Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Каминского В.Л., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года по делу N А58-6227/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полипрофиль" (ОГРН 1121435002688, ИНН 1435251361) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1051402036146, ИНН 1435029737) о признании недействительным решения от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части (суд первой инстанции: Устинова А.Н.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полипрофиль" (далее по тексту - ООО "Полипрофиль", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2015 год в размере 45 838 рублей, пени в размере 2 481, 36 рублей, налоговых санкций в размере 9 167, 60 рублей (заявление об уточнении требования от 13.02.2017 N 37 - т. 1, л.д. 155).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Основанием для удовлетворения требований послужили выводы суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом размера налоговой базы - 23 315 242,72 руб., исходя из которой рассчитана сумма земельного налога за 2015 год, подлежащего уплате в бюджет. Суд указал, что наличие в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых общество является плательщиком земельного налога, свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, поставив вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101 определена в размере 23 315 242,72 руб. в соответствии со сведениями, внесенными в ГКН 06.02.2014.
Поскольку спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия) (поставлен на учет позднее 01.01.2012), его кадастровая стоимость определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия) в соответствии с пунктами 2.1.3, 2.3.2, 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Кадастровая стоимость земельного участка в размере 23 315 242,72 руб. подтверждена информацией, поступившей от Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия), которая и была использована инспекцией при определении налоговой базы по земельному налогу.
При расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка было использовано значение среднего удельного показателя кадастровой стоимости 9 группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровому кварталу 14:36:000000, равное 1 428,28 руб./кв. м.
Общество, возражая против кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 315 242,72 руб., в спорном периоде не оспаривало ее в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.
В дополнениях к апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу налоговый орган указал, что общество оспорило кадастровую стоимость путем подачи заявления в комиссию только 30.12.2016, решением комиссии от 19.01.2017 кадастровая стоимость определена в размере 9 925 000 руб.
Суд первой инстанции, применив средний уровень кадастровой стоимости для 9 вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровому кварталу 14:36:000000, равный 1 274,29 руб./кв. м, определил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 20 804 509,96 руб. Вместе с тем, суд признал решение инспекции недействительным в полном объеме, признав обоснованными налоговые обязательства общества, рассчитанные исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 14 147 521 руб., которая не соответствует данным государственного кадастра недвижимости. В целях соблюдения принципа платности пользования землей, решение инспекции подлежало признанию недействительным только в части доначисления суммы земельного налога в размере, превышающем первоначальное доначисление налога за 2015 год по итогам камеральной проверки. Налоговым органом по определению апелляционного суда произведен перерасчет налоговых обязательств, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 20 804 509,96 руб., согласно которому сумма земельного налога, подлежащего доначислению, составила 33 284 руб., пени - 2282,38 руб., штраф - 6656,80 руб.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указывает на обоснованность обжалуемого судебного акта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Дополнительно ссылается на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 315 242,72 руб. были внесены в ГКН только 30.01.2015, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости и решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия), соответственно, с учетом положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ их результаты не могут быть использованы при исчислении земельного налога в 2015 году. Утверждение средних удельных показателей не может быть приравнено к утверждению кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 закона об оценочной деятельности. В рассматриваемом случае, в силу отсутствия сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, правовое значение будет иметь только момент внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.06.2017.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнений к ним, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, налогоплательщиком представлена налоговая декларация за 2015 год с суммой к уплате в бюджет 70 988 рублей по двум земельным участкам с кадастровым номером 14:36:000000:12101 с кадастровой стоимостью 23 315 242, 72 руб. (дата регистрации в собственность 27.09.2013, под производственную базу, адрес места нахождения: 677008, Республика Саха (Якутия), город Якутск, пер. Базовый); с кадастровым номером 14:36:107035:553 с кадастровой стоимостью 2 503 962, 48 руб. (дата регистрации в собственность 19.11.2014, адрес места нахождения: город Якутск, квартал 11).
