Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2016 N 19АП-2900/2016 ПО ДЕЛУ N А64-6274/2015

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. по делу N А64-6274/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания
Бутыриной Е.А., Бауман Л.В.,
при участии:
от ТУ Росимущества в Тамбовской области:
от ОАО "Росипподромы":
от Росимущества: Петровичева С.Л., представитель по доверенности от 14.01.2016 N 200,
Иванова Т.В., представитель по доверенности от 31.12.2015,
Петровичева С.Л., представитель по доверенности от 14.01.2016 N 07,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 по делу N А64-6274/2015 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Росипподромы" (ОГРН 1127746402112, ИНН 7714873807, город Москва) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176, город Тамбов) о признании недействительным (незаконным) ненормативного правового акта - распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 01.07.2015 N 214-р,
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

установил:

Открытое акционерное общество "Росипподромы" (далее - ОАО "Росипподромы" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУ Росимушества в Тамбовской области или заинтересованное лицо) о признании недействительным (незаконным) ненормативного правового акта распоряжения ТУ Росимущества в Тамбовской области от 01.07.2015 N 214-р (с учетом уточнений от 18.02.2016, протокол судебного заседания от 18.02.2016 (т. 2, л.д. 101)).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 по делу N А64-6274/2015 требования ОАО "Росипподромы" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимушества в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ОАО "Росипподромы" отказать в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не учел, что прогнозный план приватизации имущества содержит перечень имущества планируемого к приватизации. Ни в одном нормативно-правовом акте не указано, что все имущество, которое указано в прогнозных планах приватизации является обязательным для его приватизации. Имущество, которое остается после окончания сроков исполнения прогнозного плана приватизации и приватизация которого не осуществлена в соответствии с установленными способами в установленные сроки, останется в собственности Российской Федерации и будет реализовано в ином порядке. Более того, в решении суда не указано, что оспариваемое распоряжение фактически исполнено ОАО "Росипподромы", так как в ноябре 2015 года был подписан акт о внесении изменений в передаточный акт. Тем самым заявитель согласился с исключением земельных участков и принятием оставшегося имущества. Также оспариваемое распоряжение является основанием для уменьшения уставного капитала ОАО "Росипподромы", который будет решаться общим собранием акционеров. Законодательно существует возможность обратимости процесса эмиссии, в связи с чем осуществление регистрации заявителем ценных бумаг не подтверждается недействительность оспариваемого распоряжения.
В судебном заседании, назначенном на 15.06.2016, объявлялся перерыв до 22.06.2016.
Представитель заинтересованного лица ТУ Росимушества в Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заявителя ОАО "Росипподромы" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Суд апелляционной инстанции, выслушав участников процесса, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
ОАО "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, от 27.11.2010 N 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 N 558-р и является его правопреемником. Учредителем ОАО "Росипподромы" является Российская Федерация в лице Росимущества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 35-р утверждены изменения в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. В перечень Прогнозного плана включено имущество, оставшееся после ликвидации ГЗК "Тамбовская" с ипподромом под порядковыми номерами данного распоряжения 577, 578, 579. В его состав вошли три земельных участка с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшегося после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых ОАО "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала, в том числе имущество ГЗК "Тамбовская" с ипподромом.
ТУ Росимущества в Тамбовской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 и Прогнозного плана была проведена оценка имущества и вынесено распоряжение от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
Пунктом 1 данного распоряжения установлено приватизировать находящееся в федеральной собственности имущество согласно приложению путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Росипподромы" в качестве вклада в уставный капитал указанного общества.
В приложении N 1 к данному распоряжению поименованы три земельных участка с кадастровыми номерами: 68:20:3413001:1; 68:20:4021001:1; 68:20:4031001:0003.
Во исполнение подпунктов "а", "б" пункта 3 распоряжения от 21.10.2013 N 374-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", Распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.12.2011 N 1876-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 15.11.2012 N ЭА-11/51887 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества (т. 1, л.д. 63). Количество ценных бумаг дополнительного выпуска составило 2 604 778 бумаг номинальной стоимостью 1 000 рублей.
25.06.2015 в ТУ Росимущества в Тамбовской области поступило поручение от Росимущества о внесении изменений в ранее изданные распоряжения об условиях приватизации федерального имущества, исключив земельные участки согласно приложению в данному письму (т. 1, л.д. 18, 19).
На основании поручения от 24.06.15 N ИА-03/25290 ТУ Росимущества в Тамбовской области принято распоряжение от 01.07.2015 N 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", в соответствии с которым внесены изменения в пункт 2 распоряжения от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в редакции распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 24.06.2014 N 200-р и от 13.01.2015 N 01-р (т. 1, л.д. 92, 93), установлено начальную цену имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению считать в размере 518 362 (пятьсот восемнадцать тысяч триста шестьдесят два) рубля.".
