Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-59741/2016
по заявлению акционерного общества "Корпорация развития" (ИНН 6671199917, ОГРН 1069671055123, далее - общество "Корпорация развития", налогоплательщик)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (ИНН 6661009067, далее - инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление ФНС по Свердловской области),
о признании недействительными решений от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.07.2016 N 503 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Корпорация развития" - Хрусталев А.В. (доверенность от 10.02.2017 N 36/2017);
- инспекции - Ищенко О.В. (доверенность от 14.11.2016 N 05-14), Дворецкова О.В. (доверенность от 09.01.2017 N 05-10), Широков А.Г. (доверенность от 19.12.2015 N 05-10).
Представители Управления ФНС по Свердловской области, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Корпорация развития" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.07.2016 N 503 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Определением суда от 11.01.2017 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 02.02.2017.
До начала судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство об отложении предварительного судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку, возражает против перехода к рассмотрению дела по существу.
Также со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит принять отказ от заявленных требований в части признания незаконным отказа от возмещения НДС в сумме 63 358 474 руб.
Частичный отказ от заявленных требований судом принят на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в части.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщен к материалам дела отзыв с приложением материалов камеральной налоговой проверки.
Управлением ФНС по Свердловской области к материалам дела приобщен отзыв на заявление.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 08.02.2017 (резолютивная часть объявлена 02.02.2017) судебное разбирательство назначено на 28.02.2017.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц судом сделан вывод о необходимости судебное заседание отложить на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления заявителем первичных документов, доказывающих принятие объектов на учет.
Определением суда от 07.03.2017 судебное разбирательство отложено на 05.04.2017.
В ходе судебного заседания заявителем представлены в материалы дела договор подряда от 06.04.2015, договор на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика от 15.04.2015, счета-фактуры от 30.09.2015 N 56, N 141, от 31.08.2015 N 132, акт - сдачи приемки оказанных услуг от 30.09.2015, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2015 N 1, акт о приемке выполненных работ за апрель - август 2015 от 31.08.2015 N 1, акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2015 от 30.09.2015 N 2, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2015 N 2.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом "Корпорация Развития" налоговой декларации по НДС за III квартал 2015 года.
Результаты проверки оформлены актом от 06.04.2016 N 23295, на основании которого, с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесено решение от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 19.07.2016 N 503 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
На основании указанных решений налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 228 909 руб. 60 коп., доначислен НДС в размере 6 144 548 руб., начислены пени в размере 509 997 руб. 44 коп., отказано в возмещении НДС из бюджета в размере 70 607 507 руб.
Основанием для доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафов, отказа в возмещении НДС явились выводы налогового органа о неправомерном применении вычета НДС в сумме 12 972 381 рублей на основании счетов-фактур общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Развития" (далее - общество "Строительная компания Развития") от 31.08.2015 N 132, от 30.09.2015 N 41 по договору от 06.04.2015 N 20 на выполнение работ по подготовке полосы отвода для строительства объекта "Строительство железнодорожной линии Салехард - Надым, этап 1 разъезд Сырковый - разъезд Хорей", вычета по НДС в сумме 421 200 руб. на основании счет-фактуры общества с ограниченной ответственностью "УралСтройТехнологии" (далее - общество "УралСтройТехнологии") от 30.09.2015 N 56 по договору от 13.04.2015 б/н на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика на объекте "Строительство железнодорожной линии Салехард - Надым, этап 1 раз. Сырковый - раз. Хорей".
В ходе камеральной проверки инспекцией установлено, что между подрядчиком - обществом "Строительная компания Развития" и инвестором-застройщиком обществом "Корпорация Развития" заключен договор подряда от 06.04.2015 N 20. В силу данного договора подрядчик обязуется по заданию инвестора-застройщика выполнить отдельные работы по подготовке полосы отвода для строительства объекта "Строительство железнодорожной линии Салехард - Надым, этап 1 разъезд Сырковый (вкл) - разъезд Хорей".
Согласно первичным документам и пояснениям налогоплательщика, общество "Строительная компания Развития" на указанном участке осуществило рубку леса, деревьев, кустарников, корчевание пней, вынос и закрепление границ проекта.
Между обществами "УралСтройТехнологии" и "Корпорация Развития" заключен договор от 13.04.2015 б/н на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика в ходе подготовительного периода на объекте "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым", 1 этап разъезд "Сырковый" - разъезд "Хорей".
