Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2016 N 10АП-5905/2016 ПО ДЕЛУ N А41-104880/15

Разделы:
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. по делу N А41-104880/15


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от истца, ООО "Лакталис Истра": Извекова Ю.В. по доверенности от 02.02.16 б/н; Пожидаева Н.В. по доверенности от 12.01.16 б/н;
- от ответчика, ИФНС России по г. Истре Московской области: Фокин А.Н. по доверенности от 08.06.15 N 03-13/1434,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лакталис Истра" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2016 года по делу N А41-104880/15, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по иску ООО "Лакталис Истра" к Инспекция ФНС по г. Истре Московской области о признании недействительным решения от 28.09.2015 г. N 4761,

установил:

ООО "Лакталис Истра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 28.09.2015 N 4761 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2016 года по делу N А41-104880/15 заявление удовлетворено частично.
Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Истре Московской области от 28.09.2015 N 4761 о привлечении к 7 19_4589051 ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 657 157,5 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 25.12.2015, после вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Лакталис Истра" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, ООО "Лакталис Истра" представило в ИФНС России по г. Истре Московской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 г. По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 13.05.2015 N 5185 и принято решение от 28.09.2015 N 4761 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 6 571 575 руб., соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 314 315 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 03.12.2015 N 07-12/74633 решение инспекции от 28.09.2015 N 4761 оставлено без изменения и вступило в законную силу. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В спорный период заявитель являлся плательщиком земельного налога.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок под предприятие по производству сыров, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, общей площадью 100 000 кв. м, кадастровый N 50:08:05 02 38:0001, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Павло - Слободский с.о., дер. Лешково (Свидетельство о государственной регистрации права от 10.12.2012 50АД N 708559).
Из оспариваемого решения следует, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2014 г. по земельному участку с кадастровым N 50:08:05 02 38:0001 общество использовало кадастровую стоимость равную 134 409 000 руб., утвержденную распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области".
Между тем, согласно распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков категория которых не установлена на территории Московской области" (далее - Распоряжение от 27.11.2013 N 567-РМ) распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ признано утратившим силу.
Распоряжением от 27.11.2013 N 567-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена, на территории Московской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения по муниципальным районам, городским округам Московской области и земель, категория которых не установлена, по муниципальным районам, городским округам Московской области (приложения N 1 - 4).
Распоряжение от 27.11.2013 N 567-РМ было опубликовано газете в "Ежедневные новости. Подмосковье" от 29.11.2013, которая в соответствии пунктом 1 Постановления Губернатора Московской области от 13.04.2001 N 98-ПГ вместе с Информационным вестником Правительства Московской области является официальным источником опубликования нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области.
Заявитель считает, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления спорной суммы земельного налога, начисления пеней и штрафа, поскольку Распоряжение от 27.11.2013 N 567-РМ было опубликовано газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 29.11.2013 без Приложений N 1 - 4, полный текст Распоряжения от 27.11.2013 N 567-РМ с Приложениями N 1 - 4 размещен на интернет - портале Министерства экологии и природопользования Московской области 19.12.2013.
Данное обстоятельство, по мнению заявителя, с учетом положений пунктов 3 и 4 Распоряжения от 27.11.2013 N 567-РМ, устанавливающие порядок опубликования и вступления в законную силу указанного Распоряжения, позволяет сделать вывод о том, что Распоряжение от 27.11.2013 N 567-РМ вступает в силу в январе 2014 г., что исключает его применение для целей налогообложения по земельному налогу в 2014 году.
Соглашаясь с данными доводами заявителя, суд первой инстанции исходил из нижеследующего.
Частью 1 ст. 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
В газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 225 от 29.11.2013 опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков категория которых не установлена на территории Московской области" (т. 1 л.д. 113).
Указанным Распоряжением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Московской области (приложение N 1), результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, категория которых не установлена, на территории Московской области (приложение N 2), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения по муниципальным районам, городским округам Московской области (приложение N 3) и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, категория которых не установлена, по муниципальным районам, городским округам Московской области (приложение N 4).
Пунктами 3 и 4 Распоряжения от 27.11.2013 N 567-РМ определено, что настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", размещению (опубликованию) его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области (http://mep.mosreg.ru, раздел 5.2).
Настоящее распоряжение вступает в силу с момента размещения (опубликования) его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области.
Настоящее распоряжение в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.
В газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 225 от 29.11.2013 кроме Распоряжения от 27.11.2013 N 567-РМ опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ и содержится указание на то, что в полном объеме тексты распоряжений с приложениями размещаются (опубликовываются) на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru, раздел 5.2).
Из изложенного следует, что требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта Министерством экологии Московской области выполнены надлежащим образом.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, результаты оценки, утвержденные Распоряжением от 27.11.2013 N 567-РМ, должны применяться при исчислении земельного налога начиная с 01.01.2014, а не с 01.01.2015, как ошибочно полагает заявитель.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что Распоряжение от 27.11.2013 N 567-РМ вступает в силу в январе 2014 года, поскольку полный текст Распоряжения от 27.11.2013 N 567-РМ размещен (опубликован) на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области 19.12.2013.
Кроме того, Публикация в газете имеет следующее содержание:
"В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08.02.2013 N 34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году":
1. Утвердить:
1.1 Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Московской области (приложение N 1).
1.2 Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, категория которых не установлена, на территории Московской области (приложение N 2).
1.3 Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения по муниципальным районам, городским округам Московской области (приложение N 3).
1.4 Средние значения удельных показателей кадастровой, стоимости земель, категория которых не установлена, по муниципальным районам, городским округам Московской области (приложение N 4).
2. Признать утратившим силу распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области".
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", размещению (опубликованию) его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области (http://mep.mosreg;ru, раздел 5.2).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента размещения (опубликования) его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области. Настоящее распоряжение в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года".
Из изложенного следует, что Распоряжение Минэкологии МО N 567-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
При таких обстоятельствах, опубликование распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте министерства в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета.
Таким образом, опубликование Распоряжения от 27.11.2013 N 567-РМ без приложений позволило обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает указанный нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу что решение инспекции в части доначисления земельного налога и начисления пеней является законным, оснований для признания его недействительным не имеется.
Вместе с тем, снизил размер штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в два раза до 657 157,5 руб. по основаниям изложенным в решении суда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на письмо Управления ФНС России по Московской области (далее - вышестоящий налоговый орган) N 18-28/22167 от 22.04.2014 года, которым разъяснило, что при определении налоговой базы следует учитывать положения ст. 5 НК РФ.
При этом, разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации имеет право давать только Министерство финансов согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Письмо УФНС N 18-28/22167 от 22.04.2014 года носит информационно - справочный характер, так как в силу п. 2 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Следовательно, в своем письме УФНС сообщало налогоплательщику какое Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области нужно использовать для правильного расчета суммы налога за земельный участок находящийся у налогоплательщика на праве собственности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2016 года по делу N А41-104880/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)