Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истцом указано, что ответчицей не уплачен налог, ей было направлено требование о добровольном погашении задолженности в установленный срок, однако задолженность налогоплательщиком не погашена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья 1 инстанции: Кулакова С.А.
Судья-докладчик: Гусарова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области к Ц. о взыскании земельного налога за 2014 год,
по встречному административному исковому заявлению Ц. к Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области о признании незаконным требования, бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Ц. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 апреля 2017 года,
установила:
В обоснование административного искового заявления ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска (далее - Инспекция, налоговый орган) указала, Ц. являлась собственником земельных участков по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, площадью 1323 кв. м, кадастровый номер <номер изъят>, площадью 848 кв. м. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп налоговым органом исчислен земельный налог за 2014 год в сумме 170442 руб.: по земельному участку с кадастровым номером <номер изъят> в размере 41367 руб., исходя из кадастровой стоимости 5515536,16 руб. (848 кв. м x 6504,17 / 2), вида разрешенного использования - под эксплуатацию существующего административного здания и гаража, соответствующей виду разрешенного использования ставки налога - 1,5%; по земельному участку с кадастровым номером <номер изъят>, в размере 129075 руб., исходя из кадастровой стоимости 8605016,91 руб. (1323 кв. м x 6504,17), вида разрешенного использования - под эксплуатацию существующего административного здания и гаража, соответствующей виду разрешенного использования ставки налога - 1,5%. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленный законом срок не исполнена, выставлено требование от 07.10.2015 N 24464. Мировым судьей судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска 23.05.2016 вынесен судебный приказ о взыскании с Ц. задолженности по земельному налогу, который отменен определением от 15.06.2016, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
На основании изложенного, уточнив административные исковые требования, Инспекция просила суд взыскать с Ц. задолженность по земельному налогу за 2014 года в размере 141328 руб.
Административный ответчик Ц. требования не признала, предъявила встречный иск, в котором просила признать незаконным бездействие ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска по пересчету земельного налога на принадлежащие Ц. земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>, расположенные по адресу: г. <адрес изъят>, за 2014 год; признать незаконными действия ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска по взысканию с Ц. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 170422 руб. на основании требования ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска об уплате земельного налога N 24464 от 07.10.2015; возложить обязанность на ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска пересчитать задолженность Ц. по земельному налогу за 2014 год, исходя из информации о кадастровой стоимости на принадлежащие ей земельные участки с кадастровыми номерами: <номер изъят> и <номер изъят>, расположенные по адресу: <адрес изъят>, содержащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 и составляющей на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в размере 2874905,46 руб., на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в размере 1842720,96 руб., с учетом уплаченной ею 30.09.2016 на счет ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска суммы земельного налога в размере 30000 руб.
Определением суда от 13 февраля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Определением суда от 6 марта 2017 года произведена замена административного истца (административного ответчика по встречному иску) Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области.
Решением суда от 10 апреля 2017 года требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области удовлетворены в части. С административного ответчика Ц. взыскан земельный налог за 2014 год в размере 111 328 руб., в остальной части требований отказано. Встречные требования административного ответчика Ц. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ц. ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 10 апреля 2017 года, выражая свое несогласие с выводами суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает, что налоговым органом и судом неправильно применены нормы материального права, что отразилось на неверном расчете земельного налога за 2014 год, поскольку применение новой кадастровой стоимости земельных участков должно применяться с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть, согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости, с 7 июля 2014 года.
Обращает внимание, что в январе 2014 года ей исполнилось 80 лет, будучи инвалидом третьей группы, находясь в болезненном состоянии, она не может самостоятельно ориентироваться в определении кадастровой стоимости земельных участков и у нее отсутствовала возможность оспорить кадастровую стоимость данных земельных участков в 2014 году.
Кроме того, выражает свое несогласие с тем, что суд зачел сумму 29 144 руб., уплаченную за земельный налог за 2015 год, в счет земельного налога за 2014 год.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный ответчик Ц., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила. Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска - К. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, представила ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного ответчика (административного истца по встречному административному иску) Ц. - Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя административного истца (административного ответчика по встречному административному иску) Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области - Б., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5 "Об установлении и введении в действие земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории города Иркутска" установлена ставка земельного налога спорных участков - 1,5%.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в собственности Ц. в 2014 году находились земельные участки по адресу: <адрес изъят>, с кадастровыми номерами:
- - <номер изъят>, площадью 848 кв. м, 1/2 доли с 27.12.2011 по 26.05.2015;
- - <номер изъят>, площадью 1323 кв. м, индивидуальная собственность с 24.10.2011 по 26.05.2015.
По данным объектам недвижимости Ц. состояла на учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Поскольку 26.05.2015 право собственности на данные земельные участки было прекращено, данные о начислениях по земельному налогу переданы из ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска (МИФНС России N 20 по Иркутской области). Согласно переданному в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска (МИФНС России N 20 по Иркутской области) лицевому счету Ц. по сроку уплаты земельного налога за 2014 год 01.10.2015 по вышеуказанным земельным участкам исчислен земельный налог за 2014 год в общей сумме 170442 руб., что подтверждается налоговым уведомлением N 566845 от 21.03.2015.