Из пояснений налогоплательщика от 01.03.2016 следует, что в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" предполагается строительство железнодорожной линии "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" в Ямало-Ненецком автономном округе. Протяженность железнодорожной линии "Салехард - Надым" составляет 354,6 км. Проект реализует общество "Корпорация Развития" в партнерстве с акционерным обществом "Газпром" и акционерным обществом "РЖД" при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Общество "Корпорация Развития" является владельцем проектной и рабочей документации "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым", куда входит участок железнодорожной линии "Разъезд Сырковый (вкл.) - Разъезд Хорей (вкл.)" и владельцем создаваемого объекта строительства "Железнодорожная линия Салехард - Надым, разъезд Сырковый - разъезд Хорей". В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета обществом "Корпорация Развития" выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии "Полуночная - Обская - Салехард" с развитием Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы) установлен Перечень программных мероприятий. Подпрограмма "Железнодорожный транспорт" - для строительства железнодорожных линий в районах нового освоения будут осуществляться мероприятия, реализация которых принесет значительные экономические и социальные эффекты для всего государства. К таким мероприятиям относится, в том числе, строительство линии Салехард ~ Надым, мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехарда.
Строительство объекта железнодорожной линии "Салехард - Надым" предусмотрено программой социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы, утвержденной Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 148-ЗАО и Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2011 N 839.
В проверяемом периоде учредителями общества "Корпорация Развития" являлись Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент имущественных отношений ЯНАО, Департамент имущественных отношений Югры, Министерство имущества Челябинской области, ГУП СО "Распорядительная дирекция МУГИСО", общество с ограниченной ответственностью "УСТ".
Ямало-Ненецким автономным округом произведен вклад в уставный капитал общества "Корпорация Развития" путем приобретения обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 9 631 726 штук на основании договора купли-продажи акций в размере 7 145 739 штук и их оплаты денежными средствами на сумму 7 145 739 000 руб.; приобретения акций Тюменской области, в лице департамента имущественных отношений Тюменской области, в количестве 1 995 131 штук; передачи акций открытого акционерного общества "Ямальская железнодорожная компания", в количестве 225 200 штук, на сумму 225 200 000 руб., в обмен на акции ОАО "Урал Промышленный - Урал Полярный", в количестве 225 200 штук; передачи объектов строительства теплоэлектростанции в обмен на акции ОАО "Урал Промышленный - Урал Полярный" в размере 265 656 штук.
Источником финансирования строительства спорного объекта являются собственные средства общества "Корпорация Развития", полученные в качестве вклада Ямало-Ненецкого автономного округа в уставный капитал.
Строительство осуществляется на земельных участках, принадлежащих субъекту Российской Федерации - Ямало-Ненецкий автономный округ. Обществом "Корпорация Развития" заключены договоры аренды земельного участка от 19.05.2015 N Н2015/56 и N Н2015/57 с Администрацией муниципального образования Надымского района, срок действия договоров - 11 месяцев с 23.04.2015 по 22.03.2016. Также под строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым" обществом "Корпорация Развития" заключен договор аренды во временное пользование лесного участка в составе земель лесного фонда с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, земля для осуществления строительства железнодорожной линии "Салехард - Надым" предоставлена налогоплательщику во временное пользование.
Согласно информации, полученной инспекцией от Росжелдора (координатора строительства), данный проект является составной частью проекта "Создание железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой Коротчаево" и железнодорожных подходов к нему. Разработанная правительством ЯНАО организационно-правовая модель предусматривает строительство и эксплуатацию проекта с привлечением инвестора на основании договора концессии. Право собственности на конец реализации проекта на линейный участок будет принадлежать ЯНАО. На текущий момент организационно-правовая модель проходит согласование в Федеральных органах исполнительной власти. Основной разворот строительных работ по проекту предполагается осуществлять в долгосрочной перспективе с учетом возможностей Российской Федерации в оказании мер государственной поддержки в реализации проекта Северный широтный ход.
Согласно информации, полученной инспекцией от открытого акционерного общества "РЖД", в настоящий момент открытое акционерное общество "РЖД" рассматривает возможность заключения концессионного соглашения в целях создания железнодорожного Северного широтного хода, а также возможные варианты взаимодействия с обществом "Корпорация Развития" при реализации данного проекта. Параметры реализации данного проекта будут определены по итогам формирования заявки на право заключения концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вклад в уставный капитал общества "Корпорация Развития" внесен органами субъекта Российской Федерации и муниципалитета в размере 98,9%, соответственно, акционерами являются органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (имеющими право на получение дивидендов по акциям, в том числе и в натуральной форме в виде недвижимого имущества). Строительство объекта ведется в интересах ЯНАО (доля в уставном капитале - 34,88%), право собственности на конец реализации проекта на линейный участок будет принадлежать ЯНАО. При реализации проекта, имеющего государственное значение, финансирование строительства осуществляется денежными средствами, полученными из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ЯНАО, в качестве вкладов в уставный капитал организации налогоплательщика. В настоящее время не согласована финансовая и организационно-правовая модель проекта создания Северного широтного хода, не подписано соглашение о реализации данного проекта.
