Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 по делу N А82-6038/2017, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрушина Алексея Владимировича (ИНН: 760400036778, ОГРН: 304760412600142)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек,
установил:
индивидуальный предприниматель Петрушин Алексей Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате Петрушину Алексею Владимировичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек, об обязании Управления принять соответствующее решение.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 заявленные требования ИП Петрушина Алексея Владимировича удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что страховые взносы за 2014 год были рассчитаны Управлением на основании данных налогового органа в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), исходя из суммы дохода 5 882 561 рубль 32 копейки.
Управление считает, что производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку Предприниматель обращался в суд с аналогичным требованием о признании недействительным требования Пенсионного фонда от 17.03.2016, в удовлетворении которого ему было отказано.
Также Управление считает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не распространяется на правоотношения возникшие до 02.12.2016.
ИП Петрушин А.В. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2014 году ИП Петрушин А.В., находящийся на общем режиме налогообложения и специальном налоговом режиме в виде ЕНВД, представлял в налоговый орган по месту регистрации соответствующие налоговые декларации. В 2014 году Предпринимателем был получен доход в сумме 5 882 561 рубля 32 копеек (по НДФЛ - 3 282 269 рублей 32 копейки и по ЕНВД - 2 600 292 рубля), сумма налоговых вычетов по НДФЛ составила 3 048 035 рублей 64 копейки.
Расчет страховых взносов за 2014 год произведен Предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов в размере 2 834 525 рублей 68 копеек (5 882 561,32-3 048 035,64). По данным Предпринимателя размер страховых взносов за 2014 год составил 25 345 рублей 26 копеек, а именно:
2 834 525 рублей 68 копеек - 300 000 рублей = 2 534 525 рублей 68 копеек (с этой суммы 1%) = 25 345 рублей 26 копеек, которые были уплачены Предпринимателем в установленный срок.
На основании сведений от налогового органа, Пенсионный фонд произвел проверку состояния расчетов ИП Петрушина А.В. за 2014 год, в результате которой была выявлена задолженность по уплате страховых взносов, исчисленных в размере 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов (без учета расходов), превышающего 300 000 рублей за расчетный период:
5 882 561 рубля 32 копеек - 300 000 рублей = 5 582 561 рубль 32 копейки (с этой суммы 1%) = 55 825 рублей 61 копейка из которых частично оплачено Предпринимателем 25 552 рублей 53 копейки. К уплате Пенсионным фондом были доначислены страховые взносы в сумме 30 273 рублей 08 копеек.
17.03.2016 Управлением в адрес ИП Петрушина А.В. выставлено требование N 086S01160034548 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 30 273 рублей 08 копеек и пеней в сумме 3 135 рублей 79 копеек, всего 33 408 рублей 87 копеек со сроком исполнения до 05.04.2016 (л.д. 61).
В связи с неисполнением в установленный срок данного требования Пенсионный фонд принял решение от 16.05.2016 N 086S02160026619 о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
29.06.2016 инкассовым поручением N 95676 страховые взносы за 2014 год в сумме 30 273 рублей 08 копеек взысканы с расчетного счета ИП Петрушина А.В. (л.д. 65).
22.12.2016 ИП Петрушин А.В. обратился в Управление с заявлением о возврате ему денежных средств в сумме 30 273 рублей 08 копеек, списанных по инкассовому поручению N 95676 от 29.06.2016, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П (л.д. 14).
Письмом от 09.01.2017 N 17-390-17-06/2 Управление в перерасчете страховых взносов за 2014 год и в возврате излишне взысканных страховых взносов ИП Петрушину А.В. отказало (л.д. 15-16).
Предприниматель считает взыскание указанных сумм страховых взносов неправомерным, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, требования Предпринимателя признал обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
На основании пункта 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации 26 процентов.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно пунктам 1, 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
На основании пункта 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 221 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, страховые взносы за 2014 год правомерно исчислены и уплачены Предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов и составили 25 345 рублей 26 копеек.
Соответственно, начисление Пенсионным фондом страховых взносов в отношении доходов без учета произведенных расходов, является неправомерным, что, в свою очередь, свидетельствует о недействительности требования в части предложения уплатить задолженность по страховым взносам за 2014 год в сумме 30 273 рублей 08 копеек, а также неправомерном списании указанных сумм с расчетного счета Предпринимателя.
