Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1021/2017 по административному исковому заявлению ООО "17" о признании недействующим пункта 18 736 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, 02.12.2014.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 18 736 приложения 1 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
Постановление N 789-ПП опубликовано на официальный сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30.12.2016 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30.12.2016 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30.12.2016 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
ООО "17", являясь собственником здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим с 1 января 2017 года пункта 18736 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП").
В обоснование требований ссылается на то, что здание, включенное в Перечень на 2017 год, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень на 2017 год противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца П.В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям Ф.П.С. возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв, ссылаясь на то, что спорное здание включено в оспариваемый перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названных нормативных правовых актов. Полномочия Правительства Москвы в принятии оспариваемого постановления сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" указанные выше постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на 1 января 2017 года на территории г. Москвы определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому, торговому центру, объекту бытового обслуживания на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено, что истец является собственником здания площадью 33 905,7 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <...>.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> с установленным видом разрешенного использования: "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Данный вид разрешенного использования земельного участка установлен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 11.03.2015 г. N 3094.
Указанное подтверждается копией кадастровой выписки о земельном участке от 22.06.2015 г. <...>; сведениями Публичной кадастровой карты, копией распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 11.03.2015 г. <...>, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Как следует из пояснений Правительства Москвы, здание было включено в Перечень на 2017 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве". Пунктом 3.2 указанного постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.
Пунктом 3.2 названного постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 г. N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП, которые вступили в силу с 15 июня 2016 г. Пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п. 1.2.3);
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9);
- земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п. 1.2.10).
Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что к видам разрешенного использования земельных участков для исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отнесены 1.2.5 и 1.2.7.
Согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, на дату утверждения Перечня на 2017 год (29.11.2016 г.), равно как и на момент начала соответствующего налогового периода 2017 года, видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположено здание с кадастровым номером <...>, являются, в том числе - 1.2.5 и 1.2.7.
Учитывая, что в рассматриваемом налоговом периоде вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположено здание с кадастровым номером <...>, установлен 1.2.5 и 1.2.7 и определяется как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, суд приходит к выводу, что включение здания по адресу: <...>, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год правомерно, соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и ст. 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Доводы представителя административного истца о незаконности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в указанный налоговый период, поскольку менее 20 процентов площади здания фактически используется для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в данном случае критерием для включения здания в оспариваемый перечень являлся установленный вид разрешенного использования земельного участка - 1.2.5 и 1.2.7, законность установления которого не опровергнута административным истцом. Поскольку данное административное дело рассматривается и разрешается в порядке абстрактного нормоконтроля, законность установления вида разрешенного использования земельного участка, а также обстоятельств, послуживших основанием для установления вида разрешенного использования земельного участка - 1.2.5 и 1.2.7, на котором располагается здание, не проверяется.
Отклоняя указанный довод, суд также исходит из того, что факт использования менее 20 процентов площади принадлежащего истцу здания для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания опровергается материалами дела.
Установлено, что Госинспекцией по недвижимости на основании поручения <...> от 26.05.2014 г. проведено мероприятие по определению вида фактического использования здания по состоянию на 28 мая 2014 года, по результатам которого составлен Акт обследования <...>.
На фототаблице, содержащейся в Акте 2014 года, зафиксированы объявление об аренде помещений, многочисленные вывески о расположении в здании автосалонов, магазинов автозапчастей, автомойки, объектов технического обслуживания, о размещении в здании различных организаций, также зафиксированы помещения, непосредственно используемые для размещения автосалонов, автомойки, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
В соответствии с разделом 6 Акта 2014 года размер фактической площади нежилого здания, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности: 23,7% (8 040,3 кв. м) - офисы; 23,9% (8 088 кв. м) - торговые объекты (торговля, автосалоны); 50,1% (17 007 кв. м) - бытовое обслуживание (автосервисы); 2,3% (770,4 кв. м) - общественное питание.
Таким образом, 100% общей площади здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов (автосалонов), объектов общественного питания и бытового обслуживания (автотехцентры с комплексом сопутствующих услуг).
Мероприятие по определению вида фактического использования в здании, по результатам которого составлен акт 2014 года, проведено с допуском сотрудников Госинспекции по недвижимости.
Содержание фототаблицы подтверждает факт использования здания в целях размещения объектов организации бытового обслуживания, предприятий общественного питания, офисов, что полностью соответствует значению этих понятий, содержащихся в подпунктах 4, 5, 6 пункта 1.4 постановления N 257-ПП.
В ходе судебного заседания был допрошен в качестве свидетеля главный инспектор Госинспекции Р.А.Ю., проводивший мероприятия по обследованию здания и определению вида его фактического использования 28 мая 2014 года, который выводы акта, в том числе, в части расчетов полностью подтвердил.
Как следует из материалов дела, 21 апреля 2017 года на основании поручения <...> от 06 апреля 2017 г. Госинспекцией по недвижимости проведено мероприятие по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером <...>, по результатам которого составлен Акт обследования <...>.