На основании установленных обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку безвозмездная передача имущества органам государственной власти и местного самоуправления не признается объектом налогообложения по НДС, инспекцией сделан вывод о том, что хозяйственные операции налогоплательщика с обществами "Строительная компания Развития" и "УралСтройТехнологии" не связаны с деятельностью, облагаемой НДС, в связи с чем отказано в реализации права на налоговый вычет и возмещении НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 16.09.2016 N 1051/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решения инспекции от 19.07.2016 N 19676, N 503 в части отказа в возмещении суммы НДС в сумме 13 393 581 руб. 00 коп. вынесены с нарушением налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, общество "Корпорация Развития" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов стороны судом сделан вывод о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг).
В силу п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
На основании п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
На основании п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении капитального строительства суммы НДС, предъявленные подрядными организациями, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Счет-фактура в силу п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Указанный документ должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По смыслу ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) не ставится в зависимость от использования данных товаров либо результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, а также начала использования товаров (результатов работ, услуг) в такой деятельности.
В силу п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Судом установлено, что в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" предполагается строительство железнодорожной линии "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" в Ямало-Ненецком автономном округе. Протяженность железнодорожной линии "Салехард - Надым" составляет 354,6 км.
Проект реализует общество "Корпорация Развития" в партнерстве с акционерным обществом "Газпром" и акционерным обществом "РЖД" при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Общество "Корпорация Развития" является владельцем проектной и рабочей документации "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым", куда входит участок железнодорожной линии "Разъезд Сырковый (вкл.) - Разъезд Хорей (вкл.)" и владельцем создаваемого объекта строительства "Железнодорожная линия Салехард - Надым, разъезд Сырковый - разъезд Хорей". В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета обществом "Корпорация Развития" выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии "Полуночная - Обская - Салехард" с развитием Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево".
В целях реализации инвестиционного проекта обществом "Корпорация Развития" (инвестор-застройщик) заключен с заключен с обществом "УралСтройТехнологии" (технический заказчик) договор на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика от 15.04.2015. Согласно условиям договора технический заказчик обязуется оказать услуги по выполнению отдельных функций технического заказчика при выполнении работ подготовительного периода на объекте "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым" Этап 1. Раз. Сырковый (вкл) - Раз. Хорей".
По условиям договора общая стоимость услуг составляет 2 761 200 руб., в том числе НДС - 421 руб. Стоимость услуг определена из расчета осуществления техническим заказчиком своих функций на объекте в течение 6 месяцев с даты, указанной в п. 1.3 договора. Стоимость услуг за 1 месяц составляет 460 200 руб.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 договора технический заказчик обязуется приступить к оказанию услуг с 13.04.2015. Технический заказчик оказывает услуги в течение периода выполнения подрядчиком работ до момента подписания инвестором-застройщиком последних актов выполненных работ по форме КС-2, но не более 6 месяцев с даты начала оказания услуг.
Также обществом "Корпорация Развития" (инвестор-застройщик) заключен с заключен с обществом "Строительная компания Развития" (подрядчик) договор подряда от 06.04.2015. Согласно условиям договора подрядчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) выполнить отдельные работы по подготовке полосы отвода для строительства объекта "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым" Этап 1. Раз. Сырковый (вкл) - Раз. Хорей".
По условиям договора общая цена является фиксированной и составляет 126 026 000 руб. 50 коп. Дата начала работ - 06.04.2015, дата окончания работ - 30.09.2015. Приложением N 2 определен график выполнения работ: на III квартал 2015 года в период с 12.05.2015 по 30.09.2015 предусмотрены работы по вырубке леса и кустарника на арендованных земельных участках в составе земель населенных пунктов (р-зд Хорей - р-зд Сырковый).
