственности и является неделимым, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
При таких обстоятельствах отклоняются доводы о том, что спорные земельные участки, на которых расположены административные здания, завод ЖБИ, ОГМ, АЗС, жилые дома, общежития и дома отдыха, находящиеся в федеральной собственности, не могут быть изъятыми из оборота.
Доводы налогового органа о том, что земли не используются для обеспечения безопасности и обороны, не могут быть приняты во внимание, указанные объекты являются частью предприятия, а названная льгота распространяется на предприятие в целом.
Таким образом, поскольку все имущество спецстроя является федеральной собственностью, и все подразделения спецстроя относятся к воинским формированиям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельные участки, занятые подразделениями Спецстроя исключены из оборота.
Таким образом, ФГУП "ГУССТ N 4 при Спецстрое России" обоснованно применена льгота, установленная пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении земель, изъятых из оборота.
Суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога в размере 34 757 354 руб., пени в размере 8 057 130 руб. и штрафа в размере 6 951 471 руб. за 2011 - 2012 гг.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех полученных доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При выполнении строительно-монтажных работ согласно п. 1 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, согласно которому для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ". Унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных формы N КС-2.
В акте (форма N КС-2) и справке (форма N КС-3) в обязательном порядке должны быть указаны сведения об инвесторе, заказчике, подрядчике, субподрядчике и их адреса, должность, расшифровка подписи, кто сдал и кто принял. В акте (форма N КС-2) также в обязательном порядке должна быть указана сметная стоимость в соответствии с договором подряда (субподряда).
Формы N КС-2, КС-3 действуют с 01.01.2000 и согласно п. 2 постановления Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 распространяются на юридических лиц всех форм собственности при выполнении любых видов строительно-монтажных работ.
Составление и подписание участвующими сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) подтверждают, что работы приняты заказчиком в соответствии с договорными обязательствами, без претензий. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) заполняется на основании данных акта формы КС-2. Составление справки формы КС-3 необходимо для расчета с заказчиками за выполненные работы.
Как следует из материалов дела, инспекцией увеличены налогооблагаемые доходы от реализации за 2012 г. на сумму 61 478 192 руб. без НДС (с НДС 72 544 267,52 руб., в т. ч. НДС 11 066 075,52 руб.), в связи с непринятием инспекцией снятия с реализации части объема строительно-монтажных работ за декабрь 2012 г. по объекту "Западный мол. Корневая часть Западного мола-причала в Геопорту", выполняемых по Государственному контракту N ДГЗ-68/19-13/2011 от 03.08.2011 г., заключенному с Государственным заказчиком - Министерством обороны.
Как следует из п. 4.1 Госконтракта заказчик оплачивает выполненные работы в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по настоящему Контракту на 2011-2012 годы.
Первоначальный объем и стоимость на 2012 г. предусмотрена Контрактом в сумме 647 569 064 руб. Дополнительными соглашениями N 2 от 11.09.2012 г. и N 3 от 26.04.2013 г. к Контракту выполнение работ ранее планируемых выполнить в 2012 г. разбито на два этапа, а именно в 2012 г. следовало выполнить работ на 429 241 807 руб., в т. ч. НДС - 65 477 563,91 руб. и в 2013 г. следовало выполнить СМР на 187 314 349 руб., в т. ч. НДС - 28 573 375,30 руб.
В соответствии с условиями п. 8.2.2 Контракта Генподрядчик обязан выполнить работы по Контракту без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ Контракта на соответствующий год.
Установлено, что в ноябре 2012 г. по объекту выполнения работ "корневая часть западного мола-причала в Геопорту г. Новороссийска" (шифр объекта 68/19-13) документы о приемки выполненных работ, в частности акты формы КС-2 и справка формы КС-3 были составлены и подписаны должностными лицами заявителя и регионального управления заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ с учетом ожидаемого выполнения работ в декабре 2012 г. общей стоимостью 536 351 816,84 руб. (с НДС).
В последующем, в результате уменьшения лимитов бюджетных обязательств объем названных работ был скорректирован на уменьшение, и принят в объеме фактически выполненных работ в сумме 463 807 549,32 руб. в т. ч. НДС. В документы были внесены изменения.
Оплата принятых работ заказчиком была произведена в два этапа: авансом в сумме в сумме 107 110 009 руб. платежным поручением N 231 от 12.08.2011 г. и окончательным расчетом в сумме 325 697 540,32 руб. платежным поручением N 849 от 06.12.2012 г.
Осуществление расчетов в сумме и принятие в качестве выполненных работ именно объемов в размере на сумму 463 807 549,32 руб. подтверждено заключением N 38 от 30.01.2013 г., выданным должностным лицом ВрИО начальника 206 отдела финансирования капитального строительства Министерства обороны РФ, а также подтверждается сообщением заказчика N 2/2534 от 15.05.2014 г. Регионального управления капитального строительства Министерства обороны РФ, в котором заказчик подтверждает уменьшение объема работ по объекту "Корневая часть западного мола-причала в Геопорту г. Новороссийска", связанного с недостаточным финансированием по данному объекту в 2012 г.
Кроме того, по состоянию на 01.01.2013 г. между Министерством обороны РФ (заказчиком) и ФГУП "ГУССТ N 4" при Спецстрое России (подрядчиком) подписан акт сверки выполненных строительно-монтажных работ и оплаченных по шифру объекта 68/19-13 по госконтракту N ДГЗ-68/19/13/2011 от 03.08.2011 г., которым стороны (заказчик и подрядчик) подтвердили объемы выполненных строительно-монтажных работ на сумму 463 807 549,32 руб., корректировку объемов в сторону уменьшения на сумму "72 544 267,52 руб.", включающую в себя НДС в сумме 11 066 075 руб. и их оплату. По указанному акту сверки расчетов задолженности между сторонами на указанную дату не имеется.
Налоговая инспекция обоснованно ссылается на то, что объект налогообложения формируется при подписании сторонами сделки формы КС-2, документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, является акт приемки выполненных работ формы КС-2.
Вместе с тем, инспекцией не учтено, что суммы, указанные в КС-2, были скорректированы, в связи с чем, подрядчик правомерно отразил доход от реализации работ в налоговом учете на дату подписания акта КС-2 в скорректированном размере.
Следует учесть, что контрактом не допускалось строительство (выполнение работ) в объеме, превышающим лимиты бюджетных обязательств. Внесенные изменения в Контракт в части изменения его стоимости соответствуют требованиям ст. 767 ГК РФ, согласно которой при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение инспекции по доначислению НДС в сумме 11 066 075 руб., а также начисление пени и штрафов.
Суд первой инстанции дал правильную оценку представленным налогоплательщиком доказательтсвам, как свидетельсвующим о том, что объем работ ранее указанный в акте КС-2 был скоректирован заказчиком и подрядчиком. В первичные документы были внесены изменения. При этом, позиция инспекции является формальной и основывается только на факте наличия ранее подписанного акта КС-2, никаких иных доказательств фактичекого выполнения работ в объеме превышающем финансирование инспекцией не представлено.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2015 по делу N А32-47094/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
Д.В.НИКОЛАЕВ
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)