Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Завод железобетонных и строительных конструкций N 1" (ОГРН 1025900889960, ИНН 5904001600) - Кусков Б.С., паспорт, доверенность от 22.06.2015, Пичугина И.П., паспорт, доверенность от 11.001.2016;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Шамарданова Е.С., паспорт, доверенность от 14.01.2016;
- от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года
по делу N А50-27721/2015,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению ОАО "Завод железобетонных и строительных конструкций N 1"
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании частично недействительным ненормативного акта,
установил:
ОАО "Завод железобетонных и строительных конструкций N 1" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, общество "ЖБК N 1") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.06.2015 N 6535 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 569 377 руб., пени - 38 633,66 руб., штрафа - 14 234,5 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.076.2014 N 225-ФЗ 22.07.2014, не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо судебным актом, на период до вступления их в силу (ретроспективно); применение новой кадастровой стоимости производится с даты внесения сведений в государственный кадастр. Считает, что определяя дату, с которой применяется измененная кадастровая стоимость (01.01.2014), суд руководствовался не положениями законодательства РФ, а исключительно данными государственного земельного кадастра в виде представленных по запросу суда справок о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014. Указывает на то, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер. Принятие комиссией решения об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ порядка определения кадастровой стоимости. Примененный судом подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 НК РФ.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу "ЖБК N 1" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410921:32, 59:01:4410921:33, 59:01:4410921:34, 59:01:4410921:35, 59:01:4410921:36, 59:01:4410921:37, 59:01:4410921:38, 59:01:4410921:39, 59:01:4410921:40, расположенные по адресу г. Пермь, ул. Героев Хасана, 42.
В приложении N 4 к Постановлению N 1610-п под позициями N 60991-60998, 61000 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410921:32 определена в сумме 67560648,06 руб.; 59:01:4410921:33 - 7175778,42 руб., 59:01:4410921:34 - 4830797,52 руб., 59:01:4410921:35 - 4203259,56 руб., 59:01:4410921:36 - 17206670,63 руб., 59:01:4410921:37 - 50163963,52 руб., 59:01:4410921:38 - 20680487,91 руб., 59:01:4410921:39 - 24687608,75 руб., 59:01:4410921:40 - 14055546,27 руб., и которые внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014.
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную, 17.04.2014 общество обратилось в комиссию при Росреестре с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
По результатам рассмотрения заявления общества комиссией при Росреестре приняты решения от 29.04.2014 N 258-266, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410921:32 определена с 01.01.2014 в размере 35 903 946 руб., 59:01:4410921:33 - 4 621 866 руб., 59:01:4410921:34 - 3 210 222 руб., 59:01:4410921:35 - 2 817 937 руб., 59:01:4410921:36 - 10 440 706 руб., 59:01:4410921:37 - 27 357 842 руб., 59:01:4410921:38 - 12 180 656 руб., 59:01:4410921:39 - 14 365 422 руб., 59:01:4410921:40 - 8 573 133 руб.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты следует, что во исполнение решений комиссии при Росреестре от 29.04.2014 N 258-266, Кадастровой палатой 28.05.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410921:32, 59:01:4410921:33, 59:01:4410921:34, 59:01:4410921:35, 59:01:4410921:36, 59:01:4410921:37, 59:01:4410921:38, 59:01:4410921:39, 59:01:4410921:40, - в размере 35 903 946 руб., 4 621 866 руб., 3 210 222 руб., 2 817 937 руб., 10 440 706 руб., 27 357 842 руб., 12 180 656 руб., 14 365 422 руб., 8 573 133 руб., соответственно.
29.01.2015 налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма земельного налога исчислена в размере 1 792 076 руб., исходя из кадастровой стоимости указанных земельных участков 35 903 946 руб., 4 621 866 руб., 3 210 222 руб., 2 817 937 руб., 10 440 706 руб., 27 357 842 руб., 12 180 656 руб., 14 365 422 руб., 8 573 133 руб., и налоговой ставки 1,5 процента.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки от 14.05.2015 N 7059, вынесено решение от 22.06.2015 N 6535 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 1 366 395 руб., пени - 95 236,9 руб. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 34 159 руб., с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, и уменьшением штрафа в два раза.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 27.08.2015 N 18-18/390 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога за 2014 год, рассчитанного без применения коэффициента в порядке, установленном пунктом 7 статьи 396 НК РФ, соответствующих пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части решение оставлено без изменения и утверждено.
