Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 04АП-2500/2017 ПО ДЕЛУ N А19-18051/2016

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. по делу N А19-18051/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Барковской О.В., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудриной И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Ташир" Лысенко Алексея Николаевича на определение Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2017 года по требованию ФНС России о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Ташир" по делу N А19-18051/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карат" о признании ликвидируемого должника общества с ограниченной ответственностью "Ташир" (ОГРН 1123804000253 ИНН 3804047283, адрес: 665732, Иркутская область, г. Братск, пер. Крещенский 7) несостоятельным (банкротом) (суд первой инстанции: судья Орлова Н.Г.)
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, отсутствуют, уведомлены,

установил:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2016 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью "Ташир" (далее - ООО "Ташир", должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Лысенко А.Н.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов ООО "Ташир" в размере 3 382 562 руб. 72 коп.
ФНС России уточнила заявленные требования в части очередности включения в реестр требований кредиторов должника заявленной первоначально суммы требования.
Уточнения требований приняты судом к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2017 года требование ФНС России признано обоснованным и включено в размере 618 руб. - недоимка по налогу на доходы физических лиц, 1 653 989 руб. 96 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Ташир"; требование ФНС России в размере 1 727 954 руб. 76 коп., в том числе 5 212 руб. - налог, 122 421 руб. 47 коп. - пени, 307 869 руб. - штраф, 674 046 руб. 78 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 477 410 руб. 96 коп. - штраф, 131 066 руб. 16 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 7 499 руб. 03 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование, 1 926 руб. 62 коп. - пени, 502 руб. 74 коп. - штраф включено в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Ташир".
Конкурсный управляющий ООО "Ташир", не согласившись с определением суда от 05.04.2017 в части включения в реестр задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что первоначально ФНС России просила включить требования Пенсионного фонда РФ в размере 2 936 513,86 руб. в третью очередь реестра кредиторов должника. Впоследствии, 23.03.2017, уполномоченный орган уточнил требования и просил включить во вторую очередь реестра задолженность перед Пенсионным фондом РФ в размере 2 936 513,86 руб. При этом, ФНС России не изменила правовое обоснование требования. По мнению конкурсного управляющего, во вторую очередь реестра требований кредиторов включается задолженность по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии подлежат включению в третью очередь реестра. Поэтому во вторую очередь реестра должна быть включена задолженность по уплате страховых взносов на накопительную часть пенсии в размере 404 856, 01 руб. основного долга. Кроме того, учитывая, что уточнение требования налоговой инспекции получено конкурсным управляющим 28.03.2017, тогда как судебное заседание было назначено на 29.03.2017, конкурсный управляющий заявил ходатайство об отложении судебного заседания для подготовки мотивированного отзыва на уточненные требования. Вместе с тем, в обжалуемом определении сведения о ходатайстве конкурсного управляющего не отражены. Судом не исследованы вопросы о получении конкурсным управляющим уточненных требований, о возможности провести конкурсному управляющему свои возражения, что фактически лишило конкурсного управляющего представить свои возражения и привело к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности процесса.
Лица, участвующие в деле, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции. Обоснованность определения проверяется в обжалуемой части.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, требования, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по представленным справкам по форме 2-НДФЛ за 2012-2015 гг. установлена разница между удержанным и перечисленным НДФЛ. Так задолженность по НДФЛ начисленная и удержанная у налогоплательщика, но не перечисленная в бюджет составляет 618 руб., в том числе:
- - за 2012 год начислено 28 158,00 руб., уплачено 24 128,00 руб. - отклонение - 4030 руб.;
- - за 2013 год начислено 44 360,00 руб., уплачено 44 360.00 руб. - отклонение 0,00 руб.;
- - за 2014 год начислено 74 414.00 руб., уплачено 77 826,00 руб. - отклонение + 3 412 руб.;
- - за 2015 год начислено 0,00 руб., уплачено 0.00 руб. - отклонение 0,00 руб.
В подтверждение указанной задолженности ФНС России представлены реестры сведений о доходах, реестр перечислений НДФЛ за 2012-2015 г.г, справки о доходах физических лиц - работников должника, составленные по форме 2-НДФЛ за 2012-2015 гг., протоколы приема сведений в электронной форме о доходах физических лиц.
Кроме того, ООО "Ташир" имеет задолженность по уплате обязательных платежей в размере 5 212 руб. - налог, 122 421 руб. 47 коп. - пени, 307 869 руб. - штраф.
