Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2017 N 13АП-12192/2017 ПО ДЕЛУ N А56-38821/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. N 13АП-12192/2017

Дело N А56-38821/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Самвелян С.Л. - доверенность от 28.04.2017 Коренев П.В. - доверенность от 28.04.2017
от ответчика (должника): Шевцова Е.Н. - доверенность от 10.01.2017 Привольнев М.А. - доверенность от 16.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12192/2017) ИП Казарян В.А. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 по делу N А56-38821/2014 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ИП Казарян В.А.
к ИФНС по всеволожскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения N 14-26/2 от 13.01.2014
установил:

Индивидуальный предприниматель Казарян Вардгес Арташович (ОГРНИП 305470323000019, далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 14-26/2 от 13.01.2014.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2017 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и признать недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога, соответствующих пени и санкций.
В судебном заседании представитель предпринимателя требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела налоговым органом в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Результат проверки изложен в акте выездной налоговой проверки от 22.11.2013 N 14-09/58.
На акт проверки предпринимателем представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 13.01.2014 N 14-26/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 5000 руб. Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог в сумме 951 276 руб., пени в сумме 267 064 рубля, единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 221 630 руб., пени в сумме 5100 рублей.
Апелляционная жалоба налогоплательщика Решением Управления ФНС по Ленинградской области от 26.05.2014 N 16-21-03/06371@ оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на соответствие выводов инспекции требования действующего законодательства.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Основанием доначисления ЕНВД и соответствующих пеней явился вывод инспекции о нарушении предпринимателем пункта 2 статьи 346.32 НК РФ, выразившемся в уменьшении исчисленных к уплате сумм налога на суммы страховых взносов, которые фактически за 2010 год были уплачены в 2011 году, а за 2011 и 2012 годы не были уплачены в проверяемом периоде.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам.
Согласно абзацу 3 пункта 2.1 статьи 346.32 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Поскольку страховые взносы предпринимателем не были фактически уплачены, налоговый орган сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для уменьшения ЕНВД.
В апелляционной жалобе отсутствуют доводы налогоплательщика относительно выводов суда первой инстанции по данному эпизоду.
Основанием для начисления земельного налога в сумме 951 276 рублей явился вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой базы в связи с неправильным применением кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, предпринимателю на праве собственности принадлежали земельные участки из земель населенных пунктов,
- с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, расположенный по адресу: Всеволожский р-н, г.п. им. Свердлова, п. Красная Заря, уч. 16, разрешенное пользование: строительство и эксплуатация автосервисного комплекса;
- с кадастровым номером 47:07:602014:0025, расположенного по адресу: Всеволожский район, г.п. им. Свердлова, 1-й мкр. пр. Западный, уч. б/н, разрешенное пользование: строительство и эксплуатация магазина.
За 2010, 2011 года налогоплательщиком в налоговый орган представлены налоговые декларация по земельному налогу в соответствии с которыми исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости:
по земельному участку с кадастровым номером 47:07:0601021:0015 - 1 285 5687 рублей,
по земельному участку с кадастровым номером 47:07:602014:0025 - 196 890 рублей.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков подтверждена копиями кадастровых планов земельных участков (выписок из государственного земельного кадастра), выданных Филиалом по Всеволожскому району ФГУ "Земельная кадастровая палата" Ленинградской области от 18.02.2008 N 35/08-1-2702 и N 35/08-1-2703 с указанием кадастровой стоимости участков по состоянию на 19.12.2005 года, сведениями сайта Росреестра.
В ходе проверки Инспекцией в соответствии со статьей 85 НК РФ из уполномоченных органов получены сведения, согласно которым кадастровая стоимость по земельному участку с кадастровым номером 47:07:0601021:0015 составляет 31 317 568 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:602014:0025 составляет 1 874 088 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для доначисления земельного налога.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Из статьи 390 НК РФ следует, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ), а для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации), правила проведения которой определены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Постановление N 316), а также Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Свердловское городское поселение, городской поселок имени Свердлова, поселок Красная Заря, д. 16, отнесенный к категории земель "Земли населенных пунктов", имеющий разрешенное использования - для строительства и эксплуатации автосервисного комплекса, имел кадастровую стоимость 31 317 568 (исходя из площади земельного участка 6 400 кв. м, и удельного показателя кадастровой стоимости 4 893.37 руб. /кв. м).
Указанный удельный показатель утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (с изм. согласно Постановлению Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2009) для 5 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в составе земель населенных пунктов для квартала 47:07:06-01-005 в п. Красная Заря Всеволожского района Ленинградской области.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, в том числе о кадастровой стоимости, равной 31 317 568 руб., были переданы Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - Филиал) для внесения в ГКН 23.12.2010 в рамках передачи полномочий органа кадастрового учета Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области. С этой даты кадастровой учет данного объекта недвижимости уполномочен вести Филиал.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, по состоянию на 01.01.2012, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0602014:0025, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Свердловское городское поселение, городской поселок имени Свердлова, микрорайон 1, Западный проезд, отнесенный к категории земель "Земли населенных пунктов", имеющий разрешенное использования - для строительства и эксплуатации магазина, имел кадастровую стоимость 1 874 088 руб. (исходя из площади земельного участка 600 кв. м, и удельного показателя кадастровой стоимости 3 123,48 руб. /кв. м).
