Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Петровская инвестиционная компания": Иванова Т.В. по доверенности N 9/15 от 01.12.15;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области: Власов В.Л. по доверенности N 13 от 11.01.16; Карапетян К.О. по доверенности N 01 от 11.01.16,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петровская инвестиционная компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2016 года по делу N А41-81407/15, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петровская инвестиционная компания" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Петровская инвестиционная компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 (Межрайонной ИФНС N 16) по Московской области о признании недействительным решения N 3143 от 07.07.15 о привлечении ООО "Петровская инвестиционная компания" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в начислении недоимки по уплате земельного налога за 2014 год в размере 90 871 248 рублей, начислении пени в размере 7 662 324 рубля 25 копеек и уплате штрафа в размере 18 174 249 рублей (т. 1, л.д. 2 - 7).
Заявление подано на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 77 - 81).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Петровская инвестиционная компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 83 - 84).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Петровская инвестиционная компания" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Петровская инвестиционная компания" на праве собственности принадлежат 13 земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:020206:119, 50:14:020205:208, 50:14:020205:209, 50:14:020205:210, 50:14:020205:211, 50:14:020205:212, 50:14:020205:213, 50:14:020205:214, 50:14:0020210:270, 50:14:0020210:271, 50:14:0020210:272, 50:14:0000000:103345, 50:14:0000000:103346, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенных в с. Петровское, Щелковского района Московской области.
30.01.15 ООО "Петровская инвестиционная компания" представило в Межрайонную ИФНС N 16 по Московской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год.
Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области в период с 30.01.15 по 30.04.15 провела камеральную налоговую проверку данной декларации, по результатам которой 19.05.15 был составлен акт N 11/2298 (т. 1, л.д. 102 -107).
Рассмотрев материалы проверки, Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области 07.07.15 приняла решение N 3143 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "Петровская инвестиционная компания" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 18 174 249 рублей 60 копеек, обществу был доначислен земельный налог в размере 90 871 248 рублей, а также пени в размере 7 662 324 рубля 25 копеек (т. 1, л.д. 35 - 45).
Решением Управления Росреестра по Московской области N 07-12/50458@ от 17.09.15 решение Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 было оставлено без изменения (т. 1, л.д. 46 - 52).
Полагая доначисление земельного налога незаконным, ООО "Петровская инвестиционная компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что применение налоговым органом ставки земельного налога в размере 1,5% обоснованно.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Петровская инвестиционная компания" указало, что ему неправомерно был доначислен земельный налог за принадлежащие обществу земельные участки.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из решения Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 следует, что основанием для его вынесения послужили следующие обстоятельства.
В 2014 году ООО "Петровская инвестиционная компания" на праве собственности принадлежало 13 земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:020206:119, 50:14:020205:208, 50:14:020205:209, 50:14:020205:210, 50:14:020205:211, 50:14:020205:212, 50:14:020205:213, 50:14:020205:214, 50:14:0020210:270, 50:14:0020210:271, 50:14:0020210:272, 50:14:0000000:103345, 50:14:0000000:103346, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенных в с. Петровское, Щелковского района Московской области.
30.01.15 ООО "Петровская инвестиционная компания" представило в Межрайонную ИФНС N 16 по Московской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой при расчете налога обществом была применена льготная ставка земельного налога в размере 0,3%, что по мнению налогового органа неправомерно.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Как указывалось выше, земельные участки ООО "Петровская инвестиционная компания" расположены на территории с. Петровское, Щелковского района Московской области, имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства.
В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Огудневское Щелковского муниципального района Московской области N 254 от 28.11.13 налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков (т. 2, л.д. 1 -2).
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в том числе отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статье 1 названного Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.15 по делу N 305-КГ14-9101, А41-63325/13.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении спорных земельных участков в 2014 году заявителю следовало применять налоговую ставку в размере 1,5%.
