Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей С.В.Лущаева, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н.А.Климцовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14127/2017) ОАО "ЛГОК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017 по делу N А56-78165/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ОАО "ЛГОК"
к ИФНС по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительными решения N 4328 от 27.06.2016 и требования N 4668 от 01.09.201
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Ульянова Н.Л. (доверенность от 09.01.2017 N 03-18/00031); Никитин А.В. (доверенность от 09.01.2017 N 03-18/00039)
Открытое акционерное общество "Лужский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.06.2016 N 4328 о начислении недоимки по уплате земельного налога за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером 47:29:0000000:11, принадлежащий обществу на праве собственности, в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., пени в сумме 225 501 руб. 22 коп., а также выставленного на его основании требования от 01.09.2016 N 4668 об оплате недоимки в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Решением суда от 18.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обществом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации поселка Толмачево муниципального образования "Лужский район" и Администрации муниципального образования "Лужский район".
Ходатайство общества отклонено апелляционной инстанцией в соответствии с частью 7 статьи 268 АПК РФ, поскольку оно не было заявлено в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной обществом в налоговый орган.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 06.05.2016 N 13203 и вынесено решение от 27.06.2016 N 4328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств) в виде штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., заявителю доначислен земельный налог за 2015 год в сумме 2 454 601 руб. и пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Проверкой установлена неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2015 год в результате занижения налоговой базы в нарушение пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решение инспекции от 27.06.2016 N 4328 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 30.08.2016 N 16-21-10/11971 решение инспекции от 27.06.2016 N 4328 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
На основании вступившего в силу решения инспекцией выставлено требование от 01.09.2016 N 4668 об оплате недоимки по земельному налогу в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп. и пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Не согласившись с законностью вынесенных инспекцией ненормативных актов, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что инспекция при определении земельного налога за 2015 год обоснованно применила кадастровую стоимость земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из пункта 1 статьи 387 НК РФ следует, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
На основании пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, правовое регулирование порядка получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения предусматривает два способа их получения налогоплательщиком: он вправе обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (1) либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, которые размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (2).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в ряде определений об отказе в принятии к рассмотрению жалоб о нарушении конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 5, статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ, следует, что отсутствуют основания полагать, что действующее правовое регулирование, касающееся сведений о кадастровой стоимости земельных участков, не обеспечивает реализацию конституционных требований предоставить возможность каждому ознакомиться в полном объеме с документами, затрагивающими его права и свободы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Приказом ФНС РФ от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" утверждена форма представления, в частности, сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, о зарегистрированных правах на указанные земельные участки и сделках с ними, а также о правообладателях указанных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
С учетом изложенного, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью и полнотой исчисления и уплаты земельного налога налогоплательщиками на основании сведений, представленных в электронном виде органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно на основании указанных сведений налоговые органы формируют базу налогоплательщиков по земельному налогу. Кроме того, в силу приведенных выше норм законодательства налоговый орган не наделен полномочиями по самостоятельному определению кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговым органом также на основании сведений о земельных участках, предоставленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано по адресу: 188230, Ленинградская область, г. Луга, км 131.
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, общество является правообладателем на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, наименование категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование "для производственных целей", площадью 513 300 кв. м, дата регистрации возникновения права 26.10.2012.
Согласно данным сведениям кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 определена по результатам государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 N 490 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области" и составляет 164 271 399 руб. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 в сумме 164 271 399 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 31.10.2014.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, содержащиеся в базе данных налогового органа, подтверждены кадастровой выпиской о земельном участке от 29.04.2016 N 47/201/16-300504, предоставленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ленинградской области по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской области и вступают в силу с даты официального опубликования, если иной срок не установлен в этих актах или Уставом Ленинградской области.
Постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 N 490 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области" опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 31.10.2014.
В соответствии со статьей 8 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовой акт Правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Ссылки общества на Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.01.2017 N 1, несостоятельны.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При применении результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд в 2016 году, измененная решением указанной комиссии (суда) кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 1 января 2016 года.
Налоговые органы, в целях осуществления контроля по исчислению и уплате налогоплательщиками - организациями земельного налога, руководствуются сведениями о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, представляемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (органами Росреестра).
На основании полученного решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.01.2017 N 1 инспекцией направлен запрос в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно полученной по системе межведомственного электронного взаимодействия кадастровой справке от 27.02.2017 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 составляет 85 675 000 руб. Дата применения кадастровой стоимости 01.01.2016.
Оспариваемое решение вынесено инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 164 271 399 руб.
