Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2016 N 11АП-16609/2015 ПО ДЕЛУ N А65-14137/2015

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. по делу N А65-14137/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е. и Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителей:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Ахмадеева Н.Н. (доверенность 14.09.2015 N 8311/ИК),
Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - Кожевников А.С. (доверенность 16.12.2015 N 15),
Открытого акционерного общества "Больница скорой медицинской помощи" - Павлова А.В. (доверенность 15.12.2016),
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Ахмадеева Н.Н. (доверенность 16.09.2015 N 14101/кзио-исх),
от ответчика - Миначов Р.А. (доверенность 31.12.2015 N РХ-06/20372),
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2015 года по делу N А65-14137/2015 (судья Насыров А.Р.)
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань
- Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", г. Казань
- Открытого акционерного общества "Больница скорой медицинской помощи", РТ, г. Казань - Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", РТ, г. Казань
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
при участии третьего лица - МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань
о признании недействительным решения УФАС по РТ от 25.05.2015 г. N 06-737/2014

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения УФАС по РТ от 25.05.2015 по делу N 06-737/2014 в части пунктов 1, 2, 6, 8; о признании недействительным предписания от 13.05.2015 по делу N 06-737/2014-1.
Помимо этого, в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан рассматривалось дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения УФАС по Республике Татарстан от 25.02.2015 по делу N 06-737/2014 и выданное в соответствии с указанным решением предписания от 13.05.2015 по делу N 06-737/2014-4 в полном объеме, делу был присвоен номер N А65-14438/2015.
Также в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан рассматривалось дело по заявлению Открытого акционерного общества "Больница скорой медицинской помощи" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным Решение по делу 06-737/2014 от 25.05.2015, о признании недействительным предписание по делу 06-737/2014 от 13.05.2015, делу был присвоен номер N А65-14308/2015.
В производстве того же суда находилось дело по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения УФАС по РТ от 25.05.2015 г. N 06-737/2014 в части пунктов 1, 3, 6, 8, о признании недействительным предписания от 13.05.2015 г. по делу N 06-737/2014-2, делу был присвоен номер N А65-14545/2015.
Вышеуказанные дела были объединены судом в порядке ч. 2 ст. 130 АПК РФ в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением номера дела N А65-14137/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2015 года по делу N А65-14137/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", Открытого акционерного общества "Больница скорой медицинской помощи" и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19.09.2014 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение по факту нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципальной собственности - объектов недвижимости по ул. Рахматуллина, 6/9, литеры 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, в том числе здания общей площадью 3.473,5 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 16:50:010301:46 общей площадью 2.652 кв. м.
Указанные объекты недвижимости являются памятниками исторического значения и объектами культурного наследия.
Из представленных документов антимонопольным органом было установлено, что здания (в том числе лит. 1, 2 общей площадью 305,3 кв. м; лит. 3 общей площадью 445,2 кв. м; лит. 6 общей площадью 448,3 кв. м; лит. 7, 8, 9 общей площадью 2 274,7 кв. м) являются муниципальной собственностью и учитываются в муниципальной казне г. Казани.
Указанные объекты недвижимости были приняты в муниципальную собственность от Министерства земельных и имущественных отношений РТ по актам приема-передачи от 06.03.2014 года.
Земельный участок с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2.652 кв. м подлежал передаче из государственной собственности РТ в муниципальную собственность г. Казани во исполнение распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 28.03.2014 N 603-р.
В последующем, Решением Казанской городской Думы от 29.05.2014 N 8-33 в Решение Казанской городской Думы от 29.11.2013 N 4-27 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2014-2016 годы" внесены изменения, в соответствии с которыми указанное имущество включено в прогнозный план приватизации муниципальной собственности. Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 10.06.2014 года N 3142 здания общей площадью 3.473,5 кв. м с земельным участком, расположенные по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 внесены в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи".
Антимонопольный орган в своем решении указал, что на момент рассмотрения поступившего обращения, акты приема-передачи подписаны не были, фактически здания общей площадью 3.473,5 кв. м, земельный участок с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенные по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 являлись муниципальной собственностью.