В связи с неисполнением ООО "Ташир" в добровольном порядке обязанности по уплате налога, налоговым органом принимались меры принудительного взыскания на основании пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщику направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов 08.04.2015 N 568, от 07.05.2015 N 16938, от 08.06.2015 N 14579. от 06.07.2015 N 22280, от 06.07.2015 N 22202, от 08.07.2015 N 1821, от 10.08.2015 N 22412, от 10.09.2015 N 22989, от 28.10.2015 N 24370, от 27.11.2015 N 24449, от 15.01.2016 N 20, от 11.02.2016 N 164, от 18.04.2016 N 1302, от 28.06.2016 N 1922, от 07.11.2016 N 1710.
В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом приняты решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 23.04.2015 N 2452, от 04.06.2015 N 3810, от 24.06.2015 N 4632, от 29.07.2015 N 5529, от 29.07.2015 N 5530, от 29.07.2015 N 5528, от 03.09.2015 N 6858, от 06.10.2015 N 7338, от 23.11.2015 N 8574, от 23.12.2015 N 9153, от 08.02.2016 N 507, от 11.03.2015 N 112, от 17.05.2016 N 2570, от 22.07.2016 N 3829; постановлениями о взыскании сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика от 07.05.2015 N 977, от 13.06.2015 N 1388, от 13.07.2015 N 1625, от 10.08.2015 N 2295, от 15.09.2015 N 977, от 13.10.2015 N 1388, от 04.12.2015 N 1625, от 18.01.2016 N 2295, от 16.02.2016 N 977, от 17.03.2016 N 1388, от 02.06.2016 N 1625, от 27.07.2016 N 2295.
Из требования ФНС России следует, что задолженность ООО "Ташир" по платежам в бюджет возникла в результате неуплаты транспортного налога по представленной декларации за 2014 год по сроку уплаты 05.02.2015 в размере 5 212 руб. В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу за 2014 год установлено неправомерное не исчисление сумм авансовых платежей по транспортному налогу за 1 квартал 2014 года, за 2 квартал 2014 года, за 3 квартал 2014 года соответственно по срокам уплаты: 30.04.2014 - 1 303 руб., 31.07.2014 - 1 303 руб., 31.10.2014 - 1 303 руб.
Кроме того, задолженность ООО "Ташир" по платежам в бюджет возникла также в результате несвоевременной уплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов:
- - по представленной декларации за 2014 года по срокам уплаты 25.04.2014 в размере 60 320 руб., 25.07.2014 в размере 222 232 руб., 27.10.2014 в размере 340 412 руб.;
- - в результате доначислений по сроку уплаты 20.11.2014 по результатам выездной налоговой проверки за 2012-2013 гг. по решению о привлечении к ответственности от 20.11.2014 N 01-13 (дата вступления в силу - 02.04.2015) в размере 1 406 473 руб.
Задолженность по налогу оплачена платежными ордерами от 25.12.2014, от 29.12.2014, от 31.03.2015. от 09.04.2015. от 03.06.2015. от 08.06.2015, от 11.06.2015, от 16.06.2015, от 17.06.2015. от 19.06.2015, от 22.06.2015, от 23.06.2015, от 24.06.2015, от 25.06.2015, от 29.06.2015, от 01.07.2015, от 02.07 2015, от 03.07 2015, от 06.07.2015, от 07.07.2015, от 08.07.2015, от 09.07.2015, от 13.07.2015, от 14.07.2015, от 15.07.2015, от 16.07.2015, от 20.07.2015, от 21.07.2015, от 22.07.2015, от 23.07.2015, от 24.07.2015. от 28.07.2015. Таким образом, в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации, за несвоевременную уплату налога по УСП, начислены пени за период с 26.04.2014 по 27.07.2015 в размере 95 674 руб. 42 коп.
Кроме того, по результатам выездной налоговой проверки за 2012-2013 гг. по решению о привлечении к ответственности от 20.11.2014 N 01-13 организации ООО "Ташир" начислены пени в размере 197 084,75 руб. Задолженность по пени оплачена платежными ордерами от 28.08.2015. от 31.08.2015, от 01.09.2015. от 02.09.2015. от 03.09.2015, от 07.09.2015. от 08.09.2015. от 22.06.2016 в размере 173 526,05 руб. Остаток задолженности по пени по решению от 20.11.2014 N 01-13 составила 23 558,70 руб.
