Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на прибыль организаций
Обстоятельства: Оспариваемым решением уменьшена сумма убытка, исчисленная налогоплательщиком по итогам 2015 года, а также начислена недоимка по налогу на прибыль.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анциферовой О.В., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) АКБ "Азимут" в лице ГК "АСВ": Забазновой О.В. (дов. N 1654 от 18.12.2015 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) МИ ФНС России N 50 по г. Москве: Калининой А.В. (дов. N 0614/15861 от 14.11.2016 г.);
- рассмотрев 10 августа 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АКБ "Азимут" в лице ГК "АСВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г.,
принятое судьей Паршуковой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-5413/17-140-63
по заявлению акционерного коммерческого банка "АЗИМУТ" (публичное акционерное общество) (ОГРН 1027700570523; 125190, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 80/2, корп. 5А) в лице конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198; 109240, г. Москва, ул. Высоцкого, д. 4)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве
о признании недействительным решения,
установил:
Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве (далее - МИФНС России N 50 по г. Москве, налоговой орган, ответчик) на основании налоговой декларации по налогу на прибыль акционерного коммерческого банка "Азимут" (публичное акционерное общество) (далее - АКБ "Азимут", налогоплательщик, заявитель) проведена камеральная налоговая проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06 июля 2016 г. N 1304.
26 августа 2016 г. налоговым органом принято решение N 87 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По итогам проведенной камеральной проверки налоговым органом уменьшена сумма убытка, исчисленная налогоплательщиком по итогам 2015 года на 11 862 496 руб., а также начислена недоимка в размере 24 402 493 руб. в том числе в федеральный бюджет в размере 2 440 249 руб. и бюджет субъектов Российской Федерации в размере 21 962 244 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратился с апелляционной жалобой в порядке пункта 1 статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 14 октября 2016 г. N 21-19/119151 по апелляционной жалобе налогоплательщика оспариваемое решение инспекции от 26 августа 2016 г. N 87 оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Приказами Банка России от 19 июня 2015 г. N ОД-1396 и ОД-1397 у АКБ "Азимут" была отозвана лицензия на осуществление банковских операции и назначена временная администрация.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2015 г. по делу N А40-2128272/15 АКБ "Азимут" признан несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК "АСВ").
Полагая, что решение налогового органа от 26 августа 2016 г. N 87 является незаконным и необоснованным, АКБ "Азимут" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России N 50 по г. Москве о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АКБ "Азимут" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС России N 50 по городу Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ГК "АСВ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МИФНС России N 50 по г. Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 291 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы, на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 настоящего кодекса.
Пунктом 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что банки вправе создавать не только резервы по сомнительным долгам, предусмотренные статьей 266 настоящего кодекса, но и резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) (далее - резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном статьей 292 настоящего кодекса. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных настоящей статьей (абзац 2 пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 69 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 24 Закона от 02 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
Из положений абзаца 2 статьи 2 Федерального закона от 02 декабря 1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" следует, что нормативно-правовые акты Центрального банка Российской Федерации могут применяться исключительно к правоотношениям, связанным с осуществление кредитными организациями банковской деятельности. То есть, Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций, но не порядок признания таковых в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) установлен порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, Перечень которых приведен в Приложении 1 к указанному Положению, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже (абзац 3 пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 указанной статьи включаются в состав внереализационных расходов в течение налогового периода.
Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.
Согласно пункту 3 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего налогового периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в налоговом периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего налогового периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последнее число налогового периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего налогового периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число налогового периода.
В силу пункта 7 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации датой признания внереализационного дохода в виде сумм восстановленных резервов является последний день отчетного (налогового) периода.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку формирование финансового результата по итогам 2015 года осуществлялось АКБ "Азимут" после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, и налогоплательщик утратил право на применение положений статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации, размер резерва по состоянию на 31 декабря 2015 г. должен быть равен 0.
Об этом свидетельствуют материалы дела.
Так, при формировании налоговой базы за отчетный (налоговый) период, в котором у АКБ "Азимут" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, вся сумма ранее сформированного резерва (РВПС) на конец налогового периода (31 декабря 2015 г.) должна быть восстановлена на доходы, т.е. созданный резерв на конец налогового периода (31 декабря 2015 г.) должен равняться 0.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что согласно данным ведомости остатков по лицевым счетам доходов и расходов за 2015 год, представленной в ходе камеральной проверки, сумма созданного в 2015 году и неиспользованного РВПС составила 56 937 965 руб. (410 869 322 руб. - 353 931 357 руб.).
Кроме того, согласно данным отчета о прибылях и убытках кредитной организации ф. 0409102 по состоянию на 01 января 2015 г. остаток неиспользованного резерва, перенесенного на 2015 год, составил 76 937 000 руб.
