Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2017 N Ф09-4826/17 ПО ДЕЛУ N А60-52125/2016

Требование: О признании незаконным невключения органом исполнительной власти субъекта РФ объекта недвижимости в перечни объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; обязании устранить нарушение.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Общество ссылалось на нарушение его прав как налогоплательщика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. N Ф09-4826/17

Дело N А60-52125/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2017 по делу N А60-52125/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- ООО "Вектор" - Андреева Я.Г. (доверенность от 07.06.2017);
- Правительства Свердловской области - Кашина М.Е. (доверенность от 06.02.2017);
- Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Остапова М.И. (доверенность от 25.10.2016).

Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - заявитель, ООО "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Свердловской области (далее - Правительство), выразившегося:
- в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014:81 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", определенных постановлением Правительства от 30.12.2014 N 1265-ПП;
- в несовершении действий по включению объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014:81 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", определенных постановлением Правительства от 28.12.2015 N 1217-ПП;
- а также обязать Правительство включить объект недвижимости, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014:81 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", определенных постановлением Правительства от 30.12.2014 N 1265-ПП, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- обязать Правительство включить объект недвижимости, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014:81 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", определенных постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и разместить его на официальном сайте Правительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, заявитель просил обязать Правительство включить объект недвижимости, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", определенных постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП; включить объект недвижимости, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", определенных постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 06.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением суда от 28.03.2017 (судья Бушуева Е.В.) заявленные требования удовлетворены. Бездействие Правительства, выразившееся в несовершении действий по включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, с кадастровым номером 66:41:0404014:81 признано незаконным. Бездействие Правительства, выразившееся в несовершении действий по включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, объекта недвижимости, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, с кадастровым номером 66:41:0404014:81 признано незаконным. На Правительство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Вектор". В порядке распределения судебных расходов с Правительства в пользу общества взысканы 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требований. Заявитель считает, что суды, рассматривая два самостоятельных требования - о признании незаконным бездействия Правительства по невключению в Перечень на 2015 год и в Перечень на 2016 год - оценили обстоятельства невключения в оба Перечня как единый юридический факт бездействия заявителя, не дав оценки обстоятельствам, предшествовавшим изданию как Перечня на 2015 год, так и Перечня на 2016 год, а также обстоятельствам, последовавшим после их издания, которые существенно отличаются. Также считает, что правовых оснований для включения выявленного в 2015 году объекта в Перечень на 2015 год не имеется - судами не принято во внимание, что полномочиями по формированию перечня объектов недвижимого имущества для утверждения Правительством Свердловской области в соответствии с подп. 2 п. 2 постановления Правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП наделено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. При таких обстоятельствах факт незаконного бездействия Правительства по невключению в Перечень на 2015 год спорного объекта отсутствует. Правительством был утвержден Перечень на 2015 год, сформированный Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, на основании имеющихся у него данных об объектах недвижимости и в рамках закрепленных за ним функций. Заявитель также считает, что факт незаконного бездействия Правительства по невключению в Перечень на 2016 год спорного объекта отсутствует, поскольку отсутствует и сам Перечень на 2016 год как самостоятельный документ, составленный по результатам новой оценки объектов капитального строительства на предмет соответствия указанным в законе критериям. Кроме того, Правительство настаивает на отмене обжалуемых судебных актов, считая не соответствующим обстоятельствам дела вывод судов о соблюдении обществом трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ: общество на 04.03.2015 знало о невключении объекта недвижимого имущества в Перечень на 2015 год, но в суд обратилось 28.10.2016 - спустя более через один год и девять месяцев с момента утверждения, публикации и размещения на сайте Перечня на 2015 год и спустя девять месяцев с момента утверждения, публикации и размещения на сайте Перечня на 2016 год, то есть с существенным пропуском срока.

Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" является собственником помещений в здании, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014:81. По данным Росреестра площадь здания составляет 27 664,5 кв. м.
ООО "Вектор" в письме от 04.03.2015 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) с заявлением о включении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, кадастровый номер 66:41:0404014 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Министерство в письме от 25.03.2015 N 17-01-82/3526 уведомило ООО "Вектор", что объект не включен в Перечень в связи с отсутствием в распоряжении Министерства информации об объекте недвижимости. В соответствии с Приказом Министерства от 23.03.2015 N 876 "О проведении обследования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в целях установления вида их фактического использования" объект недвижимости, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, подлежит обследованию в период с 01.04.2015 по 30.06.2015.
ООО "Вектор" в письме от 17.08.2015 обратилось в Министерство с просьбой подтвердить, что указанный объект недвижимости включен в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
В письме от 09.09.2015 N 17-01-82/12787 Министерство уведомило, что протоколом заседания комиссии от 30.06.2015 N 2 объект определен подлежащим включению в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
В 2015 году Министерство сформировало "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016", в который включило под номером 185 объект недвижимости, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. В Перечне спорный объект не указан.
Правительство Свердловской области приняло постановление от 28.12.2015 N 1217-ПП "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", которым продлено на 2016 год действие перечня объектов, установленного постановлением Правительства от 30.12.2014 N 1265-ПП на 2015 год.
Полагая, что Правительство не совершило действий, которое обязано было совершить, не включив спорное здание в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год и 2016 год, ООО "Вектор" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. 3 - 5 ст. 378.2 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пункт 7 ст. 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. При этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена ст. 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. м, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство постановлениями от 30.12.2014 N 1265-ПП, от 28.12.2015 N 1217-ПП определило Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год и на 2016 год.
Суды установили, что в Перечнях объектов на 2015 год и 2016 год спорный объект не содержится.
Суды также установили следующее: здание с кадастровым номером 66:41:0404014:81 по адресу г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65 расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0404008:1, имеющем согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.05.2016 N 66/301/16-363140 разрешенное использование для строительства торгового центра. Здание имеет назначение - нежилое, общую площадь - 27 664,5 кв. м и представляет собой торговый центр.
Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что здание с кадастровым номером: 66:41:0404014:81 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 65, и расположенные в нем помещения могут быть отнесены к объектам, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, заложенным в п. 4 ст. 378.2 НК РФ по фактическому назначению и использованию объектов.
При этом судами отмечено, что соответствие спорного здания установленным ст. 378.2 НК РФ критериям фактически признало Министерство, комиссия которого включила спорное здание в представленный в Правительство для утверждения Перечень объектов на 2016 год.




































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)