Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2017 N 11АП-16881/2017 ПО ДЕЛУ N А65-24078/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2017 г. по делу N А65-24078/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "ЕвроКапиталГрупп" - не явился, извещен,
от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГрупп"
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2017 о прекращении производства по делу N А65-24078/2017 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГрупп",
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,
о признании незаконным решение от 07.07.2017 исх. N 1-30/9172, об обязании,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГрупп" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в котором с учетом уточнения просит о признании незаконным принятое решение Министерства земельных и имущественных отношений РТ, выраженное в письме от 07.07.2017 исх. N 1-30/9172, об отказе внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 29.12.2016 N 3525-р, в связи с несоответствием налоговому законодательству РФ; обязать Министерство земельных и имущественных отношений РТ устранить допущенное нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГрупп", г. Набережные Челны, путем исключения пункта 7 приложения к распоряжению ответчика от 29.12.2016 г. N 3524 Р".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2017 производство по настоящему делу прекращено.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГрупп" просит суд апелляционной инстанции определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание офисно-выставочного центра, находящееся по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Мира, дом 24 "Ж" с кадастровым номером 16:52:040210:205 (далее - спорный объект), что подтверждается выпиской из ЕГРП по состоянию на 20.07.2017.
Заявитель, полагая, что спорный объект недвижимости подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, на 2016 и 2017 год обратилось 07.06.2017 в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с просьбой исключить объект из указанного Перечня.
Письмом от 07.07.2017 N 1-30/9172 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан сообщило заявителю об отсутствии правовых оснований для исключения указанного объекта недвижимости из Перечней на 2016 и 2017 год.
Не исключение принадлежащего заявителю объекта недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, на 2016 и 2017 год послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 1 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 81-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций") налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 N 977, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Распоряжением от 25.11.2016 N 3066-р Министерство земельных и имущественных отношений РТ (которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, и зарегистрировано в Минюсте РТ 30 ноября 2016 г. N 3590) во исполнение статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1.1. Закона Республики Татарстан от 28.11.2013 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", постановления Кабинета Министров РТ от 21.11.2014 N 896 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению в электронной форме в налоговые органы, и порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня", утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Распоряжением от 23.12.2016 N 3413-р во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 г. N 977 Министерством земельных и имущественных отношений РТ создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Распоряжением N 3524-р от 29.12.2016 утвержден перечень зданий (строений, сооружения) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр.
Распоряжением от 29.12.2016 N 3525-р внесены изменения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2016 N 3066-р.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжения обладают признаками нормативного правового акта, поскольку регулирует правоотношения в сфере организации работы по включению или не включению соответствующего объекта недвижимого имущества в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Перечень, в который включено принадлежащее заявителям имущество, является неотъемлемой частью указанного нормативного правового акта.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, на 2017 год, утвержденный Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 29.12.2016 N 3524-р, является нормативным актом.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по отнесению актов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, определяющих перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, к нормативным правовым актам, содержится в определениях от 19.01.2017 N 59-АПГ16-14, от 31.03.2016 N 11-АПГ16-3, от 09.02.2017 N 5-АПГ16-113, от 21.04.2016 N 49-АПГ16-12, от 28.04.2016 N 5-АПГ16-21, от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14.
Заявитель, оспаривая отказ в исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год принадлежащего ему объекта недвижимости фактически просит внести изменение в указанный Перечень. В случае удовлетворения требования о признании незаконным отказа в исключении объекта недвижимости из Перечня суд в порядке главы 24 АПК РФ должен будет обязать ответчика устранить допущенное нарушение путем исключения объекта недвижимости из перечня, то есть фактически изменить нормативный правовой акт.
В силу статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Оспаривание иных нормативных актов осуществляется в суде общей юрисдикции.
Следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что производство по делу подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены определения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2017 года по делу N А65-24078/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)