Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "АГРУПП" - Андерсон Ю.В., представитель по доверенности от 05.10.2016,
- от ИФНС России по г. Истре Московской области - Полозков Д.С., представитель по доверенности от 01.09.2017; представитель Фокин А.Н., по доверенности от 10.05.2017;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2017, принятое судьей Мясовым Т.В. по делу N А41-22164/17 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления земельного налога в сумме 8 300 813 рублей, соответствующих сумм пени в размере 647 011 рублей 30 копеек и штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРУПП" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления земельного налога в сумме 8 300 813 рублей, соответствующих сумм пени в размере 647 011 рублей 30 копеек и штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.072017 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "АГРУПП" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Инспекция ФНС России по г. Истре Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "АГРУПП" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИФНС России по г. Истре Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик в 2015 году являлся собственником земельных участков, расположенных в сельском поселении Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, с категорией земель сельскохозяйственного назначения и с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
В поданной уточненной налоговой декларации по налогу за 2015 год (номер корректировки 3) налогоплательщик исчислил налог по 268 земельным участкам в размере 3 308 091 рубль. При этом, исчисление налога по 267 земельным участкам произведено налогоплательщиком исходя из налоговой ставки в размере 0,3 процента, указав категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объекты жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры.
По земельному участку с кадастровым номером 50:8:40233:105 заявитель исчислил налог исходя из налоговой ставки в размере 1,5 процента.
Инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной ООО "АГРУПП" 29.04.2016.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 12.08.2016 N 10996 и вынесено решение 04.10.2016 N 7972 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 662 737 рублей, доначислен земельный налог в размере 8 313 685 рублей, пени по земельному налогу в размере 648 144,68 рублей. Общая сумма денежных требований по решению составляет 10 624 566 рублей.
Инспекция посчитала, что в отношении спорных земельных участков подлежала применению ставка земельного налога в размере 1,5 процента, поскольку пониженная ставка земельного налога установлена для земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в то время как общество является коммерческой организацией, использующей спорные земельные участки в целях извлечения прибыли, а не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для дачного хозяйства.
Указанные выводы послужили основанием для доначисления земельного налога за 2015 год по 196 земельным участкам, расположенным на территории сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области с видом разрешенного использования - под дачное строительство, для дачного строительства по ставке 1,5 процента.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, в порядке статьи 139.1 НК РФ обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Московской области.
Решением УФНС России по Московской области от 13.01.2017 N 07-12/002063@ оспариваемое решение было отменено в части доначисления земельного налога в размере 12 872 рублей, пени в размере 1 133,38 рублей и штрафа в размере 2 574,40 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку считает, что налоговым органом неправомерно не применена ставка в размере 0,3 процента по спорным земельным участкам, поскольку они находятся на территории дачных некоммерческих объединений, а также сдаются в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого налоговым органом решения.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 387 Кодекса земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствий с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Часть 2 статьи 394 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 2.2 Решения Совета депутатов, в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, установлены следующие налоговые ставки:
- - 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, находящихся на территории огородных, дачных и садоводческих некоммерческих объединений граждан;
- - 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства.
В пункте 2.3.5 решения Совета депутатов установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины: гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
В соответствии со статьей 1 Закон N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально - хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства.
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Поэтому разделение указанных понятий не имеет юридического значения.
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства", поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Таким образом, правом применения пониженной налоговой ставки земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного (приобретенного) для дачного хозяйства (дачного строительства) может воспользоваться гражданин, имеющий право ведения дачного строительства, хозяйства, а также некоммерческое объединение, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки предоставлены налогоплательщиком в аренду, то есть, используются в коммерческих целях для получения прибыли.
ООО "АГРУПП", являющееся коммерческой организацией, не может являться субъектом правоотношений, связанных с использованием дачного участка в том смысле, который такому участку придается действующим законодательством в связи с чем, у налогоплательщика отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки в связи с использованием дачных земельных участков в коммерческих целях для получения прибыли.
Таким образом, Обществом необоснованно применялась пониженная ставка земельного налога 0,3 процента в отношении спорных участков.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о правомерности применения им ставки в размере 0,3 процента в отношении спорных участков.
Материалами камеральной проверки установлено, что налогоплательщик необоснованно не исчислил и не уплатил в полном объеме сумму земельного налога в результате занижения налоговой ставки.
