Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Арендатор полагал, что указанный в уведомлениях арендодателя размер арендных платежей существенно превышает установленный законом размер арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Беляевой Н.Г., Семеновой З.Г.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистический центр "Краснокамск" (далее - общество, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2016 по делу N А50-8733/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- общества - Сунцева Н.П. (доверенность от 11.12.2015);
- администрации Краснокамского муниципального района (далее - администрация) - Жилина О.А. (доверенность от 01.04.2016 N 22).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации о взыскании 2 906 246 руб. переплаты по арендной плате за 2013 - 2015 годы, 724 331 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Оверятского городского поселения.
Решением от 16.06.2016 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 (судьи Дюкин В.Ю. Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель считает ошибочным вывод судов об обоснованности применения ответчиком при расчете арендной платы коэффициента "4" - строительство, так как это нарушает принципы предсказуемости и экономической обоснованности арендной платы, установленные Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с тем, что фактически истцом на арендуемом земельном участке строительные работы не ведутся. Заявитель также указывает, на то что в силу указанных Правил размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Кроме того, общество полагает, что судами необоснованно не применена норма ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон от 07.04.2010 N 604-ПК), согласно которой размер арендной платы не может превышать уровня арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Истец также ссылается на недопустимость применения в расчете арендной платы ставки земельного налога - 0,4392 руб. за 1 кв. м в год, что превышает установленное в договоре аренды значение - 0,0095535 за 1 кв. м в год. С учетом того, что цель использования земельного участка, предусмотренная договором аренды (строительство), в период действия данного договора не менялась, заявитель считает необоснованным увеличение размера арендной платы в связи с изменением категории земельного участка в 2011 году. Спорное повышение размера арендной платы, по мнение общества, противоречит п. 8 Правил, указу Губернатора Пермской области от 15.12.2003 N 238 "О базовых размера арендной платы за земельные участки вне границ населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, расположенное на территории Пермского края".
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом (арендатор) и администрацией (арендодатель) 01.08.2008 заключен договор аренды N 111, в соответствии с условиями которого на основании распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 01.08.2008 N 1216-р арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 59:07:2390101:49, площадью 36 га, находящийся по адресу: Оверятское городское поселение в районе р. Суздалька, из земель сельскохозяйственного назначения под строительство складов и хранилищ сельхозпродукции, на период с 01.08.2008 по 31.07.2057.
Земельный участок передан истцу 01.08.2008 по акту приема-передачи.
Согласно п. 3.1, 3.2 договора арендная плата за земельный участок вносится арендатором в порядке и на условиях, определенных в настоящем договоре. Размер арендной платы установлен на один календарный год и пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения размера нормативной цены на землю. Изменение размера арендной платы оформляется новым расчетом по арендной плате (уведомлением), которое направляется арендатору, является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего договора.
Согласно расчету арендной платы за 2008 год, размер арендной платы за пользование земельным участком за период с 01.08.2008 по 31.12.2008 составил 1433 руб. 03 коп.
На основании ходатайства истца от 16.02.2011 земельный участок 05.04.2011 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (постановление Правительства Пермского края от 05.04.2011 N 162-п).
Согласно расчетам арендной платы за пользование земельным участком за 2012 - 2015 годы размер арендной платы за пользование земельным участком в 2012 году составил 1 416 051 руб. 07 коп., в 2013 году - 1 526 729 руб. 48 коп., в 2014 году - 1 624 126 руб. 48 коп., в 2015 году - 1 866 354 руб. 04 коп.
Ссылаясь на то, что указанный размер арендных платежей существенно превышает размер арендной платы, установленный положениями Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, общество обратилось в арбитражный суд с иском о возвращении ему переплаты по арендным платежам, указав в качестве обоснования своих требований на положения ст. 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В силу положений ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 1, 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судами установлено, что согласно приложению N 1 к договору аренды земельного участка от 01.08.2008 N 111, спорный земельный участок расположен вне границ населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона от 07.04.2010 N 604-ПК, арендная плата за земельный участок вне границ населенных пунктов определяется путем умножения базового размера арендной платы на площадь земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 10, 11, 12 указанной статьи.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2016 N Ф09-10094/16 ПО ДЕЛУ N А50-8733/2016
Требование: О взыскании переплаты по договору аренды.Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Арендатор полагал, что указанный в уведомлениях арендодателя размер арендных платежей существенно превышает установленный законом размер арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. N Ф09-10094/16
Дело N А50-8733/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Беляевой Н.Г., Семеновой З.Г.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистический центр "Краснокамск" (далее - общество, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2016 по делу N А50-8733/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- общества - Сунцева Н.П. (доверенность от 11.12.2015);
- администрации Краснокамского муниципального района (далее - администрация) - Жилина О.А. (доверенность от 01.04.2016 N 22).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации о взыскании 2 906 246 руб. переплаты по арендной плате за 2013 - 2015 годы, 724 331 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Оверятского городского поселения.