В подтверждение факта оказания услуг по договору с обществом "УралСтройТехнологии" налогоплательщиком представлен акт - сдачи приемки оказанных услуг от 30.09.2015, согласно которому техническим заказчиком осуществлены функции технического заказчика, услуги оказаны с надлежащим качеством и в полном объеме, в установленные сроки, стоимость оказанных услуг составляет 2 761 200 руб., в том числе НДС в сумме 421 200 руб. В подтверждение права на налоговый вычет представлен счет-фактуры от 30.09.2015 N 56.
В подтверждение факта выполнения работ на общую сумму 84 041 168 руб. 66 коп., в том числе НДС в сумме 12 972 381 руб. 66 коп., по договору с обществом "Строительная компания Развития" налогоплательщиком представлены справки о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2015 N 1, от 30.09.2015 N 2, акты о приемке выполненных работ за апрель - август 2015 от 31.08.2015 N 1, за сентябрь 2015 от 30.09.2015 N 2. В подтверждение права на налоговый вычет представлены счета-фактуры от 31.08.2015 N 132, от 30.09.2015 N 141.
Факты выполнения работ и оказания услуг по названным договорам, принятия результатов работ (услуг) в III квартале 2015 года и постановки их на учет судом установлены, налоговым органом не оспариваются. Выполнение работ (услуг) по указанным договорам завершено.
При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что право на налоговый вычет по НДС в сумме 13 393 581 руб. по указанным хозяйственным операциям реализовано налогоплательщиком правомерно.
Доводы налогового органа о том, что спорные хозяйственные операции выполнены не в связи с деятельностью, облагаемой НДС, судом не приняты.
По п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В соответствии с п. 3.1 Устава общества "Корпорация развития" основной целью создания организации является содействие развитию и реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", а также извлечение прибыли. Безвозмездная передача созданных обществом "Корпорация развития" объектов приведет к убыткам общества, что противоречит целям его создания.
Денежные средства на реализацию инвестиционного проекта поступили из бюджетов субъектов Российской Федерации в общество "Корпорация Развития" в качестве вклада в уставный капитал. В силу п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации данные средства являются собственностью общества "Корпорация Развития". Таким образом, источником финансирования спорного объекта являются собственные средства общества "Корпорация Развития", полученные в качестве вклада Ямало-Ненецкого автономного округа в уставный капитал.
Поскольку созданные налогоплательщиком объекты представляют собой основные средства организации, они могут быть использованы в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС.
Никаких решений или соглашений о безвозмездной передаче налогоплательщиком строящегося объекта органам власти ЯНАО и иным органам государственной власти не имеется. Заявление Росжелдора письмом от 18.05.2016 N 134-25/307Оис о том, что право собственности на участок пути будет принадлежать ЯНАО противоречит ответу Департамента имущественных отношений ЯНАО от 06.07.2016 N 501-12/502 и от 28.06.2016 N 501-12/482, где указано, что включение указанной железнодорожной линии в реестр объектов государственной собственности автономного округа не планируется.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон выводы налогового органа, положенные с основание оспариваемого решения суд признал недоказанными. Учитывая предусмотренную законодательством обязанность налогоплательщика восстановить НДС при безвозмездной передача созданных объектов органам государственной власти или местного самоуправления, суд счел неправомерным отказывать налогоплательщику в праве на налоговый вычет при совершении операций по строительству указанных объектов. Таким образом, требования налогоплательщика о признании недействительными решений инспекции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку сумма налоговых вычетов за III квартал 2015 года превысила исчисленную обществом "Корпорация Развития" общую сумму налога, положительная разница в сумме 13 393 581 руб. 00 коп. подлежит возмещению налогоплательщику, в связи с чем решение инспекции от 19.07.2016 N 19676 о доначислении НДС, соответствующих пеней и штрафов подлежит признанию недействительным, решение инспекции от 19.07.2016 N 503 подлежит признанию недействительным в части отказа в возмещении указанной суммы.
В п. 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что поскольку решение по вопросу о возмещении НДС неразрывно связано с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, судам необходимо исходить из того, что названные решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. В связи с этим они вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как единое требование.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с инспекции в пользу общества "Корпорация Развития". В остальной части излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Поскольку оригинал документа об уплате государственной пошлины с отметкой банка об исполнении не представлен в материалы дела, вопрос о возврате государственной пошлины в сумме 3000 руб. при вынесении настоящего решения не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.07.2016 N 503 в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в сумме 13 393 581 руб. 00 коп.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Корпорация Развития".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга в пользу акционерного общества "Корпорация Развития" 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-59741/2016
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2017 г. по делу N А60-59741/2016
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-59741/2016
по заявлению акционерного общества "Корпорация развития" (ИНН 6671199917, ОГРН 1069671055123, далее - общество "Корпорация развития", налогоплательщик)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (ИНН 6661009067, далее - инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление ФНС по Свердловской области),
о признании недействительными решений от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.07.2016 N 503 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Корпорация развития" - Хрусталев А.В. (доверенность от 10.02.2017 N 36/2017);
- инспекции - Ищенко О.В. (доверенность от 14.11.2016 N 05-14), Дворецкова О.В. (доверенность от 09.01.2017 N 05-10), Широков А.Г. (доверенность от 19.12.2015 N 05-10).