На основании изложенных обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что при определении налоговой базы в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год необоснованно применены положения статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации в части не включения в состав доходов РВПС, неиспользованного в проверяемом периоде в сумме 56 937 965 руб. и необоснованного переноса на следующий отчетный (налоговый) период сумм РВПС, не использованных в предыдущем налоговом периоде в сумме 76 937 000 руб., что привело к неправомерному отражению убытка за 2015 год в размере 11 862 496 руб., а также занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций на 122 012 469 руб. (56 937 965 руб. + 76 937 000 руб. - 11 862 496 руб.).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 г. по делу N А40-5413/17-140-63 оставить без изменения, кассационную жалобу АКБ "Азимут" в лице ГК "АСВ" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2017 N Ф05-11395/2017 ПО ДЕЛУ N А40-5413/17-140-63
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Налог на прибыль организаций
Обстоятельства: Оспариваемым решением уменьшена сумма убытка, исчисленная налогоплательщиком по итогам 2015 года, а также начислена недоимка по налогу на прибыль.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. по делу N А40-5413/17-140-63
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анциферовой О.В., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) АКБ "Азимут" в лице ГК "АСВ": Забазновой О.В. (дов. N 1654 от 18.12.2015 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) МИ ФНС России N 50 по г. Москве: Калининой А.В. (дов. N 0614/15861 от 14.11.2016 г.);
- рассмотрев 10 августа 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АКБ "Азимут" в лице ГК "АСВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г.,
принятое судьей Паршуковой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-5413/17-140-63
по заявлению акционерного коммерческого банка "АЗИМУТ" (публичное акционерное общество) (ОГРН 1027700570523; 125190, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 80/2, корп. 5А) в лице конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198; 109240, г. Москва, ул. Высоцкого, д. 4)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве
о признании недействительным решения,
установил:
Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве (далее - МИФНС России N 50 по г. Москве, налоговой орган, ответчик) на основании налоговой декларации по налогу на прибыль акционерного коммерческого банка "Азимут" (публичное акционерное общество) (далее - АКБ "Азимут", налогоплательщик, заявитель) проведена камеральная налоговая проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06 июля 2016 г. N 1304.
26 августа 2016 г. налоговым органом принято решение N 87 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По итогам проведенной камеральной проверки налоговым органом уменьшена сумма убытка, исчисленная налогоплательщиком по итогам 2015 года на 11 862 496 руб., а также начислена недоимка в размере 24 402 493 руб. в том числе в федеральный бюджет в размере 2 440 249 руб. и бюджет субъектов Российской Федерации в размере 21 962 244 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратился с апелляционной жалобой в порядке пункта 1 статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 14 октября 2016 г. N 21-19/119151 по апелляционной жалобе налогоплательщика оспариваемое решение инспекции от 26 августа 2016 г. N 87 оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Приказами Банка России от 19 июня 2015 г. N ОД-1396 и ОД-1397 у АКБ "Азимут" была отозвана лицензия на осуществление банковских операции и назначена временная администрация.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2015 г. по делу N А40-2128272/15 АКБ "Азимут" признан несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК "АСВ").
Полагая, что решение налогового органа от 26 августа 2016 г. N 87 является незаконным и необоснованным, АКБ "Азимут" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России N 50 по г. Москве о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АКБ "Азимут" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС России N 50 по городу Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ГК "АСВ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МИФНС России N 50 по г. Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 291 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы, на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 настоящего кодекса.
Пунктом 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что банки вправе создавать не только резервы по сомнительным долгам, предусмотренные статьей 266 настоящего кодекса, но и резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) (далее - резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном статьей 292 настоящего кодекса. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных настоящей статьей (абзац 2 пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 69 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 24 Закона от 02 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
Из положений абзаца 2 статьи 2 Федерального закона от 02 декабря 1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" следует, что нормативно-правовые акты Центрального банка Российской Федерации могут применяться исключительно к правоотношениям, связанным с осуществление кредитными организациями банковской деятельности. То есть, Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций, но не порядок признания таковых в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) установлен порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, Перечень которых приведен в Приложении 1 к указанному Положению, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже (абзац 3 пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 указанной статьи включаются в состав внереализационных расходов в течение налогового периода.
Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.
Согласно пункту 3 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего налогового периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в налоговом периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего налогового периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последнее число налогового периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего налогового периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число налогового периода.
В силу пункта 7 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации датой признания внереализационного дохода в виде сумм восстановленных резервов является последний день отчетного (налогового) периода.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку формирование финансового результата по итогам 2015 года осуществлялось АКБ "Азимут" после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, и налогоплательщик утратил право на применение положений статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации, размер резерва по состоянию на 31 декабря 2015 г. должен быть равен 0.
Об этом свидетельствуют материалы дела.
Так, при формировании налоговой базы за отчетный (налоговый) период, в котором у АКБ "Азимут" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, вся сумма ранее сформированного резерва (РВПС) на конец налогового периода (31 декабря 2015 г.) должна быть восстановлена на доходы, т.е. созданный резерв на конец налогового периода (31 декабря 2015 г.) должен равняться 0.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что согласно данным ведомости остатков по лицевым счетам доходов и расходов за 2015 год, представленной в ходе камеральной проверки, сумма созданного в 2015 году и неиспользованного РВПС составила 56 937 965 руб. (410 869 322 руб. - 353 931 357 руб.).
Кроме того, согласно данным отчета о прибылях и убытках кредитной организации ф. 0409102 по состоянию на 01 января 2015 г. остаток неиспользованного резерва, перенесенного на 2015 год, составил 76 937 000 руб.
На основании изложенных обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что при определении налоговой базы в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год необоснованно применены положения статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации в части не включения в состав доходов РВПС, неиспользованного в проверяемом периоде в сумме 56 937 965 руб. и необоснованного переноса на следующий отчетный (налоговый) период сумм РВПС, не использованных в предыдущем налоговом периоде в сумме 76 937 000 руб., что привело к неправомерному отражению убытка за 2015 год в размере 11 862 496 руб., а также занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций на 122 012 469 руб. (56 937 965 руб. + 76 937 000 руб. - 11 862 496 руб.).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2017 г. по делу N А40-5413/17-140-63 оставить без изменения, кассационную жалобу АКБ "Азимут" в лице ГК "АСВ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
О.В.АНЦИФЕРОВА
Д.В.КОТЕЛЬНИКОВ
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
О.В.АНЦИФЕРОВА
Д.В.КОТЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)