Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" - не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике - Шелемова А.П., доверенность от 25.12.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 июня 2016 года
по делу N А71-1341/2016
принятое судьей Н.Г.Зориной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике
о признании частично незаконным решения от 18.11.2015 N 08-7-19/30,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" (далее - ООО "Сарапул Дом-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо) от 18.11.2015 N 08-7-19/30 в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 128 529 руб. 26 коп. и штрафа в сумме 60 291 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 июня 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что справка по форме N 2-НДФЛ позволяет сделать вывод о наличии неперечисленного НДФЛ в бюджет и установить его размер, поэтому срок взыскания НДФЛ начинает исчисляться с момента получения налоговым органом справок; с 01.01.2011 вступили в силу изменения в п. 2 ст. 230 НК РФ, из которых следует, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган сведения о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении ООО "Сарапул Дом-Сервис" проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.10.2015 N 08-6-19/29 (л.д. 11-22). На указанный акт обществом представлены возражения (л.д. 23-24).
18.11.2015, рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, налоговым органом вынесено решение N 08-7-19/30 (л.д. 25-31) о привлечении ООО "Сарапул Дом-Сервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения обществу предложено уплатить пени по НДФЛ в размере 129917 руб. 15 коп., штраф по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в размере 60493 руб. 10 коп. за неправомерное неперечисление налоговым агентом в бюджет НДФЛ, штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов в размере 400 руб.
ООО "Сарапул Дом-Сервис" обжаловало решение в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (л.д. 32-34).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 14.01.2016 N 06-07/00294 решение от 18.11.2015 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения (л.д. 35-39).
Несогласие общества с решением налогового органа в оспариваемой части послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что факт совершения обществом налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 НК РФ, налоговым органом установлен, пени начислены обоснованно на основании ст. 75 НК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что справка по форме N 2-НДФЛ позволяет сделать вывод о наличии неперечисленного НДФЛ в бюджет и установить его размер, поэтому срок взыскания НДФЛ начинает исчисляться с момента получения налоговым органом справок; с 01.01.2011 вступили в силу изменения в п. 2 ст. 230 НК РФ, из которых следует, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган сведения о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 226 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом. Названные организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что общество в период с 01.01.2012 по 31.12.2014 фактически удержанный из заработной платы своих работников НДФЛ в бюджет перечисляло несвоевременно и не в полном объеме.
В акте проверки, в решении налогового органа указано, что сумма удержанного, но не перечисленного в бюджет НДФЛ установлена налоговым органом на основании кассовых и банковских документов, сведений о доходах по форме 2-НДФЛ за проверяемый период, расчетно-платежных ведомостей по заработной плате, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 70, 50, 51, 76.5, 68.01, налоговых карточек и лицевых счетов работников, приказов, трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.
Сумма НДФЛ, удержанная с физических лиц и подлежащая перечислению в бюджет, использовалась в хозяйственной деятельности общества. Налоговый агент располагал достаточными денежными средствами для погашения задолженности перед бюджетом, но не исполнил конституционную обязанность по уплате законно установленных налогов. В 2015 году в период проведения проверки общество перечислило в бюджет НДФЛ в размере 160958 руб. Задолженность составила 508433 руб.
Даты фактической выплаты дохода физическим лицам и суммы НДФЛ с выплаченного дохода установлены налоговым органом на основании данных бухгалтерского учета налогового агента.
Учитывая, что факт неперечисления в установленный срок удержанного НДФЛ заявителем не оспаривается и подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт совершения обществом налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 НК РФ, налоговым органом установлен, пени начислены обоснованно на основании ст. 75 НК РФ. Решение в оспариваемой части принято налоговым органом законно и обоснованно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что справка по форме N 2-НДФЛ позволяет сделать вывод о наличии неперечисленного НДФЛ в бюджет и установить его размер, поэтому срок взыскания НДФЛ начисляет исчисляться с момента получения налоговым органом справок; с 01.01.2011 вступили в силу изменения в п. 2 ст. 230 НК РФ, из которых следует, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган сведения о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
В силу положений главы 14 НК РФ налоговые органы, осуществляя контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки, а также проверять представленные налогоплательщиками, налоговыми агентами данные учета и отчетности, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; обязаны своевременно выявлять факты неуплаты налогоплательщиками и налоговыми агентами налогов в бюджет и в установленные сроки предпринимать соответствующие меры, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, по принудительному взысканию недоимок по налогам и соответствующих санкций.