В соответствии с разделом 6 Акта 2017 года размер фактической площади нежилого здания, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности: 5,77% (1 957,2 кв. м) - офисы; 10,22% (3 465,8 кв. м) - торговые объекты; 18,44% (6 252 кв. м) - бытовое обслуживание; 1,35% (457,9 кв. м) - общественное питание.
Из раздела 2 "Описание нежилого здания" следует, что в здании расположены объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания; в фототаблице, содержащейся в акте, зафиксированы объявление об аренде помещений, вывески о расположении в здании автосалонов, магазинов автозапчастей, автомойки, объектов технического обслуживания, о размещении в здании различных организаций, помещений автосалонов, автомойки, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Акт содержит вывод о том, что здание (35,78% общей площади) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В подтверждение указанной информации административным ответчиком представлены материалы из сети Интернет, а также выписки из ЕГРЮЛ, согласно которым по адресу здания на 01.01.2017 г. располагались и располагаются юридические лица, для которых адрес здания указан как адрес их местонахождения, основными или дополнительными видами деятельности которых являются такие виды деятельности как техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, торговля запчастями, деталями, узлами и принадлежностями, оказание различного рода услуг, в том числе бытовых; розничная и оптовая торговля различными группами товаров; деятельность консультативная; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, и другие.
Вывода акта 2017 года подтверждены допрошенными в качестве свидетелей главными инспекторами Госинспекции Р.А.Ю. и К.А.В., проводившими мероприятия по обследованию и определению вида фактического использования спорного здания 21 апреля 2017 года совместно с представителями собственника ООО "17". Свидетели суду также пояснили, что помещения автомойки, автосервиса, шиномонтажа, находящиеся в здании, используются для оказания услуг по обслуживанию транспортных средств, принадлежащих населению, любое лицо беспрепятственно имеет возможность воспользоваться указанными услугами. Данный факт представитель административного истца не отрицал.
Административным истцом в материалы дела не представлено доказательств иного использования помещений в здании на начало налогового периода 2017 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что включение в пункт 18736 Перечня на 2017 год здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, соответствует требованиям статьи 378.2 Кодекса и статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций.
Таким образом, постановление N 700-ПП в редакции постановления N 789-ПП, которым утвержден Перечень на 2017 год, в оспариваемой части принято Правительством Москвы в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, и прав и свобод административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
В удовлетворении административных исковых требований ООО "17" о признании недействующим пункта 18 736 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.09.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-1021/2017
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N 3а-1021/2017
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1021/2017 по административному исковому заявлению ООО "17" о признании недействующим пункта 18 736 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, 02.12.2014.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 18 736 приложения 1 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
Постановление N 789-ПП опубликовано на официальный сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30.12.2016 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30.12.2016 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30.12.2016 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
ООО "17", являясь собственником здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим с 1 января 2017 года пункта 18736 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП").
В обоснование требований ссылается на то, что здание, включенное в Перечень на 2017 год, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень на 2017 год противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца П.В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям Ф.П.С. возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв, ссылаясь на то, что спорное здание включено в оспариваемый перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названных нормативных правовых актов. Полномочия Правительства Москвы в принятии оспариваемого постановления сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" указанные выше постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на 1 января 2017 года на территории г. Москвы определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому, торговому центру, объекту бытового обслуживания на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено, что истец является собственником здания площадью 33 905,7 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <...>.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> с установленным видом разрешенного использования: "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Данный вид разрешенного использования земельного участка установлен распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 11.03.2015 г. N 3094.
Указанное подтверждается копией кадастровой выписки о земельном участке от 22.06.2015 г. <...>; сведениями Публичной кадастровой карты, копией распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 11.03.2015 г. <...>, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Как следует из пояснений Правительства Москвы, здание было включено в Перечень на 2017 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве". Пунктом 3.2 указанного постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.
Пунктом 3.2 названного постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 г. N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП, которые вступили в силу с 15 июня 2016 г. Пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п. 1.2.3);
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9);
- земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п. 1.2.10).
Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что к видам разрешенного использования земельных участков для исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отнесены 1.2.5 и 1.2.7.
Согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, на дату утверждения Перечня на 2017 год (29.11.2016 г.), равно как и на момент начала соответствующего налогового периода 2017 года, видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположено здание с кадастровым номером <...>, являются, в том числе - 1.2.5 и 1.2.7.
Учитывая, что в рассматриваемом налоговом периоде вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположено здание с кадастровым номером <...>, установлен 1.2.5 и 1.2.7 и определяется как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, суд приходит к выводу, что включение здания по адресу: <...>, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год правомерно, соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и ст. 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Доводы представителя административного истца о незаконности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в указанный налоговый период, поскольку менее 20 процентов площади здания фактически используется для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в данном случае критерием для включения здания в оспариваемый перечень являлся установленный вид разрешенного использования земельного участка - 1.2.5 и 1.2.7, законность установления которого не опровергнута административным истцом. Поскольку данное административное дело рассматривается и разрешается в порядке абстрактного нормоконтроля, законность установления вида разрешенного использования земельного участка, а также обстоятельств, послуживших основанием для установления вида разрешенного использования земельного участка - 1.2.5 и 1.2.7, на котором располагается здание, не проверяется.