При сопоставлении сведений, поступивших из УФСГРКиК по РС(Я), с данными налоговой отчетности обнаружено расхождение по кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101-23 315 242, 72 рублей, по данным налогоплательщика - 14 147 521 рублей; по земельному участку с кадастровым номером 14:36:107035:553 обнаружено расхождение по примененной ставке, по данным налогоплательщика - 0,01%, по данным налогового органа - 0,3%.
Занижение суммы налога к уплате в бюджет за 2015 год в размере 60 612 рублей, из них по земельному участку с кадастровым номером 14:36:107035:553 на сумму 14 774 руб., по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101 на сумму 45 838 руб. (л.д. 59-63).
В рамках камеральной проверки налоговым органом в адрес общества направлено требование от 05.02.2016 N 10713 о предоставлении пояснений и необходимости внесения изменений в налоговую декларацию по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101 в соответствии с постановлением Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов территории Республики Саха (Якутия)".
04.08.2016 за вх. N 31943 по указанному требованию ООО "Полипрофиль" в налоговый орган представлены пояснения от 03.08.2016 N 120 с указанием отсутствия оснований для перерасчета земельного налога с приложением кадастровой справки от 04.05.2016 (л.д. 84)).
Извещением от 24.05.2016 N 27946 налогоплательщик уведомлен о рассмотрении материалов налоговой проверки N 27946 на 12.07.2016 в 09-10 час. (л.д. 64).
Акт налоговой проверки от 19.05.2016 N 91117 с извещением от 24.05.2017 N 27946 направлены в адрес общества почтовой связью 30.05.2016 (л.д. 79).
12.07.2016 состоялось рассмотрение материалов проверки в отсутствие представителя общества, о чем составлен протокол N 91117-1.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 12 123 руб., установлена задолженность по земельному налогу в размере 60 615 руб., начислены пени по земельному налогу в размере 5 327, 71 руб.
На основании решения от 14.07.2016 N 50330 налоговым органом выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов N 52604 по состоянию на 06.09.2016 с предложением об уплате недоимки по земельному налогу в размере 60 612 руб., пени по земельному налогу в размере 5 327, 71 руб., налоговых санкций в размере 12 123 руб. (л.д. 105-106).
27.09.2016 за вх. N 40084 обществом подана в Управление ФНС по Республике Саха (Якутия) апелляционная жалоба от 26.09.2016 N 159 на решение от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 86-87).
Решением Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия) от 03.11.2016 N 05-16/15779@ апелляционная жалоба от 10.03.2016 N 12/2016 оставлена без удовлетворения (л.д. 89-92).
Общество, не согласившись с решением налогового органа от 14.07.2016 N 50330 в части доначисления земельного налога за 2015 год в размере 45 838 руб., пени в размере 2 481, 36 руб., налоговых санкций в размере 9 167, 60 руб., по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нарушений порядка проведения налоговой проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решения инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Общество в проверяемый период в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ являлось плательщиком земельного налога.
Основанием для принятия оспариваемого решения в рассматриваемой части послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы при исчислении земельного налога за 2015 год, в связи с применением сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 14:36:000000:12101 по состоянию на 01.01.2014 в размере 14 147 521 руб., при актуальной кадастровой стоимости - 23 315 242, 72 руб.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен главой 31 Налогового кодекса РФ, а также иными нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей в спорный период, далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 3 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
В силу положений статьи 391 Налогового кодекса РФ определение налоговой базы по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости по состоянию не на 1 января, а на иную календарную дату в течение налогового периода допускается лишь в случае образования земельного участка в течение налогового периода.
Пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В силу пункта 2.1.3 приказа Минэкономразвития России от 12.08.2011 N 222 при образовании нового или включения в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:000000:12101, расположенный по адресу: город Якутск, пер. Базовый с назначением "под производственную базу", площадью 16 324 кв. м, дата регистрации права собственности - 27.09.2013.
