Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Мериновой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-21569/2016 по заявлению
акционерного общества "Синарская ТЭЦ" (ИНН 6612034663)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555)
о признании недействительным решения от 13.01.2016 N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ю.В. Сергеева, представитель по доверенности от 15.04.2016 N 28; О.А. Шалимова, представитель по доверенности от 13.05.2015 N 23; О.А. Салова, представитель по доверенности от 15.04.2016 N 27, Е.В. Самохина, представитель по доверенности от 08.08.2016 N 33,
от заинтересованного лица: А.В. Венедиктова, представитель по доверенности от 27.12.2015 N 04/2015.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Акционерное общество "Синарская ТЭЦ" (далее - заявитель, АО "Синарская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 13.01.2016 N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2014 год в размере 2053241 руб. 00 коп., привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 410648,2 руб., начисления суммы пени в размере 158287 руб. 78 коп. Кроме того заявитель просит взыскать с заинтересованного лица 3000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основания, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Заинтересованным лицом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год, представленной АО "Синарская ТЭЦ".
Результаты камеральной проверки оформлены актом от 23.10.2015 N 2394.
По итогам проверки заинтересованным лицом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.01.2016 N 53, которым заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2014 год в сумме 2159425 руб. 00 коп., начислены пени в сумме 166473 руб. 64 коп., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 431885 руб. 00 коп.
Как следует из оспариваемого решения, АО "Синарская ТЭЦ" неправомерно применена налоговая льгота, установленная п. 3.1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" в части уменьшения суммы налога, исчисленной за 2014 год.
АО "Синарская ТЭЦ" заявлена льгота в сумме 2301003 руб. 00 коп., которая уменьшает налог на имущество организаций за 2014 год.
Заинтересованным лицом налоговая льгота принята частично на сумму 141578 руб. 00 коп., налог на имущество уменьшен на данную сумму, оставшееся льгота в сумме 2159425 руб. 00 коп. не принята.
Заявитель, не согласившись с решением от 13.01.2016 N 53, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2016 N 201/2016 решение заинтересованного лица от 13.01.2016 N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, изменено путем уменьшения доначисления налога на имущество организаций за 2014 год на 106184 руб. 00 коп., уменьшения соответствующих пени и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части решение утверждено.
Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области скорректирована сумма налоговой льготы, налоговая льгота принята частично на сумму 247762 руб. 00 коп., налог на имущество уменьшен на данную сумму, оставшееся льгота в сумме 2053241 руб. 00 коп. не принята.
Полагая, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.01.2016 N 53 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
На основании п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 названного Кодекса.
Статьей 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Согласно п. 1 ст. 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 2 ст. 380 НК РФ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Свердловской области налог на имущество организаций, а также налоговые льготы по этому налогу, основания, порядок и условия применения льгот установлены Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 35-ОЗ на территории Свердловской области в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах устанавливается налог на имущество организаций, определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
Статьей 2 Закона N 35-ОЗ установлены ставки налога на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности в пункте 4.1 предусмотрено, что для организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в 2013 году налоговая ставка составит 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента (подп. 4-1 введен Законом Свердловской области от 25.03.2013 N 14-ОЗ, изменения вступили в силу с 01.01.2013).
Пунктом 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что право уплачивать налог на имущество организаций за 2011 - 2015 годы в меньшем размере предоставляется организациям, не относящимся к числу организаций, которым предоставлено право не уплачивать этот налог, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которых увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, за исключением случаев, когда такое увеличение произошло в результате реорганизации в форме присоединения.
Организации, указанные в части первой названного пункта, вправе уменьшить сумму налога на имущество организаций, исчисленную в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, на величину, составляющую 100 процентов разности между суммой налога на имущество организаций, исчисленной в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, и суммой налога на имущество организаций, исчисленной за предыдущий налоговый период.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная в пункте 1 предоставляется организации, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которой увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, на основании:
1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций;
2) расчета величины, на которую организация уменьшила сумму налога на имущество организаций, исчисленную за налоговый период, за который представляется налоговая декларация по этому налогу;
3) копии налоговой декларации по налогу на имущество организаций за предыдущий налоговый период.
