Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 ноября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 04.05.2016 Куколева Н.Н.;
- от заинтересованного лица: глава администрации Желтушко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-30767/2015 по заявлению акционерного общества им. Т.Г. Шевченко,
заинтересованное лицо: Администрация Екатериновского сельского поселения Щербиновского района,
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
установил:
открытое акционерное общество им. Т.Г. Шевченко (далее - ОАО им. Т.Г. Шевченко, общество) обратилось в Арбитражный суд с иском к Администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района с. Щербиновка (далее - администрация) об установлении факта долгосрочного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и обязании Администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района (далее - администрация, заинтересованное лицо) подготовить и направить в адрес ОАО им. Т.Г. Шевченко для подписания проект договоров купли-продажи земельных долей 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 262220 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко секции 8 контур 23, расположенного в границах участка; 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 460928 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, секция 8, контур 31; 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2683000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, Россия, Краснодарский край, Щербинский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, расположенного в границах участка сельскохозяйственного назначения, по цене в размере 15% от кадастровой стоимости.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд:
1) признать незаконным отказ, выраженный в письме администрации Екатерининского сельского поселения от 31.07.2015 N 02-867/15-18 в приобретении земельных долей
- - 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 262 220 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко секция 8 контур 23, расположенного в границах участка;
- - 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 460928 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, секция 8, контур 31;
- - 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2683000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, Россия, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, расположенного в границах участка сельскохозяйственного назначения.
2) обязать администрацию Екатериновского сельского поселения Щербиновский район подготовить и направить в адрес ОАО им. Т.Г. Шевченко для подписания проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных долей по цене в размере 15% от кадастровой стоимости.
Уточнения судом приняты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 уточненные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что лицами, которые имеют право выкупить земельные доли, выделенные из невостребованных и принадлежащих муниципальным образованиям по льготной стоимости являются сельскохозяйственные организации или фермерские хозяйства, предоставившие доказательства использования таких участков на законных основаниях. В материалы дела представлено заявление ОАО им. Т.Г. Шевченко направленное в адрес администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района, в котором было заявлено о намерении приобрести земельные доли в связи с публикацией в газете "Щербиновский курьер" от 7 марта 2015 года N 24 (10337). Также заявителем не представлено суду первой инстанции доказательств правового титула на использование земельных участков, истец не доказал свое право наличием договора с владельцами земельных долей на использование земель, приходящихся на их доли.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476, сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453. Кроме того, данные земельные участки не выбыли из пользования ОАО им. Т.Г. Шевченко начиная с 1980 года, о чем свидетельствует Государственный акт на право пользования землей N А-I 248099, а также экспликациями земель ОАО им. Т.Г. Шевченко начиная с 1990 года по настоящее время. Письмо заместителя главы муниципального образования Щербиновский район, начальника отдела по вопросам агропромышленного комплекса администрации муниципального образования Щербиновский район исх. N 121 от 20.05.2015 года является подтверждением использования указанных земельных участков. Просит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28.10.2016, в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в очередном трудовом отпуске, произведена замена судьи Соловьевой М.В. на судью Ефимову О.Ю. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО им. Т.Г. Шевченко обратилось в Администрацию Екатериновского сельского поселения Щербиновский район с заявлением заключить договора купли-продажи земельных долей:
- 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 262220 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко секция 8 контур 23, расположенного в границах участка;
- 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 460928 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, секция 8, контур 31;
- 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения производства, площадью 2683000 кв. м 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, Россия, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, расположенного в границах участка, на основании публикации о возможности приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности опубликованной в Щербиновском курьере 07 марта 2015 года N 24 (10337), принадлежащих Администрации Екатериновского сельского поселения.
К заявлению были приложены учредительные документы на организацию, копии актов на списание семенного материала, минеральных удобрений, средств защиты растений, путевые листы тракториста по вспашке, культивации, за 5 лет копии декларации об уплате земельного налога.