В то же время из представленных документов, в том числе фотоматериалов со строительной площадки, антимонопольным органом было установлено, что по указанному адресу генподрядчиком ООО "Ак Барс Строй", техническим заказчиком ООО "Ак Барс Инжиниринг", застройщиком ООО "Прогресс" ведутся строительные работы по реконструкции указанных памятников и объектов культурного наследия.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что поскольку договоры купли-продажи отсутствуют, то сделки по указанным объектам муниципальной собственности не осуществлялись. Торги по продаже указанного имущества не проводились.
Публикации в печатных изданиях, интернет ресурсах отсутствуют в связи с тем, что управленческое решение о продаже указанного имущества не принято.
Разрешения на строительство, реконструкцию на указанном земельном участке не выдавались.
Антимонопольный орган указал, что в рассматриваемом случае муниципальное имущество на момент поступления, рассмотрения обращения проходило процедуру внесения в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи".
Поскольку на момент внесения в уставный капитал, генподрядчиком ООО "Ак Барс Строй", техническим заказчиком ООО "Ак Барс Инжиниринг", застройщиком ООО "Прогресс" велись строительные работы по реконструкции указанных объектов недвижимости без каких-либо правоустанавливающих документов, то антимонопольным органом был сделан вывод о фиктивности внесения имущества в уставной капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи".
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", ОАО "Больница скорой медицинской помощи", МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", ООО "Прогресс" признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 07.11.2014 г. N 01/429-к было возбуждено дело N 06-737/2014 по признакам нарушения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", ОАО "Больница скорой медицинской помощи", МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", ООО "Прогресс" части 4 статьи 16 Федерального закона от 06.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий при отчуждении муниципального имущества - зданий общей площадью 3473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 16:50:010301:46 общей площадью 2652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, в обход действующего законодательства определенному хозяйствующему субъекту, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения, антимонопольным органом 13.05.2015 г. были выданы предписания N 06-737/2014-1, N 06-737/2014-2, N 06-737/2014-3, N 06-737/2014-4.
В соответствии с предписанием N 06-737/2014-1 Исполнительному комитету муниципального образования города Казани не позднее 30 дней со дня его получения указано прекратить нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- - отменить Постановление от 10.06.2014 года N 3142, в части внесения в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи" зданий общей площадью 3 473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9;
- - обеспечить возврат в муниципальную собственность имущества - зданий общей площадью 3473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9.
В соответствии с предписанием N 06-737/2014-2 МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- - отменить Приказ от 27.01.2015 года N 150/КЗИО-ИК, в части внесения в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи" зданий общей площадью 3 473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9;
- - обеспечить возврат в муниципальную собственность имущества - зданий общей площадью 3 473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9.
В соответствии с предписанием N 06-737/2014-3 ОАО "Больница скорой медицинской помощи" не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- расторгнуть договор купли-продажи имущества - здания общей площадью 3 473,5 кв. м и земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, заключенный между ОАО "Больница скорой медицинской помощи" и ООО "Прогресс" от 05.03.2015 года.
В соответствии с предписанием N 06-737/2014-4 ООО "Прогресс не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- расторгнуть договор купли-продажи имущества - здания общей площадью 3 473,5 кв. м и земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, заключенный между ОАО "Больница скорой медицинской помощи" и ООО "Прогресс" от 05.03.2015 года.
О выполнении настоящих Предписаний сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня выполнения.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Установленный указанной нормой законодательства о защите конкуренции запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
Пунктом 18 статьи 4 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Указанные положения законодательства о конкуренции свидетельствуют о том, что для признания органа публичной власти или хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, какое соглашение заключено, либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам исследования представленных в материалы дела документов, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии доказательств того, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани, ООО "Прогресс", ОАО "Больница скорой медицинской помощи", Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" совершались какие либо действия, направленные на ограничение конкуренции.