После чего налогоплательщику направлено требование N 24464 об уплате налога в сумме 170442 руб., установлен срок исполнения требования - до 19.11.2015.
16.05.2016 мировому судье судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска поступило заявление налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с Ц. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 170442 руб.
23.05.2016 мировым судьей судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с должника Ц. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 170442 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска от 15.06.2016 в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ был отменен.
15.12.2016 налоговый орган направил в суд административное исковое заявление о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, то есть в срок и порядке, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.
Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности по налоговым платежам и пени в части взыскиваемой задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу и пени, в адрес налогоплательщика направлялись требования и административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа.
Разрешая спор, верно определив юридически значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, взыскал с Ц. в пользу Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области задолженность по земельному налогу 2014 год в сумме 111328 руб., с учетом частичного погашения административным ответчиком задолженности по земельному налогу, и об отсутствии оснований для удовлетворения встречного административного искового заявления Ц.
Расчет недоимки по земельному налогу, подлежащий взысканию с административного ответчика, судом определен верно.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как административный ответчик, в силу требований ст. 62 КАС РФ, в установленный законом срок не представил суду доказательств уплаты налога и, в связи с чем, имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований налогового органа.
Доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что земельный налог за 2014 год следует исчислять с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть с 7 июля 2014 года являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункт 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой ОАО "Омскшина" положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, опубликованным 22.11.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Стоимость составила - 6504,17 руб. за 1 кв. м по указанным выше земельным участкам с кадастровыми номерами <номер изъят>.
С учетом положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, данное законоположение вступило в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (то есть после 22.11.2013), не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (01.01.2014).
Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп размер кадастровой стоимости спорных земельных участков не изменялся, названным постановлением действие Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп распространено на правоотношения, возникшие с 03.12.2013.
Довод апелляционной жалобы, что суд необоснованно зачел сумму 29 144 руб., уплаченную за земельный налог за 2015 год, в счет земельного налога за 2014 год, а также довод о том, что в силу своего физического состояния у Ц. отсутствовала возможность оспорить кадастровую стоимость данных земельных участков в 2014 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку на правильность оспариваемого решения не влияют.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и исковое заявление по существу разрешено верно.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 апреля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-5721/2017
Требование: О взыскании земельного налога.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истцом указано, что ответчицей не уплачен налог, ей было направлено требование о добровольном погашении задолженности в установленный срок, однако задолженность налогоплательщиком не погашена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N 33а-5721/2017
Судья 1 инстанции: Кулакова С.А.
Судья-докладчик: Гусарова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области к Ц. о взыскании земельного налога за 2014 год,
по встречному административному исковому заявлению Ц. к Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области о признании незаконным требования, бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Ц. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 апреля 2017 года,
установила:
В обоснование административного искового заявления ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска (далее - Инспекция, налоговый орган) указала, Ц. являлась собственником земельных участков по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, площадью 1323 кв. м, кадастровый номер <номер изъят>, площадью 848 кв. м. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп налоговым органом исчислен земельный налог за 2014 год в сумме 170442 руб.: по земельному участку с кадастровым номером <номер изъят> в размере 41367 руб., исходя из кадастровой стоимости 5515536,16 руб. (848 кв. м x 6504,17 / 2), вида разрешенного использования - под эксплуатацию существующего административного здания и гаража, соответствующей виду разрешенного использования ставки налога - 1,5%; по земельному участку с кадастровым номером <номер изъят>, в размере 129075 руб., исходя из кадастровой стоимости 8605016,91 руб. (1323 кв. м x 6504,17), вида разрешенного использования - под эксплуатацию существующего административного здания и гаража, соответствующей виду разрешенного использования ставки налога - 1,5%. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленный законом срок не исполнена, выставлено требование от 07.10.2015 N 24464. Мировым судьей судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска 23.05.2016 вынесен судебный приказ о взыскании с Ц. задолженности по земельному налогу, который отменен определением от 15.06.2016, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
На основании изложенного, уточнив административные исковые требования, Инспекция просила суд взыскать с Ц. задолженность по земельному налогу за 2014 года в размере 141328 руб.
Административный ответчик Ц. требования не признала, предъявила встречный иск, в котором просила признать незаконным бездействие ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска по пересчету земельного налога на принадлежащие Ц. земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят>, <номер изъят>, расположенные по адресу: г. <адрес изъят>, за 2014 год; признать незаконными действия ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска по взысканию с Ц. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 170422 руб. на основании требования ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска об уплате земельного налога N 24464 от 07.10.2015; возложить обязанность на ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска пересчитать задолженность Ц. по земельному налогу за 2014 год, исходя из информации о кадастровой стоимости на принадлежащие ей земельные участки с кадастровыми номерами: <номер изъят> и <номер изъят>, расположенные по адресу: <адрес изъят>, содержащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 и составляющей на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в размере 2874905,46 руб., на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в размере 1842720,96 руб., с учетом уплаченной ею 30.09.2016 на счет ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска суммы земельного налога в размере 30000 руб.
