Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28.04.2017 ПО ДЕЛУ N 3Г-426/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. по делу N 3г-426/2017


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И.,
с участием прокурора Республики Башкортостан Муратовой Е.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универстрой" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункт 638 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", со дня его принятия,

установил:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее- Перечень на 2017 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктом 638 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, было включено нежилое здание общей площадью 1128 кв.м с кадастровым номером 02:46:120802:129, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, на 1310 км федеральной дороги Самара-Уфа-Челябинск в районе села Нижние Бишинды.
Общество с ограниченной ответственностью "Универстрой" (далее - ООО "Универстрой"), собственник данного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 638 Перечня на 2017 год. В обоснование требований указано, что спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение вышеуказанного здания в Перечень на 2017 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель ООО "Универстрой" С.Л.В. в судебном заседании заявленное требование поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Н.И.В. требования не признал, указал, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемый в части Перечень на 2017 год не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, специалистов Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Административный истец не оспаривал компетенцию Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого в части приказа.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан, пункта 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обладало достаточной компетенцией для определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Порядок опубликования Перечня не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них. В силу приведенной статьи критерием отнесения здания к торговому или административно-деловому центру является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества (часть 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
В пункте 1.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2016 года, т.е. на момент формирования Перечня) (далее - Порядок) указано, что Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - объекты), и процедуры осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее соответственно - мероприятия, Перечень).
В подпункте "б" вышеуказанного пункта 1.1 к строениям, сооружениям и помещениям отнесены:
торговый центр (комплекс) - отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием объекта в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся торговыми центрами или отдельно стоящими нежилыми зданиями, фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании установлено, что в пункт 638 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год включено здание с кадастровым номером 02:46:120802:129, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, на 1310 км федеральной дороги Самара-Уфа-Челябинск в районе села Нижние Бишинды.
Разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию было выдано "на пристрой к нежилому строению" (л.д.83-89).
Согласно договора купли-продажи от 23 мая 2008 года ООО "Универстрой" приобрело у ООО "Оганес" объект недвижимости - гостиничный комплекс и кафе, расположенное по вышеуказанному адресу.
В пункте 1.1 договора купли-продажи говорится, что объект недвижимости состоит из нежилого строения - гостиничного комплекса и кафе, количество этажей 2, общая площадь 901 кв.м, а также из нежилого строения - кафе на 12 посадочных мест, количество этажей 1, общая площадь 102,5 кв.м (л.д.61-65).
Из свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан серии 04 АН 350700 от 25 августа 2014 года следует, что ООО "Универстрой" является собственником объекта права с кадастровым номером 02:46:120802:129, кафе на 12 посадочных мест, назначение нежилое, 2- этажное, общая площадь 1 128 кв.м, расположено по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, на 1310 км федеральной дороги Самара-Уфа-Челябинск в районе села Нижние Бишинды (л.д.48).
Согласно техническому паспорту Туймазинского межрайонного филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан от 25 ноября 2009 года, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:46:120802:129, общей площадью 1 128 кв.м предназначен под размещение кафе и гостиничного комплекса (л.д.67).
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:46:130303:71, общей площадью 12 100 кв.м, разрешенное использование - для обслуживания гостиничного комплекса, кафе и автостоянки (л.д.90-93).
Земельный участок используется по договору аренды N 107-14зем аренды от 4 марта 2014 года между администрацией муниципального района Туймазинский район в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы и ООО "Универстрой" (с изменениями по дополнительному соглашению от 26 мая 2014 года) (л.д.49-56).
В спорном здании размещены торговые помещения, кафе и гостиница.
В акте обследования от 14 июня 2016 года, составленного главой сельского поселения Верхнебишиндинский сельсовет М.Р.А. управляющим делами Н.Г.А.., специалистом землеустроителем А.Л.Ш., указано, что для размещения объектов общественного питания используется 227 кв.м, общая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов составляет 1128 (в т.ч. гостиничные услуги 901 кв.м.). В связи с чем сделан вывод о виде фактического использования объекта недвижимости 20 % под общественное питание, 80 % используется под гостиничный комплекс (л.д.105-106).
В порядке подготовки к рассмотрению дела суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан провести обследование спорного нежилого помещения.
