Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 ПО ДЕЛУ N А33-7037/2016

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N А33-7037/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "21" сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" сентября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
- от заявителя (Кредитного потребительского кооператива "Сибирская кредитно-сберегательная компания") - Рахманкуловой Ю.И., представителя по доверенности от 24.02.2016;
- от налогового органа (Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска) - Анцыпирович Е.В., представителя по доверенности от 21.10.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кредитного потребительского кооператива "Сибирская кредитно-сберегательная компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" июля 2016 года по делу N А33-7037/2016, принятое судьей Щелоковой О.С.,
установил:

Кредитный потребительский кооператив "Сибирская кредитно-сберегательная компания" ИНН 2466129564, ОГРН 1052466056224 (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска ИНН 2460065850, ОГРН 1042441780050 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.12.2015 N 1279.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 июля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Кооператив обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для проведения зачета в связи с тем, что кооперативом не представлены доказательства излишнего перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Кооператив считает, что налоговый агент самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ, не обязан подтверждать свои расчеты, перерасчет налоговой базы был произведен по состоянию на 30.11.2015 в связи с вступлением в законную силу изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), поэтому у него при обращении с заявлением о проведении зачета отсутствовала обязанность представлять в инспекцию справки по форме 2-НДФЛ за 2015 год.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Кооператив 18.12.2015 обратился в инспекцию с заявлением о зачете излишне перечисленного им в качестве налогового агента НДФЛ в сумме 1 006 971 рубль в счет предстоящих платежей.
Решением от 23.12.2015 N 1279 налоговым органом отказано в зачете переплаты, поскольку не представлены сведения о доходах физических лиц за 2015 год.
Кооператив 19.01.2016 обжаловал решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю решением от 02.03.2016 N 2.12-13/03501@ в удовлетворении жалобы отказало (решение вручено налогоплательщику 10.03.2016).
Заявитель оспорил решение инспекции от 23.12.2015 N 1279 в судебном порядке, полагая, что в соответствии со статьей 78 Кодекса зачет проводится по заявлению налогоплательщика (налогового агента), представление иных документов не требуется.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого решения инспекции недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Досудебный порядок обжалования решения налогового органа и срок для обращения с заявлением в арбитражный суд кооперативом соблюдены.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Налоговые органы в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 4 указанной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 14 статьи 78 Кодекса правила, установленные настоящей статьей, в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов, распространены на налоговых агентов.
Кооператив 18.12.2015 обратился в инспекцию с заявлением о зачете излишне перечисленного им в качестве налогового агента НДФЛ в сумме 1 006 971 рублей в счет предстоящих платежей.
С заявлением кооперативом представлена пояснительная записка, согласно которой в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в порядок определения налоговой базы в отношении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива, заявителем произведен перерасчет налоговой базы за 2015 год, в результате которого выявлена переплата по НДФЛ в сумме 1 006 971 рубль.
Также в подтверждение размера переплаты по НДФЛ представлена сводная таблица сведений о доходах физических лиц по состоянию на 30.11.2015.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 214.2 Кодекса дополнена пунктами 2 - 4.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в отношении доходов в виде процентов по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, начисленных за период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, при определении налоговой базы ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации увеличивается на десять процентных пунктов.
Согласно пункту 4 той же статьи в отношении доходов, налоговая база по которым определяется в соответствии с настоящей статьей, налог исчисляется, удерживается и перечисляется налоговым агентом.
Налоговый орган, принимая оспариваемое решение, исходил из отсутствия доказательств излишнего удержания и перечисления кооперативом в качестве налогового агента сумм НДФЛ.
Доводы заявителя о том, что в соответствии со статьей 78 Кодекса проводится по заявлению налогоплательщика (налогового агента), представление иных документов не требуется, основаны на неправильном применении норм налогового законодательства. Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать излишнее удержание и перечисление НДФЛ должен кооператив.
Заявитель является налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, в том числе определяемым по правилам статьи 214.2 Кодекса.
На основании статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
В соответствии со статьей 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 1 статьи 231 Кодекса предусмотрено, что возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса. Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В связи с этим суд первой инстанции правильно исходил из того, что возможность установления налоговым органом факта излишнего перечисления НДФЛ имеется исключительно при представлении налоговым агентом регистров налогового учета, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа, а также сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов.
Оценив представленную кооперативом сводную таблицу сведений о доходах физических лиц по состоянию на 30.11.2015, суд первой инстанции обоснованно указал, что данная сводная таблица не отвечает признакам регистров налогового учета, поскольку не содержит всех необходимых сведений, установленных в пункте 1 статьи 230 Кодекса. Кроме того, на дату обращения в налоговый орган с заявлением о зачете НДФЛ за 2015 год в счет предстоящих платежей (18.12.2015) заявителем не были представлены документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. В связи с этим у инспекции отсутствовала возможность установления факта излишнего перечисления НДФЛ на дату обращения кооператива с указанным заявлением.
Такие документы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 231 Кодекса не были представлены заявителем при разрешении налогового спора в судебном порядке.
С учетом изложенного оспариваемое решение в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанию недействительным не подлежит, так как кооператив не доказал обстоятельства, свидетельствующие об излишнем удержании и перечислении НДФЛ, и налоговый орган правомерно отказал в проведении зачета в счет предстоящих платежей.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы не установлены основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" июля 2016 года по делу N А33-7037/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)