Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН); Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г, Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 июня 2017 года по делу N А76-5018/2017 (судья Свечников А.П.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Абдуллина Альберта Наилевича - Субботина Н.В. (доверенность от 05.08.2016 N 1-1789),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Истомин С.Ю. (доверенность от 11.01.2017 N 05-18/000316), Воробьева Л.Г. (доверенность от 15.11.2016 N 05-18/017481).
Индивидуальный предприниматель Абдуллин Альберт Наилевич (далее - заявитель, ИП Абдуллин А.Н., налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 16.08.2016 N 578 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 16.08.2016 N 578, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, налоговый орган) в части доначисления налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 29 205 руб., соответствующих сумм пени (1906,49 руб.) и штрафных санкций (1792,45 руб.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.06.2017 по настоящему делу требования, заявленные предпринимателем удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности налоговый орган ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что реализация земельных участков заявителем не связана в данном случае с осуществлением Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав на то, что реализация заявителем земельных участков не связана в данном случае с осуществлением Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
Как следует из имеющихся в настоящем деле доказательств, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска была проведена камеральная налоговая проверка представленной ИП Абдуллиным А.Н. налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2015 год (т. 2, л.д. 43-45).
По результатам проверки налоговым органом 16.06.2016 составлен акт N 2353 (т. 2, л.д. 31-35) на который предпринимателем были представлены возражения (т. 2, л.д. 46-48), рассмотренные заинтересованным лицом.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска 16.08.2016 в отношении ИП Абдуллина А.Н. вынесено решение N 578 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2, л.д. 17-22), которым предпринимателю доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 717 249 руб., на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) начислены пени, составившие 71 433,34 руб. Также ИП Абдуллин А.Н. указанным решением привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса), штрафу 70 596,85 руб. за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы.
Указанное решение заинтересованного лица было обжаловано ИП Абдуллиным А.Н. в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (т. 2, л.д. 11-16).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 21.11.2016 N 16-07/005599 (т. 2, л.д. 8-10) решение нижестоящего налогового органа изменено путем отмены в резолютивной части: пп. 1 п. 3.1 в части доначисления налога по УСНО за 2015 год в сумме 688 044 руб.; пп. 2 п. 3.1 в части начисления пени по УСНО в сумме 69 356,85 руб.; пп. 3 п. 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога по УСНО за 2015 год в виде штрафа в сумме 68 804,40 руб.; п. 3.1 в части "Итого недоимка" в сумме 688 044 руб.; п. 3.1 в части "Итого пени" в сумме 69 526,85 руб.; п. 3.1 в части "Итого штраф" в сумме 68 804,40 руб. В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления ИП Абдуллину А.Н. сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисления пеней и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска от 16.08.2016 N 578 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 21.11.2016 N 16-07/005599) послужили выводы налогового органа о нарушении предпринимателем положений ст. ст. 39, 249, 250, 346.15, п. 1 ст. 346.20 НК РФ, что выразилось в неисчислении и неуплате предпринимателем налога, полученного в результате реализации следующих земельных участков:
1) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1042 площадью 3 413 447 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 13.04.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
2) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1046 площадью 1 641 787 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 31.08.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
3) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1041 площадью 6 156 419 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Масли, (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 27.03.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
4) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1045 площадью 1 417 061 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 05.10.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
5) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1047 площадью 1 502 948 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 12.09.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
6) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41103:11 площадью 284 538 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 25.07.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
7) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41303:578 площадью 218 809 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 17.07.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
8) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41303:579 площадью 2 665 080 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 30.04.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
9) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1043 площадью 261 885 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 25.07.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015).
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска, в целях налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (учитывая, что ИП Абдуллиным А.Н. в качестве объекта налогообложения УСН избраны доходы (п. п. 1, 2 ст. 346.15 НК РФ), взята общая сумма дохода, полученного от продажи земельных участков в 2015 году, составившая 11 954 151 руб.
Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области решение нижестоящего налогового органа изменено в связи с представлением ИП Абдуллиным А.Н. дополнительных соглашений к договорам купли-продажи земельных участков, об изменении в сторону уменьшения стоимости реализованных заявителем земельных участков, и расписок, подтверждающих возврат Абдуллиным А.Н. части денежных средств, покупателю.
В этой связи в целях налогообложения доход, полученный ИП Абдуллиным А.Н. от реализации земельных участков в 2015 году, уменьшен на суммы денежных средств, возвращенных ИП Абдуллиным А.Н. покупателю.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска при этом расценила факт реализации заявителем земельных участков, как связанный с осуществлением Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности, указав при этом следующее: "В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Абдуллин Альберт Наилевич применяет упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности - "Покупка и продажа земельных участков" (код вида деятельности - 70.12.3)", в связи с чем, доходы, полученные от продажи земельных участков... подлежат налогообложению и отражению в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2015 г., в соответствии с г. 26.2 НК РФ. Таким образом, в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной Абдуллин Альберт Наилевич в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска за 2015 г... доход от реализации земельных участков не отражен" (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, т. 2, л.д. 10).
В силу условий части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Применительно к данному, налоговый орган не представил в материалы дела N А76-5018/2017 Арбитражного суда Челябинской области документального подтверждения того факта, что в проверяемый период (2015 год) основным видом осуществляемой Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности, в действительности являлась покупка и продажа земельных участков.
Представленная ИП Абдуллиным А.Н. в материалы настоящего дела при обращении в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением на основании п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации актуальная выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 21.02.2017 (т. 1, л.д. 19-22) не подтверждает факт указания ИП Абдуллиным А.Н. применительно к 2015 году, такого основного вида экономической деятельности, как покупка и продажа земельных участков. Применительно к указанной выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности ИП Абдуллина А.Н. является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), при этом соответствующая запись в ЕГРИП внесена 25.11.2016. Данное в равной степени касается записей о дополнительных видах экономической деятельности.
Тем не менее, данное обстоятельство не является основанием для признания незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку факт внесения в ЕГРИП в отношении Абдуллина А.Н., в спорный период такого основного вида деятельности, как покупка и продажа земельных участков, заявителем не отрицается, что следует из содержания апелляционной жалобы налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2, л.д. 13).
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу условий пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения признаются:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (под соответствующее исключение ИП Абдуллин А.Н. не подпадает).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
В силу условий пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
- В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса;
2) внереализационные доходы.
В целях главы 23 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 Кодекса).
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Согласно пункту 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи) (под соответствующие исключения ИП Абдуллин А.Н. не подпадает).
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.21 НК РФ).
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 346.21 НК РФ).
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Абдуллин Альберт Наилевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска 02.09.2009 за основным государственным регистрационным номером 309744824500012 (т. 1, л.д. 18; 19).
Действительно, ряд вышеперечисленных земельных участков был приобретен Абдуллиным Альбертом Ниалевичем до регистрации в установленном порядке его статуса в качестве индивидуального предпринимателя.
В то же время, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что реализация заявителем вышеупомянутых земельных участков осуществлена Абдуллиным А.Н. вне рамок осуществления предпринимательской деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определял предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Из имеющихся в материалах настоящего дела копий свидетельств о государственной регистрации прав на вышеупомянутые земельные участки следует (том 2), что все без исключения земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Согласно пункту 2 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (п. 3 ст. 81 ЗК РФ).
Применительно к вышеперечисленному, использование приобретенных Абдуллиным А.Н. земельных участков (в том числе до приобретения заявителем в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя), - с учетом значительной площади вышеупомянутых земельных участков, - могло быть осуществлено исключительно с целью ведения предпринимательской деятельности. Значительная площадь приобретенных Абдуллиным А.Н. земельных участков, в равной степени исключала возможность их использования в целях ведения личного подсобного хозяйства.