В рамках камеральной проверки в налоговый орган в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации поступил ответ ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РС (Я)" с указанием кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101-23 315 242, 72 руб. и датой утверждения кадастровой стоимости с 01.01.2014 со ссылкой на акт, утвердивший кадастровую стоимость от 15.11.2013 N 374.
По мнению налогового органа, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена и утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)".
Приложением N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
Приложением N 37 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов на территории Городского округа "Город Якутск" Республики Саха (Якутия).
Пунктом 5 постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу с 1 января 2014 года. Опубликован нормативный правовой акт 27.11.2013 в газете "Якутские ведомости", N 82-134.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акт законодательства о налогах и сборах вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ положения, предусмотренные статьей 5 Налогового кодекса Российской федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используются для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они взаимосвязаны с нормами статьи 390 и пункта й статьи 391 Налогового кодекса РФ, порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
При таком правовом регулировании, учитывая, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" официально опубликовано 27.11.2013, оно подлежит применению в целях исчисления земельного налога с 1 января 2014 года.
13.02.2017 в адрес Управления Росреестра по РС (Я) судом первой инстанции направлен запрос о предоставлении информации по вопросу установления кадастровой стоимости в размере 23 315 242, 72 руб. с 01.01.2014 по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101, исходя из площади земельного участка 16 324 кв. м и данных Приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" (методику расчета кадастровой стоимости).
06.03.2017 от Управления Росреестра по РС (Я) поступил ответ от 02.03.2017 N 18-12.1/01471-17 на судебный запрос, согласно которому при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101 использован средний показатель кадастровой стоимости 9 группы видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 14:36:00000, равный 1 428, 28 руб./кв. м, кадастровая стоимость составила 23 315 242, 72 рублей, сведения внесены в ГКН 06.02.2014.
Судом установлено, что в приложение N 37 к Постановлению N 374 Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 земельный участок с кадастровым номером 14:36:000000:12101 не включен.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, формировался по состоянию на 01.01.2012. В связи с постановкой на кадастровый учет 14.08.2012 спорный земельный участок не вошел в указанный перечень.
Следовательно, кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит определению на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)", путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения, установленные нормативным актом органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Якутска" для 9 вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" установлен - 1 274, 29 руб./кв. м.
При применении данного показателя, как правильно установлено судом первой инстанции, размер кадастровой стоимости земельного участка составляет 20 804 509, 96 руб. (1274,29 руб./кв. м x 16324 кв. м), что не соответствует размеру кадастровой стоимости (налоговой базы), использованной налоговым органом при вынесении оспариваемого решения.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности налоговым органом размера налоговой базы при исчислении земельного налога за 2015 год в сумме 23 315 242, 72 руб.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания решения инспекции недействительным в полном объеме, поскольку действующее налоговое законодательство, определяя источник получения необходимых сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не содержит правовых оснований для изменения реальной обязанности по уплате налога в случае несвоевременного или неверного внесения уполномоченным органом сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом вышеприведенных выводов суда позиция общества относительно отсутствия оснований для применения кадастровой стоимости в размере 23 315 242,72 руб. в 2015 году, поскольку сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости только 30.01.2015, апелляционным судом признается несостоятельной, основанной на неправильном применении норм материального права
С учетом изложенного, налоговой базой для исчисления ООО "Полипрофиль" земельного налога за 2015 год по спорному земельному участку является его кадастровая стоимость в размере 20 804 509,96 руб.
Налогоплательщиком в декларации по земельному налогу за 2015 год при расчете суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101 Обществом применена кадастровая стоимость в размере 14 147 521 руб.
Обществом обоснование данной кадастровой стоимости не приведено, только указано на отсутствие оснований для перерасчета земельного налога, поскольку кадастровая стоимость определена по состоянию на 30.01.2015. Налоговый орган в письменных пояснениях указал, что примененная обществом кадастровая стоимость в размере 14 147 521 руб. определена в соответствии с Постановлением N 541 от 10 декабря 2008 года и утратила силу с 1 января 2014 года.
