Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ю. Родиным,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кировского муниципального района,
апелляционное производство N 05АП-5561/2017
на решение от 13.06.2017
судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-1797/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску администрации Кировского муниципального района (ИНН 2516002848, ОГРН 1022500677220)
к акционерному обществу "Шмаковское" (ИНН 2516606342, ОГРН 1072507000774)
о взыскании долга по арендной плате за землю в размере 1027533 рубля 62 копейки,
при участии:
- от истца: Е.В. Варлачева, по доверенности от 14.03.2017 сроком действия на 2 года, паспорт;
- от ответчика: Д.С. Пикин, по доверенности от 22.07.2016 сроком действия на 3 года, паспорт
Администрация Кировского муниципального района (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Шмаковское" (далее - общество, ответчик) о взыскании 1 027 533 рублей 62 копеек основного долга по договору аренды от 02.03.2009 N 11/09 за период с 01.03.2015. по 10.08.2016 (с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений).
Решением суда от 13.06.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2017 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что арендная плата за спорный земельный участок является регулируемой, при этом установленный пунктом 10 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па в редакции, действовавшей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016, размер арендной платы определяется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Дополнительно апеллянт ссылается на разъяснения Министерства финансов РФ и определение ВС РФ N 305-КГ16-17834 по вопросу начисления земельного налога в случае неиспользования земельного участка.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель администрации Кир поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
На основании постановления администрации Кировского муниципального района от 28.01.2009 N 17 администрацией Кировского муниципального района (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Шмаковское" (в настоящее время - акционерное общество "Шмаковское") (арендатор) заключен договор 02.03.2009 N 11/09 аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, общей площадью 12 072 126 кв. м (1208,2126 га) в границах Руновского сельского поселения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для сельскохозяйственной деятельности, в том числе, земельные участка с кадастровыми номерами: 25:05:0105007:62, 25:05:0105004:73, 25:05:0105004:74, 25:05:0105004:75, 25:05:0105007:76, 25:05:0105004:77, 25:05:0105004:78, 25:05:0105004:79, сроком с 28.01.2009 по 27.01.2058 (пункты 1.1, 2.1 договора).
Пунктом 3.1 договора размер арендной платы установлен в сумме 62 292 рубля 17 копеек в год.
Пункт 3.5 договора размер арендной платы может изменяться ежегодно органом местного самоуправления Кировского муниципального района путем корректировки базового размера арендной платы в зависимости от изменения ставки земельного налога на текущий финансовый год, а также в случае изменения методики исчисления арендной платы за землю, утвержденной органом местного самоуправления, при этом исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется без дополнительных соглашений к настоящему договору на основании письменного уведомления арендатора арендодателем.
Земельные участки переданы по акту приема-передачи от 02.03.2009.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 15.07.2009 в ЕГРП внесена соответствующая запись.
На основании соглашения от 30.11.2009 о внесении изменений и дополнений в договор N 11/09 от 02.03.2009, из предмета договора исключены земельные участки с кадастровыми номерами 25:05:0105004:77, 25:05:0105004:78, также предмет договора дополнен земельными участками 25:05:0105004:85, 25:05:0105004:87, 25:05:0105004:89, в связи с чем общая площадь переданных в аренду земельных участков составила 12 059 589 кв. м (1205,9859 га), арендная плата 62 28 рублей 87 копеек в год.
Истцом в материалы дела представлено предписание N 20-3Л от 21.10.2015 Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, согласно которому имеются признаки неиспользования ответчиком земельных участков, переданных в аренду.
Также согласно представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10-ЗЛ от 19.07.2016, выданного Уссурийским отделом по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору, в соответствии с которым установлено, что АО "Шмаковское" совершено административное правонарушение, что выразилось в неиспользовании земельных участков с кадастровыми номерами 25:05:0103003:25, 25:05:0103003:26, 25:05:0103003:27, 25:05:0105004:74, 25:05:0105007:76, 25:05:0105004:85, 25:05:0105004:87, 25:05:0105004:79 более трех лет с сентября 2012 года по июнь 2016 года.
23.12.2016 истец направил в адрес ответчика претензию N 6130, согласно которой по итогам проверки установлено, что ответчик не использует земельные участки, переданные по договору аренды, более трех лет, в связи с чем арендная плата должна составлять 6% кадастровой стоимости, и потребовал уплаты задолженности по договору аренды за период с 01.03.2015 по 10.08.2016 в размере 1 077 131 рубль 86 копеек.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как возникшие в связи с арендой земельного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы главы 34 ГК РФ, а также положения земельного законодательства.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
В силу пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимых в соответствии с действующим законодательством ставок арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09.
В свою очередь, с 01.03.2015 порядок расчета арендной платы в Приморском крае установлен Постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па "О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов" (далее - Постановление N 75-па).
