Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июля 2016 года по делу N А12-21998/2016 (судья Н.В. Лаврик)
по исковому Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-кт Ленина, 21; ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора:
Управления финансов администрации городского округа - город Волжский (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, 21; ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411), Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский (404130, Волгоградская
обл., г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д. 30; ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759), Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39А; ИНН 3460012716, ОГРН 1143443000986)-
о возмещении убытков в сумме 2.177.000 руб.,
при участии в заседании:
от Комитета финансов Волгоградской области представитель Кошелева Ирина Ивановна по доверенности от 30.01.2015 г., выданной сроком на 3 года,
от Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области представитель Ганюшкина Светлана Геннадьевна по доверенности от от 18.12.2015 г., выданной сроком до 31.12.2016 г.,
иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация г. Волжского, истец) с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (далее - Облфин, ответчик) о компенсации убытков в размере 2 177 000 рублей, понесенных в связи с предоставлением во внеочередном порядке жилого помещения - трехкомнатной квартиры N 81 в доме N 134 по ул. им генерала Карбышева в городе Волжском семье Чикишевой, имеющей в своем составе ребенка-инвалида.
Решением от 06 июля 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21998/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что расходы по приобретению квартиры являются для городского округа убытками, подлежащими возмещению за счет средств бюджета Волгоградской области.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Волжского городского суда от 13.05.2015 г. по делу N 2-2977/2015 (оставленным без изменения апелляционным определением от 15.07.2015) на Администрацию городского округа - город Волжский возложена обязанность по предоставлению Чикишевой Т.В. на состав семьи 4 человека жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Семья Чикишевой Т.В. поставлена на учет после 01.01.2005 г. и имеет в своем составе несовершеннолетнего ребенка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции городским округом - город Волжский (в лице заказчика - КЖД) по результатам проведения аукциона приобретена квартира N 81 по адресу: г. Волжский, ул. им. Генерала Карбышева, дом 134, по цене контракта - 2.177.000 руб.
Постановлением Администрации г. Волжского от 29.12.2015 N 8801 семье Чикишевой Т.В. предоставлена данная квартира.
Договор социального найма жилого помещения, на который имеется ссылка в исковом заявлении, истцом не представлен.
По выписке от 05.07.2016 из реестра муниципальной собственности городского округа - город Волжский спорная квартира находится в муниципальной собственности.
Ссылаясь на то, что расходы по приобретению квартиры являются для городского округа убытками, подлежащими возмещению за счет средств бюджета Волгоградской области, Администрация городского округа - город Волжский обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по заявлению Чикишевой Т.В. от 23.10.2014 заключением КЖД администрации г. Волжского семья Чикишевой в составе 4-х человек признана малоимущей и с 03.12.2014 поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения при администрации городского округа - город Волжский. (т.е. как семья малоимущих).
Впоследствии постановлением администрации г. Волжского N 1192 от 11.02.2015 Чикишева Ю.О. (дочь Чикишевой Т.В., 2006 года рождения, страдающая хроническим заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378) признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям органов местного самоуправления. (это отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС-15-12721).
Отнесение расходов по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации противоречит статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17.12.2009 N 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
В рассматриваемом случае, предоставив квартиру семье Чикишевой Т.В. Администрация г. Волжского исполнила не только решение Волжского городского суда по делу N 2-2977/2015, но и собственную обязанность по обеспечению жильем малоимущих граждан.
Изменились лишь сроки обеспечения жилым помещением семьи Чикишевой, т.е. не по очереди, а во внеочередном порядке.
То обстоятельство, что очередность обеспечения жильем малоимущих граждан в городе Волжском такова, что отодвигает срок предоставления квартир для данной категории граждан на неопределенное время, не означает отсутствие такой обязанности.
Поскольку обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям органов местного самоуправления, заявленная к взысканию денежная сумма в размере 2.177.000 руб. не может быть отнесена к категории убытков муниципального образования.
Кроме того, в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности городского округа - город Волжский от 05.07.2016 N 18/13961 спорная квартира N 181 в доме 134 по ул. имени генерала Карбышева из муниципальной собственности не выбывала.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Из данного определения следует, что дотация - это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.
Дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
В соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) (далее в этом разделе - дотации) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
В силу статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации может устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, подлежащего зачислению в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации.
Дополнительные нормативы устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: - при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации; - по согласованию с представительными органами муниципальных образований; - взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в эквивалентной сумме.
