Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 помещения суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года, принятое по делу N А72-17394/2016 (судья Рыбалко И.В.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240), г. Ульяновск,
к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
об урегулировании разногласий по договору,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, в котором просит:
- - признать здание теплой стоянки, находящееся на балансе УМУП "Ульяновскводоканал", назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 810 кв. м, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, кадастровый номер 73:24:030805:67, объектом коммунального обслуживания в соответствии с п. 3.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015);
- - расчет арендной платы по договору N 24-3-929 от 16.11.2015 изложить в редакции истца (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 27.02.2017 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года исковые требования в части признания здания теплой стоянки, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, кадастровый номер 73:24:030805:67, объектом коммунального обслуживания в соответствии с п. 3.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, оставлены без удовлетворения.
Исковые требования в части изложения расчета арендной платы (Приложение N 3 к договору аренды земельного участка N 24-3929 от 16.11.2015) удовлетворены частично.
Расчет арендной платы земельного участка на 2015 год (расчетная дата 17.09.2015) изложен в редакции истца:
Раскладка платежей по месяцам:
Раскладка платежей по месяцам:
Расчет арендной платы земельного участка на 2016 год (расчетная дата 01.01.2016) изложен в редакции ответчика:
Раскладка платежей по месяцам:
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что оснований для регистрации в ГКН измененного вида разрешенного использования земельного участка, используемого истцом, с "для размещении насосной станции ПУ-3" на "объекты инженерной инфраструктуры, стоянки автомобильного транспорта", отсутствовали, поскольку на момент принятия ответчиком постановления о смене разрешенного использования земельного участка (17.09.2015) вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015), в котором отсутствовал такой вид разрешенного использования как "инженерная инфраструктура", "здание теплой стоянки".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещалась арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как усматривается из материалов дела, Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" принадлежит на праве хозяйственного ведения здание ВНС (водопроводно-насосной станции), назначение: нежилое, 1- этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 683,6 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030805:68, адрес (местонахождение) объекта: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2014 серии 73 АА N 888112 (л.д. 30).
Также Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" принадлежит на праве хозяйственного ведения здание теплой стоянки, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 810 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030805:67, адрес (местонахождение) объекта: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2014 серии 73 АА N 874185 (л.д. 48).
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:030805:13, площадью 4526 кв. м по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, техническими паспортами здания ВНС и здания теплой стоянки (л.д. 25, 33-47, 49-63).
Земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости - здание ВНС и здание теплой стоянки, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "город Ульяновск".
На основании постановления Администрации города Ульяновска от 17.09.2015 N 4867 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (правопредшественник ответчика) направил в адрес УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" проект договора аренды земельного участка N 24-3-929 от 16.11.2015, согласно которому ответчик (арендодатель) предоставляет истцу (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером: 73:24:030805:13 из земли населенных пунктов, территориальная зона ПК1, вид разрешенного использования - объекты инженерной инфраструктуры, стоянки автомобильного транспорта, площадью 4526 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Магнитогорская, для использования: под зданием ВНС, зданием теплой стоянки, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (Приложение 1) (п. 1.1 договора) (л.д. 21-24).
Истец, выразив несогласие с расчетом арендной платы, приведенным в Приложении N 3 к договору аренды N 24-3-929 от 16.11.2015, направил в адрес ответчика письмо N 887-11 от 04.04.2016 (л.д. 31), в котором просил произвести перерасчет стоимости арендной платы земельных участков (в том числе по договору N 24-3-929 от 16.11.2015) и применить налоговую ставку земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости как к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса согласно п. 2.2 Решения Ульяновской Городской Думы N 135 от 13.07.2005.
При этом истец исходил из того, что поскольку на указанном земельном участке им осуществляются виды экономической деятельности, предназначенные только для размещения объектов, относящихся к водоснабжению или водоотведению, то ставка 1,5% неприменима.
