Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2016 N 13АП-16423/2016 ПО ДЕЛУ N А56-95739/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. N 13АП-16423/2016

Дело N А56-95739/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Варданян А.Г. по доверенности от 09.09.2016
от ответчика (должника): Чкаловой Т.В. по доверенности от 11.01.2016, Шевцовой Е.Н. по доверенности от 11.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16423/2016) ООО "ПлодИнвест 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 по делу N А56-95739/2015 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПлодИнвест 3"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПлодИнвест 3" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 05.10.2015 N 7524 привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.04.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит отменить обжалуемое решение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Инспекции их отклонили по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области проведена камеральная налоговая проверка на уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной 07.05.2015 ООО "ПлодИнвест 3", по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.08.2015 N 10747.
По результатам рассмотрения данного акта камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика, материалов проверки налоговым органом принято решение от 05.10.2015 N 7524 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 568 160,40 руб., заявителю доначислен земельный налог в размере 2 839 666 руб., а также начислены пени в размере 213 047,65 руб.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области от 05.10.2015 N 7524 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС по Ленинградской области.
Решением УФНС России по Ленинградской области N 16-21-25/14807@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Общество в проверяемом периоде являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 47:14:0203002:3, расположенного по адресу: 188530, Россия, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Лимузи, ЗАО "Плодоягодное", участок 1, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "ПлодИнвест 3" является согласно ОКВЭД 01.11.6 "Выращивание кормовых культур; заготовка растительных кормов".
Налоговым органом было установлено неправомерное применение обществом пониженной налоговой ставки 0,3 процента по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 47:14:0203002:3, принадлежащих ему на праве собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено статьей 388 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании пункта 3 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Советом депутатов муниципального образования Шумское сельское поселение принято решение от 28.11.2012 N 45 "Об установлении земельного налога" (далее - Решение N 45), определяющее налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.
Ставки земельного налога установлены решением Совета Депутатов МО Пениковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 23.12.2011 г. N 37:
- - 0,3% процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли на праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); предоставленных для дачного некоммерческого партнерства, дачного строительства, садоводства, огородничества или животноводства;
- - 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Общество при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении вышеуказанного земельного участка, применило ставку 0,3 процентов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) относятся некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) и признается таковым садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Таким образом, использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается для земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Фактически земельный участок использовался обществом для возведения объектов инфраструктуры с целью его последующей перепродажи.
На спорном данном земельном участке велась деятельность по разработке концепции дачного комплекса "Бронна".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель к таким субъектам не относится, поскольку зарегистрированные за ним земельные участки используются им в коммерческих целях.
При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод об обоснованном применении инспекцией при исчислении земельного налога налоговой ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости, установленной для прочих земельных участков, а не 0,3%, как считает общество.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
В данном случае все земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что использование Обществом земельных участков для сельскохозяйственного производства не является основанием для применения пониженной ставки земельного налога, поскольку подобное использование земельных участков осуществлялось Обществом в нарушение вида их разрешенного использования - "дачное строительство".
Кроме того, заявителем не представлено доказательств об использовании спорных земельного участка с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0.3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Обязанность по представлению доказательств обоснованности применения льготной ставки земельного налога возложена на налогоплательщика.
В рассматриваемом случае в действиях инспекции по проведению мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2013 год (направление сообщения с требованием представить пояснения относительно цели приобретения и фактического использования задекларированных земельных участков) нарушений норм действующего законодательства не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 по делу N А56-95739/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)