Также решено внести изменения в Приложение к распоряжению, исключив из него пункт 1 (т. 1, л.д. 12).
В связи с этим пунктом 2 распоряжения ТУ Росимущества в Тамбовской области от 01.06.2015 N 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" исключены из приложения к Распоряжению N 374-р пункт 1 следующие объекты, а именно: земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003.
Письмом от 02.07.2015 N 3362-2.1, полученным ОАО "Росипподромы" 08.07.2015, ТУ Росимущества в Тамбовской области направило в адрес ОАО "Росипподромы" оспариваемое распоряжение с приложением акта о внесении изменений в передаточный акт, из текста которого исключены земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003.
Не согласившись с вынесенным ТУ Росимущества в Тамбовской области Распоряжением от 01.07.2015 N 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, установил, что ОАО "Росипподромы" предприняло все меры по приватизации земельных участков, установленные распоряжением N 374-р и Распоряжением о размещении акций N 226-р. Изменения в распоряжение от 21.10.2013 N 374-р внесены в тот период времени, когда первоначальное решение об условиях приватизации имущества ОАО "Росипподромы" было уже принято заявителем и во исполнения данного решения проведен ряд мероприятий, практически исполнивших положения распоряжения от 21.10.2013 N 374-р, а именно принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций, обеспечена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций ОАО "Росиподромы", подписан и представлен акт приема передачи имущества. В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 01.07.2015 N 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
- - утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- - осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Из анализа Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах. Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1-3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу. Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение. Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Судом первой инстанции установлено, что в перечень Прогнозного плана (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 включено имущество, оставшееся после ликвидации ГЗК "Тамбовская" с ипподромом, с номерами позиций: 577 - Земельный участок площадью 70 500 м{\super 2, кадастровый номер 68:20:3413001:1; 578 - Земельный участок площадью 215 415 м{\super 2, кадастровый номер 68:20:4021001:1; 579 - Земельный участок площадью 34 000 м{\super 2, кадастровый номер 68:20:4030001:0003.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.05.2012 N 840-р установлена сноска "**" обозначающая, что это имущество, подлежащее приватизации, планируется к внесению в уставный капитал ОАО "Росипподромы" на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
21.10.2013 распоряжением N 374-р утверждены условия приватизации имущества, передаваемого ОАО "Росипподромы", в частности установлена цена имущества в размере 1 314 763 рублей, и определен его перечень, в который вошли три земельных участка.
28.11.2013 утвержден передаточный акт, подлежащего приватизации имущества, передаваемого ОАО "Росипподромы", согласно которому в состав имущества, передаваемого заявителю вошли три земельных участка с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1; 68:20:4021001:1; 68:20:4031001:0003 (т. 1, л.д. 124-126).
Росимуществом принято решение внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Росипподромы" N 226-р от 15.04.2015 о размещении акций, которым определено количество объявленных акций ОАО "Росипподромы" в количестве 2 604 778 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей каждая на общую сумму по номинальной стоимости 2 604 778 000 (два миллиарда шестьсот четыре миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч) рублей, которые предоставляют после их размещения те же права, что и размещенные обыкновенные именные бездокументарные акции, определенные уставом ОАО "Росиппдоромы".
Данным распоряжением увеличен уставный капитал ОАО "Росипподромы" путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 2 604 778 штук номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей каждая на общую сумму по номинальной стоимости 2 604 778 000 рублей. ОАО "Росипподромы" указано на право разместить дополнительно к размещенным акциям 2 604 778 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей каждая на общую сумму по номинальной стоимости 2 604 778 000 (два миллиарда шестьсот четыре миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч) рублей (т. 2, л.д. 1-6).
27.05.2015 проведено заседание совета директоров ОАО "Росипподромы" об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг (протокол от 27.05.2015 N 16).
20.05.2015 утвержден состав имущества, внесенного в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росиподромы" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций, стоимостью 2 604 887 481 рублей, в состав которого вошли три земельных участка 68:20:3413001:1; 68:20:4021001:1; 68:20:4031001:0003 (т. 2, л.д. 21-53, поименованы на л.д. 49).
26.06.2015 ОАО "Росипподромы" направило заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в Департамент выпуска на финансовый рынок Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) с описью необходимых документов в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии ценных бумаг.
27.08.2015 Банком России зарегистрировано решение о дополнительном выпуске обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Росипподромы", размещаемых путем закрытой подписки. Дополнительному выпуску присвоен государственный регистрационный номер 1-01-55520-E-001D.
Таким образом, ОАО "Росипподромы" предприняло все меры по приватизации земельных участков, установленные распоряжением N 374-р и Распоряжением о размещении акций N 226-р.
Распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области с актом о внесении изменений в передаточный акт направлены обществу 01.07.2015, документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг направлены в Департамент выпуска на финансовый рынок Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) 26.06.2015, то есть ОАО "Росипподромы" узнало об исключении из перечня, передаваемого в уставный капитал земельных участков 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003 после обращения в Департамент выпуска на финансовый рынок Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).