Следовательно, для применения льготы, предусмотренной в Законе N 35-ОЗ необходимо соблюдение двух условий:
- увеличение среднегодовой стоимости объектов налогообложения налогом на имущество организаций,
- представление в налоговый орган документов, предусмотренных в Законе N 35-ОЗ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2 ст. 380 НК РФ, ст. 2 Закона N 35-03 АО "Синарская ТЭЦ" при исчислении налога на имущество организаций за 2013 год, использовало налоговую льготу в виде пониженной налоговой ставки в размере 0,4% в отношении определенной категории имущества - железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
При исчислении налога на имущество организаций за 2014 год АО "Синарская ТЭЦ" использовало льготу в виде пониженной налоговой ставки в размере 0,7% в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Наряду с имуществом, в отношении которого Законом N 35-03 установлена льгота в виде пониженной налоговой ставки, АО "Синарская ТЭЦ" применяло налоговую ставку в размере 2,2% в отношении прочего имущества.
В соответствии со ст. ст. 375, 376, 380 НК РФ, ст. 2 Закона N 35-ОЗ при исчислении налога на имущество организаций за 2013, 2014 годы АО "Синарская ТЭЦ" налоговая база определена отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно декларациям АО "Синарская ТЭЦ" по налогу на имущество организаций за 2013, 2014 годы в отношении имущества, облагаемого по ставке 2,2%, установлено уменьшение среднегодовой стоимости имущества в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 17795331 руб. (452148573 руб. - 469943904 руб.).
АО "Синарская ТЭЦ" заявлена в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций среднегодовая стоимость имущества: за 2013 год (по ставке 0,4%) - 814912894 руб., за 2014 год (по ставке 0,7%) - 850307476 руб.
Таким образом, рост среднегодовой стоимости имущества (железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов), облагаемого в 2013 году по ставке 0,4%, а в 2014 году по ставке 0,7%, -, в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 35394582 руб. (850307476 руб. - 814912894 руб.).
Следовательно, АО "Синарская ТЭЦ" вправе воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ.
АО "Синарская ТЭЦ" 30.03.2015 представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2014 год, а 09.07.2015 уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2014 год, в которой при исчислении налога на имущество организаций использована налоговая льгота в виде пониженной налоговой ставки и льгота, предусмотренная ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, в виде уплаты налога в меньшем размере.
Для подтверждения правомерности применения льготы, предусмотренной п. 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, АО "Синарская ТЭЦ" представлены в налоговый орган необходимые документы: заявление, расчет и копия декларации.
При этом АО "Синарская ТЭЦ" исчислило размер налоговой льготы как разность между суммой налога на имущество за 2014 год и суммой налога на имущество за 2013 год (15899421 руб. - 13598418 руб.), что составило 2301003 руб.
Отказывая в предоставлении льготы в размере 2053241 руб. 00 коп., налоговый орган исходил из того, что часть имущества налогоплательщика (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) в 2013 году подлежало налогообложению по ставке 0,4%, а в 2014 году - по ставке 0,7%.
Следовательно, увеличение размера налога на имущество организаций за 2014 год по отношению к размеру налога на имущество за 2013 год, произошло не только по причине увеличения среднегодовой стоимости имущества, а также в связи с изменением налогового законодательства (увеличение размера ставки с 0,4% - в 2013 году до 0,7% - в 2014 году). Это обстоятельство не учтено заявителем при расчете налоговой льготы.
Между тем, обязательное условие для применения льготы - это увеличение среднегодовой стоимости имущества.
Из анализа вышеуказанных норм налогового законодательства следует, что объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
При этом право на льготу по налогу на имущество организации за 2014 год на территории Свердловской области возникает у налогоплательщиков лишь в случае увеличения среднегодовой стоимости имущества (основных средств) по сравнению с предыдущим годом.
