Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению производственной артели старателей "Ю"
о признании недействующим с момента принятия пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определенного постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (в действующей редакции),
29 декабря 2016 года Правительством Свердловской области принято постановление N 927-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - "постановление"; т. 2 л. д. 12 - 13).
Этим постановлением определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - "Перечень"), который прилагается к постановлению.
Постановление опубликовано (размещено) 30 декабря 2016 года на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
21 июля 2017 года постановлением Правительства Свердловской области N 509-ПП в Перечень, который определен постановлением, внесены изменения, создавшие в результате действующую редакцию нормативного правового акта.
Постановление опубликовано 21 июля 2017 года за N 13880 на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
Пунктом 310 Перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 66:50:0000000:4811, принадлежащий на праве собственности производственной артели старателей "Ю".
Производственная артель старателей "Ю" обратилась 31 мая 2017 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец, полагая нарушенными свои права и законные интересы по причине необходимости исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости этого здания, утверждает, что включение в Перечень принадлежащего ему здания не соответствует (противоречит) положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, просит признать недействующим с момента принятия названный пункт 310 Перечня.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.
Административный ответчик - Правительство Свердловской области, заинтересованное лицо (на стороне административного ответчика) - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, утверждая о соблюдении предусмотренных требований при принятии постановления, оспариваемого административным истцом в части, и, не соглашаясь с обоснованностью доводов административного истца, предъявленные требования не признали. Представители в судебном заседании возражения против удовлетворения административного иска поддержали.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Разрешая заявленные требования, исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия Правительства Свердловской области на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых Правительство Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как видно из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости 09 августа 2011 года внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...>, расположенным по адресу: <...>.
Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для размещения производственно-административного здания артели.
При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года земельный участок классифицирован и оценивался как относящийся к девятой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (т. 1 л. д. 33 - 38). Эта группа видов разрешенного использования полностью соответствует пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
На карте градостроительного зонирования земельный участок располагается в зоне ОД(К) - общественно-деловая зона (комплексная).
На этом земельном участке находится трехэтажное нежилое здание 1987 года постройки, литер А, общей площадью 6046,5 м{\super 2, с кадастровым номером 66:50:0000000:4811. Здание принадлежит на праве собственности производственной артели старателей "Ю" (запись регистрации 28 декабря 2000 года N 66-01/06-14/2000-180).
По состоянию на 23 ноября 2016 года на спорное здание управления (литер А) составлен технический паспорт (т. 1 л. д. 39 - 59), из содержания которого видно, что общая площадь здания, в результате перепланировки, составляет 5992 м{\super 2; в том числе - основная административная (преимущественно - кабинеты и архивы) - 2798,7 м{\super 2, что составляет 46,71% от общей площади всего здания. Оставшиеся 3193,3 м{\super 2 (53,29%) это сумма площадей вспомогательных помещений (коридоры, тамбуры, лестничные клетки, подсобные помещения, шкафы, комнаты отдыха, раздевалки, душевые, туалеты, сан. узлы), и также складских помещений.
Фактическое использование объекта недвижимости с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 (установленное по данным обследования проведенного должностным лицом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области 24 июля 2017 года):
- четырнадцать помещений общей площадью 568,2 м{\super 2 (9,4%) сдается в аренду третьим лицам. Собственник здания - производственная артель старателей "Ю" в своей деятельности использует помещения кабинетов общей площадью 1271,5 м{\super 2 (21%).
Лица, участвующие в рассмотрении данного дела не оспаривают того, что данное спорное здание является зданием заводоуправления; в нем оборудованы рабочие места сотрудников предприятия, обеспечивающие, прежде всего, осуществление производственного процесса самой производственной артели старателей "Ю".
При этом, ничего не свидетельствует и не указывает на то, что не менее 20% нежилых помещений в этом здании имеют самостоятельное офисное назначение. Для рассматриваемого дела само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанные помещения являются офисами в том смысле, которое необходимо как основание для отнесения помещений (здания) к Перечню.
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 7-3 статьи 13 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемое положение Перечня, определенного соответствующим постановлением Правительства Свердловской области принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты.
Представленные и исследованные судом документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедуры при принятии нормативного правового акта: проект постановления рассмотрен и обсужден на заседании Правительства Свердловской области 29 декабря 2016 года, принят по результатам голосования членов Правительства, опубликован в установленном порядке.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Следует также отметить, что Постановлением Правительства Свердловской области от 10 декабря 2014 года N 1139-ПП исполнительным органом государственной власти Свердловской области, который осуществляет (помимо иных функций) также формирование перечня объектов указанного недвижимого имущества для его утверждения Правительством Свердловской области было определено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 5237 создана комиссия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Комиссия); утверждены положение и состав Комиссии.
Задачей созданной Комиссии является формирование перечня объектов недвижимого имущества (пункт 3 Положения); решения Комиссии оформляются протоколами заседаний Комиссии по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 19 Положения). Комиссия вправе принимать решения путем проведения заочного голосования (пункт 21 Положения).