Об этом в равной степени свидетельствуют имеющиеся в томе 2 настоящего дела предписания, выданные Абдуллину А.Н. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, которыми в частности зафиксирован факт нарушения налогоплательщиком условий пп. 3 п. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Помимо данного, о том, что целью приобретения Абдуллиным А.Н. земельных участков для дальнейшего их использования в целях предпринимательской деятельности (в том числе до приобретения Абдуллиным А.Н. статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке), свидетельствует то, что в апелляционной жалобе, поданной в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение нижестоящего налогового органа, заявитель в числе прочего указал следующее: "Земельные участки приобретены для использования в качестве сельскохозяйственных угодий, причем одним из основополагающих факторов покупки выступает обязанность владельца земельных участков использовать их строго в соответствии с установленной категорией. Приобретение земель не предполагало их дальнейшую перепродажу с целью получения прибыли. Покупка проходила согласование с Главой района, преследуя цель использовать земли согласно категории, велись переговоры с инвесторами, с помощью которых это могло быть реализовано. Но резкое ухудшение экономического состояния страны, проявившегося в значительном спаде сельскохозяйственной деятельности, принудило инвесторов отказаться от сотрудничества. В связи с этим земли простаивали, не использовались".
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определена, как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом следует учитывать тот факт, что внесение сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей относительно осуществляемого основного вида экономической деятельности, носит заявительный характер, и зависит прежде всего, от волеизъявления лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, факт изначального приобретения Абдуллиным А.Н. земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности, материалами настоящего дела подтвержден, в связи с чем, доход от реализации вышеперечисленных земельных участков подлежит налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В этой связи у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных предпринимателем.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и при несоответствии выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта фактическим обстоятельствам.
Требования ИП Абдуллина А.Н. о признании недействительным решения от 16.08.2016 N 578 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 июня 2017 года по делу N А76-5018/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Абдуллину Альберту Наилевичу отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 18АП-8736/2017, 18АП-8736/2017 ПО ДЕЛУ N А76-5018/2017
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН); Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. N 18АП-8736/2017, 18АП-8736/2017
Дело N А76-5018/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г, Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 июня 2017 года по делу N А76-5018/2017 (судья Свечников А.П.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Абдуллина Альберта Наилевича - Субботина Н.В. (доверенность от 05.08.2016 N 1-1789),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Истомин С.Ю. (доверенность от 11.01.2017 N 05-18/000316), Воробьева Л.Г. (доверенность от 15.11.2016 N 05-18/017481).
Индивидуальный предприниматель Абдуллин Альберт Наилевич (далее - заявитель, ИП Абдуллин А.Н., налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 16.08.2016 N 578 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 16.08.2016 N 578, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, налоговый орган) в части доначисления налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 29 205 руб., соответствующих сумм пени (1906,49 руб.) и штрафных санкций (1792,45 руб.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.06.2017 по настоящему делу требования, заявленные предпринимателем удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности налоговый орган ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что реализация земельных участков заявителем не связана в данном случае с осуществлением Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав на то, что реализация заявителем земельных участков не связана в данном случае с осуществлением Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
Как следует из имеющихся в настоящем деле доказательств, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска была проведена камеральная налоговая проверка представленной ИП Абдуллиным А.Н. налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2015 год (т. 2, л.д. 43-45).
По результатам проверки налоговым органом 16.06.2016 составлен акт N 2353 (т. 2, л.д. 31-35) на который предпринимателем были представлены возражения (т. 2, л.д. 46-48), рассмотренные заинтересованным лицом.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска 16.08.2016 в отношении ИП Абдуллина А.Н. вынесено решение N 578 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2, л.д. 17-22), которым предпринимателю доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 717 249 руб., на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) начислены пени, составившие 71 433,34 руб. Также ИП Абдуллин А.Н. указанным решением привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса), штрафу 70 596,85 руб. за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы.