31.07.2015 года Администрация Екатериновского сельского поселения отказывает ОАО им. Т.Г. Шевченко в приобретении земельных долей N 02-867/15-18, ссылаясь на факт недоказанности использования данных земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО им. Т.Г. Шевченко просило признать незаконным отказ, выраженный в письме администрации Екатерининского сельского поселения от 31.07.2015 N 02-867/15-18.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что факт использования указанных земельных участков АО им. Т.Г. Шевченко, администрацией не оспаривается. При этом, с требованиями об освобождении земельных участков, собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения (администрация Екатериновского сельского поселения) не обращался. Согласно письму заместителя главы муниципального образования Щербиновский район, начальника отдела по вопросам агропромышленного комплекса администрации муниципального образования Щербиновский район ОАО им. Т.Г. Шевченко осуществляет посевы на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 с 2008 года по настоящее время. Суду представлены налоговые декларации АО им. Т.Г. Шевченко по оплате земельного налога. Судом установлено, что указан земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453 с площадью равной 443,3 га. Вместе с тем, согласно кадастровых паспортов земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453. Суд учел, что обществом представлены платежные поручения в качестве доказательства оплаты земельного налога. Кроме того, суд учел, что после публикации 07.03.2015 в газете "Щербиновский курьер", конкурирующие заявки о заключении договора купли-продажи земельных долей, кроме АО им. Т.Г. Шевченко от иных лиц не поступали.
Между тем, данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает ошибочными.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является надлежащее, законное использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Из положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что земельный участок в порядке, определенным указанным пунктом, может быть предоставлен только арендатору, то есть лицу, которое на момент обращения в орган власти с соответствующим заявлением является владельцем и пользователем земельного участка на основании действующего договора аренды.
В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" право на невостребованные земельные доли у органа местного самоуправления возникает при обращении в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.02.2015 зарегистрировано право общей долевой собственности за Екатериновским сельским поселением Щербиновского района на земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476, основанием регистрации указано решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 17 декабря 2015 года по делу N 2-723/2014.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
То есть, лицами, которые имеют право выкупить земельные доли, выделенные из невостребованных и принадлежащих муниципальным образованиям по льготной стоимости являются сельскохозяйственные организации или фермерские хозяйства, предоставившие доказательства использования таких участков на законных основаниях и по целевому назначению.
В материалы дела имеется заявление ОАО им. Т.Г. Шевченко направленное в адрес администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района, в котором было заявлено о намерении приобрести земельные доли в связи с публикацией в газете "Щербиновский курьер" от 7 марта 2015 года N 24 (10337).
В письме от 31 июля 2015 года N 02-867/15-18 администрацией Екатериновского сельского поселения Щербиновского района отказано ОАО им. Т.Г. Шевченко в приобретении земельных долей, указав, что им не предоставлено доказательств использования земельных участков, в которых находятся земельные доли, на законных основаниях до момента регистрации права.
Положения статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 5 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают орган местного самоуправления предложить приобрести долю муниципального образования на условиях абзаца 1 части 4 статьи 12 Закона только сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, при этом такое пользование должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.
Между тем, ОАО им. Т.Г. Шевченко не представило в материалы дела доказательства законного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 до момента регистрации права (26.02.2015), а также не представило фактического, надлежащего использования истребуемых участков по целевому назначению.
В соответствии с формулировкой пункта 4 статьи 12 и пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" преимущественным (без проведения торгов) правом предоставления земельного участка обладают сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использовавшие земельный участок.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 N Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов.
В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами.
В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
При этом, исходя из императивных требований Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закона Краснодарского края N 532-КЗ, законодатель исходит из общеправового запрета на произвольное (самовольное) использование лицом не принадлежащего ему имущества (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 по делу N А32-30181/2015.
Кроме того, представленные в материалы дела документы (акты на списание семенного материала, декларация об уплате земельного налога) не содержат сведений о фактическом использовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и информации о проведении расходов по севу и уборке зерна именно на этих земельных участках.
Указание суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо не оспаривает фактическое использование земельного участка по целевому назначению противоречит фактическим обстоятельствам дела. Администрация как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции отрицает данный факт, всего лишь не исключая его самовольное занятие обществом.
Суд сослался на письмо заместителя главы муниципального образования Щербиновский район (не сторона по делу) о том, что ОАО им. Т.Г. Шевченко осуществляет посевы на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 с 2008 года по настоящее время.
Между тем, иных доказательств не имеется, правоподтверждающие и правоудостоверяющие документы об использовании на законных основаниях вышеуказанных земельных участков отсутствует. Указанное письмо может лишь свидетельствовать о возможном самовольном занятии обществом спорных земельных участков и соответственно не может быть основанием для продажи земельного участка на льготных условиях в порядке и на условиях предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Факт самовольного занятия ОАО им. Т.Г. Шевченко земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465 в 2011 году подтверждается письмом Щербиновского территориального отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю. Согласно данному письму обследованием контролирующим органом факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:476 не установлено.