Таким образом, следует признать, что обществом при исчислении земельного налога за 2015 год использованы неактуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судом апелляционной инстанции проверен произведенный налоговым органом расчет земельного налога с учетом применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 804 509,96 руб., сумма налога по спорному земельному участку к уплате составит 104 022 руб. (20 804 509,96 руб. x 0,5% (налоговая ставка))
С учетом самостоятельно задекларированного и уплаченного обществом земельного налога в сумме 70 738 руб., сумма подлежащего доначислению за 2015 год налога составляет 33 284 руб. (104 022 руб. - 70 738 руб.). Инспекцией по решению земельный налог доначислен в сумме 45 838 руб., судом первой инстанции признано необоснованным доначисление земельного налога полностью, то есть излишне на сумму 33 284 руб.
Поскольку обществом допущена неуплата земельного налога за 2015 год в сумме 33 284 руб., инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога и на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислила пени за несвоевременную уплату земельного налога.
Судом апелляционной инстанции проверены расчеты штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 6 656,80 руб. (33 284 руб. x 20%) и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 2 282,38 руб., признаны верными.
Учитывая вышеприведенные выводы, апелляционная жалоба инспекции подлежит частичному удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований и признания недействительным решения инспекции от 14 июля 2016 года N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Общества в части доначисления земельного налога в размере 33 284 руб., пени по земельному налогу в размере 2282 руб. 38 коп., штрафа по земельному налогу в размере 6656 руб. 80 коп., с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества в указанной части.
В остальной обжалованной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года по делу N А58-6227/2016 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) от 14 июля 2016 года N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Общества с ограниченной ответственностью "Полипрофиль" в части доначисления земельного налога в размере 33 284 руб., пени по земельному налогу в размере 2282 руб. 38 коп., штрафа по земельному налогу в размере 6656 руб. 80 коп.
Принять в отмененной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года по делу N А58-6227/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N А58-6227/2016
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N А58-6227/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Каминского В.Л., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года по делу N А58-6227/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полипрофиль" (ОГРН 1121435002688, ИНН 1435251361) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1051402036146, ИНН 1435029737) о признании недействительным решения от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части (суд первой инстанции: Устинова А.Н.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полипрофиль" (далее по тексту - ООО "Полипрофиль", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2015 год в размере 45 838 рублей, пени в размере 2 481, 36 рублей, налоговых санкций в размере 9 167, 60 рублей (заявление об уточнении требования от 13.02.2017 N 37 - т. 1, л.д. 155).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Основанием для удовлетворения требований послужили выводы суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом размера налоговой базы - 23 315 242,72 руб., исходя из которой рассчитана сумма земельного налога за 2015 год, подлежащего уплате в бюджет. Суд указал, что наличие в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых общество является плательщиком земельного налога, свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, поставив вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101 определена в размере 23 315 242,72 руб. в соответствии со сведениями, внесенными в ГКН 06.02.2014.
Поскольку спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия) (поставлен на учет позднее 01.01.2012), его кадастровая стоимость определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия) в соответствии с пунктами 2.1.3, 2.3.2, 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Кадастровая стоимость земельного участка в размере 23 315 242,72 руб. подтверждена информацией, поступившей от Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия), которая и была использована инспекцией при определении налоговой базы по земельному налогу.
При расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка было использовано значение среднего удельного показателя кадастровой стоимости 9 группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровому кварталу 14:36:000000, равное 1 428,28 руб./кв. м.
Общество, возражая против кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 315 242,72 руб., в спорном периоде не оспаривало ее в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.
В дополнениях к апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу налоговый орган указал, что общество оспорило кадастровую стоимость путем подачи заявления в комиссию только 30.12.2016, решением комиссии от 19.01.2017 кадастровая стоимость определена в размере 9 925 000 руб.