С учетом решения вышестоящего налогового органа письмом от 07.09.2015 инспекция довела до налогоплательщика сведения о перерасчете налоговых обязательств, согласно которому по оспариваемому решению обществу предъявлен к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 569 377 руб., пени - 38 633,66 руб., штрафа - 14 234,5 руб. При этом сумма земельного налога определена за период с января по май 2014 года исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением N 1610-п и Кв = 5/12, за период с июня по декабрь 2014 года исходя из кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии при Росреестре от 29.04.2015 N 258-266 и Кв = 7/12.
Полагая, что решение налогового органа от 22.06.2015 N 653 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 569 377 руб., пени - 38 633,66 руб., штрафа - 14 234,5 руб., не соответствует Кодексу, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что по результатам рассмотрения заявлений общества, комиссией при Росреестре приняты решения, согласно которым новая кадастровая стоимость земельных участков определена с 01.01.2014. Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты суд установил, что во исполнение решений комиссии Кадастровой палатой 28.05.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков. Учитывая, что в государственном кадастре недвижимости актуальная кадастровая стоимость спорных земельных участков отражена по состоянию на 01.01.2014 в размере, определенном решениями комиссии при Росреестре, а не в размере, установленном Постановлением N 1610-п, следовательно, налогоплательщик правомерно исчислял земельный налог с 01.01.2014 исходя из новой кадастровой стоимости.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Аналогичное положение закреплено п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного Закона.
В соответствии с абз. 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
При этом по общему правилу законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо судебным актом, на период до вступления их в силу (ретроспективно), поскольку действие решения внесудебного органа либо судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу таких решений.
Таким образом, действовавшее до 22.07.2014 нормативное регулирование не предусматривало ретроспективное применение новой кадастровой стоимости, определение момента начала применения измененной кадастровой стоимости производится с учетом условий - вступления в законную силу акта об изменении стоимости и внесения сведений в государственный кадастр.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом установлено, что решениями комиссии при Росреестре от 29.04.2014 N 258-266 новая кадастровая стоимость земельного участка определена с 01.01.2014, по мнению суда, такая формулировка свидетельствует об указании комиссии на распространение (применение) вновь установленной стоимости с 01.01.2014.
Судом также установлено, что из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты, следует, что во исполнение указанного решения Кадастровой палатой 28.05.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410921:32, 59:01:4410921:33, 59:01:4410921:34, 59:01:4410921:35, 59:01:4410921:36, 59:01:4410921:37, 59:01:4410921:38, 59:01:4410921:39, 59:01:4410921:40, - в размере 35 903 946 руб., 4 621 866 руб., 3 210 222 руб., 2 817 937 руб., 10 440 706 руб., 27 357 842 руб., 12 180 656 руб., 14 365 422 руб., 8 573 133 руб., соответственно.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В спорный период с 01.01.2014 кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.."
Органами, уполномоченными на пересмотр и определение новой кадастровой стоимости, являются только суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Пермского филиала (далее - Кадастровая палата) таким органом не является, полномочиями на определение кадастровой стоимости не наделена, выполняет функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, новая кадастровая стоимость, определенная решением суда или комиссией Росреестра, подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости и служит в силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой для исчисления земельного налога.
При администрировании земельного налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета исключительно о размере кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям ст. 391 НК РФ.
С учетом того, что ни комиссия Росреестра, ни кадастровая палата не являются органами, в полномочия которых входит определение момента применения измененной кадастровой стоимости, налоговый орган руководствуется положениями законодательства РФ при определении налогового периода, к которому применима новая стоимость.
В ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии - 29.04.2014, законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее, и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о ГКН, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.
Кадастровая стоимость земельных участков отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 7943/12 по делу N А33-5297/2011, от 28.10.2010 N 5743/10 по делу N А56-79603/2009).
На основании вышеизложенного, действия кадастровой палаты по отражению в государственном реестре измененной кадастровой стоимости и по выдаче кадастровых справок о применении новой стоимости с 01.01.2014 не имеют правового значения и не влияют на порядок исчисления земельного налога.
В связи с изложенным, ошибочным является вывод суда о том, что налоговому органу с целью изменения в государственном кадастре недвижимости даты отражения новой кадастровой стоимости спорных земельных участков, следует, оспаривать решения комиссии при Росреестре, а также действия Кадастровой палаты по порядку и дате отражения новой кадастровой стоимости.
