Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от индивидуального предпринимателя Гуры Александра Викторовича его представителя Сакадынца М.М. по доверенности от 05.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуры Александра Викторовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2016 года по делу N А13-6754/2016 (судья Лудкова Н.В.),
индивидуальный предприниматель Гура Александр Викторович (место жительства: город Вологда, ИНН 352510381501, ОГРНИП 312352535300044) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; ИНН 3525114885, ОГРН 1023500877058; далее - управление, УПФ) о признании недействительным требования от 09.03.2016 N 045S01160023582, которым заявителю в срок до 29.03.2016 предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 73 682 руб. и пени в сумме 7416 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что понятие "доход", использованное в законодательстве Российской Федерации о страховых взносах, тождественно понятию "доход", использованному в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ). Полагает, что размер дохода, с которого исчисляются страховые взносы, должен определяться с учетом расходов.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УПФ надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В связи с этим дело рассмотрено без участия представителя управления в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель в 2014 году осуществлял предпринимательскую деятельность, облагаемую по общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход, и состоял на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов.
Из представленных заявителем налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2014 год, налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2014 года, полученных управлением от налогового органа данным (листы дела 27 - 46, 59) следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности за 2014 год составил 8 101 412 руб. (7780388 + 80256 x 4).
На основании полученных от налогового органа сведений, управление произвело расчет страховых взносов за 2014 год и выставило предпринимателю требование от 09.03.2016 N 045S01160023582 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, которым заявителю в срок до 29.03.2016 предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 73 682 руб. и пени в сумме 7416 руб. 09 коп.
Не согласившись с указанным требованием, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Закона индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 части 8 статьи 14 названного Закона в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, определяется в соответствии со статьей 227 НК РФ.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ следует, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом указанными нормами как Закона N 212-ФЗ, так и НК РФ не установлено, что при определении базы для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование полученные индивидуальным предпринимателем доходы подлежат уменьшению на сумму понесенных им расходов.
Предприниматель наряду с общей системой налогообложения в 2014 году применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 названной статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, доход учитывается в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
Возражений относительно определения дохода от деятельности, облагаемой по указанному специальному налоговому режиму, за 2014 год в размере 321 024 руб. заявителем не приведено.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" на 2014 год МРОТ составлял 5554 руб. в месяц, следовательно размер фиксированного платежа за 2014 год равен 17 328 руб. 48 коп. (5554 x 12 x 26%).
Данная сумма уплачена заявителем в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 31.01.2014 N 30, от 23.04.2014 N 142, от 16.07.2014 N 252, от 14.01.2015 N 8 (листы дела 60 - 63).
Из представленных заявителем налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год, налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2014 года, полученных управлением от налогового органа данным следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности за 2014 год составил 8 101 412 руб. (7780388 + 80256 x 4), то есть величина дохода предпринимателя за 2014 год превысила 300 000 руб.
Таким образом, расчет суммы страховых взносов правомерно произведен управлением по следующей формуле: МРОТ x 26% (тариф ОПС) x 12 + 1% x (доход - 300 000 руб.).
Исходя из приведенной формулы, налоговых деклараций и сведений, предоставленных налоговым органом, размер страхового взноса составляет 95 342 руб. 60 коп. (5554 руб. x 26% x 12 + 1% x (8101412 - 300000).
Как указано выше, страховые взносы за 2014 год в виде фиксированного в сумме 17 328 руб. 48 коп. предпринимателем уплачены.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов заявителем исполнена не в полном объеме, а именно не уплачена сумма страховых взносов в размере 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период в сумме 78 014 руб. 12 коп. (95342,60 - 17328,48).
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим предпринимателю правомерно предложено уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Как следует из расчета пеней (лист дела 26), в оспариваемое требование включена недоимка по страховым взносам в сумме 73 682 руб. с учетом переплаты в размере 4332 руб. 12 коп.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отметил, что требование фонда в части размера недоимки по страховым взносам соответствует действительной обязанности страхователя.
Согласно расчету управления пени за период с 02.04.2015 по 09.03.2016 составили 7416 руб. 09 коп.
Расчет пеней проверен судом первой инстанции и обоснованно признан соответствующим требованиям статьи 25 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления недоимки Пенсионный фонд направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В данном случае оспариваемое требование от 09.03.2016 N 045S01160023582 выставлено в пределах установленного срока и содержит все предусмотренные законом сведения, соответствует действительной обязанности страхователя.
Доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2016 года по делу N А13-6754/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуры Александра Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2016 ПО ДЕЛУ N А13-6754/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу N А13-6754/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от индивидуального предпринимателя Гуры Александра Викторовича его представителя Сакадынца М.М. по доверенности от 05.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуры Александра Викторовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2016 года по делу N А13-6754/2016 (судья Лудкова Н.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Гура Александр Викторович (место жительства: город Вологда, ИНН 352510381501, ОГРНИП 312352535300044) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; ИНН 3525114885, ОГРН 1023500877058; далее - управление, УПФ) о признании недействительным требования от 09.03.2016 N 045S01160023582, которым заявителю в срок до 29.03.2016 предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 73 682 руб. и пени в сумме 7416 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что понятие "доход", использованное в законодательстве Российской Федерации о страховых взносах, тождественно понятию "доход", использованному в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ). Полагает, что размер дохода, с которого исчисляются страховые взносы, должен определяться с учетом расходов.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УПФ надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В связи с этим дело рассмотрено без участия представителя управления в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель в 2014 году осуществлял предпринимательскую деятельность, облагаемую по общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход, и состоял на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов.
Из представленных заявителем налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2014 год, налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2014 года, полученных управлением от налогового органа данным (листы дела 27 - 46, 59) следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности за 2014 год составил 8 101 412 руб. (7780388 + 80256 x 4).
На основании полученных от налогового органа сведений, управление произвело расчет страховых взносов за 2014 год и выставило предпринимателю требование от 09.03.2016 N 045S01160023582 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, которым заявителю в срок до 29.03.2016 предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 73 682 руб. и пени в сумме 7416 руб. 09 коп.
Не согласившись с указанным требованием, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Закона индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 части 8 статьи 14 названного Закона в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, определяется в соответствии со статьей 227 НК РФ.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ следует, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом указанными нормами как Закона N 212-ФЗ, так и НК РФ не установлено, что при определении базы для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование полученные индивидуальным предпринимателем доходы подлежат уменьшению на сумму понесенных им расходов.
Предприниматель наряду с общей системой налогообложения в 2014 году применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 названной статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, доход учитывается в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
Возражений относительно определения дохода от деятельности, облагаемой по указанному специальному налоговому режиму, за 2014 год в размере 321 024 руб. заявителем не приведено.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" на 2014 год МРОТ составлял 5554 руб. в месяц, следовательно размер фиксированного платежа за 2014 год равен 17 328 руб. 48 коп. (5554 x 12 x 26%).
Данная сумма уплачена заявителем в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 31.01.2014 N 30, от 23.04.2014 N 142, от 16.07.2014 N 252, от 14.01.2015 N 8 (листы дела 60 - 63).
Из представленных заявителем налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год, налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2014 года, полученных управлением от налогового органа данным следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности за 2014 год составил 8 101 412 руб. (7780388 + 80256 x 4), то есть величина дохода предпринимателя за 2014 год превысила 300 000 руб.
Таким образом, расчет суммы страховых взносов правомерно произведен управлением по следующей формуле: МРОТ x 26% (тариф ОПС) x 12 + 1% x (доход - 300 000 руб.).
Исходя из приведенной формулы, налоговых деклараций и сведений, предоставленных налоговым органом, размер страхового взноса составляет 95 342 руб. 60 коп. (5554 руб. x 26% x 12 + 1% x (8101412 - 300000).
Как указано выше, страховые взносы за 2014 год в виде фиксированного в сумме 17 328 руб. 48 коп. предпринимателем уплачены.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов заявителем исполнена не в полном объеме, а именно не уплачена сумма страховых взносов в размере 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период в сумме 78 014 руб. 12 коп. (95342,60 - 17328,48).
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим предпринимателю правомерно предложено уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Как следует из расчета пеней (лист дела 26), в оспариваемое требование включена недоимка по страховым взносам в сумме 73 682 руб. с учетом переплаты в размере 4332 руб. 12 коп.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отметил, что требование фонда в части размера недоимки по страховым взносам соответствует действительной обязанности страхователя.
Согласно расчету управления пени за период с 02.04.2015 по 09.03.2016 составили 7416 руб. 09 коп.
Расчет пеней проверен судом первой инстанции и обоснованно признан соответствующим требованиям статьи 25 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления недоимки Пенсионный фонд направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В данном случае оспариваемое требование от 09.03.2016 N 045S01160023582 выставлено в пределах установленного срока и содержит все предусмотренные законом сведения, соответствует действительной обязанности страхователя.
Доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2016 года по делу N А13-6754/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуры Александра Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)