Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2016 N 17АП-9950/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-3653/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. N 17АП-9950/2016-АК

Дело N А50-3653/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Техсервис" (ОГРН 1025902400952, ИНН 5948022170) - Шилов В.П., паспорт, доверенность от 17.02.2016;
- от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532) - Срыбных Т.В. удостоверение, доверенность от 11.01.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Техсервис"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июня 2016 года
по делу N А50-3653/2016,
принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техсервис"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
о признании недействительным решения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Техсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее - фонд) от 23.11.2015 N 124 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель настаивает на том, что судом для определения понятия "строительство" применены нормы права, не подлежащие к применению. Считает, что для классификации вида деятельности плательщика страховых взносов должна применяться специальная норма права, а именно Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и принятый в соответствии с ним Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД). Указывает, что судом не исследованы акты по унифицированной форме КС-2 за 2012-2014 гг., подтверждающие результаты фактической деятельности заявителя; необоснованно отклонено представленное заявителем заключение эксперта, определившего общую стоимость выполненных работ в 2012-2014 гг., относящихся к текущему и капитальному ремонту зданий, то есть по коду 45 ОКВЭД (строительство). То есть заявителем выполнены все требования для использования пониженного тарифа, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В судебном заседании представитель общества на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Фонд представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель фонда поддержал доводы отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 16.10.2015 (л.д. 12-33 том 2) и вынесено решение от 23.11.2015 N 124 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением обществу доначислены страховые взносы на ОПС и ОМС за 2012-2014 гг. в сумме 2 745 717,43 руб., соответствующие пени и штраф по части 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в связи с выводом о неправомерном применении пониженного тарифа, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ для страхователей, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и основным видом деятельности которых является управление недвижимым имуществом.
Оспариваемым решением общество также привлечено к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 8495,89 руб. за представление недостоверных сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Обстоятельства, изложенные на стр. 21-22 решения фонда и послужившие основанием для наложения штрафа по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в сумме 8495,89 руб., заявителем не оспариваются. В связи с чем оснований для признания недействительным решения фонда в части наложения этого штрафа у суда не имелось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя права на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является в том числе:
- строительство (подпункт "ц" пункта 8) (код ОКВЭД 45);
- управление недвижимым имуществом (подпункт "я.2" пункта 8) (код ОКВЭД 70.32).
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
При применении УСН сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, налогоплательщики, применяющие данную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы, определяемые, соответственно, согласно положениям статей 249 и 250 НК РФ.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ следует, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, признается доходом от реализации и определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что общество в спорный период применяло УСН (с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов"); в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве основного вида деятельности общества указано "управление эксплуатацией жилого фонда" (код ОКВЭД 70.32.1); фактически основной доход получен обществом по договорам на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, заключенным с ООО "Управляющая компания "ЭКСКОМ", товариществами собственников жилья (л.д. 67-116 том 4).
Руководствуясь положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, арбитражный суд правильно указал на то, что управлением эксплуатацией жилого фонда занимаются указанные в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные организации, а общество в этом случае выступает лишь исполнителем по отдельным видам работ, обеспечивающим содержание и текущий ремонт общего имущества.
В этой части выводы суда не оспариваются, доводы жалобы сводятся к тому, что деятельность общества в спорный период подпадала под понятие "строительство", предусмотренное подпунктом "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и кодом ОКВЭД 45.
При этом является правильным довод апелляционной жалобы, что для целей применения указанной нормы необходимо руководствоваться ОКВЭД, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (в силу прямого указания на него в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Однако сделанные в решении суда выводы не противоречат данному доводу.
В соответствии с указанным выше ОКВЭД деятельность по коду 45 включает в себя такие виды работ, как: новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений - в таких видах строительства, как: подготовка строительного участка, строительство зданий и сооружений, производство общестроительных работ, производство прочих строительных работ, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство отделочных работ и др.
Из условий представленных в дело договоров, заключенных с ООО "Управляющая компания "ЭКСКОМ" и товариществами собственников жилья, следует, что заявитель (исполнитель) обязался выполнять следующие виды работ:
- техническое обслуживание общего имущества в многоквартирных домам, включая конструктивные элементы и внутридомовое инженерное оборудование;
- содержание придомовой территории, включая уборку, озеленение, благоустройство;
- ремонт общего имущества, включая конструктивные элементы дома, общие внутридомовые коммуникации и сети, технические устройства и оборудование;
- содержание и ремонт вентиляционных систем;
- текущее обслуживание и текущий ремонт бытовых напольных электроплит.
Из содержания обязательств сторон, согласованных сторонами в рассматриваемых договорах следует, что исполнитель обязуется соблюдать график проведения плановых осмотров многоквартирных домов, проводить работы по подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в зимний период, осуществлять прием и регистрацию устных и письменных обращений граждан и осуществлять ответы на них, осуществлять проверку соблюдения гражданами правил пользования жилыми помещениями, устранять аварии, а также причины и последствия аварий, извещать потребителей и дате и сроках предоставления коммунальных услуг, осуществлять контроль за подачей воды и тепла, принимать меры для обеспечения безопасности проживания населения и сохранности имущества многоквартирного дома, в том числе инженерных сетей, приборов учета и контроля и т.д.
Данные услуги не относятся к строительной деятельности ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату.
Тот факт, что некоторые из выполняемых работ можно отнести строительным, не свидетельствует о том, что видом деятельности общества является именно строительство.
Между тем, как уже указано в постановлении, для применения пониженного тарифа необходимо, чтобы доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по виду, указанному в пункте 8 части 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, составляла не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Из представленного в дело заключения ООО "БОС" не усматривается, что доход общества от выполнения работ, предусмотренных по коду 45 ОКВЭД, составляет более 70%. При этом указанная группировка ОКВЭД включает в себя ремонт и техническое обслуживание лишь некоторого оборудования многоквартирных домов (лифтов, домовых отопительных котлов, холодильного и вентиляционного оборудования). Между тем эксперт неправомерно включает в строительные работы такие, как ремонт смесителей, смывных бачков, полотенцесушителей, освещения, отопления, установка светильника, кронирование деревьев, смена вентилей, очистка канализационной сети, замена водосчетчиков.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не представлено доказательств того, что не менее 70 процентов всех доходов заявителя составляют доходы от реализации услуг по строительству (монтажу инженерного оборудования зданий и сооружений).
Следовательно, заявителем не соблюдены условия, предусмотренные ст. 58 Закона N 212-ФЗ, право на пониженный тариф страховых взносов в пенсионный фонд обществом не доказано, оснований для признания решения фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в обжалуемой части не имеется.
Учитывая данные обстоятельства, оснований считать, что заявителем выполнены условия, установленные ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не имеется, поэтому суд первой инстанции правильно согласился с тем, что заявителем не подтверждено право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июня 2016 года по делу N А50-3653/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис" (ОГРН 1025902400952, ИНН 5948022170) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 09.06.2016 N 409.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)