В качестве меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налога налоговым органом начислена пеня в порядке ст. 75 НК РФ.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Проверив расчет пени, арбитражный апелляционный суд считает, что он соответствует ст. 75 НК РФ.
Оснований для снижения установленного налоговым органом размера штрафа не имеется.
Доводы ООО "АГРУПП" о незаконности решения Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек в связи с тем, что при расчете земельного налога общество исходило из ставки в размере 0,3%, правомерность применения которой за эти же земельные участки подтверждена судебными актами за предыдущие периоды, отклонены арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, правомерность применения ставки 0,3% за эти же земельные участки за предыдущий период была подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-27239/12, в том числе судебным актом Верховного Суда РФ, и именно из установленных вступившими в законную силу судебными актами обстоятельств, связанных с подтверждением правомерности уплаты земельного налога по ставке 0,3%, ООО "АГРУПП" исчисляло земельный налог по указанной ставке за 2013, 2012 гг.
Между тем, в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации: от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по делу N А41-63325/13 и от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014 была скорректирована правовая позиция по вопросу применения ставки земельного налога.
Таким образом, на момент подачи 29.04.2016 в налоговую инспекцию уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год налогоплательщику - ООО "АГРУПП" была известна указанная правовая позиция.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения общества от уплаты штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек не имеется.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции в том, что решение Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления ООО "АГРУПП" земельного налога в сумме 8 300 813 рублей, соответствующих сумм пени в размере 647 011 рублей 30 копеек и штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек является законным, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "АГРУПП" и поддержанные его представителем в судебном заседании арбитражного апелляционного суда, отклонены арбитражным судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде ООО "АГРУПП" являлось собственником земельных участков для сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного строительства".
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ закреплено использование земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов Ермолинского сельского поселения Истринского муниципального района Московской области от 26.10.2012 N 7 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" установлены на 2015 следующие налоговые ставки:
- в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, в том числе (п. 2.2):
- - 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, находящихся на территории огородных, дачных и садоводческих некоммерческих объединений граждан (п. 2.2.1);
- - 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (п. 2.2.2);
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства (п. 2.2.3)
В указанном решении Совета депутатов N 7 категория земель, как земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для "дачного строительства", не поименована.
При этом, определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально- хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Учитывая вышеизложенные выше нормы права, применение льготной ставки в размере 0,3 процента возможно только при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно виду разрешенного использования земель
Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Из представленных ООО "АГРУПП" в материалы дела договоров аренды земельных участков следует что, спорные земельные участки предоставлены налогоплательщиком в аренду ДНП "Подпорино", ДНИ "Куртасово" и ООО "Правда", то есть, использованы в коммерческих целях для извлечения прибыли.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество являясь коммерческой организацией, использует сдаваемые в аренду земельные участки в целях извлечения прибыли. I
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Так, Инспекцией в рамках проведенной налоговой проверки за предшествующий налоговый период в отношении налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, 20.04.2015 проведен допрос генерального директора ООО "АГРУПП" Гребенюка Д.В., который по существу заданных ему вопросов пояснил следующее.
ООО "АГРУПП" осуществляет деятельность по строительству, эксплуатации и продаже коттеджных поселков, продаже земельных участков и представление их в аренду. С 2009 - 2010 гг. с ДНП "Подпорино" и ДНП "Куртасово" заключен инвестиционный договор, целью которого является совместное строительство коттеджного поселка на территории каждого ДНП. В 2014 году с ДНП "Подпорино" оформлены передаточные акты на построенные объекты недвижимости, объекты инженерной инфраструктуры и административные здания. Также в 2014 году с ДНП "Куртасово" оформлены документы в рамках инвестиционного договора на стадии реализации. Земельные участки приобретались для дальнейшего развития и получения прибыли в интересах пенсионных резервов. На других территориях (кроме Истринского района) ООО "АГРУПП" в собственности земельных участков не имеет. На земельных участках с видом разрешенного использования "дачное строительство" принадлежащих на праве собственности Обществом ведется дачное строительство. В 2014 году велось строительство инженерных коммуникаций и инфраструктуры (дороги, детские площадки, ограждения). Земельные участки с категорией земель для сельскохозяйственного назначения переданы в аренду ООО "Правда". Целью договора заключенного с ООО "Правда", является сенокос. Также в 2014 году были реализованы земельные участки физическим и юридическим лицам. В проверяемом периоде к земельным участкам с видом разрешенного использования "дачное строительство" проведены все коммуникации, проходит стадия получения свидетельств на собственность и ввод в эксплуатацию.