Выводы антимонопольного органа о нарушении Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани, г. Казань, ООО "Прогресс", ОАО "Больница скорой медицинской помощи", Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" положений части 4 статьи 16 закона о защите конкуренции основаны на осуществлении согласованных действий при отчуждении муниципального имущества - зданий общей площадью 3473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 16:50:010301:46 общей площадью 2652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9.
Как было установлено антимонопольным органом, на основании акта приема-передачи от 06.03.2014 года от Министерства земельных и имущественных отношений РТ были приняты в муниципальную собственность города Казани из республиканской казны здания общей площадью 3 473,5 кв. м, расположенные по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9.
Земельный участок с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м был принят в муниципальную собственность города Казани из республиканской казны государственной собственности РТ во исполнение распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 28.03.2014 N 603-р.
Решением Казанской городской Думы от 29.05.2014 N 8-33 в Решение Казанской городской Думы от 29.11.2013 N 4-27 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2014-2016 годы" внесены изменения, в соответствии с которыми указанное имущество включено в прогнозный план приватизации.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 10.06.2014 N 3142 здания общей площадью 3 473,5 кв. м с земельным участком, расположенные по ул. Рахматуллина, 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 внесены в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи".
Приказом N 150/КЗИО-ИК от 27.01.2015 года МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" в связи с осуществлением полномочий единственного акционера ОАО "Больница скорой медицинской помощи" в качестве оплаты доли муниципального образования города Казани при размещении дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций внесено муниципальное имущество - здания общей площадью 3 473,5 кв. м и земельный участок с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенные по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9.
Общая стоимость передаваемого имущества оценена в сумму 28 462 000 (двадцать восемь миллионов четыреста шестьдесят две тысячи) рублей.
27.01.2015 года между Председателем МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" и директором ОАО "Больница скорой медицинской помощи" подписаны акты приема-передачи рассматриваемого имущества.
В то же время из представленных документов, в том числе фотоматериалов со строительной площадки, антимонопольным органом было установлено, что уже в сентябре 2014 года по указанному адресу генподрядчиком ООО "Ак Барс Строй", техническим заказчиком ООО "Ак Барс Инжиниринг", застройщиком ООО "Прогресс" велись строительные работы по реконструкции указанных памятников и объектов культурного наследия.
13.05.2014 года ООО "Прогресс" было выдано охранное обязательство N ЗУ-665 от 13.05.2014 года на объект археологического наследия "Культурный слой исторического центра города Казани XI-XVIII веков".
Антимонопольный орган в своем решении указал, что в рассматриваемом случае муниципальное имущество было приватизировано путем внесения в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи", вместе с тем, охранное обязательство N ЗУ-665 от 13.05.2014 года на объект археологического наследия "Культурный слой исторического центра города Казани XI-XVIII веков" было получено ООО "Прогресс", следовательно, ОАО "Больница скорой медицинской помощи" не имело намерения целевого использования объекта культурного наследия, а значит, имущество было приватизировано путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал, с целью обхода процедуры продажи объектов на конкурсе.
Из охранного обязательства следует, что ООО "Прогресс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2652 кв. м, основанием возникновения права собственности является соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, заключенное между ООО "Прогресс" и МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань".
Вместе с тем, антимонопольный орган указал, что фактически земельный участок с кадастровым номером N 16:50:010301:46, общей площадью 2 652 кв. м по ул. Рахматуллина на момент выдачи охранного обязательства являлся муниципальной собственностью, ООО "Прогресс" данный участок не предоставлялся.
Соглашением о сотрудничестве и совместной деятельности, заключенном между ООО "Прогресс" и МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" N 1-10-13 от 24.102013 года предусмотрены обязанности ООО "Прогресс":
- - в срок до 31.12.2014 года заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан;
- - в срок до 31.12.2018 года осуществить реконструкцию здания.
22.12.2014 года актом обследования земельного участка МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" N 747 от 22.12.2014 г. антимонопольным органом было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 656 кв. м начаты работы по реконструкции здания, территория ограждена строительным забором.