Решением от 16.06.2016 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 (судьи Дюкин В.Ю. Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель считает ошибочным вывод судов об обоснованности применения ответчиком при расчете арендной платы коэффициента "4" - строительство, так как это нарушает принципы предсказуемости и экономической обоснованности арендной платы, установленные Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с тем, что фактически истцом на арендуемом земельном участке строительные работы не ведутся. Заявитель также указывает, на то что в силу указанных Правил размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Кроме того, общество полагает, что судами необоснованно не применена норма ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон от 07.04.2010 N 604-ПК), согласно которой размер арендной платы не может превышать уровня арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Истец также ссылается на недопустимость применения в расчете арендной платы ставки земельного налога - 0,4392 руб. за 1 кв. м в год, что превышает установленное в договоре аренды значение - 0,0095535 за 1 кв. м в год. С учетом того, что цель использования земельного участка, предусмотренная договором аренды (строительство), в период действия данного договора не менялась, заявитель считает необоснованным увеличение размера арендной платы в связи с изменением категории земельного участка в 2011 году. Спорное повышение размера арендной платы, по мнение общества, противоречит п. 8 Правил, указу Губернатора Пермской области от 15.12.2003 N 238 "О базовых размера арендной платы за земельные участки вне границ населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, расположенное на территории Пермского края".
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом (арендатор) и администрацией (арендодатель) 01.08.2008 заключен договор аренды N 111, в соответствии с условиями которого на основании распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 01.08.2008 N 1216-р арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 59:07:2390101:49, площадью 36 га, находящийся по адресу: Оверятское городское поселение в районе р. Суздалька, из земель сельскохозяйственного назначения под строительство складов и хранилищ сельхозпродукции, на период с 01.08.2008 по 31.07.2057.
Земельный участок передан истцу 01.08.2008 по акту приема-передачи.
Согласно п. 3.1, 3.2 договора арендная плата за земельный участок вносится арендатором в порядке и на условиях, определенных в настоящем договоре. Размер арендной платы установлен на один календарный год и пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения размера нормативной цены на землю. Изменение размера арендной платы оформляется новым расчетом по арендной плате (уведомлением), которое направляется арендатору, является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего договора.
Согласно расчету арендной платы за 2008 год, размер арендной платы за пользование земельным участком за период с 01.08.2008 по 31.12.2008 составил 1433 руб. 03 коп.
На основании ходатайства истца от 16.02.2011 земельный участок 05.04.2011 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (постановление Правительства Пермского края от 05.04.2011 N 162-п).
Согласно расчетам арендной платы за пользование земельным участком за 2012 - 2015 годы размер арендной платы за пользование земельным участком в 2012 году составил 1 416 051 руб. 07 коп., в 2013 году - 1 526 729 руб. 48 коп., в 2014 году - 1 624 126 руб. 48 коп., в 2015 году - 1 866 354 руб. 04 коп.
Ссылаясь на то, что указанный размер арендных платежей существенно превышает размер арендной платы, установленный положениями Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, общество обратилось в арбитражный суд с иском о возвращении ему переплаты по арендным платежам, указав в качестве обоснования своих требований на положения ст. 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В силу положений ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 1, 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судами установлено, что согласно приложению N 1 к договору аренды земельного участка от 01.08.2008 N 111, спорный земельный участок расположен вне границ населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона от 07.04.2010 N 604-ПК, арендная плата за земельный участок вне границ населенных пунктов определяется путем умножения базового размера арендной платы на площадь земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 10, 11, 12 указанной статьи.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)