В результате несвоевременной уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в результате доначислений по сроку уплаты 20.11.2014 по результатам выездной налоговой проверки за 2012-2013 гг. по решению о привлечении к ответственности от 20.11.2014 N 01-13 (дата вступления в силу - 02.04.2015) в размере 36 309 руб. (налог) (задолженность по налогу оплачена платежными ордерами от 29.05.2015, от 02.06.2015, от 03.06.2015) ООО "Ташир" начислены пени за период с 21.11.2014 по 02.06.2015 в размере 1908 руб. 22 коп.
Кроме того, по решению о привлечении к ответственности от 20.11.2014 N 01-13 организации начислен штраф в размере 299 869 руб.
В результате проведения камеральных налоговых проверок, налоговым органом вынесены решения:
- - о привлечении ООО "Ташир" к ответственности за налоговое правонарушение от 11.11.2015 N 8012 (дата вступления в силу - 20.12.2015), начислен штраф в размере 1000 руб. за непредставление, в установленный законодательством срок, налоговой декларации - расчеты по транспортному налогу за 2014;
- - о привлечении ООО "Ташир" к ответственности за налоговое правонарушение от 10.06.2015 N 22829 (дата вступления в силу - 26.06.2015), начислен штраф в размере 800 руб. за непредставление в установленный законодательством срок, бухгалтерской отчетности за 2014 г.;
- - о привлечении ООО "Ташир" к ответственности за налоговое правонарушение от 25.03.2016 N 24368 (дата вступления в силу - 11.04.2016), начислен штраф в размере 400 руб. за непредставление, в установленный законодательством срок, сведений о среднесписочной численности работников за 2015 г.;
- - о привлечении ООО "Ташир" к ответственности за налоговое правонарушение от 02.06.2016 N 24938 (дата вступления в силу ~ 20.06.2016), начислен штраф в размере 800 руб. за непредставление, в установленный законодательством срок, бухгалтерской отчетности за 2015.
На сумму обязательных платежей, образовавшуюся на дату принятия судом заявления (01.11.2016) - транспортный налог по представленной декларации за 2014 в размере 5 212 руб., ФНС России начислены пени до даты оглашения резолютивной части об открытии конкурсного производства в отношении должника в размере 50 руб. 38 коп. Задолженность не оплачена и подтверждена требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 16.01.2017 N 1990.
В результате проведения мероприятий налогового контроля, налоговым органом вынесено решение о привлечении ООО "Ташир" к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах N 03-30/1342 от 20.10.2016 г. (дата вступления в силу - 07.11.2016) в виде штрафа в размере 5000 руб. за непредставление сведений в соответствии со статьей 126 ПК РФ.
В подтверждение указанной задолженности в материалы дела представлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 11.11.2016 N 3356, решение о взыскании за счет денежных средств от 07.12.2016 N 6385.
Кроме того, ООО "Ташир" имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 653 989 руб. 96 коп. Указанная задолженность подтверждается уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области по состоянию на 30.11.2016; требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.04.2015 N 04800940076773, от 02.09.2015 N 048S01150007220, от 31.05.2016 N 048S01160153625, от 09.09.2016 N 048S01160235203, от 18.10.2016 N 048S01160269986, от 08.12.2016 N 048S01160342163, решениями о взыскании страховых взносов от 08.08.2016 N 0480S02160063919, от 07.11.2016 N 048802160078011, от 23.11.2016 N 048S02160085235, постановлениями о взыскании страховых взносов от 24.09.2015 N 04800990027634, от 14.04.2016 N 048804160011352.
Кроме того, ООО "Ташир" имеет недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 7 499 руб. 03 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 131 066 руб. 16 коп., на указанную недоимку, а также на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и недоимку по налогу на добавленную стоимость должнику начислены пени в размере 675 973 руб. 40 коп., штраф в размере 477 9113 руб. 70 коп. Указанная задолженность подтверждается уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе по состоянию на 30.11.2016, а также справкой о задолженности ООО "Ташир" на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 30.12.2016; справкой о состоянии расчетов на 29.12.2016, требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов 04.02.2015 N 277ОСС, от 04.02.2015 N 278 НС, от 29.04.2015 N 1146 НС, от 29.04.2015 N 1145 ОСС, от 07.08.2015 N 2728 НС, от 07.08.2015 N 2727 ОСС, от 07.10.2014 N 97 н/с, решениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков страховых взносов от 05.03.2015 N 250, от 04.03.2015 N 119, от 08.06.2015 N 911, N 910, от 31.08.2015 N 1833, N 1832.