Исходя из вышеизложенных фактов, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления города Казани были осведомлены о фактическом использовании зданий общей площадью 3 473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2 652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, на момент приватизации - внесения в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи", участвовали в антиконкурентных соглашениях и осуществляли согласованные действия - конечным результатом которых преследовалась передача муниципального имущества фактическому пользователю ООО "Прогресс".
05.03.2015 года между ОАО "Больница скорой медицинской помощи" и ООО "Прогресс" был заключен договор купли-продажи имущества зданий общей площадью 3.473,5 кв. м, земельного участка с кадастровым номером N 16:50:010301:46 общей площадью 2.652 кв. м, расположенных по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1,2, 3, 6, 7, 8, 9.
Общая стоимость передаваемого имущества оценена в сумму 31 150 800 (тридцать один миллион сто пятьдесят тысяч восемьсот) рублей.
Таким образом, конечный результат согласованных действий - передача объектов по ул. Рахматуллина, д. 6, лит. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 ООО "Прогресс" был достигнут уже в ходе рассмотрения антимонопольного дела.
По мнению антимонопольного органа, внесение муниципального имущества в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи" позволило обойти процедуры публичности и передать имущество конкретному хозяйствующему субъекту в приоритетном порядке.
В соответствии с Положением о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 20-3, предметом и целью деятельности МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а также переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Пунктом 3.1.22 Положения закреплено полномочие МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" выступать от имени муниципального образования учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых посредством приватизации муниципальных унитарных предприятий, а также учредителем иных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках данного полномочия, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является единственным акционером ОАО "Больница скорой медицинской помощи".
Как единственный акционер ОАО "Больница скорой медицинской помощи", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" имеет право в том числе:
- - участвовать в управлении делами Общества;
- - получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с бухгалтерскими документами;
- - принимать участие в распределении прибыли;
- - получать пропорционально количеству имеющихся акций долю прибыли (дивиденды);
- - получать в случае ликвидации Общества часть имущества, пропорционально количеству принадлежащих акций.
Анализ документов, в частности вышеуказанного Положения, позволил антимонопольному органу прийти к выводу о том, что за период деятельности ОАО "Больница скорой медицинской помощи", дивиденды в пользу МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" за весь период деятельности не начислялись и не выплачивались. Периодически внося муниципальное имущество в уставный капитал ОАО "Больница скорой медицинской помощи" в качестве оплаты акций, приобретаемых муниципальным образованием города Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (являясь единственным акционером муниципального образования г. Казани, в лице МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани"), как орган, осуществляющий распоряжение имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани, фактически не получило от данной передачи никакого дохода, следовательно не обеспечило поступление прибыли от реализации данного муниципального имущества.
Указанный вывод сделан антимонопольным органом, исходя из того, что были нарушены основы Федерального закона 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающие принцип возмездности реализации муниципального имущества, который определяет цели и основное назначение приватизации.
Соответственно, по мнению антимонопольного органа, данный факт не может не влиять на условия здоровой конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества города Казани, по тем причинам, что реализация муниципального имущества должна преследовать цели получения доходных средств в местный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур.
Как указал антимонопольный орган, передача муниципального имущества ОАО "Больница скорой медицинской помощи", с его последующей реализацией, минуя процедуры установленные законом, которые гарантируют прозрачность и открытость, фактически исключила возможность организации торгов и способствовала ограничению конкуренции.
Ссуд первой инстанции обоснованно посчитал, что выводы антимонопольного органа являются ошибочными, исходя из следующего.
Под приватизацией муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Внесение единственным акционером ОАО "Больница скорой медицинской помощи" - Исполнительным комитетом города Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений - недвижимого имущества в оплату уставного капитала Общества осуществлялось в полном соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Так, в соответствии со ст. 25 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесение муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться либо при учреждении открытых акционерных обществ, либо в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
Материалами дела установлено, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Рахматуллина, д. 6, было внесено в уставной капитал в рамках увеличения уставного капитала, в качестве оплаты доли муниципального образования г. Казани при размещении дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций обществ, что подтверждается решением Казанской городской Думы от 29.05.2014 г. N 8-33 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2014-2016 гг., постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 10.06.2014 г. N 3142, приказом от 27.01.2015 г. N 150/КЗИО-ИК.