Дополнительные нормативы являются заменой дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поэтому устанавливаются только для муниципальных образований, получающих дотацию, если соответствующий механизм предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации о межбюджетных отношениях и муниципальное образование, являющееся получателем дотации, согласно с заменой дотации нормативами отчислений.
Замена дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ утверждается соответствующим приложением к закону об областном бюджете.
Расчетный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в соответствии с законом Волгоградской области от 26 июля 2005 года N 1093-ОД "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области", предусматривает средства на решение всех вопросов местного значения, к которым в соответствии с законом N 131-ФЗ относится и предоставление жилья отдельным категориям граждан.
Согласно справкам УФК по Волгоградской области о перечисленных поступлениях в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области доход по НДФЛ в бюджет городского округа составил:
в 2014 году - поступления НДФЛ - 1.071.978.285 рублей (в т.ч. допнорматив, заменяющий дотации в размере 17,7% - 580.245.1236,74 рублей),
в 2015 году - поступления НДФЛ составили 1.119.498.332,23 рублей (в т.ч. допнорматив, заменяющий дотации в размере 18,4% - 616.729.620,149 рублей).
Согласно части 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные муниципальным районом (городским округом, городским округом с внутригородским делением) по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации и(или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам не подлежат.
Потери бюджета муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением) в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц ниже расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам не подлежат.
Соотношение размера отчислений НДФЛ по допнормативу, поступивший в доход местного бюджета (размер отчислений указан выше) взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и расчетный размер дотации, предусмотренной законом об областном бюджете, выглядит следующим образом:
В 2014 году расчетный объем составил 609.578 тыс. руб., фактические поступления в бюджет 580.245.126,74 руб.,
В 2015 году расчетный объем составил 609.550 тыс. руб., фактические поступления в бюджет 616.729.620,149 руб.
Кроме того, в бюджет городского округа - город Волжский из бюджета Волгоградской области согласно законам Волгоградской области об областном бюджете, помимо дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной, с согласия городского округа дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, выделены межбюджетные трансферты в виде субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, а также иных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов:
В 2014 году размер межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта, без учета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, составил 2.549.411,94 тыс. руб., в т.ч. в виде иных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов выделено 163.967,0 тыс. руб.
В 2015 году размер межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта, без учета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, составил 2.554.436,9 тыс. руб., в т.ч. в виде иных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов выделено 15.404,5 тыс. руб.
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы, установленных статьей 28 БК РФ, является принцип самостоятельности бюджетов.
Согласно статье 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджет составляется не в разрезе расходных обязательств, а на языке бюджетной классификации обозначающем направления бюджетных ассигнований, а поэтому в бюджете невозможно увидеть составляющие его расходные обязательства.
В рассматриваемом случае Администрация города Волжского не доказала, что полученных из бюджета Волгоградской области межбюджетных трансфертов недостаточно для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 год.
Предмет своих исковых требований Администрация города Волжского сформулировала как требование о возмещении убытков.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных статьями 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины, и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех указанных элементов деликтной ответственности в совокупности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий ответственности исключает применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Бремя доказывания наличия таких обязательных элементов как противоправные действия (бездействие), причинная связь между неправомерными действиями и причиненными убытками и размер убытков лежит на лице, заявившем требование о возмещении убытков.
Однако Администрация города Волжского не только не доказала противоправность поведения руководящих органов Волгоградской области.
Законом Волгоградской области от 01.12.2005 г. N 1125-ОД разработан порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.04.2006 N 455 определен "Порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Постановлением Администрации Волгоградской области от 12.09.2008 N 1223 утверждено "Положение о порядке принятия решений о предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области по договорам социального найма".
Кроме того, в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п и приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 06.08.2015 N 111-ОД в Волгоградской области действует административный регламент предоставления государственной услуги -"предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области".
Также постановлением Главы администрации Волгоградской области от 12.09.2008 N 1223 было утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области по договорам социального найма (которое действовало до 28.01.2016).
Согласно пункту 2 упомянутого Положения уполномоченные органы местного самоуправления ежегодно до 1 апреля текущего года представляют в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный осуществлять управление жилищным фондом Волгоградской области (сейчас - Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области), по установленной норме списки граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального использования.