В силу п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Для исчисления размера пеней и выставления в адрес налогового агента соответствующего требования об их уплате налоговому органу необходимо установить не только наличие задолженности по налогу и ее размер (сумму не перечисленного в установленные законом сроки налога на доходы физических лиц) на конец налоговых периодов, но и конкретную дату образования такой задолженности, а также периоды просрочки при частичном перечислении налога, в том числе в течение каждого налогового периода, путем исследования первичных документов, подтверждающих обстоятельства исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет, имеющихся у налогового агента и не подлежащих представлению в порядке п. 2 ст. 230 НК РФ, поскольку требование об уплате пеней должно содержать достоверные и проверенные сведения о неисполнении налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет сумм удержанного налога.
В справке по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые данные для доначисления НДФЛ (даты выплаты доходов работникам, сведения о фактически перечисленных в бюджет суммах налога и т.д.). Дополнительные документы для выяснения указанных сведений в рамках камеральной налоговой проверки налоговые органы истребовать не вправе. Согласно представленным заявителем справкам по форме 2-НДФЛ сумма удержанного НДФЛ и перечисленного НДФЛ совпадают, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Применительно к настоящему спору изложенное означает, что поскольку в представленных обществом реестрах сведений о доходах физических лиц и справках по форме 2-НДФЛ за проверяемые налоговые периоды отсутствуют необходимые и достаточные сведения, а именно: дата фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дата фактического получения налогоплательщиком дохода, дата и сумма частичного перечисления налога в бюджет в течение налогового периода, периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности, следовательно, справка по форме 2-НДФЛ в рассматриваемом случае не является достаточным документом для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет налоговым агентом сумм НДФЛ.
Соответственно, у инспекции отсутствовала объективная возможность проверить правильность исполнения обществом указанной обязанности только на основании представленных последним в порядке п. 2 ст. 230 НК РФ сведений и исчислить размер пени исходя из суммы задолженности по налогу в отношении каждого периода просрочки, а также исчислить штраф исходя из срока перечисления налога и суммы не перечисленного в этот срок налога.
Выявление неуплаты налога, правильность его исчисления, правильное формирование налоговой базы с учетом проверки первичных документов возможны лишь в ходе проведения выездной налоговой проверки.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ следует возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп. как излишне уплаченную.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 июня 2016 года по делу N А71-1341/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп. как излишне уплаченную по платежному поручению N 347 от 14.07.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2016 N 17АП-9885/2016-АК ПО ДЕЛУ N А71-1341/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. N 17АП-9885/2016-АК
Дело N А71-1341/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" - не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике - Шелемова А.П., доверенность от 25.12.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 июня 2016 года
по делу N А71-1341/2016
принятое судьей Н.Г.Зориной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике
о признании частично незаконным решения от 18.11.2015 N 08-7-19/30,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" (далее - ООО "Сарапул Дом-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо) от 18.11.2015 N 08-7-19/30 в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 128 529 руб. 26 коп. и штрафа в сумме 60 291 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 июня 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что справка по форме N 2-НДФЛ позволяет сделать вывод о наличии неперечисленного НДФЛ в бюджет и установить его размер, поэтому срок взыскания НДФЛ начинает исчисляться с момента получения налоговым органом справок; с 01.01.2011 вступили в силу изменения в п. 2 ст. 230 НК РФ, из которых следует, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган сведения о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении ООО "Сарапул Дом-Сервис" проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.10.2015 N 08-6-19/29 (л.д. 11-22). На указанный акт обществом представлены возражения (л.д. 23-24).
18.11.2015, рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, налоговым органом вынесено решение N 08-7-19/30 (л.д. 25-31) о привлечении ООО "Сарапул Дом-Сервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения обществу предложено уплатить пени по НДФЛ в размере 129917 руб. 15 коп., штраф по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в размере 60493 руб. 10 коп. за неправомерное неперечисление налоговым агентом в бюджет НДФЛ, штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов в размере 400 руб.
ООО "Сарапул Дом-Сервис" обжаловало решение в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (л.д. 32-34).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 14.01.2016 N 06-07/00294 решение от 18.11.2015 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения (л.д. 35-39).
Несогласие общества с решением налогового органа в оспариваемой части послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что факт совершения обществом налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 НК РФ, налоговым органом установлен, пени начислены обоснованно на основании ст. 75 НК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что справка по форме N 2-НДФЛ позволяет сделать вывод о наличии неперечисленного НДФЛ в бюджет и установить его размер, поэтому срок взыскания НДФЛ начинает исчисляться с момента получения налоговым органом справок; с 01.01.2011 вступили в силу изменения в п. 2 ст. 230 НК РФ, из которых следует, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган сведения о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 226 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом. Названные организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что общество в период с 01.01.2012 по 31.12.2014 фактически удержанный из заработной платы своих работников НДФЛ в бюджет перечисляло несвоевременно и не в полном объеме.