Учитывая, что установленная решением комиссии кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2014 и до 28.05.2014, (момент внесения сведений в кадастр) подлежит определению на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.11.2013 N 1610-п, а не данных кадастрового учета.
Применение кадастровой стоимости в рассматриваемом случае в порядке, установленном судом, привело к аннулированию первоначально внесенных сведений (на основании Постановления N 1610-п). Однако принятие решения комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости.
Правовые подходы, сформированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, применительно к определению момента применения измененной кадастровой стоимости по решениям судов, подлежат распространению и на случаи изменения стоимости по решениям комиссии, в целях соблюдения принципа равенства налогообложения и правовой определенности налогоплательщиков.
Примененный судом первой инстанции подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 НК РФ.
Распространение действия решения комиссии по установлению новой кадастровой стоимости на прошлое время (ретроспективно) приведет к тому, что налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость в судебном порядке смогут применить новые результаты кадастровой стоимости только с момента вступления решения суда в законную силу, в то время как обратившиеся в комиссию - с даты, указанной в решении комиссии.
Между тем, налогоплательщики, обратившиеся в суд, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто воспользовался внесудебной процедурой.
Вывод суда о том, что решение комиссии от 29.04.2014 содержит указание на распространение его действия с 01.01.2014, является ошибочным и противоречит содержанию и буквальному значению резолютивной части решения комиссии. Как верно указывает заявитель апелляционной жалобы, формулировка комиссии - "определить с 01.01.2014 кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости....." не определяет момент начала применения кадастровой стоимости.
Учитывая, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков утверждена нормативным правовым актом (Постановлением Правительства Пермского края N 1610-п), вступившим в силу с 01.01.2014, то в решениях комиссии указано на определение новой стоимости также с 01.01.2014 в целях сопоставимости с Постановлением N 1610-п, а не в целях определения момента ее применения в установленных законодательством целях.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным Постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения.
Как указано в определении Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 302-КГ15-15796, вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами. В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
Налоговый орган в рассматриваемом случае исчислил налог в соответствии с вышеуказанными правилами, дифференцировав свой расчет на два периода: до и после изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и приведенным правовым позициям высших судебных инстанций.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года по делу N А50-27721/2015 следует отменить на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года по делу N А50-27721/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2016 N 17АП-3889/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-27721/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. N 17АП-3889/2016-АК
Дело N А50-27721/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Завод железобетонных и строительных конструкций N 1" (ОГРН 1025900889960, ИНН 5904001600) - Кусков Б.С., паспорт, доверенность от 22.06.2015, Пичугина И.П., паспорт, доверенность от 11.001.2016;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Шамарданова Е.С., паспорт, доверенность от 14.01.2016;
- от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года
по делу N А50-27721/2015,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению ОАО "Завод железобетонных и строительных конструкций N 1"
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании частично недействительным ненормативного акта,
установил:
ОАО "Завод железобетонных и строительных конструкций N 1" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, общество "ЖБК N 1") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.06.2015 N 6535 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 569 377 руб., пени - 38 633,66 руб., штрафа - 14 234,5 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.076.2014 N 225-ФЗ 22.07.2014, не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо судебным актом, на период до вступления их в силу (ретроспективно); применение новой кадастровой стоимости производится с даты внесения сведений в государственный кадастр. Считает, что определяя дату, с которой применяется измененная кадастровая стоимость (01.01.2014), суд руководствовался не положениями законодательства РФ, а исключительно данными государственного земельного кадастра в виде представленных по запросу суда справок о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014. Указывает на то, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер. Принятие комиссией решения об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ порядка определения кадастровой стоимости. Примененный судом подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 НК РФ.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу "ЖБК N 1" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410921:32, 59:01:4410921:33, 59:01:4410921:34, 59:01:4410921:35, 59:01:4410921:36, 59:01:4410921:37, 59:01:4410921:38, 59:01:4410921:39, 59:01:4410921:40, расположенные по адресу г. Пермь, ул. Героев Хасана, 42.
В приложении N 4 к Постановлению N 1610-п под позициями N 60991-60998, 61000 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410921:32 определена в сумме 67560648,06 руб.; 59:01:4410921:33 - 7175778,42 руб., 59:01:4410921:34 - 4830797,52 руб., 59:01:4410921:35 - 4203259,56 руб., 59:01:4410921:36 - 17206670,63 руб., 59:01:4410921:37 - 50163963,52 руб., 59:01:4410921:38 - 20680487,91 руб., 59:01:4410921:39 - 24687608,75 руб., 59:01:4410921:40 - 14055546,27 руб., и которые внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014.