Также истец указал, что в соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов", при расчете арендной платы подлежит применению поправочный коэффициент в размере 0,3, как за земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ответчик в письме от 25.04.2016 N 9132-10 отклонил разногласия истца (л.д. 32).
Поскольку разногласия, связанные с заключением договора, в добровольном порядке сторонами урегулированы не были, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом установлено, что при заключении договора аренды земельного участка N 24-3-929 от 16.11.2015 у сторон возникли разногласия относительно расчета арендной платы, приведенного в Приложении N 3 к договору аренды.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов", ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков согласно приведенной таблице.
Названным пунктом Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 установлены поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, применяемые для расчета арендной платы за земельные участки, в том числе: за земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 0,3% к ставке земельного налога; за земельные участки, не указанные в строках 1-17, то есть за все земельные участки, для которых не установлен специальный поправочный коэффициент - 1,3% к ставке земельного налога.
Также Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "город Ульяновск" установлены ставки земельного налога:
- - 0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в составе жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Истец полагает, что при расчете арендной платы за арендуемый земельный участок (Приложение N 3 к договору аренды) должны применяться ставка земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка, как для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и поправочный коэффициент к ставке земельного налога - 0,3%, как для земельных участков, предназначенных для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок площадью 4526 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030805:13, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, данный земельный участок имеет два вида разрешенного использования: 1) объекты инженерной инфраструктуры; 2) стоянки автомобильного транспорта.
В соответствии с п. 3.6. вышеназванного Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71, при осуществлении арендаторами одновременно нескольких видов экономической деятельности и (или) нескольких видов разрешенного использования применяется наибольший размер арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 настоящего Положения.
Поскольку для вида разрешенного использования "стоянки автомобильного транспорта" специальный поправочный коэффициент Решением Ульяновской Городской Думы не установлен, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при расчете арендной платы следует применять поправочный коэффициент, установленный для прочих земельных участков - 1,3% к ставке земельного налога.
Кроме того, при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику, применяется одна налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Таким образом, принимая во внимание положения вышеназванного нормативного правового акта, если земельный участок, принадлежащий одной организации - плательщику земельного налога, относится к землям населенных пунктов и имеет более одного вида разрешенного использования, в целях обложения земельным налогом применяется ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 73:24:030805:13 имел один вид разрешенного использования - для размещения насосной станции ПУ-3, в связи с чем кадастровая стоимость данного участка была установлена в размере 3 345 709 руб. 72 коп., поскольку применялся удельный показатель кадастровой стоимости - 739 руб. 22 коп.
Между тем, согласно Приложению N 25 к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 739 руб. 22 коп. предусмотрено в кадастровом квартале 73:24:030805 для земельных участков с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов" (графа 13 приложения).
09.11.2015 в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) поступило постановление Администрации города Ульяновска N 4867 от 17.09.2015, в соответствии с которым в ГКН 10.11.2015 внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13 с "для размещения насосной станции ПУ-3" на "объекты инженерной инфраструктуры, стоянки автомобильного транспорта".
В связи с чем, руководствуясь п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, орган кадастрового учета 10.11.2015 принял решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 371 637 руб. 84 коп. (акт определения кадастровой стоимости N 8849 от 10.11.2015, удельный показатель кадастровой стоимости 1186,84 руб., 3 группа типового перечня видов разрешенного использования земель населенных пунктов, Приложение N 25 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области" к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области").
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером: 73:24:030805:13, кадастровая стоимость данного земельного участка, рассчитанная с применением удельного показателя 1 186 руб. 84 коп., равна 5 371 637 руб. 84 коп.
Данный удельный показатель кадастровой стоимости (1 186 руб. 84 коп.) применяет и сам истец в расчете арендной платы.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в Государственном реестре недвижимости, сформирована органом кадастрового учета исходя из вида разрешенного использования - стоянки автомобильного транспорта.