Как уже указано выше, законодатель не предусматривает возможность предоставления земельного участка в льготном порядке лицу самовольно занявшего данный земельный участок.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
ОАО им. Т.Г. Шевченко не является ни одним из участников земельных отношений, указанных в статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств того, что вносило плату за пользование участками с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и что фактически выполняло сельскохозяйственные работы именно на спорных участках и до того, как орган местного самоуправления сообщил о продаже муниципальных земельных долей, а, следовательно, не является лицом, имеющим преимущественное право покупки доли в праве на земельные участки и на момент публикации не имело охраняемого законом интереса, который мог бы быть нарушен администрацией.
Как следует из материалов дела, у общества имеется большое количество земельных участков на праве собственности, а также земельные участки, находящиеся в аренде, в том числе иные доли земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации, нотариально заверенными доверенностями и договорами аренды.
Довод АО им. Т.Г. Шевченко о том, что в предоставленных налоговых декларациях по оплате земельного налога указан земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453, а спорные земельные участки сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453, о чем свидетельствует кадастровые паспорта земельных участков и оплата земельного налога подтверждается платежными поручениями об оплате земельного налога, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается самим заявителем (кадастровые выписки) из земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453 были выделены 11.12.2007 самостоятельные земельные участки, в которые также входят спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476.
Декларация об уплате земельного налога (отчетный год 2013 и 2014) предоставлена ОАО им. Т.Г. Шевченко на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453, в то время как на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476, образованные и поставленные на кадастровый учет 11.12.2007 и являющиеся самостоятельными объектами недвижимого имущества, документов, подтверждающих оплату за использование земельных участков, ОАО им. Т.Г. Шевченко не предоставлено.
Кроме того, указанные декларации составлены обществом и на них отсутствуют отметки уполномоченного должностного лица налоговой инспекции об их принятии.
Судом апелляционной инстанции также были истребованы сведения из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю об уплате земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 за период с 2005 по 2014 года.
Во исполнение определения суда инспекция сообщила, что в ходе проверки налоговой отчетности по земельному налогу за период с 2005 по 2014 годы ОАО им. Т.Г. Шевченко установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464 (разрешенное использование: "Для сельскохозяйственного производства") и 23:36:0501000:465 (разрешенное использование: "Для сельскохозяйственного производства") в налоговую отчетность по земельному налогу за период с 2005 по 2014 годы ОАО им. Т.Г. Шевченко не включались и не оплачивались. Земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:476 включен в налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год. Налог по данному участку исчислен и уплачен за два месяца и составил 307, 0 руб. За период с 2005 по 2013 год, данный земельный участок в налоговую отчетность по земельному налогу не включался и не оплачивался.
По платежным поручениям, имеющимся в материалах дела, на основании которых были начислены платежи по земельным участкам, налоговая сообщила, что определить за какие земельные участки осуществляется уплата налога, по конкретным платежным поручениям не предоставляется возможным.