В силу пунктов 7 и 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 14 вышеуказанного Положения - стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Из указанных норм следует, что по правилам бухгалтерского учета увеличение среднегодовой стоимости имущества может произойти за счет приобретения, сооружения, изготовления налогоплательщиком основных средств, а также достройки, дооборудования, реконструкции уже существующих основных средств.
Между тем, по мнению суда, АО "Синарская ТЭЦ" не доказало правомерность применения льготы в отношении имущества, облагаемого по ставке 0,7%, в размере 2053241 руб. (2301003 руб. (по данным налогоплательщика) - 247762 руб. (по данным налогового органа), поскольку рост суммы налога на имущество, исчисленного за 2014 год по ставке 0,7% в размере 2053241 руб. не обусловлен увеличением среднегодовой стоимости имущества, а вызван увеличением размера налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (в 2013 году - 0,4%, в 2014 году - 0,7%).
Изменение размера налоговой ставки не может использоваться налогоплательщиком для увеличения размера налоговой льготы по налогу на имущество (данное обстоятельство могло бы привести к необоснованным привилегиям некоторых налогоплательщиков, получивших возможность получать значительные суммы налоговых льгот при минимальном увеличении среднегодовой стоимости имущества).
Следовательно, сумма налога в размере 2053241 руб., исчисленная по ставке 0,7% вследствие изменения самой налоговой ставки, льготированию в соответствии со ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ не подлежит. Таким образом, АО "Синарская ТЭЦ" вправе воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ в части увеличения среднегодовой стоимости имущества только в размере 247762 руб. (35394582 x 0,7%).
В части применения льготы в размере 2053241 руб. АО "Синарская ТЭЦ" не доказало факт увеличения среднегодовой стоимости имущества за счет инвестиций в 2014 году по сравнению с 2013 годом.
Тогда как установление льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, направлено на стимулирование инвестиционной деятельности и увеличение налоговой базы.
Налоговая льгота может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Обязанность доказывания правомерности соблюдения всех условий для соблюдения льготы лежит на налогоплательщике.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 309-КГ15-13843.
Довод заявителя о том, что налоговым органом неправомерно налоговая льгота исчислена на основании ст. 3.1 Закона N 35-03, в редакции Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ, не действующей в спорный период, судом не принимается, поскольку в оспариваемом решении от 13.01.2016 N 53, а также в решении Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2016 N 201/2016 не содержится указания на то, что налоговый орган при исчислении льготы руководствовался ст. 3.1 Закона N 35-03, в редакции Закона от 24.11.2014 N 100-ОЗ, более того, имеется ссылка на редакцию ст. 3.1 Закона N 35-03, действующую в спорный период.
В решении Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2016 N 201/2016 ссылка на ст. 3.1 Закона N 35-03, в редакции от 24.11.2014, приводится как подтверждающая правильность позиции налогового органа. Так, в частности указано, что правильность позиции налогового органа также подтверждают изменения, внесенные в ст. 3.1 Закона N 35-03 (в редакции от 24.11.2014), устраняющие подобные споры по толкованию указанных норм и не позволяющие в дальнейшем допустить попадание одних налогоплательщиков в более выгодное положение по отношению к другим (в частности, путем получения налоговой льготы за счет изменения налоговой ставки).
Указанные изменения направлены на устранение противоречий и неясностей, возникающих при толковании ст. 3.1 Закона N 35-03 в прежней редакции, действовавшей в спорный налоговый период, и не являются ухудшающими положение налогоплательщика в смысле п. 2 ст. 5 НК РФ,
На основании изложенного доначисление налоговым органом налога на имущество за 2014 год в сумме 2053241 руб., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ является законным и обоснованным.
Обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности или смягчающие налоговую ответственность, налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки, а также судом в ходе рассмотрения настоящего дела, не установлены.
