Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Коликова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Маковкиной рассмотрел дело N А60-13079/2016 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494)
к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444)
о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании
от истца: Черноусов М.В., представитель по доверенности от 19.04.2016 г.,
от ответчика: Рат М.Е., представитель по доверенности от 17.03.2016 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" обратилось в суд с заявлением к Правительству Свердловской области с требованием о признании незаконным с 27.11.2015 бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47), в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП.
Заявитель просит обязать Правительство Свердловской области включить административное здание с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещения в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также заявитель просит признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в непредоставлении ответа на письмо ООО "Инвест-Гарант" от 26.11.2015 N 27, и обязать заинтересованное лицо дать заявителю письменный ответ по существу направленного обращения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица против заявленных требований возражало по основаниям, изложенным в представленном отзыве и дополнении к нему.
Рассмотрев материалы дела, суд
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант", является собственником следующих нежилых помещений, расположенных в административном здании (литер А) по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б: общей площадью 11668,3 кв. м, этаж: подвал, подвал (-1 уровень), подвал (-2 уровень), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, антресоль 1 этажа, кровля, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:56 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 500324 от 22.05.2014); общей площадью 266,4 кв. м, этаж: 6, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:49 (свидетельство о государственной регистрации 66 АЖ 409500 от 19.02.2014); общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения NN 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения NN 12 - 13, кадастровый (или условный) номер 66-66-01/307/2012-111 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ N 480004).
Указанные выше объекты недвижимости расположены в здании на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601005:54, имеющим согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.06.2016 N 66/301/16-407247 разрешенное использование: административные и офисные здания.
Заявитель 26 ноября 2015 года обратился к заинтересованному лицу - Правительство Свердловской области с просьбой о включении административного здания (литер А), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Заявителю за подписью исполняющего обязанности министра по управлению государственным имуществом Свердловской области был направлен ответ от 13.01.2016 N 17-01-82/128, содержащий разъяснение о том, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определен постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП.
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-03 "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
Из материалов дела следует, что административное здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б, а также какие-либо помещения в нем, в указанный Перечень не включены.
Полагая, что невключение административного здания (литер А), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б, в Перечень является незаконным и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона Свердловской области N 100-ОЗ от 24.11.2014 г. "О внесении изменений в закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", на территории Свердловской области стали применяться положения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении объектов недвижимости, являющихся административно-торговыми центрами.
В соответствии с ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б является по своему назначению и использованию административным.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно техническому паспорту здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б является по своему назначению и использованию административным. Общая площадь помещений, принадлежащих заявителю, составляет 17224,9 кв. м, из которых, согласно представленным в материалы дела договорам аренды, фактически используется как офисные помещения общей площадью 4165,7 кв. м, что составляет более 24%.
При этом помещения общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения NN 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения NN 12 - 13 относятся к объектам сопутствующей офисной инфраструктуры (паркинг).
Таким образом, здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б, и расположенные в нем помещения, принадлежащие заявителю, могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому назначению и использованию объектов.
Довод заинтересованного лица о том, что включить объект в Перечень невозможно, поскольку он не был выявлен в 2015 году, с ссылкой на Постановление Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", судом отклоняется.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества.
Данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, административные центры и помещения в них.
В статье 3 НК РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок.
В то же время, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из представленных в материалы дела писем N 14 от 09.10.2015, N 27 от 26.11.2015 следует, что ООО "Инвест-Гарант" направило в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области сведения о спорных объектах, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, уполномоченный орган соответствующих действий не принял, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, заявленные требования в части признания незаконным бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47), в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП, а также обязании совершить такие действия, подлежат удовлетворению.
С учетом ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положений п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", заявителю за подписью исполняющего обязанности министра по управлению государственным имуществом Свердловской области был направлен ответ от 13.01.2016 N 17-01-82/128, содержащий разъяснение о том, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определен постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП.
Таким образом, суд полагает, что заинтересованным лицом не было допущено бездействие, выраженное в непредоставлении ответа на письмо ООО "Инвест-Гарант" от 26.11.2015 N 27, и обязать заинтересованное лицо дать заявителю письменный ответ по существу направленного обращения, в связи с чем в этой части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины следует возложить на заинтересованное лицо на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части удовлетворенных требований.
Поскольку заявителем при подаче заявления государственная пошлина была уплачена в большем размере, 12000 руб. подлежат возврату ООО "Инвест-Гарант" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47), в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП.
Обязать Правительство Свердловской области включить административное здание с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещения в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
4. Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 (три тысячи) руб.
5. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9000 (девять тысяч) руб., уплаченных в составе 12000 руб. по платежному поручению N 24 от 24.02.2016. Оригинал платежного поручения остается в материалах дела.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-13079/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. по делу N А60-13079/2016
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Коликова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Маковкиной рассмотрел дело N А60-13079/2016 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494)
к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444)
о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании
от истца: Черноусов М.В., представитель по доверенности от 19.04.2016 г.,
от ответчика: Рат М.Е., представитель по доверенности от 17.03.2016 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
ООО "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" обратилось в суд с заявлением к Правительству Свердловской области с требованием о признании незаконным с 27.11.2015 бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47), в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП.
Заявитель просит обязать Правительство Свердловской области включить административное здание с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещения в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также заявитель просит признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в непредоставлении ответа на письмо ООО "Инвест-Гарант" от 26.11.2015 N 27, и обязать заинтересованное лицо дать заявителю письменный ответ по существу направленного обращения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица против заявленных требований возражало по основаниям, изложенным в представленном отзыве и дополнении к нему.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант", является собственником следующих нежилых помещений, расположенных в административном здании (литер А) по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б: общей площадью 11668,3 кв. м, этаж: подвал, подвал (-1 уровень), подвал (-2 уровень), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, антресоль 1 этажа, кровля, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:56 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 500324 от 22.05.2014); общей площадью 266,4 кв. м, этаж: 6, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:49 (свидетельство о государственной регистрации 66 АЖ 409500 от 19.02.2014); общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения NN 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения NN 12 - 13, кадастровый (или условный) номер 66-66-01/307/2012-111 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ N 480004).
Указанные выше объекты недвижимости расположены в здании на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601005:54, имеющим согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.06.2016 N 66/301/16-407247 разрешенное использование: административные и офисные здания.
Заявитель 26 ноября 2015 года обратился к заинтересованному лицу - Правительство Свердловской области с просьбой о включении административного здания (литер А), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Заявителю за подписью исполняющего обязанности министра по управлению государственным имуществом Свердловской области был направлен ответ от 13.01.2016 N 17-01-82/128, содержащий разъяснение о том, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определен постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП.
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-03 "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
Из материалов дела следует, что административное здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б, а также какие-либо помещения в нем, в указанный Перечень не включены.
Полагая, что невключение административного здания (литер А), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б, в Перечень является незаконным и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона Свердловской области N 100-ОЗ от 24.11.2014 г. "О внесении изменений в закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", на территории Свердловской области стали применяться положения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении объектов недвижимости, являющихся административно-торговыми центрами.
В соответствии с ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б является по своему назначению и использованию административным.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно техническому паспорту здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б является по своему назначению и использованию административным. Общая площадь помещений, принадлежащих заявителю, составляет 17224,9 кв. м, из которых, согласно представленным в материалы дела договорам аренды, фактически используется как офисные помещения общей площадью 4165,7 кв. м, что составляет более 24%.
При этом помещения общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения NN 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения NN 12 - 13 относятся к объектам сопутствующей офисной инфраструктуры (паркинг).
Таким образом, здание (литер А), расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 50-б, и расположенные в нем помещения, принадлежащие заявителю, могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому назначению и использованию объектов.
Довод заинтересованного лица о том, что включить объект в Перечень невозможно, поскольку он не был выявлен в 2015 году, с ссылкой на Постановление Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1155-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", судом отклоняется.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества.
Данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, административные центры и помещения в них.
В статье 3 НК РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок.
В то же время, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из представленных в материалы дела писем N 14 от 09.10.2015, N 27 от 26.11.2015 следует, что ООО "Инвест-Гарант" направило в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области сведения о спорных объектах, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, уполномоченный орган соответствующих действий не принял, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, заявленные требования в части признания незаконным бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47), в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП, а также обязании совершить такие действия, подлежат удовлетворению.
С учетом ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положений п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", заявителю за подписью исполняющего обязанности министра по управлению государственным имуществом Свердловской области был направлен ответ от 13.01.2016 N 17-01-82/128, содержащий разъяснение о том, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определен постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП.
Таким образом, суд полагает, что заинтересованным лицом не было допущено бездействие, выраженное в непредоставлении ответа на письмо ООО "Инвест-Гарант" от 26.11.2015 N 27, и обязать заинтересованное лицо дать заявителю письменный ответ по существу направленного обращения, в связи с чем в этой части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины следует возложить на заинтересованное лицо на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части удовлетворенных требований.
Поскольку заявителем при подаче заявления государственная пошлина была уплачена в большем размере, 12000 руб. подлежат возврату ООО "Инвест-Гарант" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47), в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП.
Обязать Правительство Свердловской области включить административное здание с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещения в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 г. N 1217-ПП, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
4. Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 (три тысячи) руб.
5. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТ-ГАРАНТ" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9000 (девять тысяч) руб., уплаченных в составе 12000 руб. по платежному поручению N 24 от 24.02.2016. Оригинал платежного поручения остается в материалах дела.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.КОЛИКОВ
В.В.КОЛИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)