Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2010 N Ф08-8241/2008 ПО ДЕЛУ N А32-17564/2008-19/177

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Общество рассчитало и уплатило налог исходя из различных ставок земельного налога. Налоговый орган указал на обязательность исчисления налога исходя из данных муниципального акта, которым установлены ставки налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. по делу N А32-17564/2008-19/177


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Жемчужина" - Фенова Р.Д. (доверенность от 15.01.2010), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края - Сарычева К.И. (доверенность от 26.11.2010), рассмотрев кассационную жалобу - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2010 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 (судьи Шимбарева Н.В., Андреева Е.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-17564/2008-19/177, установил следующее.
ООО "Санаторный комплекс "Жемчужина" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 03.07.2008 N 12-1-18/10507.
Решением суда от 29.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2010, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы неправомерностью доначисления обществу земельного налога в связи с тем, что орган местного самоуправления не довел до него сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, постановление главы г. Анапы от 15.12.2002 N 1245 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений" вступило в законную силу со дня его принятия (16.12.2002), поскольку сведений об ином порядке вступления в силу не содержало.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 3 месяца 2007 года. По результатам проверки составлен акт от 27.05.2008 N 12-1-19/4839 и принято решение от 03.07.2008 N 12-01/9809 о начислении 753 901 рубля земельного налога, от 23.11.2007 N 12-01-18/10507 о начислении 842 350 рублей земельного налога.
Основанием доначисления налога на землю за указанный период послужило, по мнению инспекции, неверное применение обществом различных ставок земельного налога к одному земельному участку с кадастровым номером 23:37:0107003:0162 площадью 478 991 кв. м с кадастровой стоимостью на 01.01.2007-790 909 932 рубля, и видом разрешенного использования "для лечения и оздоровления", где подлежащая применению ставка равняется 1,5%, а также неверно рассчитан коэффициент К2 - количество полных месяцев владения земельным участком в отчетном (налоговом периоде) при исчислении годовой суммы налога.
Общество, полагая, что ненормативный акт налоговой инспекции является недействительным, обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что доначисление земельного налога является неправомерным, поскольку отсутствуют утвержденные показатели кадастровой стоимости земельного участка.
У общества на праве бессрочного (постоянного) пользования в 2007 году находился земельный участок площадью 478 991 кв. м с кадастровым номером 23:37:0107003:0162, с разрешенным видом использования "для лечения и оздоровления", расположенный по проспекту Пионерский, д. 253 в г. Анапе, категория земель "земли поселений", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2007 и кадастровым планом земельного участка от 09.04.2007 N 37/0703-5406.
Общество в соответствии со статьей 388 Кодекса является плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:37:0107003:0162 с марта 2007 года.
Общество рассчитало и уплатило налог на землю за 2007 года исходя из различных ставок земельного налога (1,5% под строениями, 0,3% под зелеными насаждениями, 0,05% под спортивными площадками) на основании Решения Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 25.10.2005 N 137 "Об установлении земельного налога на территории города-курорта Анапа" (в редакции от 25.04.2006 N 256, от 02.02.2007 N 465), которым установлены ставки земельного налога на землю на территории города-курорта Анапа.
Суд отклонил доводы общества о том, что участок имеет различное целевое использование (под строениями и сооружениями, под полями, площадками (спортивными), лесопарковые насаждения и благоустройство) и к нему должны применяться различные ставки, а также ссылки на то, что в 2007 году участок не был сформирован (тот факт, что площадь участка определена ориентировочно и сведения об участке подлежат уточнению при межевании, не свидетельствует о том, что данный участок не сформирован и не имеет границ, тем более, в указанный период имеется зарегистрированное право на участок, подтвержденное свидетельством).
При рассмотрении заявления суд установил, что на территории города-курорта Анапа земельный налог введен решением XVI сессии Совета города-курорта Анапа первого созыва от 25.10.2005 N 135 "Об установлении земельного налога на территории города-курорта Анапа"; ставка земельного участка в отношении земельного участка общества установлена в размере 1,5% от его кадастровой стоимости, действовавшей в проверяемом периоде 2007 года.
Суд посчитал возможным удовлетворить требования общества на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Постановлением главы администрации города-курорта Анапа от 15.12.2002 N 1245 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Исследовав указанный нормативно-правовой акт, положения Устава муниципального образования город-курорт Анапа, судебные инстанции установили, что данный нормативный правовой акт не опубликован в установленном порядке, поэтому не подлежит применению.
Исходя из данных обстоятельств, судебные инстанции сделали правильный вывод о неправомерности доначисления обществу земельного налога в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
При данных обстоятельствах в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А32-17564/2008-19/177 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н.ЯЦЕНКО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)