Суд первой инстанции, применив средний уровень кадастровой стоимости для 9 вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровому кварталу 14:36:000000, равный 1 274,29 руб./кв. м, определил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 20 804 509,96 руб. Вместе с тем, суд признал решение инспекции недействительным в полном объеме, признав обоснованными налоговые обязательства общества, рассчитанные исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 14 147 521 руб., которая не соответствует данным государственного кадастра недвижимости. В целях соблюдения принципа платности пользования землей, решение инспекции подлежало признанию недействительным только в части доначисления суммы земельного налога в размере, превышающем первоначальное доначисление налога за 2015 год по итогам камеральной проверки. Налоговым органом по определению апелляционного суда произведен перерасчет налоговых обязательств, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 20 804 509,96 руб., согласно которому сумма земельного налога, подлежащего доначислению, составила 33 284 руб., пени - 2282,38 руб., штраф - 6656,80 руб.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указывает на обоснованность обжалуемого судебного акта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Дополнительно ссылается на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 315 242,72 руб. были внесены в ГКН только 30.01.2015, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости и решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия), соответственно, с учетом положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ их результаты не могут быть использованы при исчислении земельного налога в 2015 году. Утверждение средних удельных показателей не может быть приравнено к утверждению кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 закона об оценочной деятельности. В рассматриваемом случае, в силу отсутствия сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, правовое значение будет иметь только момент внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.06.2017.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнений к ним, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, налогоплательщиком представлена налоговая декларация за 2015 год с суммой к уплате в бюджет 70 988 рублей по двум земельным участкам с кадастровым номером 14:36:000000:12101 с кадастровой стоимостью 23 315 242, 72 руб. (дата регистрации в собственность 27.09.2013, под производственную базу, адрес места нахождения: 677008, Республика Саха (Якутия), город Якутск, пер. Базовый); с кадастровым номером 14:36:107035:553 с кадастровой стоимостью 2 503 962, 48 руб. (дата регистрации в собственность 19.11.2014, адрес места нахождения: город Якутск, квартал 11).
При сопоставлении сведений, поступивших из УФСГРКиК по РС(Я), с данными налоговой отчетности обнаружено расхождение по кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101-23 315 242, 72 рублей, по данным налогоплательщика - 14 147 521 рублей; по земельному участку с кадастровым номером 14:36:107035:553 обнаружено расхождение по примененной ставке, по данным налогоплательщика - 0,01%, по данным налогового органа - 0,3%.
Занижение суммы налога к уплате в бюджет за 2015 год в размере 60 612 рублей, из них по земельному участку с кадастровым номером 14:36:107035:553 на сумму 14 774 руб., по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101 на сумму 45 838 руб. (л.д. 59-63).
В рамках камеральной проверки налоговым органом в адрес общества направлено требование от 05.02.2016 N 10713 о предоставлении пояснений и необходимости внесения изменений в налоговую декларацию по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101 в соответствии с постановлением Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов территории Республики Саха (Якутия)".
04.08.2016 за вх. N 31943 по указанному требованию ООО "Полипрофиль" в налоговый орган представлены пояснения от 03.08.2016 N 120 с указанием отсутствия оснований для перерасчета земельного налога с приложением кадастровой справки от 04.05.2016 (л.д. 84)).
Извещением от 24.05.2016 N 27946 налогоплательщик уведомлен о рассмотрении материалов налоговой проверки N 27946 на 12.07.2016 в 09-10 час. (л.д. 64).
Акт налоговой проверки от 19.05.2016 N 91117 с извещением от 24.05.2017 N 27946 направлены в адрес общества почтовой связью 30.05.2016 (л.д. 79).
12.07.2016 состоялось рассмотрение материалов проверки в отсутствие представителя общества, о чем составлен протокол N 91117-1.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 12 123 руб., установлена задолженность по земельному налогу в размере 60 615 руб., начислены пени по земельному налогу в размере 5 327, 71 руб.
На основании решения от 14.07.2016 N 50330 налоговым органом выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов N 52604 по состоянию на 06.09.2016 с предложением об уплате недоимки по земельному налогу в размере 60 612 руб., пени по земельному налогу в размере 5 327, 71 руб., налоговых санкций в размере 12 123 руб. (л.д. 105-106).