Представители Управления ФНС по Свердловской области, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Корпорация развития" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.07.2016 N 503 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Определением суда от 11.01.2017 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 02.02.2017.
До начала судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство об отложении предварительного судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку, возражает против перехода к рассмотрению дела по существу.
Также со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит принять отказ от заявленных требований в части признания незаконным отказа от возмещения НДС в сумме 63 358 474 руб.
Частичный отказ от заявленных требований судом принят на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в части.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщен к материалам дела отзыв с приложением материалов камеральной налоговой проверки.
Управлением ФНС по Свердловской области к материалам дела приобщен отзыв на заявление.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 08.02.2017 (резолютивная часть объявлена 02.02.2017) судебное разбирательство назначено на 28.02.2017.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц судом сделан вывод о необходимости судебное заседание отложить на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления заявителем первичных документов, доказывающих принятие объектов на учет.
Определением суда от 07.03.2017 судебное разбирательство отложено на 05.04.2017.
В ходе судебного заседания заявителем представлены в материалы дела договор подряда от 06.04.2015, договор на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика от 15.04.2015, счета-фактуры от 30.09.2015 N 56, N 141, от 31.08.2015 N 132, акт - сдачи приемки оказанных услуг от 30.09.2015, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2015 N 1, акт о приемке выполненных работ за апрель - август 2015 от 31.08.2015 N 1, акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2015 от 30.09.2015 N 2, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2015 N 2.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом "Корпорация Развития" налоговой декларации по НДС за III квартал 2015 года.
Результаты проверки оформлены актом от 06.04.2016 N 23295, на основании которого, с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесено решение от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 19.07.2016 N 503 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
На основании указанных решений налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 228 909 руб. 60 коп., доначислен НДС в размере 6 144 548 руб., начислены пени в размере 509 997 руб. 44 коп., отказано в возмещении НДС из бюджета в размере 70 607 507 руб.
Основанием для доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафов, отказа в возмещении НДС явились выводы налогового органа о неправомерном применении вычета НДС в сумме 12 972 381 рублей на основании счетов-фактур общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Развития" (далее - общество "Строительная компания Развития") от 31.08.2015 N 132, от 30.09.2015 N 41 по договору от 06.04.2015 N 20 на выполнение работ по подготовке полосы отвода для строительства объекта "Строительство железнодорожной линии Салехард - Надым, этап 1 разъезд Сырковый - разъезд Хорей", вычета по НДС в сумме 421 200 руб. на основании счет-фактуры общества с ограниченной ответственностью "УралСтройТехнологии" (далее - общество "УралСтройТехнологии") от 30.09.2015 N 56 по договору от 13.04.2015 б/н на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика на объекте "Строительство железнодорожной линии Салехард - Надым, этап 1 раз. Сырковый - раз. Хорей".
В ходе камеральной проверки инспекцией установлено, что между подрядчиком - обществом "Строительная компания Развития" и инвестором-застройщиком обществом "Корпорация Развития" заключен договор подряда от 06.04.2015 N 20. В силу данного договора подрядчик обязуется по заданию инвестора-застройщика выполнить отдельные работы по подготовке полосы отвода для строительства объекта "Строительство железнодорожной линии Салехард - Надым, этап 1 разъезд Сырковый (вкл) - разъезд Хорей".
Согласно первичным документам и пояснениям налогоплательщика, общество "Строительная компания Развития" на указанном участке осуществило рубку леса, деревьев, кустарников, корчевание пней, вынос и закрепление границ проекта.
Между обществами "УралСтройТехнологии" и "Корпорация Развития" заключен договор от 13.04.2015 б/н на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика в ходе подготовительного периода на объекте "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым", 1 этап разъезд "Сырковый" - разъезд "Хорей".
