Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны: Семеновой Н.М., доверенность 46 АА 0566381 от 17.04.2014,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Паклина И.Ю., доверенность N 07-07/023019 от 8.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны на решение Арбитражного суда Курской области от 13.05.2016 по делу N А35-11630/2015 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 16-03/565,
Индивидуальный предприниматель Алунтьева Ирина Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 16-03/565 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 13.05.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Алунтьева И.А. указывает, на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ссылаясь на положения статей 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и правовую позицию Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", полагает, что у нее имелись законные основания для применения в расчетах земельного налога за 2014 год стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014, поскольку с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка она обратилась 16.07.2014.
В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве общей совместной собственности принадлежат земельные участки, расположенные в г. Курске по адресу: 2-й Моковский пер. с кадастровыми номерами 46:29:103007:1204, площадью 15185 к в. м; 46:29:103007:1205, площадью 8968 кв. м; 46:29:103007:65, площадью 360 кв. м; 46:29:103007:1045, площадью 5311 кв. м.
Арбитражным судом Курской области 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 принято решение установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности ОАО ИП Алунтьевой И.А., равной рыночной, составляющей по земельным участкам:
- с кадастровым номером 46:29:103007:1204 в размере 7 776 909 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1205 - 4 682 543 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1045 - 2 989 524 руб.
Сведения об измененной кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу А35-6299/2014-27.01.2015.
С учетом указанных обстоятельств Предприниматель представила 02.02.2015 в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой начислила земельный налог исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу А35-6299/2014 в размере 119 817 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налоговым органом составлен акт от 20.05.2015 N 16-08/52412 и вынесено решение от 14.08.2015 N 16-03/565, которым ИП Алунтьевой И.А. доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 292 587 руб.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа, что внесенные решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 значения кадастровой стоимости указанных земельных участков, приравненные к рыночным, подлежат применению с 01.01.2016, налоговый орган при камеральной проверке декларации Предпринимателя принял кадастровую стоимость земельных участков, исходя из сведений, поступивших из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, о кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2014:
- с кадастровым номером 46:29:103007:1204 в размере 28 039 558 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1205 - 16 061 118 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:65 в размере 702 230 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1045 в размере 10 359 849 руб.
Решением Управления ФНС России по Курской области N 258 от 30.10.2015, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Предпринимателя, решение налогового органа от 20.05.2015 N 16-08/52412 оставлено без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 20.05.2015 N 16-08/52412 не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере экономической деятельности, ИП Алунтьева И.А. обратилась в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предпринимателем требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является лишь основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и не изменяет порядок определения налоговой базы по земельному налогу (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации), которая определяется как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января текущего налогового периода. Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку решение Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 вступило в законную силу 26.01.2015, его положения могут применяться в налоговом периоде 2015 год и не распространяются на 2014 год.
Суд апелляционной инстанции вынужден признать такой вывод суда первой инстанции ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, ее результаты утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" по состоянию на 01.01.2011.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной судебным постановлением, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, для целей налогообложения кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка, имеет преимущественное значение перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, однако, такое преимущество не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. При этом преимущество рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено, что, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившего в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом положения статьи 24.20 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на данную дату (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем налогового органа в судебном заседании, с заявлением об установлении кадастровой стоимости Предприниматель обратилась 16.07.2014, а решение суда по делу N А35-6299/2014 принято после вступления в силу новой редакции ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Учитывая, что на день вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ (22.07.2014) заявление Предпринимателя не было рассмотрено судом (рассмотрено 26.12.2014), положения статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ подлежат применению при рассмотрении настоящего спора. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2014.
Так, решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 кадастровая стоимость земельных участков установлена:
- с кадастровым номером 46:29:103007:1204 в размере 7 776 909 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1205 - 4 682 543 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1045 - 2 989 524 руб.
Установленная вступившим в законную силу судебным актом по делу N А35-6299/2014 рыночная стоимость земельных участков правомерно явилась основанием для ее учета Предпринимателем с 01.01.2014 года.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы в части возможности расчета налога на основании рыночной стоимости, установленной вступившим в законную силу судебным актом, следует признать обоснованными.
На основании изложенного, доводы налогового органа, приведенные в отзыве апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Ссылка Инспекции на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796 по делу N А74-7301/2014, отклоняется, поскольку названное определение основано на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора, а именно в отношении сведений о кадастровой стоимости, определенной решением суда, принятым до 22.07.2014, то есть до вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ в части положения статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Арифметическая правильность произведенного Предпринимателя расчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:29:103007:1204, 46:29:103007:1205, 46:29:103007:65, 46:29:103007:1045, отраженного в проверяемой налоговой декларации, налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, решение Инспекции от 14.08.2015 N 16-03/565 подлежит признанию недействительным.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате Предпринимателем государственной пошлины, понесенные при обращении в суд первой и апелляционной инстанции, подлежат отнесению на налоговый орган (пункт 1 статьи 110 АПК РФ) в размере 450 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 201, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Курской области от 13.05.2016 по делу N А35-11630/2015 отменить.