Согласно п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Таким образом, в силу положений ст. 92 НК РФ в адрес ООО "АГРУПП" направлено уведомление о согласовании осмотра территории от 06.04.2015 N 10-17/1712 на 17.04.2015.
17.04.2015 в налоговый орган от ООО "АГРУПП" поступил ответ на уведомление N 10-17/1712 о согласовании осмотра территории на 22 - 23 апреля 2015 года.
Так, с согласия налогоплательщика, Инспекцией 23.04.2015 в рамках ст. 92 НК РФ произведен осмотр территорий, помещений, документов, предметов расположенных на земельных участках находящихся на территории ДНП "Куртасово" и ДНП "Подпорино".
По результатам проведенного осмотра установлено, что на территории ДНП "Куртасово" расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Куртасово находятся 138 земельных участков для физических лиц и около 15 участков под земли общего пользования. Около 50 участков реализовано физическими лицами. На территории находятся: административное здание, ГРП, детская площадка, проложены инженерные сети, осуществляется подготовка к строительству дорог, ограждения внешнего периметра. На земельных участках, принадлежащих ООО "АГРУПП", ведется строительство.
На территории ДНП "Подпорино", расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Подпорино, находятся 136 земельных участков, около 80 земельных участков реализованы физическим лицам и около 15 участков под земли общего пользования. На территории находятся: ГРП, трансформаторная подстанция, детская площадка, спортивная мультиформатная площадка, водозаборный узел, очистные сооружения и дороги. На территории земельных участков принадлежащих ООО "АГРУПП" строительство не ведется, коммуникации подведены к участкам. Данный осмотр произведен при участии генерального директора общества Гребенюка Д.В.
Протокол осмотра подписан без замечаний.
Так же, ООО "АГРУПП" представлены договоры аренды земельных участков с ООО "Правда".
Согласно представленным материалам, между ООО "АГРУПП" (арендодатель) и ООО "Правда" (арендатор) 29.04.2011 заключен договор аренды земельных участков N 4д, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату, а арендатор обязуется принять в аренду два земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения":
- земельный участок с кадастровым номером 50:08:040251:0001, площадью 228903 кв. м, расположенный по адресу - участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира урочище Куртасово, расположенного в границах участка, адрес ориентир: Московская область, Истринский р-он, с.о. Ермолинский;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:08:040251:0002, площадью 71 594 кв. м, расположенный по адресу - участок находится примерно в 700 м по направлению на юг от ориентира урочище Куртасово, расположенного в границах участка, адрес ориентир: Московская область, Истринский р-он, с.о. Ермолинский.
Согласно дополнительному соглашению от 12.07.2013 N 2 к вышеуказанному договору, а именно в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:08:040251:0001 общей площадью 228903 кв. м, данный земельный участок разбит на 142 земельных участка, что свидетельствует о намерениях общества использовать данные участки для извлечения прибыли.
Согласно договору аренды земельных участков от 29.04.2011 N 4д арендная плата за пользование земельными участками уплачивается арендатором единовременно в срок до 31.03.2012.
Дополнительным соглашением от 31.10.2014 N 6 договор аренды N 4д в части аренды земельных участков: 50:08:0040251:238 / 50:08:0040251:239 / 50:08:0040251:176 / 50:08:0040251:208 расторгнут.
Кроме того, часть земельных участков была реализована ООО "АГРУПП" в 2015 году физическим лицам.
В рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом проведен допрос директора ООО "АГРУПП" Гребенюка Д.В., из пояснений которого следует, что на земельных участках ДНП Куртасово ведется сельхозпроизводство посредством сдачи в аренду данных земельных участков организации (сельхозпроизводитель) ООО "Правда", цель заключения договора аренды с ООО "Правда" - под сенокос.
Налоговым органом по результатам проведенных мероприятий налогового контроля сделан вывод, что осуществление самого процесса сенокошения не может однозначно свидетельствовать о наличии сельскохозяйственного производства, так же как и сам по себе факт передачи земельных участков по договору аренды не свидетельствует о ведении арендатором сельскохозяйственного производства, а именно выращиванию многолетних трав.