Указанный удельный показатель утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (с изм. согласно Постановлению Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2009 г.) для 5 группы видов разрешенного использования (Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в составе земель населенных пунктов для квартала 47:07:0602014 в г.п. имени Свердлова Всеволожского района Ленинградской области.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:07:0602014:0025, в том числе о кадастровой стоимости, равной 1 874 088 руб., были переданы Филиалу для внесения в ГКН 23.12.2010 в рамках передачи полномочий органа кадастрового учета Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области. С указанной даты кадастровой учет данного объекта недвижимости уполномочен вести Филиал.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), предусмотрено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации данного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
На официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии размещены актуальная информация о кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложению. Постановление вступило в силу с 01.01.2008.
Приложение к постановлению содержит таблицу с указанием средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, перечень и видов разрешенного использования, таблицу средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков с разбивкой по кадастровым кварталам.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 внесены изменения в Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 с изложением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области в редакции согласно приложению. Действие данного постановления распространено на отношения, возникшие с 01.01.2009. К названному постановлению приложены: таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, перечень видов разрешенного использования, таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (по кадастровым кварталам).
Названные нормативные правовые акты опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области и являются действующими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования (пункты 2, 4).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 утверждены Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, установившие порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
На основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 01.12.2010 полномочия по принятию Решений об осуществлении, снятии, изменении, приостановлении, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости были возложены на Учреждение.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601021:15 и земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602014:25 установлена Управлением Росреестра по Ленинградской области.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Методическими указаниями и на основании постановления правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601021:15 и земельного участка с кадастровым номером 47:07:0602014:25 была установлена по состоянию на дату государственной кадастровой оценки данных земель на 01.01.2007 и не менялась до 01.12.2014.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует положениям пункта 2 статьи 396, пункта 1 статьи 391, пунктов 1 и 2 ст. 394 НК РФ, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены выводы, изложенные во вступивших в законную силу судебных актах по делам N А56-8635/2014 и N А56-8627/2014, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как установлено материалами дела, предприниматель, полагая, что определенная постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исками об установлении их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2014 по делу N А56-8627/2014 кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Свердловское городское поселение, г.п. им. Свердлова, пос. Красная Заря, д. 16, площадью 6 400 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, кадастровый номер 47:07:0601021:15, признана равной его рыночной стоимости в размере 5 389 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2014 по делу N А56-8635/2014 кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. п. им. Свердлова, мкр-н 1, пр. Западный, уч. б/н, относящегося к землям населенных пунктов, площадью 600 кв. м, кадастровый номер 47:07:0602014:25, признана равной его рыночной стоимости в размере 580 000 руб.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установленная решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-8627/2014 и N А56-8635/2014, вступившим в законную силу в 2014 году, не может являться основанием для перерасчета земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2013.
Согласно статье 3 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровой стоимостью на основании статьи 3 названного Закона в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) признается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Закона.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей до 22.07.2014).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
При этом абзац 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2015, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
На основании изложенного кадастровая стоимость земельных участков, установленная арбитражным судом как равная их рыночной стоимости, будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период только с момента вступления судебного акта в законную силу и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр, поскольку не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, учитывая что решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-8627/2014 и А56-8635/2014 установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами.
В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
Указанная правовая позиция изложена в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796 и от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096.
На основании изложенного правовые основания для применения кадастровой стоимости, установленной вступившими в 2014 году судебными актами к порядку исчисления земельного налога за 2010-2013 год отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, относится к 3 группе разрешенного использования, в связи с чем доначисление в отношении данного объекта налогообложения является незаконным, подлежат отклонению по следующим обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", земельный участок с кадастровым номером 47:07:0601021:0015 относится к 5-й группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для строительства и эксплуатации автосервисного комплекса.
В соответствии с пунктом 1.2.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (дата регистрации в Минюсте РФ 02.05.2007) N 9370, земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к третьему виду разрешенного использования. В соответствии с пунктом 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов к пятому виду разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601021:0015, - "для строительства и эксплуатации автосервисного комплекса" относится в том числе и к группе видов разрешенного использования, предусмотренной пунктом 1.2.5 приказа Минэкономразвития России N 39.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 названной нормы Кодекса любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а сами виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как указано выше, такой Классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации под целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель земельного участка вправе обратиться с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Земельные участки для размещения объектов гаражного назначения (отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек) имеют вид разрешенного использования, предусмотренный пунктом 1.2.3 Методических указаний.
В то же время участки, на которых располагаются иные объекты автомобильного сервиса (станции и пункты технического обслуживания и автомойки), имеют разрешенное использование, указанное в пункте 1.2.5 приказа Минэкономразвития России N 39, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
При рассмотрении данного дела предпринимателем ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлены доказательства, подтверждающие использование спорного земельного участка исключительно в целях хранения транспортных средств и отсутствия оказания иных услуг, так же как доказательства обращения с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
При таких обстоятельствах, правовые основания для перерасчета размера земельного налога в связи с отнесением земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601021:0015 к 3 группе разрешенного использования, отсутствуют.
Ссылки предпринимателя на отсутствие налоговых обязательств по уплате земельного налога за 2011 год в связи с направлением налоговым органом письма от 15.10.2012 отклоняются апелляционным судом.
Предметом рассматриваемого спора является решение инспекции от 13.01.2014, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки. Письма налогового органа, направленные в адрес предпринимателя, так же как и результаты камеральных проверок, не лишают налоговый орган права в дальнейшем провести выездную налоговую проверку соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и по ее результатам принять решение о начислении недоимки и пеней в случае выявления правонарушений.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, приведшим к принятию неправильного решения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, заявитель не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2017 по делу N А56-38821/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)