При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Синарская ТЭЦ" (ИНН 6612034663) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-21569/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу N А60-21569/2016
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Мериновой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-21569/2016 по заявлению
акционерного общества "Синарская ТЭЦ" (ИНН 6612034663)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555)
о признании недействительным решения от 13.01.2016 N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ю.В. Сергеева, представитель по доверенности от 15.04.2016 N 28; О.А. Шалимова, представитель по доверенности от 13.05.2015 N 23; О.А. Салова, представитель по доверенности от 15.04.2016 N 27, Е.В. Самохина, представитель по доверенности от 08.08.2016 N 33,
от заинтересованного лица: А.В. Венедиктова, представитель по доверенности от 27.12.2015 N 04/2015.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Акционерное общество "Синарская ТЭЦ" (далее - заявитель, АО "Синарская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 13.01.2016 N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2014 год в размере 2053241 руб. 00 коп., привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 410648,2 руб., начисления суммы пени в размере 158287 руб. 78 коп. Кроме того заявитель просит взыскать с заинтересованного лица 3000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основания, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Заинтересованным лицом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год, представленной АО "Синарская ТЭЦ".
Результаты камеральной проверки оформлены актом от 23.10.2015 N 2394.
По итогам проверки заинтересованным лицом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.01.2016 N 53, которым заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2014 год в сумме 2159425 руб. 00 коп., начислены пени в сумме 166473 руб. 64 коп., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 431885 руб. 00 коп.
Как следует из оспариваемого решения, АО "Синарская ТЭЦ" неправомерно применена налоговая льгота, установленная п. 3.1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" в части уменьшения суммы налога, исчисленной за 2014 год.
АО "Синарская ТЭЦ" заявлена льгота в сумме 2301003 руб. 00 коп., которая уменьшает налог на имущество организаций за 2014 год.
Заинтересованным лицом налоговая льгота принята частично на сумму 141578 руб. 00 коп., налог на имущество уменьшен на данную сумму, оставшееся льгота в сумме 2159425 руб. 00 коп. не принята.
Заявитель, не согласившись с решением от 13.01.2016 N 53, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2016 N 201/2016 решение заинтересованного лица от 13.01.2016 N 53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, изменено путем уменьшения доначисления налога на имущество организаций за 2014 год на 106184 руб. 00 коп., уменьшения соответствующих пени и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части решение утверждено.
Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области скорректирована сумма налоговой льготы, налоговая льгота принята частично на сумму 247762 руб. 00 коп., налог на имущество уменьшен на данную сумму, оставшееся льгота в сумме 2053241 руб. 00 коп. не принята.
Полагая, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.01.2016 N 53 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
На основании п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 названного Кодекса.
Статьей 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Согласно п. 1 ст. 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 2 ст. 380 НК РФ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Свердловской области налог на имущество организаций, а также налоговые льготы по этому налогу, основания, порядок и условия применения льгот установлены Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 35-ОЗ на территории Свердловской области в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах устанавливается налог на имущество организаций, определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
Статьей 2 Закона N 35-ОЗ установлены ставки налога на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности в пункте 4.1 предусмотрено, что для организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в 2013 году налоговая ставка составит 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента (подп. 4-1 введен Законом Свердловской области от 25.03.2013 N 14-ОЗ, изменения вступили в силу с 01.01.2013).
Пунктом 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что право уплачивать налог на имущество организаций за 2011 - 2015 годы в меньшем размере предоставляется организациям, не относящимся к числу организаций, которым предоставлено право не уплачивать этот налог, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которых увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, за исключением случаев, когда такое увеличение произошло в результате реорганизации в форме присоединения.
Организации, указанные в части первой названного пункта, вправе уменьшить сумму налога на имущество организаций, исчисленную в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, на величину, составляющую 100 процентов разности между суммой налога на имущество организаций, исчисленной в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, и суммой налога на имущество организаций, исчисленной за предыдущий налоговый период.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная в пункте 1 предоставляется организации, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которой увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, на основании:
1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций;
2) расчета величины, на которую организация уменьшила сумму налога на имущество организаций, исчисленную за налоговый период, за который представляется налоговая декларация по этому налогу;
3) копии налоговой декларации по налогу на имущество организаций за предыдущий налоговый период.