Пункт 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016, предусматривал, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и не использующихся в соответствии с целевым назначением, размер арендной платы определяется в пределах 6 процентов от кадастровой стоимости указанных земельных участков. Указанная ставка арендной платы не может быть применена в течение срока освоения земельного участка, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также в случае неиспользования земельного участка по назначению из-за стихийных бедствий, а также иных обстоятельств, исключающих возможность его использования.
При этом, в действующей редакции Порядка данный пункт отсутствует (исключен).
Также, согласно пункта 2 действующей редакции Порядка, размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - основные принципы).
К основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Конституционным Судом РФ в определении от 11.05.2004 N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из своего буквального содержания пункт 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016, представлял собой штрафную санкцию за неиспользования по своему целевому назначению земельного участка сельскохозяйственного назначения.
При этом, действующим федеральным законодательством последствия неиспользования по назначению земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены непосредственно статьей 6 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которая не содержит такой меры ответственности, как повышенный размер арендной платы.
Коллегия отмечает, что с учетом положений пункта 8 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па, которым определяется применимый к правоотношениям сторон размер арендной платы в обычных условиях, расчет арендной платы с применением пункта 10 указанного Порядка устанавливает пятнадцатикратное увеличение арендной платы (6% вместо 0,4% кадастровой стоимости), что в отсутствие экономического обоснования заведомо не соответствует вышеуказанным основным принципам определения арендной платы.
В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о несоответствии пункта 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016 основным принципам определения арендной платы.
Доводы апеллянта об обратном фактически сводятся к изложению принципа регулируемости ставок арендной платы за землю и правомерности ее установления в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, без опровержения по существу выводов суда о экономической необоснованности установления спорной штрафной санкции, в связи с чем не имеют правового значения для настоящего спора.
Ссылки апеллянта на судебную практику и разъяснения Минфина РФ по вопросу начисления земельного налога в случае неиспользования земельного участка во внимание не принимаются, поскольку рассматривается спор из арендных правоотношений.
При этом суд первой инстанции верно установил, что в размере, установленном договором, арендная плата ответчиком вносилась в полном объеме, соответствующем нормативному регулированию без учета не подлежащего применению пункта 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016. Данное обстоятельство апеллянтом признается в акте сверке взаиморасчетов на 31.12.2016 и не оспаривалось в судах обеих инстанций.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2017 по делу N А51-1797/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2017 N 05АП-5561/2017 ПО ДЕЛУ N А51-1797/2017
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2017 г. по делу N А51-1797/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 29 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ю. Родиным,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кировского муниципального района,
апелляционное производство N 05АП-5561/2017
на решение от 13.06.2017
судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-1797/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску администрации Кировского муниципального района (ИНН 2516002848, ОГРН 1022500677220)
к акционерному обществу "Шмаковское" (ИНН 2516606342, ОГРН 1072507000774)
о взыскании долга по арендной плате за землю в размере 1027533 рубля 62 копейки,
при участии:
- от истца: Е.В. Варлачева, по доверенности от 14.03.2017 сроком действия на 2 года, паспорт;
- от ответчика: Д.С. Пикин, по доверенности от 22.07.2016 сроком действия на 3 года, паспорт
установил:
Администрация Кировского муниципального района (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Шмаковское" (далее - общество, ответчик) о взыскании 1 027 533 рублей 62 копеек основного долга по договору аренды от 02.03.2009 N 11/09 за период с 01.03.2015. по 10.08.2016 (с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений).
Решением суда от 13.06.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2017 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что арендная плата за спорный земельный участок является регулируемой, при этом установленный пунктом 10 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па в редакции, действовавшей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016, размер арендной платы определяется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Дополнительно апеллянт ссылается на разъяснения Министерства финансов РФ и определение ВС РФ N 305-КГ16-17834 по вопросу начисления земельного налога в случае неиспользования земельного участка.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель администрации Кир поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
На основании постановления администрации Кировского муниципального района от 28.01.2009 N 17 администрацией Кировского муниципального района (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Шмаковское" (в настоящее время - акционерное общество "Шмаковское") (арендатор) заключен договор 02.03.2009 N 11/09 аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, общей площадью 12 072 126 кв. м (1208,2126 га) в границах Руновского сельского поселения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для сельскохозяйственной деятельности, в том числе, земельные участка с кадастровыми номерами: 25:05:0105007:62, 25:05:0105004:73, 25:05:0105004:74, 25:05:0105004:75, 25:05:0105007:76, 25:05:0105004:77, 25:05:0105004:78, 25:05:0105004:79, сроком с 28.01.2009 по 27.01.2058 (пункты 1.1, 2.1 договора).
Пунктом 3.1 договора размер арендной платы установлен в сумме 62 292 рубля 17 копеек в год.
Пункт 3.5 договора размер арендной платы может изменяться ежегодно органом местного самоуправления Кировского муниципального района путем корректировки базового размера арендной платы в зависимости от изменения ставки земельного налога на текущий финансовый год, а также в случае изменения методики исчисления арендной платы за землю, утвержденной органом местного самоуправления, при этом исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется без дополнительных соглашений к настоящему договору на основании письменного уведомления арендатора арендодателем.