Отклоняя указанный довод, суд также исходит из того, что факт использования менее 20 процентов площади принадлежащего истцу здания для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания опровергается материалами дела.
Установлено, что Госинспекцией по недвижимости на основании поручения <...> от 26.05.2014 г. проведено мероприятие по определению вида фактического использования здания по состоянию на 28 мая 2014 года, по результатам которого составлен Акт обследования <...>.
На фототаблице, содержащейся в Акте 2014 года, зафиксированы объявление об аренде помещений, многочисленные вывески о расположении в здании автосалонов, магазинов автозапчастей, автомойки, объектов технического обслуживания, о размещении в здании различных организаций, также зафиксированы помещения, непосредственно используемые для размещения автосалонов, автомойки, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
В соответствии с разделом 6 Акта 2014 года размер фактической площади нежилого здания, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности: 23,7% (8 040,3 кв. м) - офисы; 23,9% (8 088 кв. м) - торговые объекты (торговля, автосалоны); 50,1% (17 007 кв. м) - бытовое обслуживание (автосервисы); 2,3% (770,4 кв. м) - общественное питание.
Таким образом, 100% общей площади здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов (автосалонов), объектов общественного питания и бытового обслуживания (автотехцентры с комплексом сопутствующих услуг).
Мероприятие по определению вида фактического использования в здании, по результатам которого составлен акт 2014 года, проведено с допуском сотрудников Госинспекции по недвижимости.
Содержание фототаблицы подтверждает факт использования здания в целях размещения объектов организации бытового обслуживания, предприятий общественного питания, офисов, что полностью соответствует значению этих понятий, содержащихся в подпунктах 4, 5, 6 пункта 1.4 постановления N 257-ПП.
В ходе судебного заседания был допрошен в качестве свидетеля главный инспектор Госинспекции Р.А.Ю., проводивший мероприятия по обследованию здания и определению вида его фактического использования 28 мая 2014 года, который выводы акта, в том числе, в части расчетов полностью подтвердил.
Как следует из материалов дела, 21 апреля 2017 года на основании поручения <...> от 06 апреля 2017 г. Госинспекцией по недвижимости проведено мероприятие по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером <...>, по результатам которого составлен Акт обследования <...>.
В соответствии с разделом 6 Акта 2017 года размер фактической площади нежилого здания, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности: 5,77% (1 957,2 кв. м) - офисы; 10,22% (3 465,8 кв. м) - торговые объекты; 18,44% (6 252 кв. м) - бытовое обслуживание; 1,35% (457,9 кв. м) - общественное питание.
Из раздела 2 "Описание нежилого здания" следует, что в здании расположены объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания; в фототаблице, содержащейся в акте, зафиксированы объявление об аренде помещений, вывески о расположении в здании автосалонов, магазинов автозапчастей, автомойки, объектов технического обслуживания, о размещении в здании различных организаций, помещений автосалонов, автомойки, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Акт содержит вывод о том, что здание (35,78% общей площади) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В подтверждение указанной информации административным ответчиком представлены материалы из сети Интернет, а также выписки из ЕГРЮЛ, согласно которым по адресу здания на 01.01.2017 г. располагались и располагаются юридические лица, для которых адрес здания указан как адрес их местонахождения, основными или дополнительными видами деятельности которых являются такие виды деятельности как техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, торговля запчастями, деталями, узлами и принадлежностями, оказание различного рода услуг, в том числе бытовых; розничная и оптовая торговля различными группами товаров; деятельность консультативная; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, и другие.
Вывода акта 2017 года подтверждены допрошенными в качестве свидетелей главными инспекторами Госинспекции Р.А.Ю. и К.А.В., проводившими мероприятия по обследованию и определению вида фактического использования спорного здания 21 апреля 2017 года совместно с представителями собственника ООО "17". Свидетели суду также пояснили, что помещения автомойки, автосервиса, шиномонтажа, находящиеся в здании, используются для оказания услуг по обслуживанию транспортных средств, принадлежащих населению, любое лицо беспрепятственно имеет возможность воспользоваться указанными услугами. Данный факт представитель административного истца не отрицал.
Административным истцом в материалы дела не представлено доказательств иного использования помещений в здании на начало налогового периода 2017 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что включение в пункт 18736 Перечня на 2017 год здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, соответствует требованиям статьи 378.2 Кодекса и статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций.
Таким образом, постановление N 700-ПП в редакции постановления N 789-ПП, которым утвержден Перечень на 2017 год, в оспариваемой части принято Правительством Москвы в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, и прав и свобод административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ООО "17" о признании недействующим пункта 18 736 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда
Ж.А. Сибул
городского суда
Ж.А. Сибул
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)