Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 ПО ДЕЛУ N А52-593/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N А52-593/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Журавлева А.В. и Чапаева И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от Федеральной налоговой службы Семенова А.С. по доверенности от 12.05.2017 N 110,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области на определение Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2017 года по делу N А52-593/2016 (судья Булгаков С.В.),
установил:

Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области (местонахождение: 180017, г. Псков, ул. Спортивная, д. 5а; ОГРН 1046000330001; ИНН 6027086207; далее - уполномоченный орган), ссылаясь на статью 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), 28.12.2016 обратилась в Арбитражный суд Псковской области в рамках дела о банкротстве гражданина Васильева Петра Николаевича (Псковская обл., Островский р-н, дер. Смоленка; далее - Должник) с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о включении требования по обязательным платежам в сумме 11 371 руб. в реестр требований кредиторов Должника (далее - Реестр).
Определением от 28.04.2017 требование уполномоченного органа в сумме 11 371 руб. основного долга признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества Должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в Реестр.
Уполномоченный орган с судебным актом в части отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, а также в части признания его требования подлежащим удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в Реестр, не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, просил определение в указанной части отменить, восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу заявленного требования и включить требование по обязательным платежам в сумме 11 371 руб. в Реестр. По мнению подателя жалобы, причина пропуска срока на предъявления требования к Должнику является уважительной, поскольку налоговый орган не имел права требовать уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год со сроком уплаты 01.12.2016 до указанной даты, поэтому пропущенный срок подлежит восстановлению. В заседании суда представитель уполномоченного органа поддержал апелляционную жалобу.
Остальные лица, участвующие в обособленном споре по делу о банкротстве Должника, надлежащим образом извещенные о времени и месте его разбирательства, в суд не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть определения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, определением от 19.04.2016 введена реструктуризации долгов, финансовым управляющим Должника утвержден Лукьянов Андрей Сергеевич.
Решением от 15.09.2016 Должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Лукьянов А.С.
Сообщение об этом опубликовано 01.10.2016 в номере 182 газеты "Коммерсантъ".
Уполномоченный орган, сославшись на наличие у Должника задолженности по обязательным платежам (транспортный налог в сумме 845 руб., земельный налог в сумме 1501 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 9025 руб.), обратился 28.12.2016 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая требования уполномоченного органа подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в Реестр, суд первой инстанции исходил из того, что наличие задолженности подтверждается материалами дела, доказательства погашения задолженности отсутствуют; заявитель обратился в суд по истечении установленного законом срока, то есть после закрытия Реестра в отсутствие на то уважительных причин.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований не согласиться с вынесенным определением в обжалуемой части.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, вытекающие из денежных обязательств либо возникшие вследствие неисполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, относятся к третьей очереди Реестра (статья 137 Закона о банкротстве).
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора (уполномоченного органа) подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов и уполномоченного органа по уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Закона (пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве).
Согласно указанной правовой норме данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Проверка обоснованности и размера заявленных требований, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований.
Пунктами 3 и 4 статьи 100 Закона о банкротстве установлено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение тридцати дней с даты направления конкурсным управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредитора. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как видно из материалов дела, уполномоченным органом для включения в Реестр заявлена задолженность по транспортному налогу физических лиц за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016 в сумме 845 руб., по земельному налогу за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016 в сумме 1501 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016 в сумме 9025 руб.
Задолженность подтверждается представленными в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 06.07.2016, справкой Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Псковской области от 26.08.2016, налоговыми уведомлениями от 04.09.2016 N 84565145, от 07.04.2017 N 157795500, содержащими расчет (перерасчет) налогов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования уполномоченного органа являются обоснованными, участвующие в деле лица не оспаривают выводы суда первой инстанции в указанной части.
Из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", следует, что в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
В материалах дела усматривается, что Должник признан банкротом на основании решения от 15.09.2016; эти сведения были опубликованы 01.10.2016, следовательно, Реестр подлежал закрытию 01.12.2016; уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением 28.12.2016, то есть после закрытия Реестра.
Таким образом, уполномоченный орган пропустил установленный Законом о банкротстве срок для предъявления своих требований к Должнику.
Основания не согласиться с указанным выводом у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Поскольку уполномоченный орган пропустил срок для предъявления своих требований к Должнику, признанные обоснованными эти требования подлежит удовлетворению за счет имущества Должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в Реестр.
Вопреки доводам подателя жалобы суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам уполномоченного органа, приведенным в обоснование ходатайства о восстановлении срока для заявления требований в Реестр.
По мнению апелляционной инстанции, суд пришел к правильному выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления пропущенного срока, установив осведомленность уполномоченного органа о введении в отношении Должника процедуры банкротства до даты закрытия Реестра (определением от 02.08.2016 в Реестр включены требования уполномоченного органа по задолженности, образовавшейся у Васильева П.Н. в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности).
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) (далее - Обзор), в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Из изложенного следует, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Поскольку налоговый период по транспортному и земельному налогу, а также по налогу на имущество физических лиц за 2015 год истек 31.12.2015 (до возбуждения дела о банкротстве в отношении Должника (определение от 11.03.2016), заявленное требование уполномоченного органа не является текущим.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, наличие каких-либо препятствий для своевременной реализации права заявителя на включение в Реестр с момента, когда ему стало известно о нахождении Должника в состоянии банкротства не установлено. Доказательств наличия каких-либо препятствий для реализации указанного права в материалы дела не представлено.
В пункте 12 названного выше обзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
В то же время в рассматриваемом обособленном споре требования уполномоченного органа не основаны на результатах соответствующих процедур выявления задолженности по обязательным платежам, пропуск срока не связан с обеспечением прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности. Порядок расчета размера земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц приведен в соответствующих статьях НК РФ, при этом пункт 2 статьи 52 упомянутого Кодекса не воспрещает налоговому органу исчислить сумму налога и направить налогоплательщику налоговое уведомление сразу после истечения налогового периода.
Таким образом, то обстоятельство, что уполномоченный орган после возбуждения дела о банкротстве не рассчитал своевременно размер задолженности, подлежащей включению в Реестр, и не заявил своевременно о включении спорных требований в Реестр, не является основанием для восстановления пропущенного срока.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного уполномоченным органом ходатайства о восстановлении срока.
Суждений, которые бы позволили усомниться в правильности этого вывода, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы заявителя не могут повлечь изменение обжалуемого судебного акта, поскольку по существу сводятся к несогласию с оценкой судом установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Между тем иная оценка указанных обстоятельств не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены определения от 28.04.2017 в обжалуемой части не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при рассмотрении заявления уполномоченного органа не допущено. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

определение Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2017 года по делу N А52-593/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.
Председательствующий
С.В.КОЗЛОВА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
И.А.ЧАПАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)