При этом орган кадастрового учета обоснованно руководствовался пунктом 2.1.16. "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, согласно которому в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Следовательно, исходя из вида разрешенного использования земельного участка - для размещения гаражей и автостоянок, ответчик при расчете арендной платы по договору N 24-3-929 от 16.11.2015 обоснованно применил ставку земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости как для прочих земельных участков.
Поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13 и установлении новой кадастровой стоимости участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 10.11.2015, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период до внесения указанных изменений в ГКН арендная плата подлежит исчислению с применением ставки земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка и с применением поправочного коэффициента к ставке земельного налога в размере 0,3%, то есть в редакции, предложенной истцом, а после указанной даты - в редакции, предложенной ответчиком.
Доводы истца о необходимости при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13 руководствоваться Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Пунктом 12 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
На сегодняшний день соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки города муниципального образования "город Ульяновск" (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90) не внесены.
В то же время согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Следовательно, на дату рассмотрения настоящего спора следует руководствоваться теми видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13, которые указаны в Государственном реестре недвижимости.
Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу ст. 5 Земельного кодекса РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В настоящем случае истец с заявлением об изменении вида разрешенного использовании земельного участка в порядке п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ не обращался.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты в предпринимательской сфере зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение права, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.
При этом избранный лицом способ защиты должен порождать для лица, его избравшего, правовые последствия в виде восстановления нарушенного права.
В настоящем случае для урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора в процессе его заключения, законом предусмотрена возможность обращения сторон в суд за урегулированием таких разногласий.
Таким способом защиты истец воспользовался, предъявив к ответчику исковые требования о принятии условий договора в предложенной им редакции.
При этом само по себе признание здания теплой стоянки объектом коммунального обслуживания не повлечет для истца правовых последствий в виде восстановления его права на заключение договора аренды на тех или иных условиях.
Следовательно, обратившись в суд с требованием о признании здания теплой стоянки объектом коммунального обслуживания истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части отказано правомерно.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года, принятое по делу N А72-17394/2016, оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 11АП-6521/2017 ПО ДЕЛУ N А72-17394/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. по делу N А72-17394/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 помещения суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года, принятое по делу N А72-17394/2016 (судья Рыбалко И.В.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240), г. Ульяновск,
к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
об урегулировании разногласий по договору,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, в котором просит:
- - признать здание теплой стоянки, находящееся на балансе УМУП "Ульяновскводоканал", назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 810 кв. м, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, кадастровый номер 73:24:030805:67, объектом коммунального обслуживания в соответствии с п. 3.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015);
- - расчет арендной платы по договору N 24-3-929 от 16.11.2015 изложить в редакции истца (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 27.02.2017 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года исковые требования в части признания здания теплой стоянки, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, кадастровый номер 73:24:030805:67, объектом коммунального обслуживания в соответствии с п. 3.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, оставлены без удовлетворения.
Исковые требования в части изложения расчета арендной платы (Приложение N 3 к договору аренды земельного участка N 24-3929 от 16.11.2015) удовлетворены частично.
Расчет арендной платы земельного участка на 2015 год (расчетная дата 17.09.2015) изложен в редакции истца:
Раскладка платежей по месяцам:
Раскладка платежей по месяцам:
Расчет арендной платы земельного участка на 2016 год (расчетная дата 01.01.2016) изложен в редакции ответчика:
Раскладка платежей по месяцам:
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что оснований для регистрации в ГКН измененного вида разрешенного использования земельного участка, используемого истцом, с "для размещении насосной станции ПУ-3" на "объекты инженерной инфраструктуры, стоянки автомобильного транспорта", отсутствовали, поскольку на момент принятия ответчиком постановления о смене разрешенного использования земельного участка (17.09.2015) вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015), в котором отсутствовал такой вид разрешенного использования как "инженерная инфраструктура", "здание теплой стоянки".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещалась арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как усматривается из материалов дела, Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" принадлежит на праве хозяйственного ведения здание ВНС (водопроводно-насосной станции), назначение: нежилое, 1- этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 683,6 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030805:68, адрес (местонахождение) объекта: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2014 серии 73 АА N 888112 (л.д. 30).
