Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2016 N 12АП-13743/2015 ПО ДЕЛУ N А57-2241/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу N А57-2241/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Оптсервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 ноября 2015 года по делу N А57-2241/2014 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Оптсервис" (ИНН 6449973670, ОГРН 1046414903369, адрес местонахождения: 413105, Саратовская область, г. Энгельс, пос. Керамический, д. 5),
заинтересованные лица: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (ИНН 6449973616, ОГРН 1046414904689, адрес местонахождения: 413111, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, д. 22),
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24),
о признании незаконными решений налоговых органов,
при участии в судебном заседании представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области - Колонина Н.В., действующая по доверенности от 30.10.2015 N 04-18/020353,
Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области -Колонина Н.В., действующая по доверенности от 28.08.2014 N 05-17/37,
закрытого акционерного общества "Оптсервис" - не явился, извещено,
установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Оптсервис" (далее - ЗАО "Оптсервис", Общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция) N 21147, N 21149 от 21.11.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) от 20.01.2014.
Решением от 17 ноября 2015 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Суд возвратил ЗАО "Оптсервис" уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 руб., выдана справка на возврат.
Суд отменил обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Саратовской области по настоящему делу определением от 17.02.2013.
ЗАО "Оптсервис" не согласилось с принятым решением в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области от 21.11.2013 N 21147, решения Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области от 20.01.2014 по апелляционной жалобе Общества на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области от 21.11.2013 N 21147 и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в данной части, удовлетворив заявленные Обществом требования в этой части.
Межрайонная ИФНС России N 7 по Саратовской области и Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области просят решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ЗАО "Оптсервис" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 93878 4), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 23.01.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя налоговых органов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных ЗАО "Оптсервис" 17.06.2013 уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2011, 2012 годы.
Результаты налоговых проверок отражены в актах камеральных налоговых проверок от 01.10.2013 N 24763 и N 24762.
21 ноября 2013 года по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 01.10.2013 N 24763, возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение N 21147 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым ЗАО "Оптсервис" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за занижение налоговой базы по земельному налогу за 2012 год в виде штрафа в общей сумме 49 123 руб.
Этим же решением ЗАО "Оптсервис" доначислены земельный налог за 2012 год в сумме 245 617 руб., пени в сумме 28 564,70 руб.
21 ноября 2013 года по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 01.10.2013 N 24762, возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение N 21149 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым ЗАО "Оптсервис" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за занижение налоговой базы по земельному налогу за 2011 год в виде штрафа в общей сумме 12675,40 руб.
Этим же решением ЗАО "Оптсервис" доначислены земельный налог за 2011 год в сумме 253 511 руб., пени в сумме 53 062,53 руб.
Решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области от 21.11.2013 N 21147, N 21149 обжалованы налогоплательщиком в апелляционном порядке в УФНС России по Саратовской области, решением которого от 20.01.2014 апелляционная жалоба ЗАО "Оптсервис" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области от 21.11.2013 N 21147, N 21149 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решением УФНС России по Саратовской области от 20.01.2014, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии решений требованиям действующего налогового законодательства, поскольку налоговым органом доказан факт занижения Обществом налоговой базы по земельному налогу в результате применения неверного значения кадастровой стоимости по декларациям по земельному налогу за 2011, 2012 годы.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как указано выше, налогоплательщиком обжалуется решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области от 21.11.2013 N 21147, решения Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области от 20.01.2014 по апелляционной жалобе Общества на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области от 21.11.2013 N 21147.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что судом первой инстанции неправомерно не учтено решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8174/2014 от 18.06.2015, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253, площадью 14 023 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проезд им. Крупской, уч. 73, равной его рыночной стоимости в сумме 8 159 000 руб. по состоянию на 02.06.2012. С учетом данного судебного акта указанная кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для перерасчета земельного налога за 2012 год.
Таким образом, спорным периодом в суде апелляционной инстанции является 2012 год.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности с 20.04.2006 принадлежит земельный участок общей площадью 14 023,00 кв. м, расположенный по адресу: 413105, Саратовская обл., г. Энгельс, проезд Крупской, 73, кадастровый номер 64:50:021303:253, свидетельство о праве собственности N 64-64-47/044/2011-274.
17 июня 2013 года ЗАО "Оптсервис" подало уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, где в качестве налоговой базы отражена стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 6 310 350 руб., налог исчислен в сумме 94 655 руб.
При этом налогоплательщик руководствовался рыночной стоимостью земельного участка, определенной оценщиком в отчете ООО "Деловой аудит" от 25.02.2013 N 701.
Налоговая инспекция установила, что по состоянию на 01.01.2012 года на основании сведений, полученных в формате электронного документооборота от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, кадастровая стоимость земельного участка составляет 22 685 007 руб. в связи с чем пришла к выводу о занижении Обществом налога на землю за 2012 год в сумме 245 617 руб.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельных законодательством, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из предыдущей кадастровой стоимости.
Аналогичные выводы также следуют из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8174/2014 от 18.06.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253, площадью 14 023 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проезд им. Крупской, уч.73, равной его рыночной стоимости в сумме 8 159 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 г. решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8174/2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной в 2015 году и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253, принадлежащего обществу, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 год, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 года N 270-П.
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
В соответствии с данным Постановлением, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 22 685 007,10 руб.
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".
Таким образом, поскольку Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу в 2013 году, т.е. после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2012 и после спорного периода - 2012 год, следовательно, налоговый орган при вынесении решения правомерно исходил из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 22 685 007,10 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение в обжалуемой части, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ЗАО "Оптсервис" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ЗАО "Оптсервис" уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. по платежному поручению N 2 от 20.01.2016.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы заявителем подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
ЗАО "Оптсервис" надлежит возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 ноября 2015 года по делу N А57-2241/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать закрытому акционерному обществу "Оптсервис" (ИНН 6449973670, ОГРН 1046414903369) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением N 2 от 20.01.2016 государственной пошлины в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)