Указанные обстоятельства подтверждаются также проведенными в рамках камеральной налоговой проверки осмотрами территорий ДНП "Подпорино" и ДНП "Куртасово", из которых следует, что на земельных участках ведется строительство жилых домов для целей реализации физическим лицам, какие либо признаки свидетельствующие о выращивании сена на данных земельных участках отсутствуют.
В рамках камерального контроля, а именно при анализе осмотра территорий и допроса директора ООО "АГРУПП", а также в соответствии с информации указанной на публичной кадастровой карте установлено, что земельные участки, сдаваемые в аренду ООО "Правда", фактически располагаются на территории ДНП Куртасово пос. Тихий берег.
На указанных земельных участках расположены объекты инфраструктуры (административное здание, ГРП, детская площадка, проложены инженерные сети, осуществляется подготовка к строительству дорог, ограждения внешнего периметра), что указывает на невозможность осуществления сельскохозяйственной деятельности, связанной с осуществлением процесса сенокошения.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо, уплачивать его в меньшем размере.
В соответствии с положениями ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 1 ст. 52, ст. 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
Сено является сельскохозяйственной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).
Сельскохозяйственной продукцией является сено, сельскохозяйственным производством - заготовка сена (кошение, просушка, досушка, стогование или укладка в валки и т.д.).
Осуществление самого процесса сенокошения не может однозначно свидетельствовать о наличии сельскохозяйственного производства так же как и сам по себе факт передачи земельных участков по договору аренды не свидетельствует о ведении арендатором сельскохозяйственного производства, а именно выращиванию многолетних трав.
Соответственно, сам по себе факт передачи земельных участков по договору аренды не свидетельствует о ведении арендатором сельскохозяйственного производства, а именно выращиванию многолетних трав.
Таким образом, именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате
Однако, ни в ходе камеральной налоговой проверки, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции налогоплательщиком не представлены первичные документы, свидетельствующие об использовании земельных участков согласно целевому назначению.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно применил в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, налоговую ставку, установленную для прочих земельных участков, в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "АГРУПП" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2017 по делу N А41-22164/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2017 N 10АП-13509/2017 ПО ДЕЛУ N А41-22164/17
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2017 г. по делу N А41-22164/17
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "АГРУПП" - Андерсон Ю.В., представитель по доверенности от 05.10.2016,
- от ИФНС России по г. Истре Московской области - Полозков Д.С., представитель по доверенности от 01.09.2017; представитель Фокин А.Н., по доверенности от 10.05.2017;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2017, принятое судьей Мясовым Т.В. по делу N А41-22164/17 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АГРУПП" о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления земельного налога в сумме 8 300 813 рублей, соответствующих сумм пени в размере 647 011 рублей 30 копеек и штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРУПП" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления земельного налога в сумме 8 300 813 рублей, соответствующих сумм пени в размере 647 011 рублей 30 копеек и штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.072017 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "АГРУПП" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Инспекция ФНС России по г. Истре Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "АГРУПП" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИФНС России по г. Истре Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик в 2015 году являлся собственником земельных участков, расположенных в сельском поселении Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, с категорией земель сельскохозяйственного назначения и с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
В поданной уточненной налоговой декларации по налогу за 2015 год (номер корректировки 3) налогоплательщик исчислил налог по 268 земельным участкам в размере 3 308 091 рубль. При этом, исчисление налога по 267 земельным участкам произведено налогоплательщиком исходя из налоговой ставки в размере 0,3 процента, указав категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объекты жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры.
По земельному участку с кадастровым номером 50:8:40233:105 заявитель исчислил налог исходя из налоговой ставки в размере 1,5 процента.
Инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной ООО "АГРУПП" 29.04.2016.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 12.08.2016 N 10996 и вынесено решение 04.10.2016 N 7972 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 662 737 рублей, доначислен земельный налог в размере 8 313 685 рублей, пени по земельному налогу в размере 648 144,68 рублей. Общая сумма денежных требований по решению составляет 10 624 566 рублей.
Инспекция посчитала, что в отношении спорных земельных участков подлежала применению ставка земельного налога в размере 1,5 процента, поскольку пониженная ставка земельного налога установлена для земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в то время как общество является коммерческой организацией, использующей спорные земельные участки в целях извлечения прибыли, а не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для дачного хозяйства.