27.09.2016 за вх. N 40084 обществом подана в Управление ФНС по Республике Саха (Якутия) апелляционная жалоба от 26.09.2016 N 159 на решение от 14.07.2016 N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 86-87).
Решением Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия) от 03.11.2016 N 05-16/15779@ апелляционная жалоба от 10.03.2016 N 12/2016 оставлена без удовлетворения (л.д. 89-92).
Общество, не согласившись с решением налогового органа от 14.07.2016 N 50330 в части доначисления земельного налога за 2015 год в размере 45 838 руб., пени в размере 2 481, 36 руб., налоговых санкций в размере 9 167, 60 руб., по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нарушений порядка проведения налоговой проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решения инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Общество в проверяемый период в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ являлось плательщиком земельного налога.
Основанием для принятия оспариваемого решения в рассматриваемой части послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы при исчислении земельного налога за 2015 год, в связи с применением сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 14:36:000000:12101 по состоянию на 01.01.2014 в размере 14 147 521 руб., при актуальной кадастровой стоимости - 23 315 242, 72 руб.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен главой 31 Налогового кодекса РФ, а также иными нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей в спорный период, далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 3 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
В силу положений статьи 391 Налогового кодекса РФ определение налоговой базы по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости по состоянию не на 1 января, а на иную календарную дату в течение налогового периода допускается лишь в случае образования земельного участка в течение налогового периода.
Пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В силу пункта 2.1.3 приказа Минэкономразвития России от 12.08.2011 N 222 при образовании нового или включения в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:000000:12101, расположенный по адресу: город Якутск, пер. Базовый с назначением "под производственную базу", площадью 16 324 кв. м, дата регистрации права собственности - 27.09.2013.
В рамках камеральной проверки в налоговый орган в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации поступил ответ ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РС (Я)" с указанием кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101-23 315 242, 72 руб. и датой утверждения кадастровой стоимости с 01.01.2014 со ссылкой на акт, утвердивший кадастровую стоимость от 15.11.2013 N 374.
По мнению налогового органа, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена и утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)".
Приложением N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
Приложением N 37 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов на территории Городского округа "Город Якутск" Республики Саха (Якутия).
Пунктом 5 постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу с 1 января 2014 года. Опубликован нормативный правовой акт 27.11.2013 в газете "Якутские ведомости", N 82-134.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акт законодательства о налогах и сборах вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ положения, предусмотренные статьей 5 Налогового кодекса Российской федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используются для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они взаимосвязаны с нормами статьи 390 и пункта й статьи 391 Налогового кодекса РФ, порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
При таком правовом регулировании, учитывая, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" официально опубликовано 27.11.2013, оно подлежит применению в целях исчисления земельного налога с 1 января 2014 года.
13.02.2017 в адрес Управления Росреестра по РС (Я) судом первой инстанции направлен запрос о предоставлении информации по вопросу установления кадастровой стоимости в размере 23 315 242, 72 руб. с 01.01.2014 по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101, исходя из площади земельного участка 16 324 кв. м и данных Приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" (методику расчета кадастровой стоимости).
06.03.2017 от Управления Росреестра по РС (Я) поступил ответ от 02.03.2017 N 18-12.1/01471-17 на судебный запрос, согласно которому при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:12101 использован средний показатель кадастровой стоимости 9 группы видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 14:36:00000, равный 1 428, 28 руб./кв. м, кадастровая стоимость составила 23 315 242, 72 рублей, сведения внесены в ГКН 06.02.2014.
Судом установлено, что в приложение N 37 к Постановлению N 374 Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 земельный участок с кадастровым номером 14:36:000000:12101 не включен.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, формировался по состоянию на 01.01.2012. В связи с постановкой на кадастровый учет 14.08.2012 спорный земельный участок не вошел в указанный перечень.