Однако Администрация г. Волжского не представила доказательств обращения в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области с вышеуказанными списками, а равно не доказала факт обращения с просьбой о выделении средств на приобретение жилья для семьи Чекишевой.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июля 2016 года по делу N А12-21998/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2016 N 12АП-8999/2016 ПО ДЕЛУ N А12-21998/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу N А12-21998/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июля 2016 года по делу N А12-21998/2016 (судья Н.В. Лаврик)
по исковому Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-кт Ленина, 21; ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора:
Управления финансов администрации городского округа - город Волжский (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, 21; ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411), Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский (404130, Волгоградская
обл., г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д. 30; ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759), Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39А; ИНН 3460012716, ОГРН 1143443000986)-
о возмещении убытков в сумме 2.177.000 руб.,
при участии в заседании:
от Комитета финансов Волгоградской области представитель Кошелева Ирина Ивановна по доверенности от 30.01.2015 г., выданной сроком на 3 года,
от Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области представитель Ганюшкина Светлана Геннадьевна по доверенности от от 18.12.2015 г., выданной сроком до 31.12.2016 г.,
иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация г. Волжского, истец) с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (далее - Облфин, ответчик) о компенсации убытков в размере 2 177 000 рублей, понесенных в связи с предоставлением во внеочередном порядке жилого помещения - трехкомнатной квартиры N 81 в доме N 134 по ул. им генерала Карбышева в городе Волжском семье Чикишевой, имеющей в своем составе ребенка-инвалида.
Решением от 06 июля 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21998/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что расходы по приобретению квартиры являются для городского округа убытками, подлежащими возмещению за счет средств бюджета Волгоградской области.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Волжского городского суда от 13.05.2015 г. по делу N 2-2977/2015 (оставленным без изменения апелляционным определением от 15.07.2015) на Администрацию городского округа - город Волжский возложена обязанность по предоставлению Чикишевой Т.В. на состав семьи 4 человека жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Семья Чикишевой Т.В. поставлена на учет после 01.01.2005 г. и имеет в своем составе несовершеннолетнего ребенка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции городским округом - город Волжский (в лице заказчика - КЖД) по результатам проведения аукциона приобретена квартира N 81 по адресу: г. Волжский, ул. им. Генерала Карбышева, дом 134, по цене контракта - 2.177.000 руб.
Постановлением Администрации г. Волжского от 29.12.2015 N 8801 семье Чикишевой Т.В. предоставлена данная квартира.
Договор социального найма жилого помещения, на который имеется ссылка в исковом заявлении, истцом не представлен.
По выписке от 05.07.2016 из реестра муниципальной собственности городского округа - город Волжский спорная квартира находится в муниципальной собственности.
Ссылаясь на то, что расходы по приобретению квартиры являются для городского округа убытками, подлежащими возмещению за счет средств бюджета Волгоградской области, Администрация городского округа - город Волжский обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по заявлению Чикишевой Т.В. от 23.10.2014 заключением КЖД администрации г. Волжского семья Чикишевой в составе 4-х человек признана малоимущей и с 03.12.2014 поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения при администрации городского округа - город Волжский. (т.е. как семья малоимущих).
Впоследствии постановлением администрации г. Волжского N 1192 от 11.02.2015 Чикишева Ю.О. (дочь Чикишевой Т.В., 2006 года рождения, страдающая хроническим заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378) признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям органов местного самоуправления. (это отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС-15-12721).
Отнесение расходов по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации противоречит статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17.12.2009 N 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
В рассматриваемом случае, предоставив квартиру семье Чикишевой Т.В. Администрация г. Волжского исполнила не только решение Волжского городского суда по делу N 2-2977/2015, но и собственную обязанность по обеспечению жильем малоимущих граждан.
Изменились лишь сроки обеспечения жилым помещением семьи Чикишевой, т.е. не по очереди, а во внеочередном порядке.
То обстоятельство, что очередность обеспечения жильем малоимущих граждан в городе Волжском такова, что отодвигает срок предоставления квартир для данной категории граждан на неопределенное время, не означает отсутствие такой обязанности.
Поскольку обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям органов местного самоуправления, заявленная к взысканию денежная сумма в размере 2.177.000 руб. не может быть отнесена к категории убытков муниципального образования.
Кроме того, в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности городского округа - город Волжский от 05.07.2016 N 18/13961 спорная квартира N 181 в доме 134 по ул. имени генерала Карбышева из муниципальной собственности не выбывала.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Из данного определения следует, что дотация - это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.
Дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
В соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) (далее в этом разделе - дотации) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).
В силу статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации может устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, подлежащего зачислению в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации.
Дополнительные нормативы устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: - при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации; - по согласованию с представительными органами муниципальных образований; - взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в эквивалентной сумме.
Дополнительные нормативы являются заменой дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поэтому устанавливаются только для муниципальных образований, получающих дотацию, если соответствующий механизм предусмотрен законодательством субъекта Российской Федерации о межбюджетных отношениях и муниципальное образование, являющееся получателем дотации, согласно с заменой дотации нормативами отчислений.
