Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2016 N 18АП-1720/2016 ПО ДЕЛУ N А47-10378/2015

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. N 18АП-1720/2016

Дело N А47-10378/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного автономного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Новотроицка Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2015 по делу N А47-10378/2015 (судья Шабанова Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Муниципальному общеобразовательному автономному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Новотроицка Оренбургской области" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании штрафа в сумме 65 873 руб. 68 коп. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2015 заявленные требования удовлетворены частично: с Учреждения в пользу Фонда взыскан штраф в размере 21 957 руб. 89 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. Кроме того, с Учреждения взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 878 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании доводов жалобы Учреждение ссылается на то, что признало факт наличия оснований для доначисления страховых взносов, представило в исполнительный орган Фонда уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, страховые взносы добровольно уплачены.
По мнению подателя жалобы, следует учитывать социально значимый характер Учреждения, который финансируется из бюджета муниципального образования г. Новотроицк, платные услуги ответчик не оказывает, собственных денежных средств не имеет.
Кроме того, заявитель ссылается на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, где принято решение об уменьшении штрафных санкций в десять раз.
До начала судебного заседания от Фонда поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления ответчику.
Протокольным определением от 22.03.2016, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители сторон не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиков страховых взносов, результаты которой зафиксированы в акте выездной проверки от 17.03.2015 N 229.
В ходе проверки установлено, что страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов в 2013 году - 0%, установленный статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в отношении сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работников.
По итогам проверки Фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 16.04.2015 N 50, которым Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 65 873 руб. 68 коп. и выставлено требование на его уплату от 20.05.2015 N 69.
Поскольку Учреждение уплату штрафа в добровольном порядке не произвело в срок, указанный в требовании, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции счел возможным применить положения статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшить размер штрафной санкции в три раза до 21 957 руб. 89 коп.
Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ, закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Учреждение является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (статья 10 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации Пенсионный фонд РФ, применяется тариф 2,9%.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. В указанном перечне в числе прочих видов экономической деятельности значится образование, ОКВЭД 80.
Для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, основным видом экономической деятельности должно выполняться условие о том, что доля доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных правовых норм следует, что страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - образование; долю доходов от реализации образовательных услуг не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ; подтверждение основного вида деятельности путем представления в органы фонда расчета по форме 4-ФСС.
Положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации исключают доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Как следует из материалов дела, ответчик является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой - муниципальное общеобразовательное автономное учреждение, основным видом экономической деятельности учреждения является образование (код ОКВЭД 80.21.2).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ возможность применения пониженного тарифа страховых взносов предусмотрена для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства.
С учетом изложенного, право на применение пониженного тарифа страховых взносов у Учреждения в спорный период отсутствовало.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисленных страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Поскольку факт неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов подтвержден материалами дела, Фонд правомерно установил в действиях Учреждения состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Между тем в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 11.08.2004 N 79 разъяснил, что к правоотношениям по контролю за уплатой страховых взносов применимы положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", устанавливающие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с указанными выше нормами права при привлечении страхователя к ответственности суд должен устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, и учитывать их при применении штрафных санкций.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, указанные Учреждением в качестве смягчающих, характер правонарушения, обстоятельства его совершения, суд пришел к правильному выводу о необходимости применения к ответчику в качестве смягчающих ответственность в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, а именно факт совершения правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения, принятие мер с целью устранения допущенного правонарушения, а также социальную значимость осуществляемой деятельности и финансовое положение плательщика страховых взносов.
На основании вышеизложенных правовых норм и позиций Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из принципа справедливости и соразмерности, суд обоснованно посчитал возможным уменьшить размер штрафной санкции.
Наличие смягчающих обстоятельств и возможность уменьшения штрафа, судом первой инстанции рассмотрены. Каких-либо оснований для переоценки вывода суда в этой части у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов, по которым решение суда первой инстанции подлежало бы пересмотру, подателем жалобы не заявлено.
Ссылка жалобы на судебные акты по другим арбитражным дела несостоятельна поскольку при рассмотрении настоящего дела установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Учреждения, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2015 по делу N А47-10378/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного автономного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Новотроицка Оренбургской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Судья
А.П.СКОБЕЛКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)