В акте обследования фактического использования здания от 12 апреля 2017 года, составленном и.о.председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и г. Туймазы Г.Ф.С. начальником отдела по управлению и распоряжению имуществом Комитета по управлению собственностью МЗИО РБ по Туймазинскому району и г. Туймазы Я.Р.Т. отмечено, что нежилое здание занимает 1128 кв.м и состоит из двух этажей. На первом этаже размещено торговое помещение N 9 (номер на поэтажном плане) - магазин площадью 44,7 кв.м; N 2 холл, фактическое использование бар 52,2 кв.м; N 3кухня 29,2 кв.м; N 4 моечная 6,6 кв.м; N 5 тамбур 3,7 кв.м; N 6 холодный склад 6,9 кв.м; N 8 обеденный зал 54,5 кв.м; N 29 склад 14,6 кв.м; N 31 овощной цех 11,7 кв.м; N 32 мясной цех 8,8 кв.м. Сделан вывод, что общественное питание занимает 188,2 кв.м, остальная площадь здания используется под гостиничный комплекс 895 кв.м (л.д.117-118).
В судебном заседании 21 апреля 2017 года специалист Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы (начальник отдела управления и распоряжения имуществом) Я.Р.Т. пояснила, что осматривала спорный объект, в помещении N 2 осуществляется отпуск продуктов питания, установлена барная стойка, за ней стоят стеллажи с напитками, у входа справа стоит ряд холодильников для напитков, а слева холодильная витрина, на момент осмотра холодильники были отключены. Замер барной стойки не производился.
Специалист Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы (председатель КУС Министерства по Туймазинскому району и городу Туймазы) Г.Ф.С. пояснил, что он выезжал на осмотр спорного объекта недвижимости. Помещение N 2 представляет собой единое помещение площадью 52,2 кв.м, отсутствуют разделительные перегородки между барной стойкой и входом, имеются стеллажи с напитками. Также из указанного помещения можно пройти в гостиницу и в обеденный зал кафе.
21 апреля 2017 года специалистами Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы было составлено дополнение к акту обследования от 12 апреля 2017 года, из которого усматривается, что в холле расположена торговая стойка длиной 4,40 м, шириной 1,90 м. В стене между холлом и посудомоечной имеется окно для передачи использованной посуды из обеденного зала. Также в холле установлен стол администратора гостиницы длиной 2 м, шириной 1,9 м.
По результатам дополнительного обследования специалистами Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы сделан вывод, что поскольку в помещении холла производится демонстрация продовольственных и непродовольственных товаров, обслуживание покупателей и проведение денежных расчетов за товары, продукцию цеха горячего питания, услуги душа, туалета (предприятие на ряду с услугами гостиницы оказывает услуги платного туалета и платного душа), гостиницы, то данное помещение является торговым. Заключение о виде фактического использования: торговые объекты на 1 этаже помещения N 9 магазин (44,7 кв.м), N 2 холл - бар (52,2 кв.м), всего 96,9 кв.м; общественное питание помещения N 3-6, 8, 29, 31, 32 (кухня, посудомоечная, бытовая, обеденный зал и т.п.), всего 136 кв.м, итого 96,9 + 136=232,9 кв.м, что составляет 20,65% об общей площади здания 1128 кв.м.
Однако суд не может согласиться с выводами актов обследования и дополнения к акту обследования в части отнесением холла площадью 52,2 кв.м к объектам общественного питания. Так из поэтажного плана технического паспорта и пояснений специалистов Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и городу Туймазы Я.Р.Т.. и М.К.В. следует, что холл является проходной зоной для доступа во все здание, в том числе на 2 этаж в гостиницу, т.е. это место общего пользование всего здания.
Расположение в холле барной стойки не свидетельствует о том, что вся площадь этого помещения используется под общественное питание. В актах обследования площадь бара не установлена. В связи с чем, суд принимает расчет фактического использования помещений, представленный административным истцом, а именно, размер барной стойки составляют 4,4 м х 1,7 м =7,48 кв.м.
Таким образом, площадь помещений, которые относятся к торговым объектам и объектам общественного питания, составляет 232,9 кв.м - (52,2- 7,48 кв.м)=188,18 кв.м, т.е. 16,68% от общей площади здания 1128 кв.м.
Следовательно, включение в оспариваемый Перечень объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 638 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 638 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 638 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Универстрой" удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 638 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 1 128 кв.м. с кадастровым номером 02:46:120802:129, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, на 1310 км федеральной дороги Самара-Уфа-Челябинск в районе села Нижние Бишинды.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)