Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Поспелова С.В., действующего на основании доверенности от 02.02.2016,
представителей ответчика: Коннова В.Б., действующего на основании доверенности от 27.12.2016, Королевой А.В., действующей на основании доверенности от 15.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 по делу N А31-10650/2016, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЛАКС-Инвест"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
(ИНН: 4401007770, ОГРН: 1044408640902),
о признании недействительным решения N 5992 от 08.07.2016,
общество с ограниченной ответственностью "ОЛАКС-Инвест" (далее - ООО "ОЛАКС-Инвест", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 5992 от 08.07.2016.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 заявленные требования удовлетворены в части начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 44:27:040320:335, расположенному по адресу: г. Кострома, ул. Ткачей, дом 7, в сумме 53 602 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, так как доначисление земельного налога за 2015 было произведено правомерно, поскольку:
- кадастровая стоимость по спорному земельному участку по состоянию на 22.07.2015 в размере 109 026 864 руб. внесена на основании постановления Администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2015 и в пункте 3 которого установлено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования, то есть с 30.12.2014, что, в свою очередь, для целей налогообложения противоречит положениям статьи 5 НК РФ, что также подтверждено решением Костромского областного суда от 26.03.2015 по делу N 3-11/15.
- Утвержденная постановлением Администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а кадастровая стоимость земельных участков может применяться только с 2016, а поскольку Обществом оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным постановлением и применяемая только с 01.01.2016, то и установленная решением Комиссии от 22.12.2015 N 190 кадастровая стоимость может применяться только с 01.01.2016.
Таким образом, Инспекция считает, что решение от 16.02.2017 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
ООО "ОЛАКС-Инвест" отзыв на апелляционную жалобу к судебному заседанию 04.05.2017 не представило.
В судебном заседании апелляционного суда 04.05.2017, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 11 часов 30 минут 01.06.2017.
В связи с невозможностью дальнейшего участия в судебном разбирательство судьи Великоредчанина О.Б. из-за нахождения в отпуске произведена его замена на судью Черных Л.И., поэтому судебное разбирательство по апелляционной жалобе начато сначала.
К судебному заседанию 01.06.2017 от налогоплательщика поступил отзыв на жалобу, в котором он выразил несогласие с позицией налогового органа.
В судебном заседании апелляционного суда 01.06.2017, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, представители сторон повторно изложили свои доводы по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015, представленной 29.01.2016 ООО "ОЛАКС-Инвест" по земельному участку с кадастровым номером 44:27:040320:335, расположенному по адресу: г. Кострома, ул. Ткачей, 7, в результате которой налоговым органом установлена неуплата земельного налога в сумме 128 635 руб.
Решением Инспекции от 08.07.2016 N 5992 ООО "ОЛАКС-Инвест" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Указанным решением Обществу предложено также уплатить начисленные налог и пени.
Общество с решением Инспекции не согласилось и обжаловало его в УФНС России по Костромской области.
Решением вышестоящего налогового органа от 05.09.2016 N 12-12/09850с решение Инспекции оставлено без изменения.
ООО "ОЛАКС-Инвест" с решением Инспекции не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 53, 388 - 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, положениями Федеральных законов от 21.07.2014 N 225-ФЗ, от 16.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел при рассмотрении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требования ООО "ОЛАКС-Инвест" удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части, исходя из нижеследующего.
Положениями статьи 65 ЗК РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно действующему налоговому законодательству земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Исходя из указанных норм права, при исчислении земельного налога необходимо руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2014 N 1555-О указал, что взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель; однако такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков.
Также в данном Определении с учетом положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отмечено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в соответствии с требованиями законодательства и при соблюдении прав владельца земельного участка; это, однако не исключает возможности совершенствования законодательного регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30.06.2015 N 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2015 ООО "ОЛАКС-Инвест" на праве долевой собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 44:27:040320:335, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Ткачей, 7 (ранее данный земельный участок принадлежал ООО "Звольма-Инвест" с разрешенным использованием для эксплуатации зданий и сооружений льнокомбината с кадастровой стоимостью 37774 518 руб.).
22.01.2014 по заявлению ООО "Звольма-Ивест" решением Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-9670/2013 установлена кадастровая стоимость данного земельного участка равная рыночной стоимости в размере 12572 292 руб.
24.04.2014 по заявлению ООО "Звольма-Инвест" изменено разрешенное использование земельного участка, его кадастровая стоимость составила 96120945 руб.
30.04.2014 земельный участок перешел в собственность ООО "Риккон".
22.07.2015 в базу государственного кадастра недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 109 026 864 руб., оспоренная ООО "Риккон" 11.12.2015 в Комиссию по рассмотрению кадастровых споров о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области.
22.12.2015 Комиссией было принято решение N 190, которым установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 109 026 864,35 руб. по состоянию на 21.07.2015, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а. Комиссия определила кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленной в отчете об оценке от 04.12.2015 N 5332 в размере 84 453 313 руб.
24.12.2015 ООО "Риккон" реорганизовано путем присоединения к ООО "Звольма-Инвест".