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав и оценив представленные доказательства, признал требования обоснованными в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закон о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона (абз. 2 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве).
Согласно п. 1 ст. 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Исходя из разъяснений, данных в п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Требование кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
С учетом специфики дел о банкротстве, при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (в редакции постановления Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663) уполномоченным органом по предъявлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
В отношении налоговых платежей возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В части включения в реестр требований пеней суду также следует проверить, не утрачена ли в соответствии с налоговым законодательством налоговым органом на момент предъявления требования возможность их принудительного взыскания.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Судом первой инстанции установлено, что должником не исполнена обязанность, предусмотренная ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012-2013, 1 кв. 2015 г.
Требования ФНС России подтверждены документально.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Закона. При этом положения статьи 19 Закона N 212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных данным Законом (часть 15 статьи 19 Закона).
Так, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 данного Закона, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению (часть 6 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 14 статьи 19 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона.
Из статьи 20 Закона N 212-ФЗ следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 указанного Закона.
На основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
Следовательно, статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, регулирующими меры принудительного истребования задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на счетах в банках или за счет иного имущества организации - плательщика, введен внесудебный порядок взыскания этой задолженности. Принудительное взыскание производится только после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, а также после установления факта отсутствия денежных средств на расчетных счетах или их недостаточности.
С учетом положений Закона N 212-ФЗ, закрепляющего в качестве общего правила внесудебный порядок взыскания недоимок по страховым взносам, отнесение данных недоимок законодательством о банкротстве к обязательным платежам (статья 2 Закона о банкротстве), по смыслу абзаца второго пункта 3 статьи 6, пункта 2 статьи 7, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве в случаях, когда взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом (об установлении требований) возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней со дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу Закона о страховых взносах решение о взыскании за счет денежных средств не принимается).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и содержащуюся в них информацию по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что Пенсионным фондом принят исчерпывающий комплекс мер по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам в бюджет в соответствии с установленными законодательством сроками.
Так, решения о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках принимались в пределах двухмесячного срока после истечения срока исполнения выставленных требований (уточненных требований) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и направлялись в течение месяца в банк для удержания денежных средств; ввиду недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах предприятия Пенсионным фондом в отношении отдельных требований (что является правом органом контроля) в течение года с момента наступления просрочки исполнения такого требования принимались постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов с направлением их в службу судебных приставов для дальнейшего исполнения.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в материалах дела доказательств исполнения должником полностью обязанности по погашению образовавшейся недоимки по страховым взносам и начисленных сумм пени и штрафов (за исключением удержанных банком сумм в порядке статьи 19 Закона N 212-ФЗ), суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда об обоснованности заявленных ко включению в реестр требований кредиторов ООО "Ташир" требований уполномоченного органа, с отнесением 1 653 989,96 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ко второй очереди удовлетворения, а 674 046,78 рублей - пени и 477 410,96 руб. рубля штрафа - в третью очередь реестра с порядком удовлетворения после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Доводы апелляционной жалобы о том, что во вторую очередь реестра требований кредиторов включается задолженность по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии подлежат включению в третью очередь реестра, - подлежат отклонению как необоснованные.
В пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 указанного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно включил во вторую очередь реестра требований кредиторов должника задолженность по уплате страховых взносов, как на накопительную часть трудовой пенсии, так и задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не разрешил ходатайство конкурсного управляющего об отложении судебного разбирательства, так как уточнение требования налоговой инспекции получено конкурсным управляющим 28.03.2017, тогда как судебное заседание было назначено на 29.03.2017, подлежит отклонению.
То обстоятельство, что суд не разрешил ходатайство об отложении не является безусловным основанием к отмене судебного акта. Изменения требования ФНС являлись незначительными и касались только уточнения очередности включения требования недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - с третьей на вторую очередь удовлетворения.
Уточнения требования конкурсным управляющим были получены до судебного заседания. Право на состязательность процесса конкурсный управляющий реализовал путем подачи апелляционной жалобы. Кроме того, апелляционный суд откладывал рассмотрение дела и предлагал конкурсному управляющему представить пояснения относительно наличия возражений по заявленному ФНС требованию. Однако дополнительных возражений, кроме изложенных в апелляционной жалобе не поступило.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2017 года по делу N А19-18051/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.
Председательствующий
К.Н.ДАРОВСКИХ

Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
О.В.МОНАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)