Таким образом, при определении земельного налога за 2015 год инспекция обоснованно применила кадастровую стоимость земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017 по делу N А56-78165/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 13АП-14127/2017 ПО ДЕЛУ N А56-78165/2016
Разделы:Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N 13АП-14127/2017
Дело N А56-78165/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей С.В.Лущаева, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н.А.Климцовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14127/2017) ОАО "ЛГОК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017 по делу N А56-78165/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ОАО "ЛГОК"
к ИФНС по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительными решения N 4328 от 27.06.2016 и требования N 4668 от 01.09.201
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Ульянова Н.Л. (доверенность от 09.01.2017 N 03-18/00031); Никитин А.В. (доверенность от 09.01.2017 N 03-18/00039)
установил:
Открытое акционерное общество "Лужский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.06.2016 N 4328 о начислении недоимки по уплате земельного налога за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером 47:29:0000000:11, принадлежащий обществу на праве собственности, в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., пени в сумме 225 501 руб. 22 коп., а также выставленного на его основании требования от 01.09.2016 N 4668 об оплате недоимки в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Решением суда от 18.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обществом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации поселка Толмачево муниципального образования "Лужский район" и Администрации муниципального образования "Лужский район".
Ходатайство общества отклонено апелляционной инстанцией в соответствии с частью 7 статьи 268 АПК РФ, поскольку оно не было заявлено в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной обществом в налоговый орган.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 06.05.2016 N 13203 и вынесено решение от 27.06.2016 N 4328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств) в виде штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп., заявителю доначислен земельный налог за 2015 год в сумме 2 454 601 руб. и пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Проверкой установлена неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2015 год в результате занижения налоговой базы в нарушение пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решение инспекции от 27.06.2016 N 4328 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 30.08.2016 N 16-21-10/11971 решение инспекции от 27.06.2016 N 4328 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
На основании вступившего в силу решения инспекцией выставлено требование от 01.09.2016 N 4668 об оплате недоимки по земельному налогу в сумме 2 454 601 руб., штрафа в сумме 81 820 руб. 03 коп. и пени в сумме 225 501 руб. 22 коп.
Не согласившись с законностью вынесенных инспекцией ненормативных актов, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что инспекция при определении земельного налога за 2015 год обоснованно применила кадастровую стоимость земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из пункта 1 статьи 387 НК РФ следует, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
На основании пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, правовое регулирование порядка получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения предусматривает два способа их получения налогоплательщиком: он вправе обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (1) либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, которые размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (2).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в ряде определений об отказе в принятии к рассмотрению жалоб о нарушении конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 5, статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ, следует, что отсутствуют основания полагать, что действующее правовое регулирование, касающееся сведений о кадастровой стоимости земельных участков, не обеспечивает реализацию конституционных требований предоставить возможность каждому ознакомиться в полном объеме с документами, затрагивающими его права и свободы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Приказом ФНС РФ от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" утверждена форма представления, в частности, сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, о зарегистрированных правах на указанные земельные участки и сделках с ними, а также о правообладателях указанных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
С учетом изложенного, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью и полнотой исчисления и уплаты земельного налога налогоплательщиками на основании сведений, представленных в электронном виде органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно на основании указанных сведений налоговые органы формируют базу налогоплательщиков по земельному налогу. Кроме того, в силу приведенных выше норм законодательства налоговый орган не наделен полномочиями по самостоятельному определению кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговым органом также на основании сведений о земельных участках, предоставленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано по адресу: 188230, Ленинградская область, г. Луга, км 131.
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, общество является правообладателем на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, наименование категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование "для производственных целей", площадью 513 300 кв. м, дата регистрации возникновения права 26.10.2012.
Согласно данным сведениям кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 определена по результатам государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 N 490 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области" и составляет 164 271 399 руб. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 в сумме 164 271 399 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 31.10.2014.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, содержащиеся в базе данных налогового органа, подтверждены кадастровой выпиской о земельном участке от 29.04.2016 N 47/201/16-300504, предоставленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ленинградской области по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской области и вступают в силу с даты официального опубликования, если иной срок не установлен в этих актах или Уставом Ленинградской области.
Постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2014 N 490 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области" опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 31.10.2014.
В соответствии со статьей 8 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовой акт Правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Ссылки общества на Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.01.2017 N 1, несостоятельны.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При применении результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд в 2016 году, измененная решением указанной комиссии (суда) кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 1 января 2016 года.
Налоговые органы, в целях осуществления контроля по исчислению и уплате налогоплательщиками - организациями земельного налога, руководствуются сведениями о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, представляемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (органами Росреестра).
На основании полученного решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.01.2017 N 1 инспекцией направлен запрос в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно полученной по системе межведомственного электронного взаимодействия кадастровой справке от 27.02.2017 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 составляет 85 675 000 руб. Дата применения кадастровой стоимости 01.01.2016.
Оспариваемое решение вынесено инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 164 271 399 руб.
Таким образом, при определении земельного налога за 2015 год инспекция обоснованно применила кадастровую стоимость земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2017 по делу N А56-78165/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
С.В.ЛУЩАЕВ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
С.В.ЛУЩАЕВ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)