Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2016 N 17АП-8597/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-7631/2016

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2016 г. N 17АП-8597/2016-АК

Дело N А60-7631/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Носковым В.Н.,
при участии:
- от заявителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16 (ИНН 6617006638, ОГРН 1026601184334) - Киселева Т.Б., паспорт, доверенность от 28.03.2016 года; Пантюхина Т.Р., паспорт, доверенность от 12.01.2016 года;
- от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области (ИНН 6617002802, ОГРН 1046610970010) - Объедкова Л.М., удостоверение, доверенность от 16.05.2016 года;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2016 года
по делу N А60-7631/2016, принятое судьей С.Е.Калашником
по заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16 (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.12.2015 N 2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 01.12.2015 N 2019 признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в силу п.п. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 48.11 ст. 270 НК РФ доходы, полученные от оказания государственных услуг (государственных функций) налогом на прибыль организаций не облагаются. При этом спорные доходы были получены от дополнительных услуг, для оказания которых, не используется труд осужденных, налогоплательщиком использован труд вольнонаемных работников. Следовательно, если учреждение привлекает вольнонаемных работников, то полученный доход, от деятельности, в которой заняты вольнонаемные работники, должен быть учтен при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год представленной Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 16, по результатам которой составлен акт от 19.10.2015 N 2025.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 01.12.2015 N 2019 о доначислении налога на прибыль в размере 27 694 руб., пеней в размере 2827 руб. 71 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде наложения штрафа в сумме 861 руб. 96 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод инспекции о том, что средства, полученные налогоплательщиком в результате использования закрепленного за ним имущества, подлежат налогообложению.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик получал доход от реализации макулатуры, лома, а также от обслуживания технологического оборудования при передаче отопления. При этом раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевого финансирования, Учреждением ГУФСИН не велся. При этом доходы получены за рамками определенных для данного учреждения заданий, не в связи с исполнением государственной функции по привлечению осужденных к оплачиваемому труду. Для извлечения дохода налогоплательщиком использован труд вольнонаемных работников без привлечения осужденных.
При таких обстоятельствах налоговым органом сделан вывод о том, что полученные Учреждением ГУФСИН доходы не освобождены от налогообложения по ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем начислены оспариваемые налог на прибыль, пени и штраф.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 25.01.2016 N 1697/15, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, Учреждение ГУФСИН обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что выводы об отсутствии раздельного учета не подтверждены, отсутствие сведений об операциях в книге продаж, совершенных в ходе предпринимательской деятельности, не освобожденных от налогообложения, связано с отсутствием соответствующих операций. Полученные Учреждением ГУФСИН денежные средства не могут рассматриваться в качестве его дохода в смысле ст. 41 Кодекса и формировать налоговую базу по налогу на прибыль, являются доходом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положениями ст. 248 НК РФ предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.
В силу п. 1, 2 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Подпунктом 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет государственные (муниципальные) услуги (работы) как услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Под казенным учреждением в соответствии с указанной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного положения подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" одной из обязанностей учреждений, исполняющих наказания, является обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В п. 1.1 Устава налогоплательщика установлено, что Учреждение ГУФСИН является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения; является некоммерческой организацией (п. 1.6 Устава). Согласно пункту 1.10 Устава учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. При получении доходов от коммерческой деятельности некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль.
В этом случае объектом обложения налогом на прибыль для указанных организаций исходя из ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации признается прибыль, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Доходы организаций подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248 Кодекса). При этом доходом в силу ст. 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
На основании подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
По правилам п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В письме Министерства финансов России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями" разъяснено, что согласно положениям п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
Аналогичные нормы предусмотрены также ч. 3.15 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в отношении автономных учреждений.
Учитывая, что источником не использованных на начало очередного финансового года остатков средств являются субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное (муниципальное задание), указанные остатки также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при определении объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, доходы от реализации указанного высвобождаемого имущества, учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Соответственно, при реализации высвобождаемого имущества налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно приказу об учетной политике на 2012 год от 30.12.2011 N 796 (п. 17) предписано вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования. Учет осуществлять на основании первичных бухгалтерских документов в книге продаж (покупок). В книге продаж рассматриваемые сделки отражены, иных операций за рамками целевого финансирования не осуществлялось и в книге продаж не отражено.
В проверяемый период учреждением ГУФСИН получен доход от реализации макулатуры, представляющей высвобождаемое имущество библиотечного фонда в результате прекращения деятельности по привлечению осужденных к оплачиваемому труду. Также получен доход от реализации металлолома, представляющего высвобождаемое имущество автопарка (2 транспортных средства) в результате прекращения деятельности. Также получен доход от технического обслуживания технологического оборудования при транспортировке по имеющимся объектам инфраструктуры тепловой энергии в жилой сектор. При получении дохода налогоплательщиком использовано имущество, находящегося в федеральной собственности и переданного в порядке целевого финансирования.
В 2012 году Учреждению ГУФСИН выделены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, лимиты бюджетных обязательств доведены до казенного учреждения.
В договорах, при исполнении которых получен спорный доход, в реквизитах получателя указан счета федерального бюджета, а не лицевой счет учреждения, денежные средства поступили в федеральный бюджет.
В платежных поручениях указаны коды дохода по бюджетной классификации 320 1 13 02061 01 7000 130 (доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущество), 320 1 14 02014 01 7000 440 (доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба).
Таким образом, ведение Учреждением раздельного учета подтверждено материалами дела. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Отсутствие сведений об операциях в книге продаж, совершенных в ходе предпринимательской деятельности, не освобожденных от налогообложения, связано с отсутствием соответствующих операций.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что полученные денежные средства не могут рассматриваться в качестве его дохода в смысле ст. 41 Кодекса и формировать налоговую базу по налогу на прибыль, полученные в связи с осуществлением указанной деятельности доходы обоснованно не были учтены учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль и, соответственно, при исчислении подлежащего уплате налога на прибыль.
При этом не имеет значения тот факт, что доход от осуществления вышеуказанной деятельности получен учреждением с привлечением вольнонаемных граждан.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены правомерно.
Руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2016 года по делу N А60-7631/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)