Довод Управления о том, что производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку Предприниматель обращался в суд с аналогичным заявлением о признании недействительным требования от 17.03.2016 N 086S01160034548, в удовлетворении которого ему отказано, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
В силу положений действующего законодательства тождественность заявленных требований определяется как совпадение лиц, предмета и основания иска. Под предметом заявления понимается определенное требование заявителя к ответчику, а под основанием заявления - фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования заявителя, на которых заявитель их основывает.
В силу пункта 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом споре Предпринимателем заявлено требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате Петрушину Алексею Владимировичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек, об обязании Управления принять соответствующее решение.
Из материалов по делу N А82-10703/2016 следует, что Предпринимателем было заявлено требование о признании незаконным требования от 17.03.2016 N 086S01160034548.
Таким образом, предметом оспаривания по делу N А82-10703/2016 являлось требование от 17.03.2016, в настоящем деле предметом оспаривания является бездействие уполномоченного органа.
Следовательно, предметы заявленных требований по настоящему и вышеназванному делам не совпадают.
При таких обстоятельствах основания для прекращения производства по настоящему спору отсутствуют.
Довод Управления о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не распространяется на правоотношения, возникшие до 02.12.2016, отклоняется апелляционным судом, по следующим основаниям.
В Постановлении от 30.11.2016 N 27-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, в данном случае Конституционный Суд Российской Федерации норму права неконституционной не признал, а лишь установил их конституционно правовой смысл.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления, поскольку указанным Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.
При таких обстоятельствах, установив факт наличия переплаты по страховым взносам за 2014 год в сумме 30 273 рублей 08 копеек Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал незаконным бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о возврате Предпринимателю излишне взысканных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек и обязал Пенсионный фонд устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате из бюджета Пенсионного фонда РФ излишне взысканных по инкассовому поручению N 095676 от 29.06.2016 страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 20.07.2017 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе Пенсионного фонда взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 по делу N А82-6038/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2017 N 02АП-6498/2017 ПО ДЕЛУ N А82-6038/2017
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. по делу N А82-6038/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 по делу N А82-6038/2017, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрушина Алексея Владимировича (ИНН: 760400036778, ОГРН: 304760412600142)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек,
установил:
индивидуальный предприниматель Петрушин Алексей Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате Петрушину Алексею Владимировичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек, об обязании Управления принять соответствующее решение.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 заявленные требования ИП Петрушина Алексея Владимировича удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что страховые взносы за 2014 год были рассчитаны Управлением на основании данных налогового органа в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), исходя из суммы дохода 5 882 561 рубль 32 копейки.
Управление считает, что производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку Предприниматель обращался в суд с аналогичным требованием о признании недействительным требования Пенсионного фонда от 17.03.2016, в удовлетворении которого ему было отказано.
Также Управление считает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не распространяется на правоотношения возникшие до 02.12.2016.
ИП Петрушин А.В. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2014 году ИП Петрушин А.В., находящийся на общем режиме налогообложения и специальном налоговом режиме в виде ЕНВД, представлял в налоговый орган по месту регистрации соответствующие налоговые декларации. В 2014 году Предпринимателем был получен доход в сумме 5 882 561 рубля 32 копеек (по НДФЛ - 3 282 269 рублей 32 копейки и по ЕНВД - 2 600 292 рубля), сумма налоговых вычетов по НДФЛ составила 3 048 035 рублей 64 копейки.
Расчет страховых взносов за 2014 год произведен Предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов в размере 2 834 525 рублей 68 копеек (5 882 561,32-3 048 035,64). По данным Предпринимателя размер страховых взносов за 2014 год составил 25 345 рублей 26 копеек, а именно:
2 834 525 рублей 68 копеек - 300 000 рублей = 2 534 525 рублей 68 копеек (с этой суммы 1%) = 25 345 рублей 26 копеек, которые были уплачены Предпринимателем в установленный срок.