Таким образом, Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области правомерно установила факт неправомерного применения ООО "Петровская инвестиционная компания" льготной налоговой ставки при исчислении земельного налога за 2014 год.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в Постановлении от 05 февраля 2015 года по делу N А41-295/14, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 февраля 2014 года N ВАС-1310/14.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год ООО "Петровская инвестиционная компания" кадастровая стоимость спорных земельных участков была указана в размере их рыночной стоимости:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020206:119-525 252 629 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:208-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:209-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:210-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:211-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:212-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:213-26 327 993 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:214-55 646 199 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:270-44 793 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:271-13 687 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:272-711 299 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103345-247 716 465 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103346-155 532 рубля.
При вынесении обжалуемого решения Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области руководствовалась сведениями о кадастровой стоимости земельных участков общества, внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования N 564-РМ от 26.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Между тем, решением Московского областного суда от 24 февраля 2016 года по делу N 3-44/16 кадастровая стоимость земельных участков ООО "Петровская инвестиционная компания" с 01.01.14 была установлена в следующем размере:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020206:119-1 056 305 995 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:208-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:209-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:210-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:211-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:212-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:213-57 564 763 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:214-112 388 686 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:270-65 872 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:271-20 128 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:272-1 046 028 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103345-539 336 980 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103346-228 723 рубля (т. 3, л.д. 126 - 140).
Согласно представленным в материалы дела кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 20.05.16 кадастровая стоимость земельных участков налогоплательщика, установленная вышеназванным решением, в государственный кадастр недвижимости внесена не была.
Вместе с тем, в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с принятием решения Московского областного суда от 24 февраля 2016 года по делу N 3-44/16 кадастровая стоимость земельных участков ООО "Петровская инвестиционная компания" с 01.01.14 считается измененной в соответствии с данным судебным актом.
Следовательно, в проверяемый период (2014 год) налоговая база для земельных участков общества должна рассчитываться исходя из измененной кадастровой стоимости этих участков.
Таким образом, в 2014 году размер земельного налога для земельных участков ООО "Петровская инвестиционная компания" составлял:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020206:119-15 844 589 рублей 93 копейки;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:208-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:209-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:210-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:211-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:212-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:213-863 471 рубль 45 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:214-1 685 830 рублей 29 копеек.
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0020210:270, 50:14:0020210:271, 50:14:0020210:272, 50:14:0000000:103345, 50:14:0000000:103346 находились во владении ООО "Петровская инвестиционная компания" в 2014 году в течение 4 месяцев, что налоговым органом не оспаривается. Таким образом, при исчислении подлежащего уплате за них земельного налога подлежит применению коэффициент Кв в размере 0,3333.
С учетом изложенного, размер земельного налога в 2014 году составлял:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:270-329 рублей 38 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:271-100 рублей 64 копейки;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:272-5 230 рублей 14 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103345-2 696 684 рубля 90 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103346-1 143 рубля 62 копейки.
Таким образом, общая сумма земельного налога, подлежащего уплате ООО "Петровская инвестиционная компания" в 2014 году за принадлежащие ему 13 земельных участков, составляет 24 199 605 рублей 11 копеек.
Поскольку решением Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 ООО "Петровская инвестиционная компания" земельный налог был доначислен в размере 90 871 248 рублей, а подлежащая уплате сумма налога составляет 24 199 605 рублей 11 копеек, решение налогового органа нельзя признать обоснованным в части доначисления земельного налога в размере 66 671 642,89 рублей.