Замена дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ утверждается соответствующим приложением к закону об областном бюджете.
Расчетный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в соответствии с законом Волгоградской области от 26 июля 2005 года N 1093-ОД "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области", предусматривает средства на решение всех вопросов местного значения, к которым в соответствии с законом N 131-ФЗ относится и предоставление жилья отдельным категориям граждан.
Согласно справкам УФК по Волгоградской области о перечисленных поступлениях в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области доход по НДФЛ в бюджет городского округа составил:
в 2014 году - поступления НДФЛ - 1.071.978.285 рублей (в т.ч. допнорматив, заменяющий дотации в размере 17,7% - 580.245.1236,74 рублей),
в 2015 году - поступления НДФЛ составили 1.119.498.332,23 рублей (в т.ч. допнорматив, заменяющий дотации в размере 18,4% - 616.729.620,149 рублей).
Согласно части 5 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные муниципальным районом (городским округом, городским округом с внутригородским делением) по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации и(или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам не подлежат.
Потери бюджета муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением) в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц ниже расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) учету при последующем распределении межбюджетных трансфертов местным бюджетам не подлежат.
Соотношение размера отчислений НДФЛ по допнормативу, поступивший в доход местного бюджета (размер отчислений указан выше) взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и расчетный размер дотации, предусмотренной законом об областном бюджете, выглядит следующим образом:
В 2014 году расчетный объем составил 609.578 тыс. руб., фактические поступления в бюджет 580.245.126,74 руб.,
В 2015 году расчетный объем составил 609.550 тыс. руб., фактические поступления в бюджет 616.729.620,149 руб.
Кроме того, в бюджет городского округа - город Волжский из бюджета Волгоградской области согласно законам Волгоградской области об областном бюджете, помимо дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной, с согласия городского округа дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, выделены межбюджетные трансферты в виде субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, а также иных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов:
В 2014 году размер межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта, без учета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, составил 2.549.411,94 тыс. руб., в т.ч. в виде иных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов выделено 163.967,0 тыс. руб.
В 2015 году размер межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта, без учета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, составил 2.554.436,9 тыс. руб., в т.ч. в виде иных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов выделено 15.404,5 тыс. руб.
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы, установленных статьей 28 БК РФ, является принцип самостоятельности бюджетов.
Согласно статье 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджет составляется не в разрезе расходных обязательств, а на языке бюджетной классификации обозначающем направления бюджетных ассигнований, а поэтому в бюджете невозможно увидеть составляющие его расходные обязательства.
В рассматриваемом случае Администрация города Волжского не доказала, что полученных из бюджета Волгоградской области межбюджетных трансфертов недостаточно для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 год.
Предмет своих исковых требований Администрация города Волжского сформулировала как требование о возмещении убытков.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных статьями 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины, и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех указанных элементов деликтной ответственности в совокупности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий ответственности исключает применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Бремя доказывания наличия таких обязательных элементов как противоправные действия (бездействие), причинная связь между неправомерными действиями и причиненными убытками и размер убытков лежит на лице, заявившем требование о возмещении убытков.
Однако Администрация города Волжского не только не доказала противоправность поведения руководящих органов Волгоградской области.
Законом Волгоградской области от 01.12.2005 г. N 1125-ОД разработан порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.04.2006 N 455 определен "Порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Постановлением Администрации Волгоградской области от 12.09.2008 N 1223 утверждено "Положение о порядке принятия решений о предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области по договорам социального найма".
Кроме того, в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п и приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 06.08.2015 N 111-ОД в Волгоградской области действует административный регламент предоставления государственной услуги -"предоставление находящихся в казне Волгоградской области жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области".
Также постановлением Главы администрации Волгоградской области от 12.09.2008 N 1223 было утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда социального использования Волгоградской области по договорам социального найма (которое действовало до 28.01.2016).
Согласно пункту 2 упомянутого Положения уполномоченные органы местного самоуправления ежегодно до 1 апреля текущего года представляют в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный осуществлять управление жилищным фондом Волгоградской области (сейчас - Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области), по установленной норме списки граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального использования.
Однако Администрация г. Волжского не представила доказательств обращения в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области с вышеуказанными списками, а равно не доказала факт обращения с просьбой о выделении средств на приобретение жилья для семьи Чекишевой.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 июля 2016 года по делу N А12-21998/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.А.ЖАТКИНА
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)