Кроме того, как уже указано выше, из представленных в материалы дела документов следует, что в пользовании у АО им. Т.Г. Шевченко находятся иные доли земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453, которые были переданы обществу в аренду иными лицами. Данный факт сам по себе не означает, что спорные истребуемые доли находились в фактическом пользовании у общества.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, заявитель не обосновал, что оспариваемый отказ нарушает его права и интересы, учитывая, что, заявитель даже не оспаривал, что спорными земельными участками он пользовался самовольно. На вопрос суда представитель пояснил, что общество ранее не принимал меры для оформления прав на пользования спорными участками. Данное обстоятельств является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого обществом отказа администрации в предоставлении земельных участков и не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2015 по делу N А60-41956/2014, постановлении Арбитражного Суда Центрального округа от 12.01.2016 по делу N А14-525/2015, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 по делу N А32-30181/2015.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на общество.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную им государственную пошлину по платежному поручению от 16.09.2015 N 522 в сумме 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-30767/2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить акционерному обществу им. Т.Г. Шевченко, ИНН 2358006710, ОГРН 1042332475085, из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 16.09.2015 N 522 государственную пошлину в сумме 15000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.11.2016 N 15АП-12802/2016 ПО ДЕЛУ N А32-30767/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 ноября 2016 г. N 15АП-12802/2016
Дело N А32-30767/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 ноября 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 04.05.2016 Куколева Н.Н.;
- от заинтересованного лица: глава администрации Желтушко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-30767/2015 по заявлению акционерного общества им. Т.Г. Шевченко,
заинтересованное лицо: Администрация Екатериновского сельского поселения Щербиновского района,
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
установил:
открытое акционерное общество им. Т.Г. Шевченко (далее - ОАО им. Т.Г. Шевченко, общество) обратилось в Арбитражный суд с иском к Администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района с. Щербиновка (далее - администрация) об установлении факта долгосрочного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и обязании Администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района (далее - администрация, заинтересованное лицо) подготовить и направить в адрес ОАО им. Т.Г. Шевченко для подписания проект договоров купли-продажи земельных долей 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 262220 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко секции 8 контур 23, расположенного в границах участка; 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 460928 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, секция 8, контур 31; 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2683000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, Россия, Краснодарский край, Щербинский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, расположенного в границах участка сельскохозяйственного назначения, по цене в размере 15% от кадастровой стоимости.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд:
1) признать незаконным отказ, выраженный в письме администрации Екатерининского сельского поселения от 31.07.2015 N 02-867/15-18 в приобретении земельных долей
- - 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 262 220 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко секция 8 контур 23, расположенного в границах участка;
- - 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 460928 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, секция 8, контур 31;
- - 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2683000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, Россия, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, расположенного в границах участка сельскохозяйственного назначения.
2) обязать администрацию Екатериновского сельского поселения Щербиновский район подготовить и направить в адрес ОАО им. Т.Г. Шевченко для подписания проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных долей по цене в размере 15% от кадастровой стоимости.
Уточнения судом приняты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 уточненные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что лицами, которые имеют право выкупить земельные доли, выделенные из невостребованных и принадлежащих муниципальным образованиям по льготной стоимости являются сельскохозяйственные организации или фермерские хозяйства, предоставившие доказательства использования таких участков на законных основаниях. В материалы дела представлено заявление ОАО им. Т.Г. Шевченко направленное в адрес администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района, в котором было заявлено о намерении приобрести земельные доли в связи с публикацией в газете "Щербиновский курьер" от 7 марта 2015 года N 24 (10337). Также заявителем не представлено суду первой инстанции доказательств правового титула на использование земельных участков, истец не доказал свое право наличием договора с владельцами земельных долей на использование земель, приходящихся на их доли.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476, сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453. Кроме того, данные земельные участки не выбыли из пользования ОАО им. Т.Г. Шевченко начиная с 1980 года, о чем свидетельствует Государственный акт на право пользования землей N А-I 248099, а также экспликациями земель ОАО им. Т.Г. Шевченко начиная с 1990 года по настоящее время. Письмо заместителя главы муниципального образования Щербиновский район, начальника отдела по вопросам агропромышленного комплекса администрации муниципального образования Щербиновский район исх. N 121 от 20.05.2015 года является подтверждением использования указанных земельных участков. Просит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28.10.2016, в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в очередном трудовом отпуске, произведена замена судьи Соловьевой М.В. на судью Ефимову О.Ю. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО им. Т.Г. Шевченко обратилось в Администрацию Екатериновского сельского поселения Щербиновский район с заявлением заключить договора купли-продажи земельных долей:
- 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 262220 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко секция 8 контур 23, расположенного в границах участка;
- 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 460928 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, секция 8, контур 31;
- 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения производства, площадью 2683000 кв. м 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, Россия, Краснодарский край, Щербиновский район, в границах ОАО им. Т.Г. Шевченко, расположенного в границах участка, на основании публикации о возможности приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности опубликованной в Щербиновском курьере 07 марта 2015 года N 24 (10337), принадлежащих Администрации Екатериновского сельского поселения.
К заявлению были приложены учредительные документы на организацию, копии актов на списание семенного материала, минеральных удобрений, средств защиты растений, путевые листы тракториста по вспашке, культивации, за 5 лет копии декларации об уплате земельного налога.
