Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10566/2016

Требование: О признании незаконными действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом, содержащей информацию о задолженности по налогу и пени, обязании выдать справку без указания в ней задолженности по налогу и пени.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что выдача справки, содержащей информацию о наличии у налогоплательщика задолженности по налогам, нереальной к взысканию, является незаконной, нарушает ее права и интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N 33-10566/2016


Судья Орская Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Брыкова И.И.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2016 года апелляционную жалобу М. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 18 декабря 2015 года по делу по административному исковому заявлению М. <данные изъяты> к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов, содержащей информацию о задолженности по земельному налогу и пени, возможность взыскания которых налоговый орган утратил, обязании выдать справку без указания в ней задолженности за 2007-2013 годы.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя М. - П.,
установила:

М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N <данные изъяты> о состоянии расчетов с бюджетом, содержащей информацию о задолженности по земельному налогу и пени за 2007 - 2013 годы, возможность взыскания которых налоговый орган утратил, обязании административного ответчика выдать административному истцу справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания в ней задолженности по земельному налогу и пени за 2007 - 2013 годы.
В обоснование требований указала, что выдача справки, содержащей информацию о наличии у налогоплательщика задолженности по налогам, нереальной ко взысканию, является незаконной, нарушает ее, М., права и интересы, в частности, затрудняет либо делает невозможным получение кредитов в банках, участие в тендерах, др.
В судебном заседании представитель М. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика требования М. не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 48 - 54).
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 18 декабря 2015 года требования М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе М. (в лице представителя) просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции М. и представитель МРИ ФНС России N 22 по Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что М. была выдана справка N 917 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, из которой следовало, что по состоянию на 15.04.2015 за М. числится задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб. (л.д. 11). Как следует из отзыва налоговой инспекции, данная задолженность образовалась в связи с неуплатой М. как собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м в дер. Жуковка Одинцовского района Московской области земельного налога за 2008 - 2013 годы. Факт неуплаты земельного налога за указанный выше период М. не оспаривается.
Обращаясь в суд с административным иском в порядке главы 22 КАС РФ, М. оспаривает действия налогового органа по выдаче данной справки (по существу - ее содержание), ссылаясь на единственное обстоятельство: МРИ ФНС России N 22 по Московской области утратила возможность принудительного взыскания земельного налога и пени за 2007 - 2013 годы, поскольку, во-первых, ей, М., не направлялись налоговые уведомления и требования за соответствующие налоговые периоды, во-вторых, истек срок на обращение в суд за взысканием недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
- ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом в силу пункта 2 указанной выше статьи органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) (пункт 5 статьи 59 НК РФ).
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В ходе судебного разбирательства административный истец не ссылался на обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 НК РФ, вследствие которых оказались невозможными уплата и (или) взыскание числящейся за налогоплательщиком М. недоимки по земельному налогу и пени.
Одновременно не было представлено доказательств, что компетентный налоговый орган принял решение о признании недоимки и задолженности М. по пеням безнадежными к взысканию и их списании, либо что имеется судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налоговый орган правомерно выдал М. справку N 917 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по состоянию на 15.04.2015.
Соглашаясь с данным выводом суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении требований М.: суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы М. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, выводов суда и положений действующего налогового законодательства, регламентирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)