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную, 17.04.2014 общество обратилось в комиссию при Росреестре с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
По результатам рассмотрения заявления общества комиссией при Росреестре приняты решения от 29.04.2014 N 258-266, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410921:32 определена с 01.01.2014 в размере 35 903 946 руб., 59:01:4410921:33 - 4 621 866 руб., 59:01:4410921:34 - 3 210 222 руб., 59:01:4410921:35 - 2 817 937 руб., 59:01:4410921:36 - 10 440 706 руб., 59:01:4410921:37 - 27 357 842 руб., 59:01:4410921:38 - 12 180 656 руб., 59:01:4410921:39 - 14 365 422 руб., 59:01:4410921:40 - 8 573 133 руб.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты следует, что во исполнение решений комиссии при Росреестре от 29.04.2014 N 258-266, Кадастровой палатой 28.05.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410921:32, 59:01:4410921:33, 59:01:4410921:34, 59:01:4410921:35, 59:01:4410921:36, 59:01:4410921:37, 59:01:4410921:38, 59:01:4410921:39, 59:01:4410921:40, - в размере 35 903 946 руб., 4 621 866 руб., 3 210 222 руб., 2 817 937 руб., 10 440 706 руб., 27 357 842 руб., 12 180 656 руб., 14 365 422 руб., 8 573 133 руб., соответственно.
29.01.2015 налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма земельного налога исчислена в размере 1 792 076 руб., исходя из кадастровой стоимости указанных земельных участков 35 903 946 руб., 4 621 866 руб., 3 210 222 руб., 2 817 937 руб., 10 440 706 руб., 27 357 842 руб., 12 180 656 руб., 14 365 422 руб., 8 573 133 руб., и налоговой ставки 1,5 процента.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки от 14.05.2015 N 7059, вынесено решение от 22.06.2015 N 6535 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 1 366 395 руб., пени - 95 236,9 руб. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 34 159 руб., с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, и уменьшением штрафа в два раза.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 27.08.2015 N 18-18/390 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога за 2014 год, рассчитанного без применения коэффициента в порядке, установленном пунктом 7 статьи 396 НК РФ, соответствующих пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части решение оставлено без изменения и утверждено.
С учетом решения вышестоящего налогового органа письмом от 07.09.2015 инспекция довела до налогоплательщика сведения о перерасчете налоговых обязательств, согласно которому по оспариваемому решению обществу предъявлен к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 569 377 руб., пени - 38 633,66 руб., штрафа - 14 234,5 руб. При этом сумма земельного налога определена за период с января по май 2014 года исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением N 1610-п и Кв = 5/12, за период с июня по декабрь 2014 года исходя из кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии при Росреестре от 29.04.2015 N 258-266 и Кв = 7/12.
Полагая, что решение налогового органа от 22.06.2015 N 653 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 569 377 руб., пени - 38 633,66 руб., штрафа - 14 234,5 руб., не соответствует Кодексу, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что по результатам рассмотрения заявлений общества, комиссией при Росреестре приняты решения, согласно которым новая кадастровая стоимость земельных участков определена с 01.01.2014. Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты суд установил, что во исполнение решений комиссии Кадастровой палатой 28.05.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков. Учитывая, что в государственном кадастре недвижимости актуальная кадастровая стоимость спорных земельных участков отражена по состоянию на 01.01.2014 в размере, определенном решениями комиссии при Росреестре, а не в размере, установленном Постановлением N 1610-п, следовательно, налогоплательщик правомерно исчислял земельный налог с 01.01.2014 исходя из новой кадастровой стоимости.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Аналогичное положение закреплено п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в статье 24.20 указанного Закона.
В соответствии с абз. 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
При этом по общему правилу законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо судебным актом, на период до вступления их в силу (ретроспективно), поскольку действие решения внесудебного органа либо судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу таких решений.
Таким образом, действовавшее до 22.07.2014 нормативное регулирование не предусматривало ретроспективное применение новой кадастровой стоимости, определение момента начала применения измененной кадастровой стоимости производится с учетом условий - вступления в законную силу акта об изменении стоимости и внесения сведений в государственный кадастр.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом установлено, что решениями комиссии при Росреестре от 29.04.2014 N 258-266 новая кадастровая стоимость земельного участка определена с 01.01.2014, по мнению суда, такая формулировка свидетельствует об указании комиссии на распространение (применение) вновь установленной стоимости с 01.01.2014.