Указанное решение заинтересованного лица было обжаловано ИП Абдуллиным А.Н. в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (т. 2, л.д. 11-16).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 21.11.2016 N 16-07/005599 (т. 2, л.д. 8-10) решение нижестоящего налогового органа изменено путем отмены в резолютивной части: пп. 1 п. 3.1 в части доначисления налога по УСНО за 2015 год в сумме 688 044 руб.; пп. 2 п. 3.1 в части начисления пени по УСНО в сумме 69 356,85 руб.; пп. 3 п. 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога по УСНО за 2015 год в виде штрафа в сумме 68 804,40 руб.; п. 3.1 в части "Итого недоимка" в сумме 688 044 руб.; п. 3.1 в части "Итого пени" в сумме 69 526,85 руб.; п. 3.1 в части "Итого штраф" в сумме 68 804,40 руб. В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления ИП Абдуллину А.Н. сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисления пеней и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска от 16.08.2016 N 578 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 21.11.2016 N 16-07/005599) послужили выводы налогового органа о нарушении предпринимателем положений ст. ст. 39, 249, 250, 346.15, п. 1 ст. 346.20 НК РФ, что выразилось в неисчислении и неуплате предпринимателем налога, полученного в результате реализации следующих земельных участков:
1) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1042 площадью 3 413 447 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 13.04.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
2) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1046 площадью 1 641 787 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 31.08.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
3) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1041 площадью 6 156 419 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Масли, (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 27.03.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
4) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1045 площадью 1 417 061 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 05.10.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
5) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1047 площадью 1 502 948 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 12.09.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
6) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41103:11 площадью 284 538 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 25.07.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
7) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41303:578 площадью 218 809 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 17.07.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
8) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41303:579 площадью 2 665 080 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 30.04.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015);
9) земельный участок с присвоенным кадастровым номером 45:12:41101:1043 площадью 261 885 кв. м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Островное, в границах бывшего ТОО "Севастьяновское" (дата регистрации права Абдуллина А.Н. на указанный земельный участок - 25.07.2009, дата отчуждения - 04.09.2015 на основании договора купли-продажи от 04.09.2015).
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска, в целях налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (учитывая, что ИП Абдуллиным А.Н. в качестве объекта налогообложения УСН избраны доходы (п. п. 1, 2 ст. 346.15 НК РФ), взята общая сумма дохода, полученного от продажи земельных участков в 2015 году, составившая 11 954 151 руб.
Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области решение нижестоящего налогового органа изменено в связи с представлением ИП Абдуллиным А.Н. дополнительных соглашений к договорам купли-продажи земельных участков, об изменении в сторону уменьшения стоимости реализованных заявителем земельных участков, и расписок, подтверждающих возврат Абдуллиным А.Н. части денежных средств, покупателю.
В этой связи в целях налогообложения доход, полученный ИП Абдуллиным А.Н. от реализации земельных участков в 2015 году, уменьшен на суммы денежных средств, возвращенных ИП Абдуллиным А.Н. покупателю.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска при этом расценила факт реализации заявителем земельных участков, как связанный с осуществлением Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности, указав при этом следующее: "В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Абдуллин Альберт Наилевич применяет упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности - "Покупка и продажа земельных участков" (код вида деятельности - 70.12.3)", в связи с чем, доходы, полученные от продажи земельных участков... подлежат налогообложению и отражению в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2015 г., в соответствии с г. 26.2 НК РФ. Таким образом, в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной Абдуллин Альберт Наилевич в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска за 2015 г... доход от реализации земельных участков не отражен" (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, т. 2, л.д. 10).
В силу условий части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Применительно к данному, налоговый орган не представил в материалы дела N А76-5018/2017 Арбитражного суда Челябинской области документального подтверждения того факта, что в проверяемый период (2015 год) основным видом осуществляемой Абдуллиным А.Н. предпринимательской деятельности, в действительности являлась покупка и продажа земельных участков.
Представленная ИП Абдуллиным А.Н. в материалы настоящего дела при обращении в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением на основании п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации актуальная выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 21.02.2017 (т. 1, л.д. 19-22) не подтверждает факт указания ИП Абдуллиным А.Н. применительно к 2015 году, такого основного вида экономической деятельности, как покупка и продажа земельных участков. Применительно к указанной выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности ИП Абдуллина А.Н. является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), при этом соответствующая запись в ЕГРИП внесена 25.11.2016. Данное в равной степени касается записей о дополнительных видах экономической деятельности.