Заявление Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны удовлетворить. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.08.2015 N 16-03/565 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску в пользу Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 19АП-3744/2016 ПО ДЕЛУ N А35-11630/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А35-11630/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны: Семеновой Н.М., доверенность 46 АА 0566381 от 17.04.2014,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Паклина И.Ю., доверенность N 07-07/023019 от 8.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны на решение Арбитражного суда Курской области от 13.05.2016 по делу N А35-11630/2015 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 16-03/565,
установил:
Индивидуальный предприниматель Алунтьева Ирина Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения от 14.08.2015 N 16-03/565 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 13.05.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Алунтьева И.А. указывает, на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ссылаясь на положения статей 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и правовую позицию Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", полагает, что у нее имелись законные основания для применения в расчетах земельного налога за 2014 год стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014, поскольку с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка она обратилась 16.07.2014.
В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве общей совместной собственности принадлежат земельные участки, расположенные в г. Курске по адресу: 2-й Моковский пер. с кадастровыми номерами 46:29:103007:1204, площадью 15185 к в. м; 46:29:103007:1205, площадью 8968 кв. м; 46:29:103007:65, площадью 360 кв. м; 46:29:103007:1045, площадью 5311 кв. м.
Арбитражным судом Курской области 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 принято решение установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности ОАО ИП Алунтьевой И.А., равной рыночной, составляющей по земельным участкам:
- с кадастровым номером 46:29:103007:1204 в размере 7 776 909 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1205 - 4 682 543 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1045 - 2 989 524 руб.
Сведения об измененной кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу А35-6299/2014-27.01.2015.
С учетом указанных обстоятельств Предприниматель представила 02.02.2015 в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой начислила земельный налог исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу А35-6299/2014 в размере 119 817 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налоговым органом составлен акт от 20.05.2015 N 16-08/52412 и вынесено решение от 14.08.2015 N 16-03/565, которым ИП Алунтьевой И.А. доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 292 587 руб.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа, что внесенные решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 значения кадастровой стоимости указанных земельных участков, приравненные к рыночным, подлежат применению с 01.01.2016, налоговый орган при камеральной проверке декларации Предпринимателя принял кадастровую стоимость земельных участков, исходя из сведений, поступивших из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, о кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2014:
- с кадастровым номером 46:29:103007:1204 в размере 28 039 558 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1205 - 16 061 118 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:65 в размере 702 230 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1045 в размере 10 359 849 руб.
Решением Управления ФНС России по Курской области N 258 от 30.10.2015, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Предпринимателя, решение налогового органа от 20.05.2015 N 16-08/52412 оставлено без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 20.05.2015 N 16-08/52412 не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере экономической деятельности, ИП Алунтьева И.А. обратилась в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предпринимателем требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является лишь основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и не изменяет порядок определения налоговой базы по земельному налогу (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации), которая определяется как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января текущего налогового периода. Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку решение Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 вступило в законную силу 26.01.2015, его положения могут применяться в налоговом периоде 2015 год и не распространяются на 2014 год.
Суд апелляционной инстанции вынужден признать такой вывод суда первой инстанции ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, ее результаты утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" по состоянию на 01.01.2011.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной судебным постановлением, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, для целей налогообложения кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка, имеет преимущественное значение перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, однако, такое преимущество не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. При этом преимущество рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено, что, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившего в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом положения статьи 24.20 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на данную дату (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем налогового органа в судебном заседании, с заявлением об установлении кадастровой стоимости Предприниматель обратилась 16.07.2014, а решение суда по делу N А35-6299/2014 принято после вступления в силу новой редакции ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Учитывая, что на день вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ (22.07.2014) заявление Предпринимателя не было рассмотрено судом (рассмотрено 26.12.2014), положения статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ подлежат применению при рассмотрении настоящего спора. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2014.
Так, решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 по делу N А35-6299/2014 кадастровая стоимость земельных участков установлена:
- с кадастровым номером 46:29:103007:1204 в размере 7 776 909 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1205 - 4 682 543 руб.;
- с кадастровым номером 46:29:103007:1045 - 2 989 524 руб.
Установленная вступившим в законную силу судебным актом по делу N А35-6299/2014 рыночная стоимость земельных участков правомерно явилась основанием для ее учета Предпринимателем с 01.01.2014 года.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы в части возможности расчета налога на основании рыночной стоимости, установленной вступившим в законную силу судебным актом, следует признать обоснованными.
На основании изложенного, доводы налогового органа, приведенные в отзыве апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Ссылка Инспекции на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796 по делу N А74-7301/2014, отклоняется, поскольку названное определение основано на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора, а именно в отношении сведений о кадастровой стоимости, определенной решением суда, принятым до 22.07.2014, то есть до вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ в части положения статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Арифметическая правильность произведенного Предпринимателя расчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:29:103007:1204, 46:29:103007:1205, 46:29:103007:65, 46:29:103007:1045, отраженного в проверяемой налоговой декларации, налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, решение Инспекции от 14.08.2015 N 16-03/565 подлежит признанию недействительным.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате Предпринимателем государственной пошлины, понесенные при обращении в суд первой и апелляционной инстанции, подлежат отнесению на налоговый орган (пункт 1 статьи 110 АПК РФ) в размере 450 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 201, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Курской области от 13.05.2016 по делу N А35-11630/2015 отменить.
Заявление Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны удовлетворить. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.08.2015 N 16-03/565 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску в пользу Индивидуального предпринимателя Алунтьевой Ирины Александровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)