Земельные участки переданы по акту приема-передачи от 02.03.2009.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 15.07.2009 в ЕГРП внесена соответствующая запись.
На основании соглашения от 30.11.2009 о внесении изменений и дополнений в договор N 11/09 от 02.03.2009, из предмета договора исключены земельные участки с кадастровыми номерами 25:05:0105004:77, 25:05:0105004:78, также предмет договора дополнен земельными участками 25:05:0105004:85, 25:05:0105004:87, 25:05:0105004:89, в связи с чем общая площадь переданных в аренду земельных участков составила 12 059 589 кв. м (1205,9859 га), арендная плата 62 28 рублей 87 копеек в год.
Истцом в материалы дела представлено предписание N 20-3Л от 21.10.2015 Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, согласно которому имеются признаки неиспользования ответчиком земельных участков, переданных в аренду.
Также согласно представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10-ЗЛ от 19.07.2016, выданного Уссурийским отделом по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору, в соответствии с которым установлено, что АО "Шмаковское" совершено административное правонарушение, что выразилось в неиспользовании земельных участков с кадастровыми номерами 25:05:0103003:25, 25:05:0103003:26, 25:05:0103003:27, 25:05:0105004:74, 25:05:0105007:76, 25:05:0105004:85, 25:05:0105004:87, 25:05:0105004:79 более трех лет с сентября 2012 года по июнь 2016 года.
23.12.2016 истец направил в адрес ответчика претензию N 6130, согласно которой по итогам проверки установлено, что ответчик не использует земельные участки, переданные по договору аренды, более трех лет, в связи с чем арендная плата должна составлять 6% кадастровой стоимости, и потребовал уплаты задолженности по договору аренды за период с 01.03.2015 по 10.08.2016 в размере 1 077 131 рубль 86 копеек.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как возникшие в связи с арендой земельного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы главы 34 ГК РФ, а также положения земельного законодательства.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
В силу пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимых в соответствии с действующим законодательством ставок арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09.
В свою очередь, с 01.03.2015 порядок расчета арендной платы в Приморском крае установлен Постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па "О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов" (далее - Постановление N 75-па).
Пункт 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016, предусматривал, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и не использующихся в соответствии с целевым назначением, размер арендной платы определяется в пределах 6 процентов от кадастровой стоимости указанных земельных участков. Указанная ставка арендной платы не может быть применена в течение срока освоения земельного участка, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также в случае неиспользования земельного участка по назначению из-за стихийных бедствий, а также иных обстоятельств, исключающих возможность его использования.
При этом, в действующей редакции Порядка данный пункт отсутствует (исключен).
Также, согласно пункта 2 действующей редакции Порядка, размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - основные принципы).
К основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Конституционным Судом РФ в определении от 11.05.2004 N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из своего буквального содержания пункт 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016, представлял собой штрафную санкцию за неиспользования по своему целевому назначению земельного участка сельскохозяйственного назначения.
При этом, действующим федеральным законодательством последствия неиспользования по назначению земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены непосредственно статьей 6 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которая не содержит такой меры ответственности, как повышенный размер арендной платы.
Коллегия отмечает, что с учетом положений пункта 8 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па, которым определяется применимый к правоотношениям сторон размер арендной платы в обычных условиях, расчет арендной платы с применением пункта 10 указанного Порядка устанавливает пятнадцатикратное увеличение арендной платы (6% вместо 0,4% кадастровой стоимости), что в отсутствие экономического обоснования заведомо не соответствует вышеуказанным основным принципам определения арендной платы.
В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о несоответствии пункта 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016 основным принципам определения арендной платы.
Доводы апеллянта об обратном фактически сводятся к изложению принципа регулируемости ставок арендной платы за землю и правомерности ее установления в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, без опровержения по существу выводов суда о экономической необоснованности установления спорной штрафной санкции, в связи с чем не имеют правового значения для настоящего спора.
Ссылки апеллянта на судебную практику и разъяснения Минфина РФ по вопросу начисления земельного налога в случае неиспользования земельного участка во внимание не принимаются, поскольку рассматривается спор из арендных правоотношений.
При этом суд первой инстанции верно установил, что в размере, установленном договором, арендная плата ответчиком вносилась в полном объеме, соответствующем нормативному регулированию без учета не подлежащего применению пункта 10 Порядка, утвержденного Постановлением N 75-па в редакции, действующей в период с 01.03.2015 по 22.08.2016. Данное обстоятельство апеллянтом признается в акте сверке взаиморасчетов на 31.12.2016 и не оспаривалось в судах обеих инстанций.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2017 по делу N А51-1797/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.Б.КУЛТЫШЕВ
С.Б.КУЛТЫШЕВ
Судьи
Д.А.ГЛЕБОВ
А.С.ШЕВЧЕНКО
Д.А.ГЛЕБОВ
А.С.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)