20.01.2016 ООО "Звольма-Инвест" переименовано в ООО "ОЛАКС-Инвест".
29.01.2016 ООО "ОЛАКС-Инвест" представило декларацию по земельному налогу за 2015, в которой по названному выше земельному участку исчислило земельный налог с кадастровой стоимости 84 453 313 руб.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции был сделан правильный вывод о наличии у налогоплательщика оснований для исчисления земельного налога за 2015 по кадастровой стоимости, определенной Комиссией в размере 84 453 313 руб. с 22.07.2015.
Ссылка Инспекции на решение Костромского областного суда от 26.03.2015 по делу N 3-11/15 о возможности применять рыночную цену равной кадастровой только с 01.01.2016 подлежит отклонению, так как решение от 26.03.2015 принято по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика, оспаривавшего положения пункта 3 постановления N 542-а, которым устанавливалось вступление данного постановления в законную силу с момента его официального опубликования и возможность применения к правоотношениям, возникшим с 01.01.2015, поскольку налог был исчислен с кадастровой стоимости, утвержденной данным постановлением, которая больше кадастровой стоимости, утвержденной ранее. При этом в решении от 26.03.2015 суд указал, что установленный в пункте 3 оспариваемого постановления порядок введения его в действие в той мере, в какой он допускает применение его для целей налогообложения в 2015 году с учетом противоречия положениям статьи 5 НК РФ, нарушает права заявителя как плательщика земельного налога.
В данном случае Общество воспользовалось своим правом и оспорило установленную кадастровую стоимость земельного участка для исчисления земельного налога в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ, тогда как в решении Костромского областного суда от 26.03.2015 суд указал о порядке применения положений, касающихся порядка вступления постановления N 542-а в законную силу.
Ссылка заявителя жалобы на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2016 N 1837-О позицию Инспекции по жалобе не подтверждает, поскольку в названном Определении не рассматривался вопрос о начале применения кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам ее обжалования в соответствующую комиссию либо в суд.
Позицию Инспекции о правомерности доначисления спорного земельного налога за 2015 и о необходимости применения для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде кадастровой стоимости земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, апелляционный суд признает несостоятельной в силу ее противоречия изложенным выше нормам права, и учитывает также, что сделанные судом первой инстанции выводы налоговым органом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела к спорному периоду. Оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе Инспекции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 по делу N А31-10650/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (ИНН: 4401007770, ОГРН: 1044408640902) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 02АП-2450/2017 ПО ДЕЛУ N А31-10650/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N А31-10650/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Поспелова С.В., действующего на основании доверенности от 02.02.2016,
представителей ответчика: Коннова В.Б., действующего на основании доверенности от 27.12.2016, Королевой А.В., действующей на основании доверенности от 15.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 по делу N А31-10650/2016, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЛАКС-Инвест"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
(ИНН: 4401007770, ОГРН: 1044408640902),
о признании недействительным решения N 5992 от 08.07.2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОЛАКС-Инвест" (далее - ООО "ОЛАКС-Инвест", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 5992 от 08.07.2016.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 заявленные требования удовлетворены в части начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 44:27:040320:335, расположенному по адресу: г. Кострома, ул. Ткачей, дом 7, в сумме 53 602 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, так как доначисление земельного налога за 2015 было произведено правомерно, поскольку:
- кадастровая стоимость по спорному земельному участку по состоянию на 22.07.2015 в размере 109 026 864 руб. внесена на основании постановления Администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2015 и в пункте 3 которого установлено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования, то есть с 30.12.2014, что, в свою очередь, для целей налогообложения противоречит положениям статьи 5 НК РФ, что также подтверждено решением Костромского областного суда от 26.03.2015 по делу N 3-11/15.
- Утвержденная постановлением Администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а кадастровая стоимость земельных участков может применяться только с 2016, а поскольку Обществом оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным постановлением и применяемая только с 01.01.2016, то и установленная решением Комиссии от 22.12.2015 N 190 кадастровая стоимость может применяться только с 01.01.2016.
Таким образом, Инспекция считает, что решение от 16.02.2017 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
ООО "ОЛАКС-Инвест" отзыв на апелляционную жалобу к судебному заседанию 04.05.2017 не представило.
В судебном заседании апелляционного суда 04.05.2017, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 11 часов 30 минут 01.06.2017.
В связи с невозможностью дальнейшего участия в судебном разбирательство судьи Великоредчанина О.Б. из-за нахождения в отпуске произведена его замена на судью Черных Л.И., поэтому судебное разбирательство по апелляционной жалобе начато сначала.
К судебному заседанию 01.06.2017 от налогоплательщика поступил отзыв на жалобу, в котором он выразил несогласие с позицией налогового органа.
В судебном заседании апелляционного суда 01.06.2017, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, представители сторон повторно изложили свои доводы по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015, представленной 29.01.2016 ООО "ОЛАКС-Инвест" по земельному участку с кадастровым номером 44:27:040320:335, расположенному по адресу: г. Кострома, ул. Ткачей, 7, в результате которой налоговым органом установлена неуплата земельного налога в сумме 128 635 руб.