Следовательно, для применения льготы, предусмотренной в Законе N 35-ОЗ необходимо соблюдение двух условий:
- увеличение среднегодовой стоимости объектов налогообложения налогом на имущество организаций,
- представление в налоговый орган документов, предусмотренных в Законе N 35-ОЗ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2 ст. 380 НК РФ, ст. 2 Закона N 35-03 АО "Синарская ТЭЦ" при исчислении налога на имущество организаций за 2013 год, использовало налоговую льготу в виде пониженной налоговой ставки в размере 0,4% в отношении определенной категории имущества - железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
При исчислении налога на имущество организаций за 2014 год АО "Синарская ТЭЦ" использовало льготу в виде пониженной налоговой ставки в размере 0,7% в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Наряду с имуществом, в отношении которого Законом N 35-03 установлена льгота в виде пониженной налоговой ставки, АО "Синарская ТЭЦ" применяло налоговую ставку в размере 2,2% в отношении прочего имущества.
В соответствии со ст. ст. 375, 376, 380 НК РФ, ст. 2 Закона N 35-ОЗ при исчислении налога на имущество организаций за 2013, 2014 годы АО "Синарская ТЭЦ" налоговая база определена отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно декларациям АО "Синарская ТЭЦ" по налогу на имущество организаций за 2013, 2014 годы в отношении имущества, облагаемого по ставке 2,2%, установлено уменьшение среднегодовой стоимости имущества в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 17795331 руб. (452148573 руб. - 469943904 руб.).
АО "Синарская ТЭЦ" заявлена в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций среднегодовая стоимость имущества: за 2013 год (по ставке 0,4%) - 814912894 руб., за 2014 год (по ставке 0,7%) - 850307476 руб.
Таким образом, рост среднегодовой стоимости имущества (железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов), облагаемого в 2013 году по ставке 0,4%, а в 2014 году по ставке 0,7%, -, в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 35394582 руб. (850307476 руб. - 814912894 руб.).
Следовательно, АО "Синарская ТЭЦ" вправе воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ.
АО "Синарская ТЭЦ" 30.03.2015 представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2014 год, а 09.07.2015 уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2014 год, в которой при исчислении налога на имущество организаций использована налоговая льгота в виде пониженной налоговой ставки и льгота, предусмотренная ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, в виде уплаты налога в меньшем размере.
Для подтверждения правомерности применения льготы, предусмотренной п. 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, АО "Синарская ТЭЦ" представлены в налоговый орган необходимые документы: заявление, расчет и копия декларации.
При этом АО "Синарская ТЭЦ" исчислило размер налоговой льготы как разность между суммой налога на имущество за 2014 год и суммой налога на имущество за 2013 год (15899421 руб. - 13598418 руб.), что составило 2301003 руб.
Отказывая в предоставлении льготы в размере 2053241 руб. 00 коп., налоговый орган исходил из того, что часть имущества налогоплательщика (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) в 2013 году подлежало налогообложению по ставке 0,4%, а в 2014 году - по ставке 0,7%.
Следовательно, увеличение размера налога на имущество организаций за 2014 год по отношению к размеру налога на имущество за 2013 год, произошло не только по причине увеличения среднегодовой стоимости имущества, а также в связи с изменением налогового законодательства (увеличение размера ставки с 0,4% - в 2013 году до 0,7% - в 2014 году). Это обстоятельство не учтено заявителем при расчете налоговой льготы.
Между тем, обязательное условие для применения льготы - это увеличение среднегодовой стоимости имущества.
Из анализа вышеуказанных норм налогового законодательства следует, что объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
При этом право на льготу по налогу на имущество организации за 2014 год на территории Свердловской области возникает у налогоплательщиков лишь в случае увеличения среднегодовой стоимости имущества (основных средств) по сравнению с предыдущим годом.