Из протокола заочного заседания Комиссии (т. 1 л. д. 66) видно, что Комиссия заочным голосованием решила определить нижеперечисленные в этом протоколе объекты, подлежащими включению в Перечень. Основанием указано расположение объектов на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Это подтверждается кадастровыми паспортами зданий, кадастровыми паспортами на земельные участки. Применительно к рассматриваемому в данном административном деле объекту Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в суд представлены копии названных документов (т. 2 л. д. 56 - 65), на основании которых объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, определен Комиссией подлежащим включению в Перечень.
В судебном заседании из объяснений сторон установлено, что при формировании Перечня фактического обследования спорного объекта не проводилось; такое обследование было проведено 24 июля 2017 года (т. 2 л. д. 76 - 156) в период рассмотрения данного административного дела.
После формирования Комиссией Перечня, на заседании Правительства Свердловской области по результатам голосования было принято постановление N 927-ПП, которым на 2017 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; принятое постановление опубликовано 30 декабря 2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в перечень уполномоченным органом - Правительством Свердловской области с соблюдением установленного порядка. Единственным основанием для включения объекта в Перечень послужило то, что нежилое здание, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
То есть, спорный объект включен в Перечень только на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
На территории Свердловской области налоговая база по данному налогу определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них (статья 1-1 названного Закона).
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства относительно вышеизложенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что возражения административного ответчика не могут быть приняты во внимание по причине их ошибочности и необоснованности, а требования административного искового заявления следует удовлетворить.
Прежде всего, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не свидетельствует безусловно о том, что он предусматривает и допускает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Такой вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", выделен в самостоятельную группу пунктом 1.2.7 вышеназванных названных Методических указаний. Вид разрешенного использования земельного участка "для размещения производственно-административного здания артели", несмотря на использование в этом названии слова "административного", все же не предполагает размещения на нем таковых офисных помещений административного или коммерческого назначения именно в том смысле, который содержится в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд считает, что спорное и рассматриваемое здание не отвечает признакам объекта недвижимого имущества подлежащего налогообложению в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и объективных оснований для включения здания с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 в пункт 310 Перечня не имелось. Такое включение объекта в Перечень не соответствует и противоречит положениям и смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушая, тем самым, права административного истца как налогоплательщика.
При действующем правовом регулировании, спорное здание заводоуправления, которое обеспечивает функционирование всего производственного комплекса, не должно, по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и предназначению оспариваемого Перечня, относиться к числу таких объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемую административным истцом норму Перечня следует признать недействующей с момента ее принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.08.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-363/2017
Разделы:Налог на имущество организаций; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N 3а-363/2017
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению производственной артели старателей "Ю"
о признании недействующим с момента принятия пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определенного постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (в действующей редакции),
установил:
29 декабря 2016 года Правительством Свердловской области принято постановление N 927-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - "постановление"; т. 2 л. д. 12 - 13).
Этим постановлением определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - "Перечень"), который прилагается к постановлению.
Постановление опубликовано (размещено) 30 декабря 2016 года на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
21 июля 2017 года постановлением Правительства Свердловской области N 509-ПП в Перечень, который определен постановлением, внесены изменения, создавшие в результате действующую редакцию нормативного правового акта.
Постановление опубликовано 21 июля 2017 года за N 13880 на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
Пунктом 310 Перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 66:50:0000000:4811, принадлежащий на праве собственности производственной артели старателей "Ю".
Производственная артель старателей "Ю" обратилась 31 мая 2017 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец, полагая нарушенными свои права и законные интересы по причине необходимости исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости этого здания, утверждает, что включение в Перечень принадлежащего ему здания не соответствует (противоречит) положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, просит признать недействующим с момента принятия названный пункт 310 Перечня.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.
Административный ответчик - Правительство Свердловской области, заинтересованное лицо (на стороне административного ответчика) - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, утверждая о соблюдении предусмотренных требований при принятии постановления, оспариваемого административным истцом в части, и, не соглашаясь с обоснованностью доводов административного истца, предъявленные требования не признали. Представители в судебном заседании возражения против удовлетворения административного иска поддержали.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Разрешая заявленные требования, исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия Правительства Свердловской области на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых Правительство Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как видно из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости 09 августа 2011 года внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...>, расположенным по адресу: <...>.
Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для размещения производственно-административного здания артели.
При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года земельный участок классифицирован и оценивался как относящийся к девятой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (т. 1 л. д. 33 - 38). Эта группа видов разрешенного использования полностью соответствует пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
На карте градостроительного зонирования земельный участок располагается в зоне ОД(К) - общественно-деловая зона (комплексная).
На этом земельном участке находится трехэтажное нежилое здание 1987 года постройки, литер А, общей площадью 6046,5 м{\super 2, с кадастровым номером 66:50:0000000:4811. Здание принадлежит на праве собственности производственной артели старателей "Ю" (запись регистрации 28 декабря 2000 года N 66-01/06-14/2000-180).