На основании сведений от налогового органа, Пенсионный фонд произвел проверку состояния расчетов ИП Петрушина А.В. за 2014 год, в результате которой была выявлена задолженность по уплате страховых взносов, исчисленных в размере 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов (без учета расходов), превышающего 300 000 рублей за расчетный период:
5 882 561 рубля 32 копеек - 300 000 рублей = 5 582 561 рубль 32 копейки (с этой суммы 1%) = 55 825 рублей 61 копейка из которых частично оплачено Предпринимателем 25 552 рублей 53 копейки. К уплате Пенсионным фондом были доначислены страховые взносы в сумме 30 273 рублей 08 копеек.
17.03.2016 Управлением в адрес ИП Петрушина А.В. выставлено требование N 086S01160034548 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 30 273 рублей 08 копеек и пеней в сумме 3 135 рублей 79 копеек, всего 33 408 рублей 87 копеек со сроком исполнения до 05.04.2016 (л.д. 61).
В связи с неисполнением в установленный срок данного требования Пенсионный фонд принял решение от 16.05.2016 N 086S02160026619 о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
29.06.2016 инкассовым поручением N 95676 страховые взносы за 2014 год в сумме 30 273 рублей 08 копеек взысканы с расчетного счета ИП Петрушина А.В. (л.д. 65).
22.12.2016 ИП Петрушин А.В. обратился в Управление с заявлением о возврате ему денежных средств в сумме 30 273 рублей 08 копеек, списанных по инкассовому поручению N 95676 от 29.06.2016, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П (л.д. 14).
Письмом от 09.01.2017 N 17-390-17-06/2 Управление в перерасчете страховых взносов за 2014 год и в возврате излишне взысканных страховых взносов ИП Петрушину А.В. отказало (л.д. 15-16).
Предприниматель считает взыскание указанных сумм страховых взносов неправомерным, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, требования Предпринимателя признал обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
На основании пункта 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации 26 процентов.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно пунктам 1, 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
На основании пункта 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 221 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, страховые взносы за 2014 год правомерно исчислены и уплачены Предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов и составили 25 345 рублей 26 копеек.
Соответственно, начисление Пенсионным фондом страховых взносов в отношении доходов без учета произведенных расходов, является неправомерным, что, в свою очередь, свидетельствует о недействительности требования в части предложения уплатить задолженность по страховым взносам за 2014 год в сумме 30 273 рублей 08 копеек, а также неправомерном списании указанных сумм с расчетного счета Предпринимателя.
Довод Управления о том, что производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку Предприниматель обращался в суд с аналогичным заявлением о признании недействительным требования от 17.03.2016 N 086S01160034548, в удовлетворении которого ему отказано, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
В силу положений действующего законодательства тождественность заявленных требований определяется как совпадение лиц, предмета и основания иска. Под предметом заявления понимается определенное требование заявителя к ответчику, а под основанием заявления - фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования заявителя, на которых заявитель их основывает.
В силу пункта 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом споре Предпринимателем заявлено требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате Петрушину Алексею Владимировичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек, об обязании Управления принять соответствующее решение.
Из материалов по делу N А82-10703/2016 следует, что Предпринимателем было заявлено требование о признании незаконным требования от 17.03.2016 N 086S01160034548.
Таким образом, предметом оспаривания по делу N А82-10703/2016 являлось требование от 17.03.2016, в настоящем деле предметом оспаривания является бездействие уполномоченного органа.
Следовательно, предметы заявленных требований по настоящему и вышеназванному делам не совпадают.
При таких обстоятельствах основания для прекращения производства по настоящему спору отсутствуют.
Довод Управления о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не распространяется на правоотношения, возникшие до 02.12.2016, отклоняется апелляционным судом, по следующим основаниям.
В Постановлении от 30.11.2016 N 27-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, в данном случае Конституционный Суд Российской Федерации норму права неконституционной не признал, а лишь установил их конституционно правовой смысл.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления, поскольку указанным Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.
При таких обстоятельствах, установив факт наличия переплаты по страховым взносам за 2014 год в сумме 30 273 рублей 08 копеек Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал незаконным бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о возврате Предпринимателю излишне взысканных страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек и обязал Пенсионный фонд устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате из бюджета Пенсионного фонда РФ излишне взысканных по инкассовому поручению N 095676 от 29.06.2016 страховых взносов за 2014 год в размере 30 273 рублей 08 копеек.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 20.07.2017 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе Пенсионного фонда взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.07.2017 по делу N А82-6038/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)