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
С учетом изложенного на ООО "Петровская инвестиционная компания" подлежит наложению штраф в размере 4 839 921 рубль 02 копейки, в связи с чем нельзя признать обоснованным привлечение общества решением Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 13 334 328 рублей 58 копеек, а также начисления соответствующих сумм пеней.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2016 года по делу N А41-81407/15 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области от 07.07.2015 г. N 3143 в части доначисления налога на землю за 2014 г. в сумме 66 671 642,89 рублей, привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 13 334 328,58 рублей, а также начисления соответствующих сумм пеней.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2016 N 10АП-3322/2016 ПО ДЕЛУ N А41-81407/15
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу N А41-81407/15
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Петровская инвестиционная компания": Иванова Т.В. по доверенности N 9/15 от 01.12.15;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области: Власов В.Л. по доверенности N 13 от 11.01.16; Карапетян К.О. по доверенности N 01 от 11.01.16,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петровская инвестиционная компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2016 года по делу N А41-81407/15, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петровская инвестиционная компания" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Петровская инвестиционная компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 (Межрайонной ИФНС N 16) по Московской области о признании недействительным решения N 3143 от 07.07.15 о привлечении ООО "Петровская инвестиционная компания" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в начислении недоимки по уплате земельного налога за 2014 год в размере 90 871 248 рублей, начислении пени в размере 7 662 324 рубля 25 копеек и уплате штрафа в размере 18 174 249 рублей (т. 1, л.д. 2 - 7).
Заявление подано на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 77 - 81).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Петровская инвестиционная компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 83 - 84).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Петровская инвестиционная компания" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Петровская инвестиционная компания" на праве собственности принадлежат 13 земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:020206:119, 50:14:020205:208, 50:14:020205:209, 50:14:020205:210, 50:14:020205:211, 50:14:020205:212, 50:14:020205:213, 50:14:020205:214, 50:14:0020210:270, 50:14:0020210:271, 50:14:0020210:272, 50:14:0000000:103345, 50:14:0000000:103346, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенных в с. Петровское, Щелковского района Московской области.
30.01.15 ООО "Петровская инвестиционная компания" представило в Межрайонную ИФНС N 16 по Московской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год.
Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области в период с 30.01.15 по 30.04.15 провела камеральную налоговую проверку данной декларации, по результатам которой 19.05.15 был составлен акт N 11/2298 (т. 1, л.д. 102 -107).
Рассмотрев материалы проверки, Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области 07.07.15 приняла решение N 3143 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "Петровская инвестиционная компания" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 18 174 249 рублей 60 копеек, обществу был доначислен земельный налог в размере 90 871 248 рублей, а также пени в размере 7 662 324 рубля 25 копеек (т. 1, л.д. 35 - 45).
Решением Управления Росреестра по Московской области N 07-12/50458@ от 17.09.15 решение Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 было оставлено без изменения (т. 1, л.д. 46 - 52).
Полагая доначисление земельного налога незаконным, ООО "Петровская инвестиционная компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что применение налоговым органом ставки земельного налога в размере 1,5% обоснованно.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Петровская инвестиционная компания" указало, что ему неправомерно был доначислен земельный налог за принадлежащие обществу земельные участки.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из решения Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 следует, что основанием для его вынесения послужили следующие обстоятельства.
В 2014 году ООО "Петровская инвестиционная компания" на праве собственности принадлежало 13 земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:020206:119, 50:14:020205:208, 50:14:020205:209, 50:14:020205:210, 50:14:020205:211, 50:14:020205:212, 50:14:020205:213, 50:14:020205:214, 50:14:0020210:270, 50:14:0020210:271, 50:14:0020210:272, 50:14:0000000:103345, 50:14:0000000:103346, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенных в с. Петровское, Щелковского района Московской области.
30.01.15 ООО "Петровская инвестиционная компания" представило в Межрайонную ИФНС N 16 по Московской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой при расчете налога обществом была применена льготная ставка земельного налога в размере 0,3%, что по мнению налогового органа неправомерно.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Как указывалось выше, земельные участки ООО "Петровская инвестиционная компания" расположены на территории с. Петровское, Щелковского района Московской области, имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства.
В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Огудневское Щелковского муниципального района Московской области N 254 от 28.11.13 налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков (т. 2, л.д. 1 -2).
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в том числе отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статье 1 названного Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.15 по делу N 305-КГ14-9101, А41-63325/13.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении спорных земельных участков в 2014 году заявителю следовало применять налоговую ставку в размере 1,5%.
Таким образом, Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области правомерно установила факт неправомерного применения ООО "Петровская инвестиционная компания" льготной налоговой ставки при исчислении земельного налога за 2014 год.
Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в Постановлении от 05 февраля 2015 года по делу N А41-295/14, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 февраля 2014 года N ВАС-1310/14.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год ООО "Петровская инвестиционная компания" кадастровая стоимость спорных земельных участков была указана в размере их рыночной стоимости:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020206:119-525 252 629 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:208-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:209-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:210-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:211-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:212-18 190 858 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:213-26 327 993 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:214-55 646 199 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:270-44 793 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:271-13 687 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:272-711 299 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103345-247 716 465 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103346-155 532 рубля.
При вынесении обжалуемого решения Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области руководствовалась сведениями о кадастровой стоимости земельных участков общества, внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования N 564-РМ от 26.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Между тем, решением Московского областного суда от 24 февраля 2016 года по делу N 3-44/16 кадастровая стоимость земельных участков ООО "Петровская инвестиционная компания" с 01.01.14 была установлена в следующем размере:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020206:119-1 056 305 995 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:208-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:209-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:210-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:211-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:212-41 362 997 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:213-57 564 763 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:214-112 388 686 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:270-65 872 рубля;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:271-20 128 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:272-1 046 028 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103345-539 336 980 рублей;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103346-228 723 рубля (т. 3, л.д. 126 - 140).
Согласно представленным в материалы дела кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 20.05.16 кадастровая стоимость земельных участков налогоплательщика, установленная вышеназванным решением, в государственный кадастр недвижимости внесена не была.
Вместе с тем, в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с принятием решения Московского областного суда от 24 февраля 2016 года по делу N 3-44/16 кадастровая стоимость земельных участков ООО "Петровская инвестиционная компания" с 01.01.14 считается измененной в соответствии с данным судебным актом.
Следовательно, в проверяемый период (2014 год) налоговая база для земельных участков общества должна рассчитываться исходя из измененной кадастровой стоимости этих участков.
Таким образом, в 2014 году размер земельного налога для земельных участков ООО "Петровская инвестиционная компания" составлял:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020206:119-15 844 589 рублей 93 копейки;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:208-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:209-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:210-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:211-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:212-620 444 рубля 96 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:213-863 471 рубль 45 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:020205:214-1 685 830 рублей 29 копеек.
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0020210:270, 50:14:0020210:271, 50:14:0020210:272, 50:14:0000000:103345, 50:14:0000000:103346 находились во владении ООО "Петровская инвестиционная компания" в 2014 году в течение 4 месяцев, что налоговым органом не оспаривается. Таким образом, при исчислении подлежащего уплате за них земельного налога подлежит применению коэффициент Кв в размере 0,3333.
С учетом изложенного, размер земельного налога в 2014 году составлял:
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:270-329 рублей 38 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:271-100 рублей 64 копейки;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0020210:272-5 230 рублей 14 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103345-2 696 684 рубля 90 копеек;
- - на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:103346-1 143 рубля 62 копейки.
Таким образом, общая сумма земельного налога, подлежащего уплате ООО "Петровская инвестиционная компания" в 2014 году за принадлежащие ему 13 земельных участков, составляет 24 199 605 рублей 11 копеек.
Поскольку решением Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 ООО "Петровская инвестиционная компания" земельный налог был доначислен в размере 90 871 248 рублей, а подлежащая уплате сумма налога составляет 24 199 605 рублей 11 копеек, решение налогового органа нельзя признать обоснованным в части доначисления земельного налога в размере 66 671 642,89 рублей.
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
С учетом изложенного на ООО "Петровская инвестиционная компания" подлежит наложению штраф в размере 4 839 921 рубль 02 копейки, в связи с чем нельзя признать обоснованным привлечение общества решением Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области N 3143 от 07.07.15 к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 13 334 328 рублей 58 копеек, а также начисления соответствующих сумм пеней.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2016 года по делу N А41-81407/15 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области от 07.07.2015 г. N 3143 в части доначисления налога на землю за 2014 г. в сумме 66 671 642,89 рублей, привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 13 334 328,58 рублей, а также начисления соответствующих сумм пеней.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)