В силу пунктов 7 и 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 14 вышеуказанного Положения - стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Из указанных норм следует, что по правилам бухгалтерского учета увеличение среднегодовой стоимости имущества может произойти за счет приобретения, сооружения, изготовления налогоплательщиком основных средств, а также достройки, дооборудования, реконструкции уже существующих основных средств.
Между тем, по мнению суда, АО "Синарская ТЭЦ" не доказало правомерность применения льготы в отношении имущества, облагаемого по ставке 0,7%, в размере 2053241 руб. (2301003 руб. (по данным налогоплательщика) - 247762 руб. (по данным налогового органа), поскольку рост суммы налога на имущество, исчисленного за 2014 год по ставке 0,7% в размере 2053241 руб. не обусловлен увеличением среднегодовой стоимости имущества, а вызван увеличением размера налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (в 2013 году - 0,4%, в 2014 году - 0,7%).
Изменение размера налоговой ставки не может использоваться налогоплательщиком для увеличения размера налоговой льготы по налогу на имущество (данное обстоятельство могло бы привести к необоснованным привилегиям некоторых налогоплательщиков, получивших возможность получать значительные суммы налоговых льгот при минимальном увеличении среднегодовой стоимости имущества).
Следовательно, сумма налога в размере 2053241 руб., исчисленная по ставке 0,7% вследствие изменения самой налоговой ставки, льготированию в соответствии со ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ не подлежит. Таким образом, АО "Синарская ТЭЦ" вправе воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ в части увеличения среднегодовой стоимости имущества только в размере 247762 руб. (35394582 x 0,7%).
В части применения льготы в размере 2053241 руб. АО "Синарская ТЭЦ" не доказало факт увеличения среднегодовой стоимости имущества за счет инвестиций в 2014 году по сравнению с 2013 годом.
Тогда как установление льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 1 ст. 3.1 Закона N 35-ОЗ, направлено на стимулирование инвестиционной деятельности и увеличение налоговой базы.
Налоговая льгота может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Обязанность доказывания правомерности соблюдения всех условий для соблюдения льготы лежит на налогоплательщике.
Указанные выводы соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 309-КГ15-13843.
Довод заявителя о том, что налоговым органом неправомерно налоговая льгота исчислена на основании ст. 3.1 Закона N 35-03, в редакции Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ, не действующей в спорный период, судом не принимается, поскольку в оспариваемом решении от 13.01.2016 N 53, а также в решении Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2016 N 201/2016 не содержится указания на то, что налоговый орган при исчислении льготы руководствовался ст. 3.1 Закона N 35-03, в редакции Закона от 24.11.2014 N 100-ОЗ, более того, имеется ссылка на редакцию ст. 3.1 Закона N 35-03, действующую в спорный период.
В решении Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.03.2016 N 201/2016 ссылка на ст. 3.1 Закона N 35-03, в редакции от 24.11.2014, приводится как подтверждающая правильность позиции налогового органа. Так, в частности указано, что правильность позиции налогового органа также подтверждают изменения, внесенные в ст. 3.1 Закона N 35-03 (в редакции от 24.11.2014), устраняющие подобные споры по толкованию указанных норм и не позволяющие в дальнейшем допустить попадание одних налогоплательщиков в более выгодное положение по отношению к другим (в частности, путем получения налоговой льготы за счет изменения налоговой ставки).
Указанные изменения направлены на устранение противоречий и неясностей, возникающих при толковании ст. 3.1 Закона N 35-03 в прежней редакции, действовавшей в спорный налоговый период, и не являются ухудшающими положение налогоплательщика в смысле п. 2 ст. 5 НК РФ,
На основании изложенного доначисление налоговым органом налога на имущество за 2014 год в сумме 2053241 руб., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ является законным и обоснованным.
Обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности или смягчающие налоговую ответственность, налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки, а также судом в ходе рассмотрения настоящего дела, не установлены.
При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Синарская ТЭЦ" (ИНН 6612034663) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.В.БУШУЕВА
Е.В.БУШУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)