Следовательно, кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит определению на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)", путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения, установленные нормативным актом органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 N 374 средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Якутска" для 9 вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" установлен - 1 274, 29 руб./кв. м.
При применении данного показателя, как правильно установлено судом первой инстанции, размер кадастровой стоимости земельного участка составляет 20 804 509, 96 руб. (1274,29 руб./кв. м x 16324 кв. м), что не соответствует размеру кадастровой стоимости (налоговой базы), использованной налоговым органом при вынесении оспариваемого решения.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности налоговым органом размера налоговой базы при исчислении земельного налога за 2015 год в сумме 23 315 242, 72 руб.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания решения инспекции недействительным в полном объеме, поскольку действующее налоговое законодательство, определяя источник получения необходимых сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не содержит правовых оснований для изменения реальной обязанности по уплате налога в случае несвоевременного или неверного внесения уполномоченным органом сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом вышеприведенных выводов суда позиция общества относительно отсутствия оснований для применения кадастровой стоимости в размере 23 315 242,72 руб. в 2015 году, поскольку сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости только 30.01.2015, апелляционным судом признается несостоятельной, основанной на неправильном применении норм материального права
С учетом изложенного, налоговой базой для исчисления ООО "Полипрофиль" земельного налога за 2015 год по спорному земельному участку является его кадастровая стоимость в размере 20 804 509,96 руб.
Налогоплательщиком в декларации по земельному налогу за 2015 год при расчете суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:12101 Обществом применена кадастровая стоимость в размере 14 147 521 руб.
Обществом обоснование данной кадастровой стоимости не приведено, только указано на отсутствие оснований для перерасчета земельного налога, поскольку кадастровая стоимость определена по состоянию на 30.01.2015. Налоговый орган в письменных пояснениях указал, что примененная обществом кадастровая стоимость в размере 14 147 521 руб. определена в соответствии с Постановлением N 541 от 10 декабря 2008 года и утратила силу с 1 января 2014 года.
Таким образом, следует признать, что обществом при исчислении земельного налога за 2015 год использованы неактуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судом апелляционной инстанции проверен произведенный налоговым органом расчет земельного налога с учетом применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 804 509,96 руб., сумма налога по спорному земельному участку к уплате составит 104 022 руб. (20 804 509,96 руб. x 0,5% (налоговая ставка))
С учетом самостоятельно задекларированного и уплаченного обществом земельного налога в сумме 70 738 руб., сумма подлежащего доначислению за 2015 год налога составляет 33 284 руб. (104 022 руб. - 70 738 руб.). Инспекцией по решению земельный налог доначислен в сумме 45 838 руб., судом первой инстанции признано необоснованным доначисление земельного налога полностью, то есть излишне на сумму 33 284 руб.
Поскольку обществом допущена неуплата земельного налога за 2015 год в сумме 33 284 руб., инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога и на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислила пени за несвоевременную уплату земельного налога.
Судом апелляционной инстанции проверены расчеты штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 6 656,80 руб. (33 284 руб. x 20%) и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 2 282,38 руб., признаны верными.
Учитывая вышеприведенные выводы, апелляционная жалоба инспекции подлежит частичному удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований и признания недействительным решения инспекции от 14 июля 2016 года N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Общества в части доначисления земельного налога в размере 33 284 руб., пени по земельному налогу в размере 2282 руб. 38 коп., штрафа по земельному налогу в размере 6656 руб. 80 коп., с принятием в отмененной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества в указанной части.
В остальной обжалованной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года по делу N А58-6227/2016 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) от 14 июля 2016 года N 50330 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Общества с ограниченной ответственностью "Полипрофиль" в части доначисления земельного налога в размере 33 284 руб., пени по земельному налогу в размере 2282 руб. 38 коп., штрафа по земельному налогу в размере 6656 руб. 80 коп.
Принять в отмененной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2017 года по делу N А58-6227/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
В.Л.КАМИНСКИЙ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
В.Л.КАМИНСКИЙ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)