Из пояснений налогоплательщика от 01.03.2016 следует, что в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" предполагается строительство железнодорожной линии "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" в Ямало-Ненецком автономном округе. Протяженность железнодорожной линии "Салехард - Надым" составляет 354,6 км. Проект реализует общество "Корпорация Развития" в партнерстве с акционерным обществом "Газпром" и акционерным обществом "РЖД" при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Общество "Корпорация Развития" является владельцем проектной и рабочей документации "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым", куда входит участок железнодорожной линии "Разъезд Сырковый (вкл.) - Разъезд Хорей (вкл.)" и владельцем создаваемого объекта строительства "Железнодорожная линия Салехард - Надым, разъезд Сырковый - разъезд Хорей". В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета обществом "Корпорация Развития" выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии "Полуночная - Обская - Салехард" с развитием Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы) установлен Перечень программных мероприятий. Подпрограмма "Железнодорожный транспорт" - для строительства железнодорожных линий в районах нового освоения будут осуществляться мероприятия, реализация которых принесет значительные экономические и социальные эффекты для всего государства. К таким мероприятиям относится, в том числе, строительство линии Салехард ~ Надым, мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехарда.
Строительство объекта железнодорожной линии "Салехард - Надым" предусмотрено программой социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы, утвержденной Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 148-ЗАО и Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2011 N 839.
В проверяемом периоде учредителями общества "Корпорация Развития" являлись Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент имущественных отношений ЯНАО, Департамент имущественных отношений Югры, Министерство имущества Челябинской области, ГУП СО "Распорядительная дирекция МУГИСО", общество с ограниченной ответственностью "УСТ".
Ямало-Ненецким автономным округом произведен вклад в уставный капитал общества "Корпорация Развития" путем приобретения обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 9 631 726 штук на основании договора купли-продажи акций в размере 7 145 739 штук и их оплаты денежными средствами на сумму 7 145 739 000 руб.; приобретения акций Тюменской области, в лице департамента имущественных отношений Тюменской области, в количестве 1 995 131 штук; передачи акций открытого акционерного общества "Ямальская железнодорожная компания", в количестве 225 200 штук, на сумму 225 200 000 руб., в обмен на акции ОАО "Урал Промышленный - Урал Полярный", в количестве 225 200 штук; передачи объектов строительства теплоэлектростанции в обмен на акции ОАО "Урал Промышленный - Урал Полярный" в размере 265 656 штук.
Источником финансирования строительства спорного объекта являются собственные средства общества "Корпорация Развития", полученные в качестве вклада Ямало-Ненецкого автономного округа в уставный капитал.
Строительство осуществляется на земельных участках, принадлежащих субъекту Российской Федерации - Ямало-Ненецкий автономный округ. Обществом "Корпорация Развития" заключены договоры аренды земельного участка от 19.05.2015 N Н2015/56 и N Н2015/57 с Администрацией муниципального образования Надымского района, срок действия договоров - 11 месяцев с 23.04.2015 по 22.03.2016. Также под строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым" обществом "Корпорация Развития" заключен договор аренды во временное пользование лесного участка в составе земель лесного фонда с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, земля для осуществления строительства железнодорожной линии "Салехард - Надым" предоставлена налогоплательщику во временное пользование.
Согласно информации, полученной инспекцией от Росжелдора (координатора строительства), данный проект является составной частью проекта "Создание железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой Коротчаево" и железнодорожных подходов к нему. Разработанная правительством ЯНАО организационно-правовая модель предусматривает строительство и эксплуатацию проекта с привлечением инвестора на основании договора концессии. Право собственности на конец реализации проекта на линейный участок будет принадлежать ЯНАО. На текущий момент организационно-правовая модель проходит согласование в Федеральных органах исполнительной власти. Основной разворот строительных работ по проекту предполагается осуществлять в долгосрочной перспективе с учетом возможностей Российской Федерации в оказании мер государственной поддержки в реализации проекта Северный широтный ход.
Согласно информации, полученной инспекцией от открытого акционерного общества "РЖД", в настоящий момент открытое акционерное общество "РЖД" рассматривает возможность заключения концессионного соглашения в целях создания железнодорожного Северного широтного хода, а также возможные варианты взаимодействия с обществом "Корпорация Развития" при реализации данного проекта. Параметры реализации данного проекта будут определены по итогам формирования заявки на право заключения концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вклад в уставный капитал общества "Корпорация Развития" внесен органами субъекта Российской Федерации и муниципалитета в размере 98,9%, соответственно, акционерами являются органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (имеющими право на получение дивидендов по акциям, в том числе и в натуральной форме в виде недвижимого имущества). Строительство объекта ведется в интересах ЯНАО (доля в уставном капитале - 34,88%), право собственности на конец реализации проекта на линейный участок будет принадлежать ЯНАО. При реализации проекта, имеющего государственное значение, финансирование строительства осуществляется денежными средствами, полученными из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ЯНАО, в качестве вкладов в уставный капитал организации налогоплательщика. В настоящее время не согласована финансовая и организационно-правовая модель проекта создания Северного широтного хода, не подписано соглашение о реализации данного проекта.