Более того, вопрос относительно судьбы спорного имущества был определен еще в 2010 году, о чем свидетельствует Решение Казанской Городской Думы от 06.12.2010 г. N 9-2 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2011 год и перспективу до 2013 года.
Таким образом, действия Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани по внесению муниципального имущества по внесению в уставный капитал полностью соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" акционерное общество является коммерческой организацией и ведет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.
Согласно п. 1 ст. 42 Закона "Об акционерных обществах", общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
Таким образом, обязанность общества в части выплаты дивидендов возможна только в отношении объявленных дивидендов, а не дохода в целом. Законодатель закрепил право общества принять решение о выплате дивидендов, исключая такую обязанность. Таким образом, выплата дивидендов является правом, а не обязанностью общества.
Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.
В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" указано на то, что дивиденды, решение о выплате (объявлении) которых принято общим собранием акционеров, подлежат выплате в срок, определенный уставом общества или решением общего собрания акционеров. Если уставом такой срок не определен, он не должен превышать 60 дней, в том числе при установлении его решением общего собрания. В случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок акционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся ему суммы дивидендов, а также процентов за просрочку исполнения денежного обязательства на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты подлежат начислению за период просрочки выплаты дивидендов, исчисляемой со дня, следующего за днем окончания установленного срока их выплаты.
Таким образом, в случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок акционер вправе самостоятельно обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся ему суммы дивидендов.
Данный вывод суда согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2014 г. N А65-9585/2014).
Антимонопольный орган в своем решении также указал, что денежные средства от продажи имущества ОАО "Больница скорой медицинской помощи" в пользу ООО "Прогресс" в бюджет муниципального образования г. Казани не перечислялись.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно посчитал недоказанным выводы антимонопольного органа о безвозмездном характере данной сделки, исходя из следующего.
В судебном заседании представитель ООО "Прогресс" пояснил, что имущество по адресу: РТ, г. Казань, ул. Рахматуллина, д. 6 было продано ОАО "Больница скорой медицинской помощи" в пользу ООО "Прогресс" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.03.2015 г. за 31.150.800 руб.
В свою очередь ООО "Прогресс" продало ОАО "Больница скорой медицинской помощи", на основании договора купли продажи недвижимого имущества от 05.03.2015 г. земельный участок общей площадью 200 000 кв. м по адресу: Республика Татарстан, р-н. Лаишевский муниципальный, Сокуровское сельское поселение, кадастровый номер 16:24:240301:1354 за 34 000 000 руб. Образовавшаяся встречная задолженность в размере 31.150.800 руб. была погашена путем зачета встречных однородных требований на основании Соглашения о зачете встречных однородных требований от 16.03.2015 г. Вышеуказанные договоры и соглашение были приобщены к материалам настоящего дела.
С учетом вышеизложенного, представитель ООО "Прогресс" указал, что в дальнейшем ОАО "Больница скорой медицинской помощи" передало указанное имущество по безвозмездной сделке в пользу Муниципального образования г. Казани.
Представленными заявителями документами подтверждается факт передачи земельного участка Исполкому, а именно договором дарения земельного участка от 05.08.2015 г., и актом приема-передачи к договору дарения земельного участка от 05.08.2015 г.
Между тем, нормами действующего законодательства РФ не предусмотрена обязанность ОАО "Больница скорой медицинской помощи", единственным акционером которого является Исполнительный комитет г. Казани в лице Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", направлять денежные средства в бюджет муниципального образования города Казани ни при получении от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" недвижимого имущества в оплату уставного капитала, ни при дальнейшей реализации данного имущества третьим лицам.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителей, поскольку под диспозицию части 4 статьи 16 Закона о конкуренции подпадают не любые согласованные действия органов государственной власти, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", ОАО "Больница скорой медицинской помощи", МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", ООО "Прогресс", согласованных действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2015 года по делу N А65-14137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)