31.07.2015 года Администрация Екатериновского сельского поселения отказывает ОАО им. Т.Г. Шевченко в приобретении земельных долей N 02-867/15-18, ссылаясь на факт недоказанности использования данных земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО им. Т.Г. Шевченко просило признать незаконным отказ, выраженный в письме администрации Екатерининского сельского поселения от 31.07.2015 N 02-867/15-18.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что факт использования указанных земельных участков АО им. Т.Г. Шевченко, администрацией не оспаривается. При этом, с требованиями об освобождении земельных участков, собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения (администрация Екатериновского сельского поселения) не обращался. Согласно письму заместителя главы муниципального образования Щербиновский район, начальника отдела по вопросам агропромышленного комплекса администрации муниципального образования Щербиновский район ОАО им. Т.Г. Шевченко осуществляет посевы на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 с 2008 года по настоящее время. Суду представлены налоговые декларации АО им. Т.Г. Шевченко по оплате земельного налога. Судом установлено, что указан земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453 с площадью равной 443,3 га. Вместе с тем, согласно кадастровых паспортов земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453. Суд учел, что обществом представлены платежные поручения в качестве доказательства оплаты земельного налога. Кроме того, суд учел, что после публикации 07.03.2015 в газете "Щербиновский курьер", конкурирующие заявки о заключении договора купли-продажи земельных долей, кроме АО им. Т.Г. Шевченко от иных лиц не поступали.
Между тем, данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает ошибочными.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является надлежащее, законное использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Из положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что земельный участок в порядке, определенным указанным пунктом, может быть предоставлен только арендатору, то есть лицу, которое на момент обращения в орган власти с соответствующим заявлением является владельцем и пользователем земельного участка на основании действующего договора аренды.
В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" право на невостребованные земельные доли у органа местного самоуправления возникает при обращении в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.02.2015 зарегистрировано право общей долевой собственности за Екатериновским сельским поселением Щербиновского района на земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476, основанием регистрации указано решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 17 декабря 2015 года по делу N 2-723/2014.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
То есть, лицами, которые имеют право выкупить земельные доли, выделенные из невостребованных и принадлежащих муниципальным образованиям по льготной стоимости являются сельскохозяйственные организации или фермерские хозяйства, предоставившие доказательства использования таких участков на законных основаниях и по целевому назначению.
В материалы дела имеется заявление ОАО им. Т.Г. Шевченко направленное в адрес администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района, в котором было заявлено о намерении приобрести земельные доли в связи с публикацией в газете "Щербиновский курьер" от 7 марта 2015 года N 24 (10337).
В письме от 31 июля 2015 года N 02-867/15-18 администрацией Екатериновского сельского поселения Щербиновского района отказано ОАО им. Т.Г. Шевченко в приобретении земельных долей, указав, что им не предоставлено доказательств использования земельных участков, в которых находятся земельные доли, на законных основаниях до момента регистрации права.
Положения статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 5 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают орган местного самоуправления предложить приобрести долю муниципального образования на условиях абзаца 1 части 4 статьи 12 Закона только сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, при этом такое пользование должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.
Между тем, ОАО им. Т.Г. Шевченко не представило в материалы дела доказательства законного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 до момента регистрации права (26.02.2015), а также не представило фактического, надлежащего использования истребуемых участков по целевому назначению.
В соответствии с формулировкой пункта 4 статьи 12 и пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" преимущественным (без проведения торгов) правом предоставления земельного участка обладают сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использовавшие земельный участок.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 N Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов.
В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами.
В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
При этом, исходя из императивных требований Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закона Краснодарского края N 532-КЗ, законодатель исходит из общеправового запрета на произвольное (самовольное) использование лицом не принадлежащего ему имущества (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 по делу N А32-30181/2015.
Кроме того, представленные в материалы дела документы (акты на списание семенного материала, декларация об уплате земельного налога) не содержат сведений о фактическом использовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и информации о проведении расходов по севу и уборке зерна именно на этих земельных участках.
Указание суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо не оспаривает фактическое использование земельного участка по целевому назначению противоречит фактическим обстоятельствам дела. Администрация как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции отрицает данный факт, всего лишь не исключая его самовольное занятие обществом.
Суд сослался на письмо заместителя главы муниципального образования Щербиновский район (не сторона по делу) о том, что ОАО им. Т.Г. Шевченко осуществляет посевы на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 с 2008 года по настоящее время.
Между тем, иных доказательств не имеется, правоподтверждающие и правоудостоверяющие документы об использовании на законных основаниях вышеуказанных земельных участков отсутствует. Указанное письмо может лишь свидетельствовать о возможном самовольном занятии обществом спорных земельных участков и соответственно не может быть основанием для продажи земельного участка на льготных условиях в порядке и на условиях предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Факт самовольного занятия ОАО им. Т.Г. Шевченко земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465 в 2011 году подтверждается письмом Щербиновского территориального отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю. Согласно данному письму обследованием контролирующим органом факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:476 не установлено.
