Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-2185/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2017 г. по делу N А60-2185/2017


Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Р. Сингатуллиным рассмотрел в судебном заседании дело N А60-2185/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (ИНН 5905295381, ОГРН 1135905000131)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пономарева О.С., представитель по доверенности N 1 от 09.01.2017,
от заинтересованного лица: Ефимов А.Д., представитель по доверенности N 25 от 01.02.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявителем до судебного заседания представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ООО "Альфа" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 77576 от 13.09.2016.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, полагает оспариваемый акт законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:

ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в период с 30.03.2016 по 30.06.2016 проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год, представленной 30.03.2016 ООО "Альфа".
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2016 N 102463, вынесено решение от 13.09.2016 N 77576 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 13.09.2016 N 77576 налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций за 2015 год в сумме 3 069 097 рублей, ООО "Альфа" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 613 819,40 рублей, на основании ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 169 721,06 рубль.
Основанием для доначисления налога на имущество организаций за 2015 год, соответствующих пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ явилось то обстоятельство, что налогоплательщиком в налоговой декларации сумма налога к уплате не исчислена, при этом заявлены льгота в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ (код льготы 2010257, сумма налога 132 517 рублей) и льгота в соответствии п. 1 ст. 3.1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (код льготы 2012000, сумма налога 2 936 580 рублей).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 19.12.2016 N 1372/16 решение инспекции оставлено без изменения.
Оспаривая решение инспекции, заявитель указывает на то, что право на льготу по налогу на имущество организации за 2015 год на территории Свердловской области возникает у налогоплательщиков в случае увеличения среднегодовой стоимости имущества (основных средств) по сравнению с предыдущим 2014 годом в результате нового строительства и направлено на стимулирование инвестиционной деятельности и увеличения налоговой базы. Налогоплательщик считает, что все указанные выше условия выполнены обществом надлежащим образом и льгота по налогу на имущество за 2015 применена правомерно.
Возражая против доводов заявителя, заинтересованное лицо ссылается на то, что согласно представленным документам общество не производило строительство нового объекта, а приобрело новый объект у лица являющегося взаимозависимым, что в соответствии с нормами Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" лишает налогоплательщика права на применение льготы.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
На основании п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пункт 1 ст. 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно и среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого, определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Свердловской области налог на имущество организаций, а также налоговые льготы по этому налогу, основания, порядок и условия применения льгот установлены Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 35-ОЗ на территории Свердловской области в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах устанавливается налог на имущество организаций, определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
Из оспариваемого решения следует, что ООО "Альфа" в налоговый орган 30.03.2016 представлена налоговая декларация по налогу на имущество за 2015 год.
В декларации по налогу на имущество организаций за 2015 отчетный год ООО "АЛЬФА" ИНН/КПП 5905295381/665801001 исчислена сумма налога в размере 0 руб. и заявлена льгота:
- - в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ;

- Налоговой проверкой на основании представленных налогоплательщиком документов установлена сумма налога в размере 3 069 097 руб.