На основании установленных обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку безвозмездная передача имущества органам государственной власти и местного самоуправления не признается объектом налогообложения по НДС, инспекцией сделан вывод о том, что хозяйственные операции налогоплательщика с обществами "Строительная компания Развития" и "УралСтройТехнологии" не связаны с деятельностью, облагаемой НДС, в связи с чем отказано в реализации права на налоговый вычет и возмещении НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 16.09.2016 N 1051/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решения инспекции от 19.07.2016 N 19676, N 503 в части отказа в возмещении суммы НДС в сумме 13 393 581 руб. 00 коп. вынесены с нарушением налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, общество "Корпорация Развития" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов стороны судом сделан вывод о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг).
В силу п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
На основании п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
На основании п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении капитального строительства суммы НДС, предъявленные подрядными организациями, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Счет-фактура в силу п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Указанный документ должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По смыслу ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) не ставится в зависимость от использования данных товаров либо результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, а также начала использования товаров (результатов работ, услуг) в такой деятельности.
В силу п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Судом установлено, что в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" предполагается строительство железнодорожной линии "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" в Ямало-Ненецком автономном округе. Протяженность железнодорожной линии "Салехард - Надым" составляет 354,6 км.
Проект реализует общество "Корпорация Развития" в партнерстве с акционерным обществом "Газпром" и акционерным обществом "РЖД" при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Общество "Корпорация Развития" является владельцем проектной и рабочей документации "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым", куда входит участок железнодорожной линии "Разъезд Сырковый (вкл.) - Разъезд Хорей (вкл.)" и владельцем создаваемого объекта строительства "Железнодорожная линия Салехард - Надым, разъезд Сырковый - разъезд Хорей". В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета обществом "Корпорация Развития" выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии "Полуночная - Обская - Салехард" с развитием Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево".
В целях реализации инвестиционного проекта обществом "Корпорация Развития" (инвестор-застройщик) заключен с заключен с обществом "УралСтройТехнологии" (технический заказчик) договор на оказание услуг по выполнению функций технического заказчика от 15.04.2015. Согласно условиям договора технический заказчик обязуется оказать услуги по выполнению отдельных функций технического заказчика при выполнении работ подготовительного периода на объекте "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым" Этап 1. Раз. Сырковый (вкл) - Раз. Хорей".
По условиям договора общая стоимость услуг составляет 2 761 200 руб., в том числе НДС - 421 руб. Стоимость услуг определена из расчета осуществления техническим заказчиком своих функций на объекте в течение 6 месяцев с даты, указанной в п. 1.3 договора. Стоимость услуг за 1 месяц составляет 460 200 руб.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 договора технический заказчик обязуется приступить к оказанию услуг с 13.04.2015. Технический заказчик оказывает услуги в течение периода выполнения подрядчиком работ до момента подписания инвестором-застройщиком последних актов выполненных работ по форме КС-2, но не более 6 месяцев с даты начала оказания услуг.
Также обществом "Корпорация Развития" (инвестор-застройщик) заключен с заключен с обществом "Строительная компания Развития" (подрядчик) договор подряда от 06.04.2015. Согласно условиям договора подрядчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) выполнить отдельные работы по подготовке полосы отвода для строительства объекта "Строительство железнодорожной линии "Салехард - Надым" Этап 1. Раз. Сырковый (вкл) - Раз. Хорей".
По условиям договора общая цена является фиксированной и составляет 126 026 000 руб. 50 коп. Дата начала работ - 06.04.2015, дата окончания работ - 30.09.2015. Приложением N 2 определен график выполнения работ: на III квартал 2015 года в период с 12.05.2015 по 30.09.2015 предусмотрены работы по вырубке леса и кустарника на арендованных земельных участках в составе земель населенных пунктов (р-зд Хорей - р-зд Сырковый).