Указанные выводы послужили основанием для доначисления земельного налога за 2015 год по 196 земельным участкам, расположенным на территории сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области с видом разрешенного использования - под дачное строительство, для дачного строительства по ставке 1,5 процента.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, в порядке статьи 139.1 НК РФ обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Московской области.
Решением УФНС России по Московской области от 13.01.2017 N 07-12/002063@ оспариваемое решение было отменено в части доначисления земельного налога в размере 12 872 рублей, пени в размере 1 133,38 рублей и штрафа в размере 2 574,40 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку считает, что налоговым органом неправомерно не применена ставка в размере 0,3 процента по спорным земельным участкам, поскольку они находятся на территории дачных некоммерческих объединений, а также сдаются в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого налоговым органом решения.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 387 Кодекса земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствий с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Часть 2 статьи 394 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 2.2 Решения Совета депутатов, в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, установлены следующие налоговые ставки:
- - 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, находящихся на территории огородных, дачных и садоводческих некоммерческих объединений граждан;
- - 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства.
В пункте 2.3.5 решения Совета депутатов установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины: гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
В соответствии со статьей 1 Закон N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально - хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства.
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Поэтому разделение указанных понятий не имеет юридического значения.
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства", поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Таким образом, правом применения пониженной налоговой ставки земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного (приобретенного) для дачного хозяйства (дачного строительства) может воспользоваться гражданин, имеющий право ведения дачного строительства, хозяйства, а также некоммерческое объединение, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки предоставлены налогоплательщиком в аренду, то есть, используются в коммерческих целях для получения прибыли.
ООО "АГРУПП", являющееся коммерческой организацией, не может являться субъектом правоотношений, связанных с использованием дачного участка в том смысле, который такому участку придается действующим законодательством в связи с чем, у налогоплательщика отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки в связи с использованием дачных земельных участков в коммерческих целях для получения прибыли.
Таким образом, Обществом необоснованно применялась пониженная ставка земельного налога 0,3 процента в отношении спорных участков.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о правомерности применения им ставки в размере 0,3 процента в отношении спорных участков.
Материалами камеральной проверки установлено, что налогоплательщик необоснованно не исчислил и не уплатил в полном объеме сумму земельного налога в результате занижения налоговой ставки.
В качестве меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налога налоговым органом начислена пеня в порядке ст. 75 НК РФ.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Проверив расчет пени, арбитражный апелляционный суд считает, что он соответствует ст. 75 НК РФ.
Оснований для снижения установленного налоговым органом размера штрафа не имеется.
Доводы ООО "АГРУПП" о незаконности решения Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек в связи с тем, что при расчете земельного налога общество исходило из ставки в размере 0,3%, правомерность применения которой за эти же земельные участки подтверждена судебными актами за предыдущие периоды, отклонены арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, правомерность применения ставки 0,3% за эти же земельные участки за предыдущий период была подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-27239/12, в том числе судебным актом Верховного Суда РФ, и именно из установленных вступившими в законную силу судебными актами обстоятельств, связанных с подтверждением правомерности уплаты земельного налога по ставке 0,3%, ООО "АГРУПП" исчисляло земельный налог по указанной ставке за 2013, 2012 гг.
Между тем, в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации: от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по делу N А41-63325/13 и от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014 была скорректирована правовая позиция по вопросу применения ставки земельного налога.
Таким образом, на момент подачи 29.04.2016 в налоговую инспекцию уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год налогоплательщику - ООО "АГРУПП" была известна указанная правовая позиция.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения общества от уплаты штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек не имеется.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции в том, что решение Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 04.10.2016 N 7972 в части начисления ООО "АГРУПП" земельного налога в сумме 8 300 813 рублей, соответствующих сумм пени в размере 647 011 рублей 30 копеек и штрафа в размере 1 660 162 рублей 60 копеек является законным, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "АГРУПП" и поддержанные его представителем в судебном заседании арбитражного апелляционного суда, отклонены арбитражным судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде ООО "АГРУПП" являлось собственником земельных участков для сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного строительства".
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ закреплено использование земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов Ермолинского сельского поселения Истринского муниципального района Московской области от 26.10.2012 N 7 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" установлены на 2015 следующие налоговые ставки:
- в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, в том числе (п. 2.2):
- - 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, находящихся на территории огородных, дачных и садоводческих некоммерческих объединений граждан (п. 2.2.1);
- - 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (п. 2.2.2);
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства (п. 2.2.3)
В указанном решении Совета депутатов N 7 категория земель, как земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для "дачного строительства", не поименована.