По состоянию на 23 ноября 2016 года на спорное здание управления (литер А) составлен технический паспорт (т. 1 л. д. 39 - 59), из содержания которого видно, что общая площадь здания, в результате перепланировки, составляет 5992 м{\super 2; в том числе - основная административная (преимущественно - кабинеты и архивы) - 2798,7 м{\super 2, что составляет 46,71% от общей площади всего здания. Оставшиеся 3193,3 м{\super 2 (53,29%) это сумма площадей вспомогательных помещений (коридоры, тамбуры, лестничные клетки, подсобные помещения, шкафы, комнаты отдыха, раздевалки, душевые, туалеты, сан. узлы), и также складских помещений.
Фактическое использование объекта недвижимости с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 (установленное по данным обследования проведенного должностным лицом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области 24 июля 2017 года):
- четырнадцать помещений общей площадью 568,2 м{\super 2 (9,4%) сдается в аренду третьим лицам. Собственник здания - производственная артель старателей "Ю" в своей деятельности использует помещения кабинетов общей площадью 1271,5 м{\super 2 (21%).
Лица, участвующие в рассмотрении данного дела не оспаривают того, что данное спорное здание является зданием заводоуправления; в нем оборудованы рабочие места сотрудников предприятия, обеспечивающие, прежде всего, осуществление производственного процесса самой производственной артели старателей "Ю".
При этом, ничего не свидетельствует и не указывает на то, что не менее 20% нежилых помещений в этом здании имеют самостоятельное офисное назначение. Для рассматриваемого дела само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанные помещения являются офисами в том смысле, которое необходимо как основание для отнесения помещений (здания) к Перечню.
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 7-3 статьи 13 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемое положение Перечня, определенного соответствующим постановлением Правительства Свердловской области принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты.
Представленные и исследованные судом документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедуры при принятии нормативного правового акта: проект постановления рассмотрен и обсужден на заседании Правительства Свердловской области 29 декабря 2016 года, принят по результатам голосования членов Правительства, опубликован в установленном порядке.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Следует также отметить, что Постановлением Правительства Свердловской области от 10 декабря 2014 года N 1139-ПП исполнительным органом государственной власти Свердловской области, который осуществляет (помимо иных функций) также формирование перечня объектов указанного недвижимого имущества для его утверждения Правительством Свердловской области было определено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 5237 создана комиссия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Комиссия); утверждены положение и состав Комиссии.
Задачей созданной Комиссии является формирование перечня объектов недвижимого имущества (пункт 3 Положения); решения Комиссии оформляются протоколами заседаний Комиссии по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 19 Положения). Комиссия вправе принимать решения путем проведения заочного голосования (пункт 21 Положения).
Из протокола заочного заседания Комиссии (т. 1 л. д. 66) видно, что Комиссия заочным голосованием решила определить нижеперечисленные в этом протоколе объекты, подлежащими включению в Перечень. Основанием указано расположение объектов на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Это подтверждается кадастровыми паспортами зданий, кадастровыми паспортами на земельные участки. Применительно к рассматриваемому в данном административном деле объекту Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в суд представлены копии названных документов (т. 2 л. д. 56 - 65), на основании которых объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, определен Комиссией подлежащим включению в Перечень.
В судебном заседании из объяснений сторон установлено, что при формировании Перечня фактического обследования спорного объекта не проводилось; такое обследование было проведено 24 июля 2017 года (т. 2 л. д. 76 - 156) в период рассмотрения данного административного дела.
После формирования Комиссией Перечня, на заседании Правительства Свердловской области по результатам голосования было принято постановление N 927-ПП, которым на 2017 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; принятое постановление опубликовано 30 декабря 2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в перечень уполномоченным органом - Правительством Свердловской области с соблюдением установленного порядка. Единственным основанием для включения объекта в Перечень послужило то, что нежилое здание, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
То есть, спорный объект включен в Перечень только на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
На территории Свердловской области налоговая база по данному налогу определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них (статья 1-1 названного Закона).
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства относительно вышеизложенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что возражения административного ответчика не могут быть приняты во внимание по причине их ошибочности и необоснованности, а требования административного искового заявления следует удовлетворить.
Прежде всего, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не свидетельствует безусловно о том, что он предусматривает и допускает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Такой вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", выделен в самостоятельную группу пунктом 1.2.7 вышеназванных названных Методических указаний. Вид разрешенного использования земельного участка "для размещения производственно-административного здания артели", несмотря на использование в этом названии слова "административного", все же не предполагает размещения на нем таковых офисных помещений административного или коммерческого назначения именно в том смысле, который содержится в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд считает, что спорное и рассматриваемое здание не отвечает признакам объекта недвижимого имущества подлежащего налогообложению в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и объективных оснований для включения здания с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 в пункт 310 Перечня не имелось. Такое включение объекта в Перечень не соответствует и противоречит положениям и смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушая, тем самым, права административного истца как налогоплательщика.
При действующем правовом регулировании, спорное здание заводоуправления, которое обеспечивает функционирование всего производственного комплекса, не должно, по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и предназначению оспариваемого Перечня, относиться к числу таких объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемую административным истцом норму Перечня следует признать недействующей с момента ее принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)