Судом также установлено, что из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты, следует, что во исполнение указанного решения Кадастровой палатой 28.05.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410921:32, 59:01:4410921:33, 59:01:4410921:34, 59:01:4410921:35, 59:01:4410921:36, 59:01:4410921:37, 59:01:4410921:38, 59:01:4410921:39, 59:01:4410921:40, - в размере 35 903 946 руб., 4 621 866 руб., 3 210 222 руб., 2 817 937 руб., 10 440 706 руб., 27 357 842 руб., 12 180 656 руб., 14 365 422 руб., 8 573 133 руб., соответственно.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В спорный период с 01.01.2014 кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.."
Органами, уполномоченными на пересмотр и определение новой кадастровой стоимости, являются только суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Пермского филиала (далее - Кадастровая палата) таким органом не является, полномочиями на определение кадастровой стоимости не наделена, выполняет функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, новая кадастровая стоимость, определенная решением суда или комиссией Росреестра, подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости и служит в силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой для исчисления земельного налога.
При администрировании земельного налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета исключительно о размере кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям ст. 391 НК РФ.
С учетом того, что ни комиссия Росреестра, ни кадастровая палата не являются органами, в полномочия которых входит определение момента применения измененной кадастровой стоимости, налоговый орган руководствуется положениями законодательства РФ при определении налогового периода, к которому применима новая стоимость.
В ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии - 29.04.2014, законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее, и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о ГКН, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.
Кадастровая стоимость земельных участков отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 7943/12 по делу N А33-5297/2011, от 28.10.2010 N 5743/10 по делу N А56-79603/2009).
На основании вышеизложенного, действия кадастровой палаты по отражению в государственном реестре измененной кадастровой стоимости и по выдаче кадастровых справок о применении новой стоимости с 01.01.2014 не имеют правового значения и не влияют на порядок исчисления земельного налога.
В связи с изложенным, ошибочным является вывод суда о том, что налоговому органу с целью изменения в государственном кадастре недвижимости даты отражения новой кадастровой стоимости спорных земельных участков, следует, оспаривать решения комиссии при Росреестре, а также действия Кадастровой палаты по порядку и дате отражения новой кадастровой стоимости.
Учитывая, что установленная решением комиссии кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2014 и до 28.05.2014, (момент внесения сведений в кадастр) подлежит определению на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.11.2013 N 1610-п, а не данных кадастрового учета.
Применение кадастровой стоимости в рассматриваемом случае в порядке, установленном судом, привело к аннулированию первоначально внесенных сведений (на основании Постановления N 1610-п). Однако принятие решения комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости.
Правовые подходы, сформированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, применительно к определению момента применения измененной кадастровой стоимости по решениям судов, подлежат распространению и на случаи изменения стоимости по решениям комиссии, в целях соблюдения принципа равенства налогообложения и правовой определенности налогоплательщиков.
Примененный судом первой инстанции подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 НК РФ.
Распространение действия решения комиссии по установлению новой кадастровой стоимости на прошлое время (ретроспективно) приведет к тому, что налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость в судебном порядке смогут применить новые результаты кадастровой стоимости только с момента вступления решения суда в законную силу, в то время как обратившиеся в комиссию - с даты, указанной в решении комиссии.
Между тем, налогоплательщики, обратившиеся в суд, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто воспользовался внесудебной процедурой.
Вывод суда о том, что решение комиссии от 29.04.2014 содержит указание на распространение его действия с 01.01.2014, является ошибочным и противоречит содержанию и буквальному значению резолютивной части решения комиссии. Как верно указывает заявитель апелляционной жалобы, формулировка комиссии - "определить с 01.01.2014 кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости....." не определяет момент начала применения кадастровой стоимости.
Учитывая, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков утверждена нормативным правовым актом (Постановлением Правительства Пермского края N 1610-п), вступившим в силу с 01.01.2014, то в решениях комиссии указано на определение новой стоимости также с 01.01.2014 в целях сопоставимости с Постановлением N 1610-п, а не в целях определения момента ее применения в установленных законодательством целях.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным Постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения.
Как указано в определении Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 302-КГ15-15796, вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами. В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
Налоговый орган в рассматриваемом случае исчислил налог в соответствии с вышеуказанными правилами, дифференцировав свой расчет на два периода: до и после изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и приведенным правовым позициям высших судебных инстанций.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года по делу N А50-27721/2015 следует отменить на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года по делу N А50-27721/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)