Также Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" принадлежит на праве хозяйственного ведения здание теплой стоянки, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 810 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030805:67, адрес (местонахождение) объекта: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2014 серии 73 АА N 874185 (л.д. 48).
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:030805:13, площадью 4526 кв. м по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, техническими паспортами здания ВНС и здания теплой стоянки (л.д. 25, 33-47, 49-63).
Земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости - здание ВНС и здание теплой стоянки, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "город Ульяновск".
На основании постановления Администрации города Ульяновска от 17.09.2015 N 4867 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (правопредшественник ответчика) направил в адрес УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" проект договора аренды земельного участка N 24-3-929 от 16.11.2015, согласно которому ответчик (арендодатель) предоставляет истцу (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером: 73:24:030805:13 из земли населенных пунктов, территориальная зона ПК1, вид разрешенного использования - объекты инженерной инфраструктуры, стоянки автомобильного транспорта, площадью 4526 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Магнитогорская, для использования: под зданием ВНС, зданием теплой стоянки, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (Приложение 1) (п. 1.1 договора) (л.д. 21-24).
Истец, выразив несогласие с расчетом арендной платы, приведенным в Приложении N 3 к договору аренды N 24-3-929 от 16.11.2015, направил в адрес ответчика письмо N 887-11 от 04.04.2016 (л.д. 31), в котором просил произвести перерасчет стоимости арендной платы земельных участков (в том числе по договору N 24-3-929 от 16.11.2015) и применить налоговую ставку земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости как к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса согласно п. 2.2 Решения Ульяновской Городской Думы N 135 от 13.07.2005.
При этом истец исходил из того, что поскольку на указанном земельном участке им осуществляются виды экономической деятельности, предназначенные только для размещения объектов, относящихся к водоснабжению или водоотведению, то ставка 1,5% неприменима.
Также истец указал, что в соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов", при расчете арендной платы подлежит применению поправочный коэффициент в размере 0,3, как за земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ответчик в письме от 25.04.2016 N 9132-10 отклонил разногласия истца (л.д. 32).
Поскольку разногласия, связанные с заключением договора, в добровольном порядке сторонами урегулированы не были, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом установлено, что при заключении договора аренды земельного участка N 24-3-929 от 16.11.2015 у сторон возникли разногласия относительно расчета арендной платы, приведенного в Приложении N 3 к договору аренды.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов", ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков согласно приведенной таблице.
Названным пунктом Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 установлены поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, применяемые для расчета арендной платы за земельные участки, в том числе: за земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 0,3% к ставке земельного налога; за земельные участки, не указанные в строках 1-17, то есть за все земельные участки, для которых не установлен специальный поправочный коэффициент - 1,3% к ставке земельного налога.
Также Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "город Ульяновск" установлены ставки земельного налога:
- - 0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в составе жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Истец полагает, что при расчете арендной платы за арендуемый земельный участок (Приложение N 3 к договору аренды) должны применяться ставка земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка, как для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и поправочный коэффициент к ставке земельного налога - 0,3%, как для земельных участков, предназначенных для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок площадью 4526 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030805:13, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Магнитогорская, данный земельный участок имеет два вида разрешенного использования: 1) объекты инженерной инфраструктуры; 2) стоянки автомобильного транспорта.
В соответствии с п. 3.6. вышеназванного Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71, при осуществлении арендаторами одновременно нескольких видов экономической деятельности и (или) нескольких видов разрешенного использования применяется наибольший размер арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 настоящего Положения.
Поскольку для вида разрешенного использования "стоянки автомобильного транспорта" специальный поправочный коэффициент Решением Ульяновской Городской Думы не установлен, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при расчете арендной платы следует применять поправочный коэффициент, установленный для прочих земельных участков - 1,3% к ставке земельного налога.