При этом, определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально- хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Учитывая вышеизложенные выше нормы права, применение льготной ставки в размере 0,3 процента возможно только при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно виду разрешенного использования земель
Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Из представленных ООО "АГРУПП" в материалы дела договоров аренды земельных участков следует что, спорные земельные участки предоставлены налогоплательщиком в аренду ДНП "Подпорино", ДНИ "Куртасово" и ООО "Правда", то есть, использованы в коммерческих целях для извлечения прибыли.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество являясь коммерческой организацией, использует сдаваемые в аренду земельные участки в целях извлечения прибыли. I
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Так, Инспекцией в рамках проведенной налоговой проверки за предшествующий налоговый период в отношении налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, 20.04.2015 проведен допрос генерального директора ООО "АГРУПП" Гребенюка Д.В., который по существу заданных ему вопросов пояснил следующее.
ООО "АГРУПП" осуществляет деятельность по строительству, эксплуатации и продаже коттеджных поселков, продаже земельных участков и представление их в аренду. С 2009 - 2010 гг. с ДНП "Подпорино" и ДНП "Куртасово" заключен инвестиционный договор, целью которого является совместное строительство коттеджного поселка на территории каждого ДНП. В 2014 году с ДНП "Подпорино" оформлены передаточные акты на построенные объекты недвижимости, объекты инженерной инфраструктуры и административные здания. Также в 2014 году с ДНП "Куртасово" оформлены документы в рамках инвестиционного договора на стадии реализации. Земельные участки приобретались для дальнейшего развития и получения прибыли в интересах пенсионных резервов. На других территориях (кроме Истринского района) ООО "АГРУПП" в собственности земельных участков не имеет. На земельных участках с видом разрешенного использования "дачное строительство" принадлежащих на праве собственности Обществом ведется дачное строительство. В 2014 году велось строительство инженерных коммуникаций и инфраструктуры (дороги, детские площадки, ограждения). Земельные участки с категорией земель для сельскохозяйственного назначения переданы в аренду ООО "Правда". Целью договора заключенного с ООО "Правда", является сенокос. Также в 2014 году были реализованы земельные участки физическим и юридическим лицам. В проверяемом периоде к земельным участкам с видом разрешенного использования "дачное строительство" проведены все коммуникации, проходит стадия получения свидетельств на собственность и ввод в эксплуатацию.
Согласно п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Таким образом, в силу положений ст. 92 НК РФ в адрес ООО "АГРУПП" направлено уведомление о согласовании осмотра территории от 06.04.2015 N 10-17/1712 на 17.04.2015.
17.04.2015 в налоговый орган от ООО "АГРУПП" поступил ответ на уведомление N 10-17/1712 о согласовании осмотра территории на 22 - 23 апреля 2015 года.
Так, с согласия налогоплательщика, Инспекцией 23.04.2015 в рамках ст. 92 НК РФ произведен осмотр территорий, помещений, документов, предметов расположенных на земельных участках находящихся на территории ДНП "Куртасово" и ДНП "Подпорино".
По результатам проведенного осмотра установлено, что на территории ДНП "Куртасово" расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Куртасово находятся 138 земельных участков для физических лиц и около 15 участков под земли общего пользования. Около 50 участков реализовано физическими лицами. На территории находятся: административное здание, ГРП, детская площадка, проложены инженерные сети, осуществляется подготовка к строительству дорог, ограждения внешнего периметра. На земельных участках, принадлежащих ООО "АГРУПП", ведется строительство.
На территории ДНП "Подпорино", расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Подпорино, находятся 136 земельных участков, около 80 земельных участков реализованы физическим лицам и около 15 участков под земли общего пользования. На территории находятся: ГРП, трансформаторная подстанция, детская площадка, спортивная мультиформатная площадка, водозаборный узел, очистные сооружения и дороги. На территории земельных участков принадлежащих ООО "АГРУПП" строительство не ведется, коммуникации подведены к участкам. Данный осмотр произведен при участии генерального директора общества Гребенюка Д.В.
Протокол осмотра подписан без замечаний.
Так же, ООО "АГРУПП" представлены договоры аренды земельных участков с ООО "Правда".
