Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2017 N 10АП-8197/2017 ПО ДЕЛУ N А41-86840/16

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2017 г. по делу N А41-86840/16


Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Дейкиным А.И.,
при участии в заседании:
от ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений": Цой Л.Г., по доверенности от 03.05.2017; от ИФНС России по г. Мытищи Московской области: Волкова С.А., по доверенности от 19.01.2017; от УФНС России по Московской области: Ткач О.В., по доверенности от 09.01.2017, Волкова С.А., по доверенности от 26.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2017 года по делу N А41-86840/16, принятое судьей Юдиной М.А., по исковому заявлению ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений" к ИФНС России по г. Мытищи Московской области, третье лицо: УФНС России по Московской области, о признании незаконным решения,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Мытищи Московской области о признании незаконным решения ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 26.04.2016 N 14312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2017 года по делу N А41-86840/16 в удовлетворении исковых требований ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений" обжаловало его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Мытищи Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский Институт химических средств защиты растений" по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт N 23011 от 14.03.2016.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, руководителем налогового органа вынесено решение N 14312 от 26.04.2016, в соответствии с которым заявителю доначислен земельный налог в сумме 2 051 614 руб., предложено уплатить пени по налогу в сумме 273 634,02 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ и пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом п. 3 ст. 114 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 512 903,50 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 09.08.2016 N 07-12/53183, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение Инспекции отменено в части применения штрафной санкции, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ, в размере 230 806,47 руб. в части применения штрафной санкции, установленной п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 153 871,05 руб. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая указанные решения и требование налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "ВНИИХСЗР" в проверяемом периоде владело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:12:00050214:1.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, земельный участок с кадастровым номером 50:12:00050214:1 отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для проведения научных исследований и разработки технологий".
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения. При этом, в силу п. 2 указанной статьи НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Вышеуказанный земельный участок расположен на территории Московской области, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, дер. Красная Горка, ул. Тепличная, д. 1. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:12:00050214:1 по состоянию на 01.01.2014 установлена распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" и составила 136 774 247,92 руб., что подтверждается кадастровыми справками филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 29.01.2016 и от 16.02.2016.
На территории Мытищинского района Московской области (поселение Федоскинское) в 2014 году действовало решение Совета депутатов сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 08.10.2013 N 51/1 "О принятии Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Федоскинское".
Согласно указанному нормативному акту на территории сельского поселения Федоскинское установлены категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога и порядок предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на налоговые льготы: органы местного самоуправления - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и учреждения, деятельность которых финансируется за счет местных бюджетов (подпункты 12 и 13 пункта 8 Положения от 08.10.2013 N 51/1); налогоплательщики представляют в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 1 п. 9 N 51/1 Положения).
Соответственно, для получения права на льготу налогоплательщиком должно одновременно выполняться два условия: налогоплательщик должен относиться к категории "органы местного самоуправления или учреждения" и своевременно и по установленной форме представлять документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты налога.
На запрос Инспекции от 08.02.2016 N 12-10/003566 о финансировании за счет местного бюджета, о наличии отчета об использовании средств, высвобожденных в результате использования льгот, 01.03.2016 получен ответ Администрации городского округа Мытищи N И-1572-УД, в котором указано, что в период с 2012 по 2015 годы финансирования ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт химических средств защиты растений" (ИНН 7723013389) из бюджета Мытищинского муниципального района и поселений, входящих в его состав, не производилось.
Решением Совета депутатов сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 08.10.2013 N 51/1 "О принятии положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Федоскинское" на 2014 год установлена ставка налога в размере 0,3 процента в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящейся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
в) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В отношении прочих земельных участков ставка налога, согласно данному решению, установлена в размере 1,5 процента.
Налоговые ставки в соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы НК РФ для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В силу ст. 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Как указывает Верховный Суд Российской Федерации в определении от 29 февраля 2016 г. N 305-КГ15-13502, из положений статей 391, 394, 396 НК РФ в их системной связи следует, что основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
При этом, согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050214:1 отнесен к категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для проведения научных исследований и разработки технологий".
Заявитель в своей апелляционной жалобе ссылается на использование земельного участка для сельскохозяйственного производства, что, по мнению заявителя, подтверждается, в том числе письмом Минсельхоза России от 11.04.2017 N 19/1842, согласно которому заявитель включен в Перечень организаций, допущенных к проведению регистрационных испытаний в области определения биологической эффективности пестицидов и разработки регламентов их применения, а также в качестве организации, ответственной за подготовку экспертных заключений по результатам регистрационных испытаний, а также на то, что на земельном участке находятся объекты сельскохозяйственной инфраструктуры, опытные делянки и он (земельный участок) используется по сельскохозяйственному назначению.
Кроме того, заявитель указывает, что выращиваемые им зерновые озимые культуры, пшеница яровая, кукуруза на зерно, зерновые колосовые яровые культуры прочие отнесены в соответствии с Перечнем продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458, к сельскохозяйственной продукции, в связи с чем, по мнению заявителя, он является сельхозпроизводителем.
Между тем, указанная деятельность заявителя и использование земельного участка, на котором находятся, в том числе опытные делянки и объекты сельскохозяйственной инфраструктуры, осуществляется в целях уставной деятельности предприятия: научно-исследовательских работ по синтезу новых химических средств защиты растений, а также активных и других химических веществ для ветеринарии, медицины и специальных отраслей промышленности; проведению комплекса биологических испытаний на пестицидную активность химических соединений; проведению комплексных физико-химических анализов и т.д.
Исходя из изложенного, в отношении спорного земельного участка в 2014 года заявителю следовало применять налоговую ставку 1,5%.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции предприятие заявило, что спорный земельный участок ограничен в обороте, как обеспечивающий безопасность страны, и не является объектом налогообложения.
Между тем, в соответствии с положениями пп. 3 п. 2 статьи 389 НК РФ земельный участок не является объектом налогообложения только в случае если такой участок имеет вид разрешенного использования "для нужд обороны" либо фактически использоваться в целях обеспечения обороны и безопасности.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих вид разрешенного использования "для нужд обороны", основания для квалификации участков, как используемых для обеспечения обороны, могут быть подтверждены сведениями о статусе организации.
Таким доказательством может служить подтверждение факта включения в Перечень стратегических предприятий.
Как усматривается из материалов дела, предприятие в такой Перечень включено (пункт 51 Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р).
Между тем, доказательств использования спорного земельного участка в целях обороны и безопасности не представлено.
Соответственно, оснований для исключения спорного земельного участка из перечня объектов налогообложения не имелось.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2017 года по делу N А41-86840/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)