Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михеева А.А., Ламберовой Е.А., Зайнуллина Г.А. о признании недействующим в части распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 г. N 2611-р
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 12 января 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Михеева А.А., Ламберовой Е.А., Зайнуллина Г.Ш. по доверенности Мухаметзянова М.З., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан распоряжением от 27 ноября 2014 г. N 2611-р (далее - распоряжение Министерства N 2611-р) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень) в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ).
В пункт <...> Перечня включено нежилое трехэтажное здание с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенное по адресу: <...> Татарстан, г. <...> ул. <...>. В здании расположены 34 помещения.
Михеев А.А., Ламберова Е.А. и Зайнуллин Г.Ш. являются собственниками помещений, расположенных в указанном здании, и обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим распоряжения Министерства N 2611-р в части включения в пункт <...> данного объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований они указали, что включенное в названный пункт Перечня здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 12 января 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права по неправильно определенным обстоятельствам дела. В обоснование своих доводов указывает на то, что спорное здание включено в Перечень на основании технического паспорта здания, согласно которому 67% от общей площади здания являются торговыми, что соответствует определенным действующим законодательством признакам торгового центра и правомерно включено в пункт <...> Перечня.
Заявители и прокурор, участвующий в деле, представили возражения относительно апелляционной жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что распоряжение Министерства земельных имущественных отношений Республики Татарстан N 2611-р, утвердившее Перечень, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке 27 ноября 2014 г. на официальном сайте Министерства юстиции Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) и 29 ноября 2014 г. в газете "Республика Татарстан", N 174.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, согласно пункту 1 статьи 1.1 названного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и как торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд установил, что основанием для включения в пункт | | Перечня здания послужили неактуальные данные технического паспорта здания, составленного в 2005 году, которые не соответствуют сведениям документов технического учета (инвентаризации) - техническим паспортам помещений по состоянию на 2 августа 2012 г. и 22 июля 2014 г., составленным этим же органом технической инвентаризации и фиксирующим состояние спорного объекта недвижимости на более поздние даты.
При исследовании представленных доказательств судом первой инстанции установлено, что согласно техническим и кадастровым паспортам расположенных в здании помещений и сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним общая площадь здания составляет 4767,1 кв.м, и на момент принятия оспариваемого распоряжения только 282,6 кв.м были предназначены для размещения торговых объектов, что составляет менее 20% от общей площади здания. Здание расположено на земельном участке, разрешенное использование которого определено как "под размещение производственных зданий и сооружений". Доказательств фактического использования не менее 20% общей площади здания в указанных целях лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Судебная коллегия считает, что с учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что здание с кадастровым номером <...>, включенное в пункт <...> Перечня, не отвечает признакам торгового объекта (комплекса) по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ, и правомерно удовлетворил заявление Михеева А.А., Ламберовой Е.А., Зайнуллина Г.Ш.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 12 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.05.2016 N 11-АПГ16-7
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. N 11-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михеева А.А., Ламберовой Е.А., Зайнуллина Г.А. о признании недействующим в части распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 г. N 2611-р
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 12 января 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Михеева А.А., Ламберовой Е.А., Зайнуллина Г.Ш. по доверенности Мухаметзянова М.З., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан распоряжением от 27 ноября 2014 г. N 2611-р (далее - распоряжение Министерства N 2611-р) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень) в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ).
В пункт <...> Перечня включено нежилое трехэтажное здание с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенное по адресу: <...> Татарстан, г. <...> ул. <...>. В здании расположены 34 помещения.
Михеев А.А., Ламберова Е.А. и Зайнуллин Г.Ш. являются собственниками помещений, расположенных в указанном здании, и обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим распоряжения Министерства N 2611-р в части включения в пункт <...> данного объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований они указали, что включенное в названный пункт Перечня здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 12 января 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права по неправильно определенным обстоятельствам дела. В обоснование своих доводов указывает на то, что спорное здание включено в Перечень на основании технического паспорта здания, согласно которому 67% от общей площади здания являются торговыми, что соответствует определенным действующим законодательством признакам торгового центра и правомерно включено в пункт <...> Перечня.
Заявители и прокурор, участвующий в деле, представили возражения относительно апелляционной жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что распоряжение Министерства земельных имущественных отношений Республики Татарстан N 2611-р, утвердившее Перечень, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке 27 ноября 2014 г. на официальном сайте Министерства юстиции Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) и 29 ноября 2014 г. в газете "Республика Татарстан", N 174.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, согласно пункту 1 статьи 1.1 названного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и как торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд установил, что основанием для включения в пункт | | Перечня здания послужили неактуальные данные технического паспорта здания, составленного в 2005 году, которые не соответствуют сведениям документов технического учета (инвентаризации) - техническим паспортам помещений по состоянию на 2 августа 2012 г. и 22 июля 2014 г., составленным этим же органом технической инвентаризации и фиксирующим состояние спорного объекта недвижимости на более поздние даты.
При исследовании представленных доказательств судом первой инстанции установлено, что согласно техническим и кадастровым паспортам расположенных в здании помещений и сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним общая площадь здания составляет 4767,1 кв.м, и на момент принятия оспариваемого распоряжения только 282,6 кв.м были предназначены для размещения торговых объектов, что составляет менее 20% от общей площади здания. Здание расположено на земельном участке, разрешенное использование которого определено как "под размещение производственных зданий и сооружений". Доказательств фактического использования не менее 20% общей площади здания в указанных целях лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Судебная коллегия считает, что с учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что здание с кадастровым номером <...>, включенное в пункт <...> Перечня, не отвечает признакам торгового объекта (комплекса) по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 г. N 49-ЗРТ, и правомерно удовлетворил заявление Михеева А.А., Ламберовой Е.А., Зайнуллина Г.Ш.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 12 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)