В ответ на указанное требование документы налогоплательщиком не представлены, в связи с чем право на льготу налогоплательщик не подтвердил.
Согласно пояснениям представителя инспекции в ходе обжалования Решения от 13.09.2016 N 77576 в вышестоящий налоговый орган ООО "АЛЬФА" с целью подтверждения права на заявленные льготы представлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права от 02.02.2015 серии 66 АЖ 887698, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 66302000-2132 от 10.07.2014, оборотно-сальдовая ведомость по счету 2015 год.
Инспекция полагает, что указанные документы не подтверждают наличие у заявителя права на льготу, предусмотренную Законом N 35-ОЗ.
Пунктом 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, установлено, что право уплачивать налог на имущество организаций за 2015 - 2020 годы в меньшем размере предоставляется организациям, не относящимся к числу организаций, которым предоставлено право не уплачивать этот налог, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которых увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом в результате нового строительства объекта недвижимого имущества в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация, стоимость которого учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, за исключением случаев, когда такое увеличение произошло в результате:
1) реорганизации в форме присоединения;
2) осуществления переоценки основных средств;
3) приобретения имущества у лиц, являющихся взаимозависимыми и (или) аффилированными по отношению к организациям, указанным в абзаце первом настоящей части;
4) учета при определении налоговой базы имущества торговых комплексов и (или) торговых центров, учитываемого на балансе в качестве основных средств и используемого для осуществления розничной торговли, деятельности по сдаче внаем собственного недвижимого имущества в целях осуществления розничной торговли, по предоставлению посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, используемым в целях осуществления розничной торговли, и (или) по управлению недвижимым имуществом, используемым в целях, связанных с осуществлением розничной торговли.
Организации, указанные в части первой настоящего пункта, вправе уменьшить сумму налога на имущество организаций, исчисленную в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, на величину, составляющую произведение среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, вновь построенного в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, и ставки налога на имущество организаций, установленной в отношении такого имущества.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предоставляется организации, на основании:
1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций;
2) расчета величины, на которую организация уменьшила сумму налога на имущество организаций, исчисленную за налоговый период, за который представляется налоговая декларация по этому налогу;
3) копий документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика в отношении объекта недвижимого имущества, вновь построенного в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация, стоимость которого учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций;
4) копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в котором отражены сведения об объекте недвижимого имущества, вновь построенного в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация, стоимость которого учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Налоговая льгота может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Обязанность доказывания правомерности соблюдения всех условий для соблюдения льготы лежит на налогоплательщике.
Из материалов налоговой проверки следует, что к декларации в подтверждение права на льготу по налогу на имущество ООО "Альфа" вместе с заявлением о предоставлении льготы предоставило копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданное Администрацией города Екатеринбурга ЗАО "Русская компания развития", также свидетельство о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества.
Согласно данному свидетельству право собственности оформлено на основании следующих документов: договор купли-продажи земельного участка от 05.03.2014 N 1/К; договор о совместной деятельности от 31.01.2014; договор о передаче недвижимого имущества от дочерней компании материнский от 27.11.2014 года.
В ходе проверки инспекцией установлено, что ООО "Альфа", согласно выписке из ЕГРЮЛ, является учредителем ООО "Русская компания развития" (ЗАО "Русская компания развития" реорганизовалось форме преобразования 21.09.2016 в ООО "Русская компания развития"), руководителем вышеуказанных организаций является Макунина Наталья Валерьевна.
Разрешение на ввод объекта, расположенного по адресу г. Екатеринбург, пр. Ленина, 9а, в эксплуатации N RU 66302000-2132 от 10.07.2014 г. выдан другому юридическому лицу (не ООО "Альфа"), а ЗАО "Русская компания развития".
Объект основных средств по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 9а, введен в эксплуатацию на основании разрешения Администрации г. Екатеринбурга от 10.07.2014 г., свидетельство на право собственности от 02.02.2015 года.
Исходя из изложенного, указанный объект не был построен в заявленном налоговом периоде - 2015 году, за который была представлена налоговая декларация.
Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Таким образом, начисление амортизации по объекту основных средств по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 9а, должен производиться с 01.08.2014. Иными словами данный объект должен учитываться при налогообложении с 2014 года.
С учетом изложенных обстоятельств, инспекция полагает, что заявленная налогоплательщиком льгота не отвечает требованиям ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ.
Данный вывод инспекции суд считает обоснованным.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере.
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
Ни в ходе проверки, ни в судебное заседание заявителем не представлены документы, подтверждающие произведенные расходы на строительство объекта, оплату СМР, материалов и т.д.
Также заявителем не доказано, что в 2014 году общество являлось плательщиком налога на имущество и в отчетном периоде стоимость его основных средств увеличилось за счет приобретения, сооружения, изготовления новых основных средств либо за счет достройки, дооборудования, реконструкции уже существующих.
Поскольку факт увеличения в этой части среднегодовой стоимости имущества налогоплательщиком не доказан, оснований для применения им льготы, предусмотренной ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, не имелось.
Указанное толкование ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ следует также из пункта 2 пояснительной записки к проекту Закона Свердловской области, которым введена рассматриваемая льгота. Так, в обоснование необходимости установления льготы по налогу на имущество организаций указано на стимулирование инвестиционной деятельности и увеличение налоговой базы. Социально-экономическим последствием принятия Закона, устанавливающим новую налоговую льготу, должно явиться установление стимулов для инвестиционной деятельности организаций (пункт 6 пояснительной записки).
Таким образом, смыслом законопроекта в части применения льготы является стимулирование хозяйствующих субъектов к инвестиционной деятельности, направленной на увеличение среднегодовой стоимости имущества налогоплательщиком (налоговой базы).
Кроме того, из представленных заявителем документов видно, что объект приобретен у взаимозависимого юридического лица - ЗАО "Русская компания развития", что подтверждается договором от 27.06.2013.
Данным договором прямо установлено, что уставный капитал Дочерней компании (ее акции) более чем на 50,0% (Пятьдесят процентов) принадлежит Материнской компании, Объект (доля в праве), подлежащий передаче по условиям настоящего договора, в силу подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается Материнской компанией при определении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве дохода.
Также из условий договора следует, что передача недвижимого имущества от дочерней компании материнской - ООО "Альфа" производится на условиях безвозмездности (п. 4.1 договора).
Таким образом, заявителем не соблюдены условия предоставления льготы по налогу на имущество, предусмотренные ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, а доначисление налога произведено инспекцией обоснованно.
При данных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Альфа" (ИНН 5905295381, ОГРН 1135905000131) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)