Определением суда от 13 февраля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Определением суда от 6 марта 2017 года произведена замена административного истца (административного ответчика по встречному иску) Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области.
Решением суда от 10 апреля 2017 года требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области удовлетворены в части. С административного ответчика Ц. взыскан земельный налог за 2014 год в размере 111 328 руб., в остальной части требований отказано. Встречные требования административного ответчика Ц. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ц. ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 10 апреля 2017 года, выражая свое несогласие с выводами суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает, что налоговым органом и судом неправильно применены нормы материального права, что отразилось на неверном расчете земельного налога за 2014 год, поскольку применение новой кадастровой стоимости земельных участков должно применяться с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть, согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости, с 7 июля 2014 года.
Обращает внимание, что в январе 2014 года ей исполнилось 80 лет, будучи инвалидом третьей группы, находясь в болезненном состоянии, она не может самостоятельно ориентироваться в определении кадастровой стоимости земельных участков и у нее отсутствовала возможность оспорить кадастровую стоимость данных земельных участков в 2014 году.
Кроме того, выражает свое несогласие с тем, что суд зачел сумму 29 144 руб., уплаченную за земельный налог за 2015 год, в счет земельного налога за 2014 год.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный ответчик Ц., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила. Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска - К. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, представила ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного ответчика (административного истца по встречному административному иску) Ц. - Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя административного истца (административного ответчика по встречному административному иску) Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области - Б., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5 "Об установлении и введении в действие земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории города Иркутска" установлена ставка земельного налога спорных участков - 1,5%.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в собственности Ц. в 2014 году находились земельные участки по адресу: <адрес изъят>, с кадастровыми номерами:
- - <номер изъят>, площадью 848 кв. м, 1/2 доли с 27.12.2011 по 26.05.2015;
- - <номер изъят>, площадью 1323 кв. м, индивидуальная собственность с 24.10.2011 по 26.05.2015.
По данным объектам недвижимости Ц. состояла на учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Поскольку 26.05.2015 право собственности на данные земельные участки было прекращено, данные о начислениях по земельному налогу переданы из ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска (МИФНС России N 20 по Иркутской области). Согласно переданному в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска (МИФНС России N 20 по Иркутской области) лицевому счету Ц. по сроку уплаты земельного налога за 2014 год 01.10.2015 по вышеуказанным земельным участкам исчислен земельный налог за 2014 год в общей сумме 170442 руб., что подтверждается налоговым уведомлением N 566845 от 21.03.2015.
После чего налогоплательщику направлено требование N 24464 об уплате налога в сумме 170442 руб., установлен срок исполнения требования - до 19.11.2015.
16.05.2016 мировому судье судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска поступило заявление налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с Ц. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 170442 руб.
23.05.2016 мировым судьей судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с должника Ц. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 170442 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 7 Кировского района г. Иркутска от 15.06.2016 в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ был отменен.
15.12.2016 налоговый орган направил в суд административное исковое заявление о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, то есть в срок и порядке, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.
Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности по налоговым платежам и пени в части взыскиваемой задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу и пени, в адрес налогоплательщика направлялись требования и административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа.
Разрешая спор, верно определив юридически значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, взыскал с Ц. в пользу Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области задолженность по земельному налогу 2014 год в сумме 111328 руб., с учетом частичного погашения административным ответчиком задолженности по земельному налогу, и об отсутствии оснований для удовлетворения встречного административного искового заявления Ц.
Расчет недоимки по земельному налогу, подлежащий взысканию с административного ответчика, судом определен верно.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как административный ответчик, в силу требований ст. 62 КАС РФ, в установленный законом срок не представил суду доказательств уплаты налога и, в связи с чем, имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований налогового органа.
Доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что земельный налог за 2014 год следует исчислять с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть с 7 июля 2014 года являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункт 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой ОАО "Омскшина" положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, опубликованным 22.11.2013, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Стоимость составила - 6504,17 руб. за 1 кв. м по указанным выше земельным участкам с кадастровыми номерами <номер изъят>.
С учетом положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, данное законоположение вступило в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (то есть после 22.11.2013), не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (01.01.2014).
Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп размер кадастровой стоимости спорных земельных участков не изменялся, названным постановлением действие Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп распространено на правоотношения, возникшие с 03.12.2013.
Довод апелляционной жалобы, что суд необоснованно зачел сумму 29 144 руб., уплаченную за земельный налог за 2015 год, в счет земельного налога за 2014 год, а также довод о том, что в силу своего физического состояния у Ц. отсутствовала возможность оспорить кадастровую стоимость данных земельных участков в 2014 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку на правильность оспариваемого решения не влияют.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и исковое заявление по существу разрешено верно.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 апреля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ТУГЛАКОВА
Судьи
Р.И.ХАРИН
Л.В.ГУСАРОВА
Л.Г.ТУГЛАКОВА
Судьи
Р.И.ХАРИН
Л.В.ГУСАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)