Кроме того, при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику, применяется одна налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Таким образом, принимая во внимание положения вышеназванного нормативного правового акта, если земельный участок, принадлежащий одной организации - плательщику земельного налога, относится к землям населенных пунктов и имеет более одного вида разрешенного использования, в целях обложения земельным налогом применяется ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 73:24:030805:13 имел один вид разрешенного использования - для размещения насосной станции ПУ-3, в связи с чем кадастровая стоимость данного участка была установлена в размере 3 345 709 руб. 72 коп., поскольку применялся удельный показатель кадастровой стоимости - 739 руб. 22 коп.
Между тем, согласно Приложению N 25 к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 739 руб. 22 коп. предусмотрено в кадастровом квартале 73:24:030805 для земельных участков с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов" (графа 13 приложения).
09.11.2015 в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) поступило постановление Администрации города Ульяновска N 4867 от 17.09.2015, в соответствии с которым в ГКН 10.11.2015 внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13 с "для размещения насосной станции ПУ-3" на "объекты инженерной инфраструктуры, стоянки автомобильного транспорта".
В связи с чем, руководствуясь п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, орган кадастрового учета 10.11.2015 принял решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 371 637 руб. 84 коп. (акт определения кадастровой стоимости N 8849 от 10.11.2015, удельный показатель кадастровой стоимости 1186,84 руб., 3 группа типового перечня видов разрешенного использования земель населенных пунктов, Приложение N 25 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области" к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области").
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером: 73:24:030805:13, кадастровая стоимость данного земельного участка, рассчитанная с применением удельного показателя 1 186 руб. 84 коп., равна 5 371 637 руб. 84 коп.
Данный удельный показатель кадастровой стоимости (1 186 руб. 84 коп.) применяет и сам истец в расчете арендной платы.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в Государственном реестре недвижимости, сформирована органом кадастрового учета исходя из вида разрешенного использования - стоянки автомобильного транспорта.
При этом орган кадастрового учета обоснованно руководствовался пунктом 2.1.16. "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, согласно которому в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Следовательно, исходя из вида разрешенного использования земельного участка - для размещения гаражей и автостоянок, ответчик при расчете арендной платы по договору N 24-3-929 от 16.11.2015 обоснованно применил ставку земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости как для прочих земельных участков.
Поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13 и установлении новой кадастровой стоимости участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 10.11.2015, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период до внесения указанных изменений в ГКН арендная плата подлежит исчислению с применением ставки земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка и с применением поправочного коэффициента к ставке земельного налога в размере 0,3%, то есть в редакции, предложенной истцом, а после указанной даты - в редакции, предложенной ответчиком.
Доводы истца о необходимости при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13 руководствоваться Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Пунктом 12 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
На сегодняшний день соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки города муниципального образования "город Ульяновск" (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90) не внесены.
В то же время согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Следовательно, на дату рассмотрения настоящего спора следует руководствоваться теми видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030805:13, которые указаны в Государственном реестре недвижимости.
Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу ст. 5 Земельного кодекса РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В настоящем случае истец с заявлением об изменении вида разрешенного использовании земельного участка в порядке п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ не обращался.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты в предпринимательской сфере зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение права, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.
При этом избранный лицом способ защиты должен порождать для лица, его избравшего, правовые последствия в виде восстановления нарушенного права.
В настоящем случае для урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора в процессе его заключения, законом предусмотрена возможность обращения сторон в суд за урегулированием таких разногласий.
Таким способом защиты истец воспользовался, предъявив к ответчику исковые требования о принятии условий договора в предложенной им редакции.
При этом само по себе признание здания теплой стоянки объектом коммунального обслуживания не повлечет для истца правовых последствий в виде восстановления его права на заключение договора аренды на тех или иных условиях.
Следовательно, обратившись в суд с требованием о признании здания теплой стоянки объектом коммунального обслуживания истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части отказано правомерно.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года, принятое по делу N А72-17394/2016, оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)