Согласно представленным материалам, между ООО "АГРУПП" (арендодатель) и ООО "Правда" (арендатор) 29.04.2011 заключен договор аренды земельных участков N 4д, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату, а арендатор обязуется принять в аренду два земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения":
- земельный участок с кадастровым номером 50:08:040251:0001, площадью 228903 кв. м, расположенный по адресу - участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира урочище Куртасово, расположенного в границах участка, адрес ориентир: Московская область, Истринский р-он, с.о. Ермолинский;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:08:040251:0002, площадью 71 594 кв. м, расположенный по адресу - участок находится примерно в 700 м по направлению на юг от ориентира урочище Куртасово, расположенного в границах участка, адрес ориентир: Московская область, Истринский р-он, с.о. Ермолинский.
Согласно дополнительному соглашению от 12.07.2013 N 2 к вышеуказанному договору, а именно в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:08:040251:0001 общей площадью 228903 кв. м, данный земельный участок разбит на 142 земельных участка, что свидетельствует о намерениях общества использовать данные участки для извлечения прибыли.
Согласно договору аренды земельных участков от 29.04.2011 N 4д арендная плата за пользование земельными участками уплачивается арендатором единовременно в срок до 31.03.2012.
Дополнительным соглашением от 31.10.2014 N 6 договор аренды N 4д в части аренды земельных участков: 50:08:0040251:238 / 50:08:0040251:239 / 50:08:0040251:176 / 50:08:0040251:208 расторгнут.
Кроме того, часть земельных участков была реализована ООО "АГРУПП" в 2015 году физическим лицам.
В рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом проведен допрос директора ООО "АГРУПП" Гребенюка Д.В., из пояснений которого следует, что на земельных участках ДНП Куртасово ведется сельхозпроизводство посредством сдачи в аренду данных земельных участков организации (сельхозпроизводитель) ООО "Правда", цель заключения договора аренды с ООО "Правда" - под сенокос.
Налоговым органом по результатам проведенных мероприятий налогового контроля сделан вывод, что осуществление самого процесса сенокошения не может однозначно свидетельствовать о наличии сельскохозяйственного производства, так же как и сам по себе факт передачи земельных участков по договору аренды не свидетельствует о ведении арендатором сельскохозяйственного производства, а именно выращиванию многолетних трав.
Указанные обстоятельства подтверждаются также проведенными в рамках камеральной налоговой проверки осмотрами территорий ДНП "Подпорино" и ДНП "Куртасово", из которых следует, что на земельных участках ведется строительство жилых домов для целей реализации физическим лицам, какие либо признаки свидетельствующие о выращивании сена на данных земельных участках отсутствуют.
В рамках камерального контроля, а именно при анализе осмотра территорий и допроса директора ООО "АГРУПП", а также в соответствии с информации указанной на публичной кадастровой карте установлено, что земельные участки, сдаваемые в аренду ООО "Правда", фактически располагаются на территории ДНП Куртасово пос. Тихий берег.
На указанных земельных участках расположены объекты инфраструктуры (административное здание, ГРП, детская площадка, проложены инженерные сети, осуществляется подготовка к строительству дорог, ограждения внешнего периметра), что указывает на невозможность осуществления сельскохозяйственной деятельности, связанной с осуществлением процесса сенокошения.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо, уплачивать его в меньшем размере.
В соответствии с положениями ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 1 ст. 52, ст. 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
Сено является сельскохозяйственной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).
Сельскохозяйственной продукцией является сено, сельскохозяйственным производством - заготовка сена (кошение, просушка, досушка, стогование или укладка в валки и т.д.).
Осуществление самого процесса сенокошения не может однозначно свидетельствовать о наличии сельскохозяйственного производства так же как и сам по себе факт передачи земельных участков по договору аренды не свидетельствует о ведении арендатором сельскохозяйственного производства, а именно выращиванию многолетних трав.
Соответственно, сам по себе факт передачи земельных участков по договору аренды не свидетельствует о ведении арендатором сельскохозяйственного производства, а именно выращиванию многолетних трав.
Таким образом, именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате
Однако, ни в ходе камеральной налоговой проверки, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции налогоплательщиком не представлены первичные документы, свидетельствующие об использовании земельных участков согласно целевому назначению.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно применил в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, налоговую ставку, установленную для прочих земельных участков, в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "АГРУПП" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2017 по делу N А41-22164/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)