Основной причиной невозможности внесения в уставный капитал заявителя земельных участков с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003 послужили изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в соответствии с которыми 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Однако данные изменения внесены в тот период времени, когда первоначальное решение об условиях приватизации имущества ОАО "Росипподромы" было уже принято заявителем и во исполнения данного решения проведен ряд мероприятий, практически исполнивших положения распоряжения N 374-р от 21.10.13, а именно принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций, обеспечена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций ОАО "Росиподромы", подписан и представлен акт приема передачи имущества.
Более того, в силу пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2015, вместе с тем, правоотношения между сторонами возникли до вступления в силу указанного закона.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений. Это в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц. Первоочередными критериями, которым должно отвечать оспариваемое распоряжение, являются критерии четкости, ясности и недвусмысленности, выработанные Конституционным судом Российской Федерации.
Данным требованиям должны соответствовать все правовые акты публичной власти Российской Федерации, однако в ненормативном правовом акте отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Соответственно, оспариваемое распоряжение должно указывать на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии пунктами 1 и 4 статьи 1 ГК РФ основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
В связи с изложенным обжалуемое распоряжение не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка ТУ Росимущества в Тамбовской области на тот факт, что имущество, которое указано в прогнозных планах приватизации, не является обязательным для его приватизации несостоятельна, поскольку из содержания Прогнозного плана не следует, что он носит рекомендательный характер.
Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на плановый период осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации, с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, программами и задачами, определенными решениями Правительства Российской Федерации (в том числе при подведении итогов приватизации федерального имущества за отчетный период) и иными решениями Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац 3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.
Не позднее 20 мая Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом, и в иные выполняющие указанные функции федеральные органы исполнительной власти перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, и иного имущества, подлежащих включению в проект программы (кроме имущества, включение которого в проект программы является обязательным в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации), для согласования в установленном порядке.
Таким образом, если законодательством урегулирована процедура исключения имущества из прогнозного плана, то исключение имущества из Прогнозного плана без соблюдения установленного порядка невозможно. Любой правовой акт несет в себе обязательный характер, процедура исключения имущества предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества".
В связи с чем, исключение имущества из прогнозного плана без соблюдения установленного порядка незаконна. Данные обстоятельства указывают на обязательное соблюдение Прогнозного плана.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" (далее - Правила) Решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
Правила не наделяют Росимущество и его территориальные органы правом определения перечня имущества, подлежащего приватизации.
Правила прямо устанавливают, что решения об условиях приватизации федерального имущества подготавливаются и принимаются в сроки, позволяющие обеспечить его приватизацию в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества (пункт 1 Правил), в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Для исключения земельных участков из перечня передаваемого имущества и передачи его без торгов необходимо внести изменения в Прогнозный план, согласно требованиям и установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" порядку.
После внесения изменений в Прогнозный план, необходимо провести Общее собрание акционеров, которым будет уменьшен вклад в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Без решения Правительства Российской Федерации, которое вносится в Правительство Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации об изменении перечня имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал и внесения изменений в Прогнозный план проведение общего собрания акционеров и изменение перечня имущества будет незаконным и противоречащим процедуре уменьшения уставного капитала (данный порядок следует из пункта 7 Правил).
Оспариваемое распоряжение не сопровождено решениями вышестоящих органов власти (решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации), в связи с чем нарушает Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 N 1876-р, которые обязывают Росимущество внести имущество ликвидированных государственных заводских конюшен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Росипподромы".
Действия ТУ Росимущества в Тамбовской области выражаются фактически во внесении изменений в Прогнозный план приватизации, несмотря на то, что в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 35-р императивным образом определено в какую организации, каким способом должно быть передано указанное в нем имущество.
Таким образом, ТУ Росимущества в Тамбовской области превысило свои полномочия путем издания распоряжения от 01.07.2015 N 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которое изменяет перечень передаваемого имущества.
Ссылка ТУ Росимущества в Тамбовской области на подписание передаточного акта от 30.11.2015 не имеет правового значения для дела. Подписание передаточного акта или акта о внесении изменений исходя из сути документа не может свидетельствовать о согласии принявшей стороны с законностью оспариваемого распоряжения. Факт подписания ранее передаточного акта от 28.11.2013 и передаточного акта от 30.11.2015, в котором отсутствует часть имущества, переданного по акту 28.11.2013, свидетельствует о повторной передаче имущества, что не отменяет ранее подписанный передаточный акт от 28.11.2013. В передаточном акте от 30.11.2015 отсутствует указание, что подписанный передаточный акт от 28.11.2013 сторонами признается недействительным или по соглашению сторон признается утратившим силу.
Оставшиеся аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 по делу N А64-6274/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ

Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)