Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 05.10.2017 ПО ДЕЛУ N 3Г-810/2017

Разделы:
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N 3г-810/2017


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкирская региональная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим абзаца 4, 5 пункта 3.2. и пункта 3.3. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена",

установил:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" были утверждены Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Правила).
В разделе 3 Правил установлен льготный порядок определения размеров арендной платы за землю.
Абзацы 1 - 4 пункта 3.2. раздела 3 Правил предусматривают, что уполномоченными органами по установлению понижающего коэффициента для определения размера арендной платы за земельные участки, не признанные объектом налогообложения и предоставленные физическим или юридическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, являются:
- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - в случае поступления доходов от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, в доход бюджета Республики Башкортостан;
- органы местного самоуправления - в случае распределения доходов от арендной платы за земельные участки в доход бюджетов муниципальных образований.
Уполномоченный орган устанавливает понижающий коэффициент в размере 0,01: по договору аренды земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах).
В пункте 3.3. раздела 3 Правил говорится о том, что понижающий коэффициент устанавливается на соответствующий финансовый период, который может продлеваться решениями уполномоченных органов в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил.
Данное постановление было опубликовано 30 декабря 2009 года в газете "Республика Башкортостан" N 249 (26984), в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 8 февраля 2010 года, N 3 (321).
В последующем в вышеуказанное постановление вносились изменения постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2010 года N 380, от 20 января 2011 года N 5, от 30 декабря 2011 года N 535, от 11 апреля 2012 года N 100, от 30 июля 2014 года N 351, от 30 декабря 2014 года N 645, от 02 июня 2015 N 212, от 31 декабря 2015 года N 567 (ред. 10 марта 2016 года), от 10 марта 2016 года N 72, от 27 июня 2016 года N 255, от 07 февраля 2017 года N 32, от 14 февраля 2017 года N 52, от 28 июня 2017 года N 298.
Изменения были размещены на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 04 августа 2014 года, 08 июня 2015 года, 11 марта и 28 июня 2016 года, 16 февраля и 30 июня 2017 года, опубликованы в газете "Республика Башкортостан", N 198(27183), 15 октября 2010 года, журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", 11 января 2011 года, N 1(343), ст. 58, 16 мая 2011 года, N 10(352), ст. 576, 22 августа 2014 года, N 24(462), ст. 1155, 02 июля 2015 года, N 19(493), ст. 877, 22 марта 2016 года, N 9(519), ст. 450, 12 июля 2016 года, N 20(530), ст. 965, 13 марта 2017 года, N 8(554), ст. 281, 02 августа 2017 года, N 22(568), ст. 895.
Башкирская республиканская организация общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов" (далее - БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов") (с учетом уточнений исковых требований) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим абзаца 4, 5 (ошибочно поименованными как абзац 2) пункта 3.2. и пункта 3.3. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена".
В обоснование иска административный истец указал, что 22 мая 2013 года заключил с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодатель) договор аренды земельного участка N N... с кадастровым номером N..., по адресу: адрес, под административное здание.
В соответствии с законом Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 года N 90-з "О внесении изменений в закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков, ранее заключенных с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа Уфа, переданы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов" в установлении льготы в виде понижающего коэффициента по вышеуказанному договору аренды как юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2017 года, было отказано в удовлетворении заявления БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов" о признании незаконным бездействия Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по предоставлению льгот в виде понижающего коэффициента по договору аренды земельного участка от 22 мая 2013 года N М-49-13 и признании незаконным отказа в предоставлении данной льготы, со ссылкой на то, что орган местного самоуправления не принял решение об установлении понижающего коэффициента, оснований для вывода о неправильном определении размера арендной платы и внесения изменений в договор о размере арендной платы не имеется (л.д.36-49).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2017 года, с БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов" в пользу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан была взыскана задолженность по договору аренды земельного участка от 22 мая 2013 года N М-49-13 без учета понижающего коэффициента (л.д.50-80).
БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов" полагает, что положения абзаца 4, 5 пункта 3.2. и пункта 3.3. Правил "уполномоченный орган устанавливает понижающий коэффициент в размере 0,01 по договору аренды земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах" и "понижающий коэффициент устанавливается на соответствующий финансовый период, который может продлеваться решениями уполномоченных органов в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил" противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В судебном заседании представитель административного истца БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов" Г.И.Н. административный иск поддержала, просила удовлетворить. Считает, что оспариваемый в части льготного порядка определения размеров арендной платы нормативно-правовой акт не соответствует принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и принципу запрета необоснованных предпочтений.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан К.Н.А., представитель заинтересованного лица Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан Г.Р.Ф. просили суд отказать в удовлетворении административного иска. Пояснили, что принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, реализован в пункте 3.2. раздела 3 Правил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В статье 2, 25.7 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" указано, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан и земли, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.
Таким образом, постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" принято уполномоченным органом, в форме, предусмотренной статьей 2.1. Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" и опубликовано в установленном порядке.
Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
К таким принципам определения арендной платы отнесены, в том числе принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из анализа содержания абзацев 4, 5 пункта 3.2. и пункта 3.3. Правил следует, что ими урегулирован льготный порядок определения размеров арендной платы в виде обязанности органа местного самоуправления по установлению и продлению действия понижающего коэффициента физическим и юридическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах на соответствующий финансовый период. При этом оспариваемые нормы права не предусматривают право органа местного самоуправления в не установлении понижающего коэффициента для вышеуказанной категории лиц.
Оспариваемые в части нормы республиканского законодательства не предполагают различий в порядке расчета арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не создают дискриминационных условий.
Таким образом, доводы административного истца о том, что абзацы 4, 5 пункта 3.2. и пункт 3.3. Правил противоречат принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и принципу запрета необоснованных предпочтений не нашли своего подтверждения, то есть раздел 3. "Льготный порядок определения размеров арендной платы за землю" Правил в оспариваемой части не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2017 года, оставленное без изменения постановлением восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2017 года, о признании незаконным бездействия Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по предоставлению льгот в виде понижающего коэффициента по договору аренды земельного участка от 22 мая 2013 года N N... и признании незаконным отказа в предоставлении данной льготы согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего административного дела об оспаривании нормативного правового акта.
Поскольку из текста решений арбитражных судов, следует, что предметом рассмотрения в данном деле являлось решение вопроса о праве организации на изменение договора аренды, что не относится к предмету доказывания при оспаривании нормативного правового акта Правительства Республики Башкортостан.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт республиканского исполнительного органа не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах компетенции Правительства Республики Башкортостан, с соблюдением процедуры принятия, не нарушает права и законные интересы административного истца.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим абзаца 4, 5 пункта 3.2. и пункта 3.3. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)