Тем не менее, данное обстоятельство не является основанием для признания незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку факт внесения в ЕГРИП в отношении Абдуллина А.Н., в спорный период такого основного вида деятельности, как покупка и продажа земельных участков, заявителем не отрицается, что следует из содержания апелляционной жалобы налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2, л.д. 13).
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу условий пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения признаются:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (под соответствующее исключение ИП Абдуллин А.Н. не подпадает).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
В силу условий пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
- В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса;
2) внереализационные доходы.
В целях главы 23 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 Кодекса).
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Согласно пункту 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи) (под соответствующие исключения ИП Абдуллин А.Н. не подпадает).
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.21 НК РФ).
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 346.21 НК РФ).
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Абдуллин Альберт Наилевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска 02.09.2009 за основным государственным регистрационным номером 309744824500012 (т. 1, л.д. 18; 19).
Действительно, ряд вышеперечисленных земельных участков был приобретен Абдуллиным Альбертом Ниалевичем до регистрации в установленном порядке его статуса в качестве индивидуального предпринимателя.
В то же время, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что реализация заявителем вышеупомянутых земельных участков осуществлена Абдуллиным А.Н. вне рамок осуществления предпринимательской деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определял предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Из имеющихся в материалах настоящего дела копий свидетельств о государственной регистрации прав на вышеупомянутые земельные участки следует (том 2), что все без исключения земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Согласно пункту 2 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (п. 3 ст. 81 ЗК РФ).
Применительно к вышеперечисленному, использование приобретенных Абдуллиным А.Н. земельных участков (в том числе до приобретения заявителем в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя), - с учетом значительной площади вышеупомянутых земельных участков, - могло быть осуществлено исключительно с целью ведения предпринимательской деятельности. Значительная площадь приобретенных Абдуллиным А.Н. земельных участков, в равной степени исключала возможность их использования в целях ведения личного подсобного хозяйства.
Об этом в равной степени свидетельствуют имеющиеся в томе 2 настоящего дела предписания, выданные Абдуллину А.Н. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, которыми в частности зафиксирован факт нарушения налогоплательщиком условий пп. 3 п. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Помимо данного, о том, что целью приобретения Абдуллиным А.Н. земельных участков для дальнейшего их использования в целях предпринимательской деятельности (в том числе до приобретения Абдуллиным А.Н. статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке), свидетельствует то, что в апелляционной жалобе, поданной в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение нижестоящего налогового органа, заявитель в числе прочего указал следующее: "Земельные участки приобретены для использования в качестве сельскохозяйственных угодий, причем одним из основополагающих факторов покупки выступает обязанность владельца земельных участков использовать их строго в соответствии с установленной категорией. Приобретение земель не предполагало их дальнейшую перепродажу с целью получения прибыли. Покупка проходила согласование с Главой района, преследуя цель использовать земли согласно категории, велись переговоры с инвесторами, с помощью которых это могло быть реализовано. Но резкое ухудшение экономического состояния страны, проявившегося в значительном спаде сельскохозяйственной деятельности, принудило инвесторов отказаться от сотрудничества. В связи с этим земли простаивали, не использовались".
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определена, как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом следует учитывать тот факт, что внесение сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей относительно осуществляемого основного вида экономической деятельности, носит заявительный характер, и зависит прежде всего, от волеизъявления лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, факт изначального приобретения Абдуллиным А.Н. земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности, материалами настоящего дела подтвержден, в связи с чем, доход от реализации вышеперечисленных земельных участков подлежит налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В этой связи у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных предпринимателем.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и при несоответствии выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта фактическим обстоятельствам.
Требования ИП Абдуллина А.Н. о признании недействительным решения от 16.08.2016 N 578 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 июня 2017 года по делу N А76-5018/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Абдуллину Альберту Наилевичу отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)