Решением Инспекции от 08.07.2016 N 5992 ООО "ОЛАКС-Инвест" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Указанным решением Обществу предложено также уплатить начисленные налог и пени.
Общество с решением Инспекции не согласилось и обжаловало его в УФНС России по Костромской области.
Решением вышестоящего налогового органа от 05.09.2016 N 12-12/09850с решение Инспекции оставлено без изменения.
ООО "ОЛАКС-Инвест" с решением Инспекции не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 53, 388 - 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, положениями Федеральных законов от 21.07.2014 N 225-ФЗ, от 16.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел при рассмотрении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требования ООО "ОЛАКС-Инвест" удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части, исходя из нижеследующего.
Положениями статьи 65 ЗК РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно действующему налоговому законодательству земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Исходя из указанных норм права, при исчислении земельного налога необходимо руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2014 N 1555-О указал, что взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель; однако такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков.
Также в данном Определении с учетом положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отмечено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в соответствии с требованиями законодательства и при соблюдении прав владельца земельного участка; это, однако не исключает возможности совершенствования законодательного регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30.06.2015 N 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2015 ООО "ОЛАКС-Инвест" на праве долевой собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 44:27:040320:335, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Ткачей, 7 (ранее данный земельный участок принадлежал ООО "Звольма-Инвест" с разрешенным использованием для эксплуатации зданий и сооружений льнокомбината с кадастровой стоимостью 37774 518 руб.).
22.01.2014 по заявлению ООО "Звольма-Ивест" решением Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-9670/2013 установлена кадастровая стоимость данного земельного участка равная рыночной стоимости в размере 12572 292 руб.
24.04.2014 по заявлению ООО "Звольма-Инвест" изменено разрешенное использование земельного участка, его кадастровая стоимость составила 96120945 руб.
30.04.2014 земельный участок перешел в собственность ООО "Риккон".
22.07.2015 в базу государственного кадастра недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 109 026 864 руб., оспоренная ООО "Риккон" 11.12.2015 в Комиссию по рассмотрению кадастровых споров о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области.
22.12.2015 Комиссией было принято решение N 190, которым установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 109 026 864,35 руб. по состоянию на 21.07.2015, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 543-а. Комиссия определила кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленной в отчете об оценке от 04.12.2015 N 5332 в размере 84 453 313 руб.
24.12.2015 ООО "Риккон" реорганизовано путем присоединения к ООО "Звольма-Инвест".
20.01.2016 ООО "Звольма-Инвест" переименовано в ООО "ОЛАКС-Инвест".
29.01.2016 ООО "ОЛАКС-Инвест" представило декларацию по земельному налогу за 2015, в которой по названному выше земельному участку исчислило земельный налог с кадастровой стоимости 84 453 313 руб.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции был сделан правильный вывод о наличии у налогоплательщика оснований для исчисления земельного налога за 2015 по кадастровой стоимости, определенной Комиссией в размере 84 453 313 руб. с 22.07.2015.
Ссылка Инспекции на решение Костромского областного суда от 26.03.2015 по делу N 3-11/15 о возможности применять рыночную цену равной кадастровой только с 01.01.2016 подлежит отклонению, так как решение от 26.03.2015 принято по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика, оспаривавшего положения пункта 3 постановления N 542-а, которым устанавливалось вступление данного постановления в законную силу с момента его официального опубликования и возможность применения к правоотношениям, возникшим с 01.01.2015, поскольку налог был исчислен с кадастровой стоимости, утвержденной данным постановлением, которая больше кадастровой стоимости, утвержденной ранее. При этом в решении от 26.03.2015 суд указал, что установленный в пункте 3 оспариваемого постановления порядок введения его в действие в той мере, в какой он допускает применение его для целей налогообложения в 2015 году с учетом противоречия положениям статьи 5 НК РФ, нарушает права заявителя как плательщика земельного налога.
В данном случае Общество воспользовалось своим правом и оспорило установленную кадастровую стоимость земельного участка для исчисления земельного налога в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ, тогда как в решении Костромского областного суда от 26.03.2015 суд указал о порядке применения положений, касающихся порядка вступления постановления N 542-а в законную силу.
Ссылка заявителя жалобы на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2016 N 1837-О позицию Инспекции по жалобе не подтверждает, поскольку в названном Определении не рассматривался вопрос о начале применения кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам ее обжалования в соответствующую комиссию либо в суд.
Позицию Инспекции о правомерности доначисления спорного земельного налога за 2015 и о необходимости применения для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде кадастровой стоимости земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, апелляционный суд признает несостоятельной в силу ее противоречия изложенным выше нормам права, и учитывает также, что сделанные судом первой инстанции выводы налоговым органом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела к спорному периоду. Оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе Инспекции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.02.2017 по делу N А31-10650/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (ИНН: 4401007770, ОГРН: 1044408640902) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Т.В.ХОРОВА
Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)