В акте проверки, в решении налогового органа указано, что сумма удержанного, но не перечисленного в бюджет НДФЛ установлена налоговым органом на основании кассовых и банковских документов, сведений о доходах по форме 2-НДФЛ за проверяемый период, расчетно-платежных ведомостей по заработной плате, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 70, 50, 51, 76.5, 68.01, налоговых карточек и лицевых счетов работников, приказов, трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.
Сумма НДФЛ, удержанная с физических лиц и подлежащая перечислению в бюджет, использовалась в хозяйственной деятельности общества. Налоговый агент располагал достаточными денежными средствами для погашения задолженности перед бюджетом, но не исполнил конституционную обязанность по уплате законно установленных налогов. В 2015 году в период проведения проверки общество перечислило в бюджет НДФЛ в размере 160958 руб. Задолженность составила 508433 руб.
Даты фактической выплаты дохода физическим лицам и суммы НДФЛ с выплаченного дохода установлены налоговым органом на основании данных бухгалтерского учета налогового агента.
Учитывая, что факт неперечисления в установленный срок удержанного НДФЛ заявителем не оспаривается и подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт совершения обществом налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 НК РФ, налоговым органом установлен, пени начислены обоснованно на основании ст. 75 НК РФ. Решение в оспариваемой части принято налоговым органом законно и обоснованно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что справка по форме N 2-НДФЛ позволяет сделать вывод о наличии неперечисленного НДФЛ в бюджет и установить его размер, поэтому срок взыскания НДФЛ начисляет исчисляться с момента получения налоговым органом справок; с 01.01.2011 вступили в силу изменения в п. 2 ст. 230 НК РФ, из которых следует, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган сведения о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
В силу положений главы 14 НК РФ налоговые органы, осуществляя контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки, а также проверять представленные налогоплательщиками, налоговыми агентами данные учета и отчетности, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; обязаны своевременно выявлять факты неуплаты налогоплательщиками и налоговыми агентами налогов в бюджет и в установленные сроки предпринимать соответствующие меры, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, по принудительному взысканию недоимок по налогам и соответствующих санкций.
В силу п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Для исчисления размера пеней и выставления в адрес налогового агента соответствующего требования об их уплате налоговому органу необходимо установить не только наличие задолженности по налогу и ее размер (сумму не перечисленного в установленные законом сроки налога на доходы физических лиц) на конец налоговых периодов, но и конкретную дату образования такой задолженности, а также периоды просрочки при частичном перечислении налога, в том числе в течение каждого налогового периода, путем исследования первичных документов, подтверждающих обстоятельства исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет, имеющихся у налогового агента и не подлежащих представлению в порядке п. 2 ст. 230 НК РФ, поскольку требование об уплате пеней должно содержать достоверные и проверенные сведения о неисполнении налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет сумм удержанного налога.
В справке по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые данные для доначисления НДФЛ (даты выплаты доходов работникам, сведения о фактически перечисленных в бюджет суммах налога и т.д.). Дополнительные документы для выяснения указанных сведений в рамках камеральной налоговой проверки налоговые органы истребовать не вправе. Согласно представленным заявителем справкам по форме 2-НДФЛ сумма удержанного НДФЛ и перечисленного НДФЛ совпадают, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Применительно к настоящему спору изложенное означает, что поскольку в представленных обществом реестрах сведений о доходах физических лиц и справках по форме 2-НДФЛ за проверяемые налоговые периоды отсутствуют необходимые и достаточные сведения, а именно: дата фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дата фактического получения налогоплательщиком дохода, дата и сумма частичного перечисления налога в бюджет в течение налогового периода, периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности, следовательно, справка по форме 2-НДФЛ в рассматриваемом случае не является достаточным документом для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет налоговым агентом сумм НДФЛ.
Соответственно, у инспекции отсутствовала объективная возможность проверить правильность исполнения обществом указанной обязанности только на основании представленных последним в порядке п. 2 ст. 230 НК РФ сведений и исчислить размер пени исходя из суммы задолженности по налогу в отношении каждого периода просрочки, а также исчислить штраф исходя из срока перечисления налога и суммы не перечисленного в этот срок налога.
Выявление неуплаты налога, правильность его исчисления, правильное формирование налоговой базы с учетом проверки первичных документов возможны лишь в ходе проведения выездной налоговой проверки.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ следует возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп. как излишне уплаченную.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 июня 2016 года по делу N А71-1341/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сарапул Дом-Сервис" государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп. как излишне уплаченную по платежному поручению N 347 от 14.07.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)