Как уже указано выше, законодатель не предусматривает возможность предоставления земельного участка в льготном порядке лицу самовольно занявшего данный земельный участок.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
ОАО им. Т.Г. Шевченко не является ни одним из участников земельных отношений, указанных в статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств того, что вносило плату за пользование участками с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и что фактически выполняло сельскохозяйственные работы именно на спорных участках и до того, как орган местного самоуправления сообщил о продаже муниципальных земельных долей, а, следовательно, не является лицом, имеющим преимущественное право покупки доли в праве на земельные участки и на момент публикации не имело охраняемого законом интереса, который мог бы быть нарушен администрацией.
Как следует из материалов дела, у общества имеется большое количество земельных участков на праве собственности, а также земельные участки, находящиеся в аренде, в том числе иные доли земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации, нотариально заверенными доверенностями и договорами аренды.
Довод АО им. Т.Г. Шевченко о том, что в предоставленных налоговых декларациях по оплате земельного налога указан земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453, а спорные земельные участки сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453, о чем свидетельствует кадастровые паспорта земельных участков и оплата земельного налога подтверждается платежными поручениями об оплате земельного налога, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается самим заявителем (кадастровые выписки) из земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453 были выделены 11.12.2007 самостоятельные земельные участки, в которые также входят спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476.
Декларация об уплате земельного налога (отчетный год 2013 и 2014) предоставлена ОАО им. Т.Г. Шевченко на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453, в то время как на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476, образованные и поставленные на кадастровый учет 11.12.2007 и являющиеся самостоятельными объектами недвижимого имущества, документов, подтверждающих оплату за использование земельных участков, ОАО им. Т.Г. Шевченко не предоставлено.
Кроме того, указанные декларации составлены обществом и на них отсутствуют отметки уполномоченного должностного лица налоговой инспекции об их принятии.
Судом апелляционной инстанции также были истребованы сведения из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю об уплате земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 за период с 2005 по 2014 года.
Во исполнение определения суда инспекция сообщила, что в ходе проверки налоговой отчетности по земельному налогу за период с 2005 по 2014 годы ОАО им. Т.Г. Шевченко установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464 (разрешенное использование: "Для сельскохозяйственного производства") и 23:36:0501000:465 (разрешенное использование: "Для сельскохозяйственного производства") в налоговую отчетность по земельному налогу за период с 2005 по 2014 годы ОАО им. Т.Г. Шевченко не включались и не оплачивались. Земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:476 включен в налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год. Налог по данному участку исчислен и уплачен за два месяца и составил 307, 0 руб. За период с 2005 по 2013 год, данный земельный участок в налоговую отчетность по земельному налогу не включался и не оплачивался.
По платежным поручениям, имеющимся в материалах дела, на основании которых были начислены платежи по земельным участкам, налоговая сообщила, что определить за какие земельные участки осуществляется уплата налога, по конкретным платежным поручениям не предоставляется возможным.
Кроме того, как уже указано выше, из представленных в материалы дела документов следует, что в пользовании у АО им. Т.Г. Шевченко находятся иные доли земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453, которые были переданы обществу в аренду иными лицами. Данный факт сам по себе не означает, что спорные истребуемые доли находились в фактическом пользовании у общества.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, заявитель не обосновал, что оспариваемый отказ нарушает его права и интересы, учитывая, что, заявитель даже не оспаривал, что спорными земельными участками он пользовался самовольно. На вопрос суда представитель пояснил, что общество ранее не принимал меры для оформления прав на пользования спорными участками. Данное обстоятельств является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого обществом отказа администрации в предоставлении земельных участков и не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2015 по делу N А60-41956/2014, постановлении Арбитражного Суда Центрального округа от 12.01.2016 по делу N А14-525/2015, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 по делу N А32-30181/2015.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на общество.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную им государственную пошлину по платежному поручению от 16.09.2015 N 522 в сумме 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-30767/2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить акционерному обществу им. Т.Г. Шевченко, ИНН 2358006710, ОГРН 1042332475085, из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 16.09.2015 N 522 государственную пошлину в сумме 15000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)