В подтверждение факта оказания услуг по договору с обществом "УралСтройТехнологии" налогоплательщиком представлен акт - сдачи приемки оказанных услуг от 30.09.2015, согласно которому техническим заказчиком осуществлены функции технического заказчика, услуги оказаны с надлежащим качеством и в полном объеме, в установленные сроки, стоимость оказанных услуг составляет 2 761 200 руб., в том числе НДС в сумме 421 200 руб. В подтверждение права на налоговый вычет представлен счет-фактуры от 30.09.2015 N 56.
В подтверждение факта выполнения работ на общую сумму 84 041 168 руб. 66 коп., в том числе НДС в сумме 12 972 381 руб. 66 коп., по договору с обществом "Строительная компания Развития" налогоплательщиком представлены справки о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2015 N 1, от 30.09.2015 N 2, акты о приемке выполненных работ за апрель - август 2015 от 31.08.2015 N 1, за сентябрь 2015 от 30.09.2015 N 2. В подтверждение права на налоговый вычет представлены счета-фактуры от 31.08.2015 N 132, от 30.09.2015 N 141.
Факты выполнения работ и оказания услуг по названным договорам, принятия результатов работ (услуг) в III квартале 2015 года и постановки их на учет судом установлены, налоговым органом не оспариваются. Выполнение работ (услуг) по указанным договорам завершено.
При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что право на налоговый вычет по НДС в сумме 13 393 581 руб. по указанным хозяйственным операциям реализовано налогоплательщиком правомерно.
Доводы налогового органа о том, что спорные хозяйственные операции выполнены не в связи с деятельностью, облагаемой НДС, судом не приняты.
По п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В соответствии с п. 3.1 Устава общества "Корпорация развития" основной целью создания организации является содействие развитию и реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", а также извлечение прибыли. Безвозмездная передача созданных обществом "Корпорация развития" объектов приведет к убыткам общества, что противоречит целям его создания.
Денежные средства на реализацию инвестиционного проекта поступили из бюджетов субъектов Российской Федерации в общество "Корпорация Развития" в качестве вклада в уставный капитал. В силу п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации данные средства являются собственностью общества "Корпорация Развития". Таким образом, источником финансирования спорного объекта являются собственные средства общества "Корпорация Развития", полученные в качестве вклада Ямало-Ненецкого автономного округа в уставный капитал.
Поскольку созданные налогоплательщиком объекты представляют собой основные средства организации, они могут быть использованы в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС.
Никаких решений или соглашений о безвозмездной передаче налогоплательщиком строящегося объекта органам власти ЯНАО и иным органам государственной власти не имеется. Заявление Росжелдора письмом от 18.05.2016 N 134-25/307Оис о том, что право собственности на участок пути будет принадлежать ЯНАО противоречит ответу Департамента имущественных отношений ЯНАО от 06.07.2016 N 501-12/502 и от 28.06.2016 N 501-12/482, где указано, что включение указанной железнодорожной линии в реестр объектов государственной собственности автономного округа не планируется.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон выводы налогового органа, положенные с основание оспариваемого решения суд признал недоказанными. Учитывая предусмотренную законодательством обязанность налогоплательщика восстановить НДС при безвозмездной передача созданных объектов органам государственной власти или местного самоуправления, суд счел неправомерным отказывать налогоплательщику в праве на налоговый вычет при совершении операций по строительству указанных объектов. Таким образом, требования налогоплательщика о признании недействительными решений инспекции являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку сумма налоговых вычетов за III квартал 2015 года превысила исчисленную обществом "Корпорация Развития" общую сумму налога, положительная разница в сумме 13 393 581 руб. 00 коп. подлежит возмещению налогоплательщику, в связи с чем решение инспекции от 19.07.2016 N 19676 о доначислении НДС, соответствующих пеней и штрафов подлежит признанию недействительным, решение инспекции от 19.07.2016 N 503 подлежит признанию недействительным в части отказа в возмещении указанной суммы.
В п. 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что поскольку решение по вопросу о возмещении НДС неразрывно связано с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, судам необходимо исходить из того, что названные решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. В связи с этим они вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как единое требование.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с инспекции в пользу общества "Корпорация Развития". В остальной части излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Поскольку оригинал документа об уплате государственной пошлины с отметкой банка об исполнении не представлен в материалы дела, вопрос о возврате государственной пошлины в сумме 3000 руб. при вынесении настоящего решения не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга от 19.07.2016 N 19676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.07.2016 N 503 в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в сумме 13 393 581 руб. 00 коп.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Корпорация Развития".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга в пользу акционерного общества "Корпорация Развития" 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)