Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ОАО "РОСИППОДРОМЫ"- Иванова Т.В. (по доверенности от 31.12.2015)
от заинтересованного лица по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области - Переплетова К.Ю. (по доверенности от 02.12.2015 N Д107-622).
от третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - представитель не явился, извещен надлежащим образом.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-102079/15, принятое судьей Т.Ш. Кулматовым., по заявлению открытого акционерного общества "РОСИППОДРОМЫ" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области о признании ненормативного правового акта недействительным, третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество),
установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - ОАО "Российские ипподромы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (далее - ТУ Росимущества, управление, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признать недействительным ненормативный правовой акт - Распоряжение ТУ Росимущества в Московской области от 28.10.2015 N 452-р.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель управления поддержал заявленные требования.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в представленном отзыва на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежащим образом уведомленного Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ОАО "Российские ипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником.
Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области вынесено Распоряжение от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
Во исполнение п. п. "а", "б" п. 2 Распоряжения N 422-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
Пунктом 2 Распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 28.10.2015 N 452-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Московской области от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (далее - оспариваемое Распоряжение) из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050444:2.
Заявитель, обращаясь в Арбитражный суд Московской области полагает, что действия ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившиеся в изменении ранее изданного Распоряжения N 422-р и соответствующего передаточного акта в части исключения из него земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050444:2 и оспариваемое Распоряжение принято с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы общества, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 г. N 1876-р.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Территориальным управлением Росимущества в Московской области издано распоряжение от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы".
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
В связи с чем, распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 28.10.2015 г. N 452-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050444:2.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что из анализа постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у ТУ Росимущества в Московской области отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Согласно позиции ТУ Росимущества в Московской области основной причиной невозможности внесения в уставный капитал заявителя земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050444:2 послужили изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ) "...в соответствии с которыми 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Суд первой инстанции обоснованно указал, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое Распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным судом РФ. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти РФ, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Соответственно, оспариваемое Распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии п. п. 1 и 4 ст. 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действующим законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку последующее изменение законодательства не может являться основанием для отмены нормативного правового акта, принятого на основании ранее действовавшего законодательства.
Более того, изменение законодательства не может повлечь негативные последствия для юридического лица, действовавшего правомерно на основании ранее действовавшего законодательства.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что решение Правительства РФ об исключении соответствующего имущества из программы приватизации заявителем жалобы не представлено.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-102079/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2016 N 10АП-5997/2016 ПО ДЕЛУ N А41-102079/15
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу N А41-102079/15
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ОАО "РОСИППОДРОМЫ"- Иванова Т.В. (по доверенности от 31.12.2015)
от заинтересованного лица по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области - Переплетова К.Ю. (по доверенности от 02.12.2015 N Д107-622).
от третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - представитель не явился, извещен надлежащим образом.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-102079/15, принятое судьей Т.Ш. Кулматовым., по заявлению открытого акционерного общества "РОСИППОДРОМЫ" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области о признании ненормативного правового акта недействительным, третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество),
установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - ОАО "Российские ипподромы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (далее - ТУ Росимущества, управление, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признать недействительным ненормативный правовой акт - Распоряжение ТУ Росимущества в Московской области от 28.10.2015 N 452-р.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель управления поддержал заявленные требования.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в представленном отзыва на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежащим образом уведомленного Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ОАО "Российские ипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником.
Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области вынесено Распоряжение от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
Во исполнение п. п. "а", "б" п. 2 Распоряжения N 422-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 11.09.2012 N ИА-03/42135 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
Пунктом 2 Распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 28.10.2015 N 452-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Московской области от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (далее - оспариваемое Распоряжение) из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0050444:2.
Заявитель, обращаясь в Арбитражный суд Московской области полагает, что действия ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившиеся в изменении ранее изданного Распоряжения N 422-р и соответствующего передаточного акта в части исключения из него земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050444:2 и оспариваемое Распоряжение принято с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы общества, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Росимуществом осуществляются мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 г. N 1876-р.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен по перечню согласно приложению к Указу, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты, размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Территориальным управлением Росимущества в Московской области издано распоряжение от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы".
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
В связи с чем, распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 28.10.2015 г. N 452-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 17.09.2013 N 422-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050444:2.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что из анализа постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у ТУ Росимущества в Московской области отсутствует возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества.
Согласно позиции ТУ Росимущества в Московской области основной причиной невозможности внесения в уставный капитал заявителя земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050444:2 послужили изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ) "...в соответствии с которыми 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Суд первой инстанции обоснованно указал, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое Распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным судом РФ. Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти РФ, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Соответственно, оспариваемое Распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии п. п. 1 и 4 ст. 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действующим законодательством РФ не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку последующее изменение законодательства не может являться основанием для отмены нормативного правового акта, принятого на основании ранее действовавшего законодательства.
Более того, изменение законодательства не может повлечь негативные последствия для юридического лица, действовавшего правомерно на основании ранее действовавшего законодательства.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что решение Правительства РФ об исключении соответствующего имущества из программы приватизации заявителем жалобы не представлено.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2016 по делу N А41-102079/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)